Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников
методическая разработка

Кадомцева Татьяна Владимировна

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx831.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» Среднеахтубинского района

Развитие межполушарного взаимодействия  у дошкольников

                                                                         Разработчик: Кадомцева  

                                                                         Татьяна Владимировна,

                                                                         педагог дополнительного                                

                                                                         образования,

                                                                         I квалификационная категория

Краснослободск,2023

Введение

Мозг человека состоит из двух полушарий, и каждое из них выполняют свои особые функции. Левое отвечает за речь, логику, анализ, математические способности. Правое – за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление. Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий.
Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. В результате ребенок с трудом усваивает обучающий материал и становится мнительным.

Признаки недостаточности развития межполушарных связей у детей

Данные связи формируются у ребенка до 12–15 лет, причем поэтапно. Очень важным для генерации специалисты считают период от 3 до 8 лет. В это время у ребенка формируется кинетическое, звуковое и зрительное смыслоразличение и др.

Если у ребенка присутствуют следующие симптомы, следует задуматься о возможном нарушении межполушарного взаимодейсвия:

агрессия;

плохое запоминание;

непонятная и сбивчивая речь;

зеркальное написание букв и цифр;

сложности в описании действия, изображенного на рисунке;

сложности в общении с ровесниками;

проблемы в написании диктантов или переписывании текстов.

Причины

В некоторых случаях слабость развития связей между полушариями мозга у ребенка может быть связана со стрессовым состоянием матери во время беременности или болезнью.

Кроме того, на развитие может негативно повлиять особенность мозгового строения или аномалии мозолистого тела, расстройства неврологического характера.

Чаще всего слабое взаимодействие мозговых полушарий наблюдается при отсутствии развивающих занятий и игр в жизни ребенка — всестороннее развитие ребенка должно начинаться с самого раннего возраста.

Другими причинами могут быть:

травмы во время родов;

серьезные заболевания в первый год жизни;

сидячий образ жизни;

последствия общего наркоза;

затяжной стресс.

Важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между полушариями мозга, тем проще ребенок будет обучаться новому, лучше выстраивать взаимоотношения с людьми, достигать отличных спортивных показателей.

Учитывая выше перечисленные факты, считаю проведение работы по развитию  межполушарного взаимодействия при подготовке к школе очень актуальной.

Содержание

Для проверки развитости связей между полушариями, можно провести несложный тест. Пусть он заведет одну руку за спину, а вы кисточкой прикоснитесь к любому пальцу (за исключением большого). Большим пальцем руки ребенок должен указать на место прикосновения кисточки к коже. Таких попыток должно быть 10, и, если ребенок ошибся более 3 раз, это свидетельствует о слабом развитии межполушарных связей.

Для развития используют специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих полушарий. Это называется мозговой гимнастикой, достаточно нескольких минут занятий в день. Они полезны и для детей, и для взрослых.

На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом влияют:

-пальчиковая гимнастика;

-кинезиологические упражнения;

-самомассаж;

-дыхательные упражнения;

-дидактические задания;

-творчество;

-прослушивание классических музыкальных композиций;

-логоритмика.

Специальные упражнения

Существует большое количество развивающих игр для улучшения связи между полушариями у детей. Начинать их можно уже с 2 лет. Помимо основного предназначения, они формируют зрительно-моторную координацию, способствуют развитию концентрации, а также пальцевого и пинцетного захватов.

Важно! Во всех играх сначала задействуется одна рука, а затем вторая.

Приемы для детей от 2 лет и старше:

Покорми птичку. Вам потребуется две емкости, ложки разного размера (кофейная, чайная, десертная, столовая), горох и фасоль. Нужно предложить ребенку накормить птичку (игрушку). Сначала вы должны сами показать как это делается, а потом дать ложку ребенку. Если это необходимо, можно использовать прием «рука в руке», а дальше нужно добиться самостоятельного выполнения упражнения. Порядок действия — перенести горох и фасоль из миски в миску, предназначенную для птички, стараться не рассыпать. Начинать нужно с 4 ст. л., постепенно (в течение 10 дней) доведя объем до 8 ст. л. Для усложнения задачи можно увеличить расстояние между мисками, или же предложить ребенку использовать ложку меньшего диаметра.

Для детей после 5 лет очень полезными будут задания на развитие графомоторных навыков двигательной координации, а также слаженности работы рук и глаз. Например, левая рука выводит в воздухе квадрат, а правая треугольник. Это упражнение можно выполнять не только в воздухе, но и на бумаге или мелом на асфальте. Для усложнения можно предложить ребенку закрыть глаза.

Логоритмика — это отличный способ развития речевого и моторного ритмов. В ней сочетается музыка, движения и слова. Выговаривание слов и совершение определенных действий прекрасно развивает речь и способствует формированию межполушарного взаимодействия.

Нейродинамическая гимнастика

Когда ребенок начинает готовиться к школе, в процесс обучения нужно обязательно включать нейродинамические упражнения. Это приводит к лучшему усвоению изучаемого  материала, развивает произвольное и непроизвольное внимание, улучшает концентрацию и скорость переключения, формирует разные виды мышления, улучшает сенсомоторной контроль.

