Развитие межполушарного взаимодействия
статья на тему

Комшина Наталья Геннадьевна

В статье представлены комплексы кинезиологических упражнений, которые могут с успехом использоваться на логопедических занятиях  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kineziologicheskikh_predstavleniy.doc931 КБ

Предварительный просмотр:

Ухудшение здоровья современных младших школьников,

 недостаточность или неравномерность развития у многих

 учащихся  школ высших психических функций, обеспечивающих

 готовность к овладению письменной речью, приводят к

 увеличению распространенности  детской дисграфии, к большому

 разнообразию ее этиопатогенетических механизмов. Во многих

 случаях это обуславливает наличие у ребенка с дисграфией симптомокомплекса, ограничить который ошибками на письме

 было бы некорректно, тем более что ошибки одного вида часто

имеют различные механизмы возникновения.

Такие понятия как минимальная мозговая дисфункция, психический инфантилизм, церебрастения, гиперактивность, синдром дефицита внимания, школьная дезадаптация и возможные другие расстройства прочно вошли в практику не только коррекционной, но и общеобразовательной школы, однако почти никак не учитываются в имеющихся на сегодняшний день методических рекомендациях к логопедической коррекции. Между тем известно, что прогноз и эффективность работы с ребенком во многом зависят от учета его психофизиологических особенностей и нейропсихической организации. По данным исследований нейропсихологов, для детей со специфическими нарушения чтения и письма характерна выраженная неравномерность  развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Перцептивные и сенсомоторные процессы характеризуются определенной незрелостью, имеется недостаточное развитие высших форм произвольной зрительно- моторной координации, которая создает определенные трудности при усвоении  звуко- буквенной символики. При дислексии страдает способность к вербализации пространственных представлений, слабость вербально - логического мышления. Перечисленные расстройства чаще наблюдаются при поражении левого полушария. Левополушарная недостаточность как на функциональном, так и на морфологическом уровне может быть обусловлена гиперфункцией правого полушария, которое подавляет созревание и функциональную активность левого полушария. Таким образом, трудности в овладении чтением и письмом у детей связаны с нарушением межполушарного взаимодействия, незрелостью определенных функций.    

 В практике  логопеду приходится сталкиваться со сложными вариантами нарушений письма, механизмы которых не всегда понятны, а традиционные методы воздействия недостаточно эффективны. Я думаю, у каждого логопеда возникал вопрос: « Как быстро и качественно получить от ребенка обратную связь на проведенную коррекцию?» Здесь, на помощь логопедам может прийти наука- кинезиология, которая представляет собой одно из самых быстро развивающихся и наиболее динамичных направлений современной психокоррекции.

Слайд 2

Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через двигательные упражнения. Она включает в себя комбинацию теоретических и практических  знаний из психологии, психоанализа, физиологии тела и клетки, неврологии, генетики и знаний Востока.

Одним из шагов в развитии кинезиологии стало рождение образовательной кинезиологии, Основателем   является Пол Деннисон, который всю свою жизнь посветил сфере образования.

Им была создана программа « Гимнастика мозга» - система упражнений, позволяющая использовать естественные физические движения для активизации природных механизмов мозга. Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции. Главная идея, которую они пропагандируют – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

 В качестве решения данной проблемы предлагают использовать специальные кинезиологические упражнения. Авторы практической

кинезиологии считают, что используя данные упражнения можно, у подавляющего большинства детей предупредить появление дислексии и дисграфии, а также корректировать проблемы обучения чтению и письму.

Слайд 3

Что же такое кинезиологические упражнения? Это специально подобранные упражнения, позволяющие использовать естественные физические движения тела для активизации природных механизмов мозга. В настоящее время отечественные ученые и педагоги в области кинезиологии, разработали специальные комплексы упражнений, цель которых:

  • развитие межполушарного взаимодействия
  • улучшение контроля и регуляции деятельности
  • развитие речи
  • развитие внимания, памяти, мышления
  • развитие мелкой и крупной моторики
  • повышение работоспособности и снижение утомляемости