Упражнения:

Зеркальное рисование. На листе бумаги нужно одновременно обеими руками выводить одинаковые рисунки, но в зеркальном расположении относительно друг друга. Это могут быть буквы, картинки, узоры. Сначала конечно это упражнение может получаться плохо, но когда работа обоих полушарий и обеих рук синхронизируется, эффективность работы улучшится. Для детей существует специальная рабочая тетрадь-прописи, где рисовать нужно по пунктирным линиям.

https://sun3-10.userapi.com/c848524/v848524033/136ed3/MFV1-WIbs2s.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\IMG_2857.jpg

Лезгинка. Попросите ребенка сжать левую руку в кулак, и направить большой палец в сторону. Кулак нужно развернуть таким образом, чтобы пальцы были повернуты к лицу. Правую ладонь нужно держать горизонтально, она должна прикасаться ею к мизинцу левой руки. Затем ребенок должен менять положение правой и левой рук 6–8 раз. Необходимо добиться максимально высокой скорости смен позиций. C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DRa0.698\IMG_2890.jpg

Ухо-нос. Пусть ребенок левой рукой прикоснется к кончику носа, а правой — левого уха. Одновременно нужно отвести руки от уха и носа, хлопнуть в ладоши, и изменить позицию. Правая — на носу, левая — на правом ухе. C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DRa0.571\IMG_2891.jpg

Змейка. Ребенок должен сложить ладони и сцепить пальцы в замок. Ведущий указывает палец, ребенок двигает этим пальцем. Касаться пальцев нельзя, в упражнении должны принимать участие все пальцы.

Горизонтальная восьмерка. Рисуйте с ребенком в воздухе знак бесконечности. Сначала одной правой рукой, потом левой, затем обеими одновременно. Внимательно следите глазами за рукой.

Перекрестное марширование. Путь ребенок марширует на месте, касаясь левой рукой правого бедра, а правой рукой левого бедра. Затем усложните задание — пусть ребенок марширует и выполняет односторонние подъемы левой руки и левого бедра, правой руки и правого бедра. После этого пусть снова выполняет упражнение перекрестно.

Пальчиковые упражнения. Научите ребенка быстро двигать пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем по очереди другие пальцы (от указательного к мизинцу, потом в обратном направлении — от мизинца к указательному). Сначала пусть ребенок хорошо научится выполнять это упражнение одной и второй рукой, затем можно попробовать его сделать двумя руками одновременно.

C:\Users\Пользователь\Downloads\IMG_2892.jpg

Игры для дошкольников

Игры для дошкольников на развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия:

Катание между пальцами орехов. Только на первый взгляд кажется, что это просто, далеко не у всех детей это упражнение получается выполнить с первого раза. Если орехи слишком большие для детской руки, их можно заменить шариками или кристаллами подходящего объема. Для усложнения можно предложить ребенку катать орехи двумя руками одновременно.

Сминание бумаги. Положите на ладонь ребенка салфетку, и попросите его, используя пальцы только одной руки, смять ее. Потом пусть одновременно сжимает две салфетки двумя руками.

C:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DRa0.375\IMG_2893.jpgC:\Users\73B5~1\AppData\Local\Temp\Rar$DRa0.192\IMG_2895.jpg

Перебирание круп. Ребенок должен с закрытыми глазами отобрать гречку от риса.

Хлопанье в ладоши. Поиграйте весте с ребенком — хлопайте в ладоши, затем правая рука ребенка хлопает вашу правую руку, хлопайте в ладоши, левая рука ребенка хлопает вашу левую руку. Постепенно увеличивайте темп.

Заяц и волк. Положите свои ладони на ладони ребенка, он должен успеть хлопнуть по вашим ладоням пока вы их не убрали. Затем поменяйтесь.

Касания. В положении стоя, ребенок должен подтянуть правое колено к левому локтю, затем коснуться правой рукой лодыжки левой ноги. После этого поменять все местами. Упражнение повторяется 6 раз.

Гусь, курица, петух. Научите ребенка складывать из пальцев рук этих птиц. Гусь — ладонь согнута под почти прямым углом, пальцы втянуть и сжать друг с другом. Указательный палец согнуть и соединить с большим. Курица — ладонь согнута не так сильно. Указательный палец соединен с большим, остальные пальцы сгибаются и поочередно накладываются друг на друга. Петух — ладонь поднята вверх, указательный палец соединен с большим, остальные пальцы широко расставлены и подняты вверх.

Заключение

Начинать работать с ребенком нужно с самого детства и тогда он будет радовать вас своими успехами в будущем. Из опыта работы хочется отметить впечатления детей: данные упражнения интересны, но вызывают напряжение. Следовательно, необходимо дозировать работу во времени по нарастающей. В результате реализации упражнений на улучшение межполушарного взаимодействия, у детей появляется уверенность в себе, они становятся более спокойными, лучше усваивают знания, обобщают и систематизируют усвоенный материал.

Хочется отметить, что развивать межполушарное взаимодействие можно на занятиях  кружков разной направленности. А если это делать систематизировано, то результат обязательно вас порадует.

Список литературы

  1. Домашняя тетрадь "Рисуем двумя руками. Межполушарное взаимодействие", 4-7 лет, Нищева Н.В.
  2. Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020. – 20 с.
  3. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: прописи/ Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс,2017.- 31 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межполушарного взаимодействия

      Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Его можно развивать с помощью упражнений - комплекса движений, позволяющих активизировать межпо...

Развитие межполушарного взаимодействия

В статье представлены комплексы кинезиологических упражнений, которые могут с успехом использоваться на логопедических занятиях ...

Влияние движения на развитие межполушарного взаимодействия

Занимаясь с детьми хореографией на протяжении долгих лет, стала замечать, что в последнее время увеличилось число детей с нарушениями моторики. Меня заинтересовали причины происходящего,  возможн...