Слайд 3

Нужно отметить, что для большей результативности   кинезиологических комплексов, необходимо учитывать определенные условия. Основным требованием является точное выполнение движений. Доведенные до автоматизма, упражнения способствуют созданию новых нейронных сетей, что расширяет резервные возможности мозга. Заниматься нужно ежедневно, поэтому использование кинезиологических упражнений можно и нужно рекомендовать родителям, чьи дети испытывают трудности в обучении с тем, чтобы они выполняли их дома.   Каждое упражнение выполняется по 1-2 минуте. Их можно выполнять в любом порядке и сочетании. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день. Упражнения должны проводиться в эмоционально-комфортной обстановке, если есть возможность под спокойную музыку. Все указания даются четко, спокойно. Дети могут выполнять упражнения стоя или сидя за столом. В случае, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, упражнения рекомендуется применять перед началом работы. Для постепенного усложнения можно использовать ускорение темпа выполнения упражнения, и выполнение с  закрытыми глазами (исключение  зрительного контроля).

Слайд 5  

В кинезиологической программе используются разнообразные комплексы упражнений: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию, перекрестно- латеральные движнния. Их большое количество, и не все, в силу разных причин могут быть использованы логопедом на коррекционных занятиях. Мне хотелось бы предложить вашему вниманию те из них, которые адаптированы применительно к детям младшего школьного возраста и могут быть использованы логопедом в качестве динамической паузы на логопедических занятиях.

Слайд 6

Комплекс кинезиологических упражнений для координации работы глаз и рук (использованы упражнения

П. и Г. Деннисон и А. Л.Сиротюк)

Цель- улучшение навыков чтения и письма, формирование визуального и пространственного восприятия, развитие координации тела и двигательных навыков. 

« Ленивые  восьмерки»

Начертить в воздухе знак бесконечности сначала левой рукой, затем правой рукой (ладони в кулак, из кулака вверх большой палец), затем двумя руками одновременно (глаза следят за большими пальцами рук).

«Восьмерки локтями»

-Разведите ноги в стороны, слегка согните в коленях. Проведите половину горизонтальной восьмерки правым локтем. Глаза должны следить за движениями локтя. Проделать то же самое с левой стороной.

«Слон»

Ухо плотно прижать к плечу. Одновременно вытянуть одну руку, как хобот слона, и начать рисовать ею горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Глаза следят за движениями кончиков пальцев. Затем поменять руки. Упражнения выполнять медленно, по 3-5 раз каждой рукой.

Слайд 7

Комплекс упражнений, включающий перекрестно – латеральные движения.

Цель- развитие интегрированных связей между полушариями  и отдельными областями головного мозга, для создания новых нейронных связей и упрочения уже имеющихся.

« Ухо – нос»

 Правая рука касается кончика носа, левая – мочки правого уха. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук.

«Ножницы»

Перекрестные движения руками перед собой, меняя правую и левую руки.

« Наполеон»

Обхватываем себя руками, меняя то правую, то левую руки в верхнем и нижнем положении.

« Перекрестная ходьба»

Медленная перекрестная ходьба, при выполнении которой дети попеременно касаются правым локтем левого колена и левым локтем – правого с обязательной фиксацией положения « локоть – колено».

Как варианты: пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом;

-правая ладонь касается левой коленки и наоборот.

«Мельница»

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад.

« Цыганочка»

Упражнение выполнять стоя, ритмично, под счет:

Раз – левой ладонью хлопнуть по левой коленке;

Два – правой ладонью хлопнуть по правой коленке;

Три – левой ладонью хлопнуть по правой коленке;

Четыре – правой ладонью хлопнуть по левой коленке;

Пять – левой ладонью хлопнуть об левую стопу;

Шесть – правой ладонью хлопнуть об правую стопу;

Семь – левой ладонью хлопнуть об правую стопу;

Восемь – правой ладонью хлопнуть об правую стопу;

Девять – левый локоть соединить с правым коленом;

Десять – правый локоть соединить с левым коленом.

Слайд 8

Упражнения для улучшения чтения и письма.

  • Необходимо определить, какие буквы чаще всего пропускаются при написании или заменяются другими буквами. Указательным пальцем одной руки ребенок пишет букву на ладони другой руки 3-5 раз. Повторяет, поменяв руки. Затем, соединяет пальцы обеих рук  ладонями наружу, образовав треугольное отверстие над соединенными большими пальцами. Ребенок смотрит в отверстие и пишет руками с «окошком» проблемные буквы. Не забывайте напоминать, чтобы при написании букв он смотрел в «окошечко». В заключении можно нарисовать руками большую проблемную букву от потолка до пола скрещенными ладонями, затем, закрыв глаза, в уме.
  • Во время письменных работ рекомендуется периодически

рисовать на листочке  лежачие 8 правой рукой, левой и обеими руками.

  • Нарисовать ленивую 8, а в ней писать буквы алфавита: в правой части буквы, смотрящие направо, в левой части буквы, смотрящие налево, внизу - симметричные буквы.
  •  Периодически рисовать во время письменных работ «клеверный лист» (две 8- горизонтальную и вертикальную).
  • « Зеркальное рисование»

  На листе бумаги одновременно обеими руками рисовать зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы.

Слайд 9

Упражнения для развития кинестетической основы движений руки (выполняются без речевого сопровождения)

  • . «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

  • «Корзинка» (Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку);

  • «Очки» (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их);

  • «Улитка» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их);

  • «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх);

  • «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами);

Слайд 10

  • «Домик» (Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон). 

  • «Цепочка» Большой и указательный пальцы левой руки в кольце.

Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой средний и т. Д. В этом упражнении участвуют все пальчики.

 «Дом-ёжик-замок» (дом – пальцы рук соединить под углом, большие пальцы соединить, ёжик – поставить ладони под углом друг к другу, расположить пальцы одной руки между пальцами другой руки, замок – ладони прижать друг к другу, пальцы переплести);

 

    Дом                          Ёжик                                    Замок 

             

Слайд 11

  • «Гусь-курица-петух» (гусь – ладонь согнуть под прямым углом, пальцы вытянуть и прижать друг к другу, указательный палец согнут и опирается на большой; курочка – ладонь немного согнуть, указательный палец упирается в большой, остальные пальцы накалываются друг на друга в полусогнутом положении; петух – ладонь поднять вверх, указательный палец опирается на большой, остальные пальцы растопырены в сторону и подняты вверх – это «гребешок»);

Гусь                        Курица                        Петух

  • «Кулак—ребро—ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произнося их вслух или про себя.  010014 

  • «Лезгинка». Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Слайд 12

Дыхательные упражнения.

Цель – улучшение ритмики организма, развитие самоконтроля и произвольности.

«Свеча»

Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох. На пальчики, изображающие горящую свечу дуньте, постарайтесь одним выдохом задуть свечку.

А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечей. Сделайте глубокий вдох и задуйте свечи маленькими порциями воздуха.

«Дышим носом»

Исходное положение стоя. Дыхание только через левую, потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

«Ныряльщик»

Исходное положение - стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

«Облако дыхания»

И.п. – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем живот, руки перед грудью. Медленно выдыхаем через рот, одновременно рисуем круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза. Затем рисуем квадраты и треугольники.

В заключении хотелось бы отметить, что самый благоприятный период для интеллектуального развития – это  возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик коррекционного воздействия. Установлено, что систематическое выполнение кинезиологических упражнений способствует функциональному развитию головного мозга, увеличению количества невральных связей, улучшению памяти и внимания, приводят к стабильной динамике улучшения качества устной и письменной речи детей.

Эти методы не требуют материальных затрат, удобны в применении, органично вписываются в структуру занятий, а главное, ученики выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным фактором для роста мотивации обучения. К сожалению, использование данных методик не получило широкого распространения в наших школах, хотя в расписании многих прогрессивных школ мира есть ежедневный урок- кинезиология.

Слайд 13

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межполушарного взаимодействия

      Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Его можно развивать с помощью упражнений - комплекса движений, позволяющих активизировать межпо...

Влияние движения на развитие межполушарного взаимодействия

Занимаясь с детьми хореографией на протяжении долгих лет, стала замечать, что в последнее время увеличилось число детей с нарушениями моторики. Меня заинтересовали причины происходящего,  возможн...

Семинар для учителей начальной школы "Кинезиология. Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия".

"Кинезиология. Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия"....

Упражнения, Направленные на развитие межполушарного взаимодействия и коррекцию недостатков чтения

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков чтения.По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, об...