«Проведение праздника шерсти у жителей сумона Кызыл-Даг »
методическая разработка

Сенди Айслу Чапаевна

В данной работе рассматривается  процесс изготовления войлока тувинцев на примере жителей сумона Кызыл-Даг Чаа-Хольского кожууна.

Цель: изучить технологию  изготовления войлока тувинцев

 Задачи:

-изучить  особенности  проведения праздника  шерсти   у жителей сумона  Кызыл-Даг ;

- выявить  использование войлока в настоящее время в быту.

Актуальность : изучение изготовление войлока и информирование    школьников о практической  значимости   войлока . В сельской местности те,  кто имеют  мелко-рогатый  скот,  по мере необходимости занимаются  изготовлением войлока.

 Издавна тувинцы  в летнее время проводили  праздник обработки  шерсти и изготовления войлока. Этот праздник шерсти проводят в нашем  сумоне Кызыл-Даг ежегодно. Его посвящают празднику животноводов «Наадым». Сумонный этап праздника животноводов «Наадым»  выявляют лучших сенокосов, лучших мастериц по изготовлению войлока. Сенокосы и мастерицы по изготовлению войлока, победившие в сумонном этапе принимают участие в кожууне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_shersti_-_kopiya_-_kopiya.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:


Управление образования администрации

Чаа-Хольского кожууна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Булун-Терек имени Кара-оол В.Х.

Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва.

Секция - Этнография

Исследовательская работа на тему:

«Проведение праздника шерсти у  жителей  сумона Кызыл-Даг ».

                  Выполнила: Лопсан-Ендан Чыжыргана  

Юрьевна, ученица  8 класса

МБОУ СОШ с.Булун-Терек им. Кара-оол В.Х.

 Сенди Айслу Чапаевна,

учитель родного языка и литературы

МБОУ СОШ с.Булун-Терек им.Кара-оол В.Х.

Булун-Терек-2022.

        

Оглавление :

Введение………………………………………………………………………….3

Изготовление войлока…………………………………………………………..4

Обрабатывание шерсти………………………………………………………….6

Празднование шерсти у жителей сумона Кызыл-Даг…………………………8

Заключение………………………………………………………………………..9

Список использованной литературы…………………………………………..10

Приложение………………………………………………………………………11

Введение

       Этнография или этнология – это наука об этносах (народах) , изучающая их происхождение, расселение, быт и культуру. Этнография нацелена на то, чтобы понять, как на земле появились народы, на выявление происхождения их духовной и материальной культуры. Язык, традиции, хозяйственные и бытовые особенности любого народа и древние традиции тувинцев являются значимой частью общечеловеческой цивилизации.

        В данной работе рассматривается  процесс изготовления войлока тувинцев на примере жителей сумона Кызыл-Даг Чаа-Хольского кожууна.

Цель: изучить технологию  изготовления войлока тувинцев

 Задачи:

-изучить  особенности  проведения праздника  шерсти   у жителей сумона  Кызыл-Даг ;

- выявить  использование войлока в настоящее время в быту.

Актуальность : изучение изготовление войлока и информирование    школьников о практической  значимости   войлока . В сельской местности те,  кто имеют  мелко-рогатый  скот,  по мере необходимости занимаются  изготовлением войлока.

 Методы исследования: сбор информации об изготовлении  войлока у местных жителей ,опрос, беседа, наблюдение, анализ публикаций и других источников информации в контексте исследования.

Место и сроки исследования: Чаа-Хольский кожуун, сумон Кызыл-Даг, 2022г.

Исследование проводилось в Чаа-Хольском кожууне, сумоне Кызыл-Даг . Материалы для исследования были собраны из семейного архива информантки Чаш-оол Марии Тулушовны и архива сельского поселения сумона Кызыл-Даг Чаа-Хольского кожууна Республики Тыва.  

Изготовление войлока

Издавна тувинцы  в летнее время проводили  праздник обработки  шерсти и изготовления войлока. Этот праздник шерсти проводят в нашем  сумоне Кызыл-Даг ежегодно. Его посвящают празднику животноводов «Наадым». Сумонный этап праздника животноводов «Наадым»  выявляют лучших сенокосов, лучших мастериц по изготовлению войлока. Сенокосы и мастерицы по изготовлению войлока, победившие в сумонном этапе принимают участие в кожууне.

У древних тувинцев праздничное пиршество было начальной школой воспитания и обучения детей, действенным способом передачи трудовых навыков детям. С самых древних времен тувинцы высоко ценили овечью шерсть, козий пух. Они служили сырьем для производства войлока, без которого невозможно было построить юрту-основное жилище тувинцев.

                   Сырьем для создания войлока обычно служила овечья шерсть.
Стрижка овец производилась  весной . Животноводы начинали эту работу, когда уже наступала летняя жара, и начинали куковать кукушки. В этот период овечья шерсть почти сама отделяется от кожи овцы. Повалив овцу на бок, связывали ей волосяной веревкой ноги. После этого, вооружившись железными ножницами  первоначально снимали шерсть с туловища, дальше переходили на шею. Далее ее высушивали на солнце, разложив по отдельности клочки шерсти на куске ткани или на старой шкуре. Впоследствии шерсть сортировали по цвету и качеству, раскладывая ее для хранения в кожаные мешки.

Стрижкой овец занимались молодые женщины. Работа эта тяжелая, требует терпения и сноровки, но очень важная. Все соседки помогали друг другу, работали группами.  После завершения стрижки шерсть сушили, сортировали- белую шерсть отделяли от  черной, затем очищали ее, трепали и, наконец, взбивали. Таким образом, шерсть была уже готова к производству войлока.

С каждой овцы снимали в среднем до 1 кг шерсти. А учитывая то обстоятельство, что на создание войлочного покрытия юрты в зависимости от ее размеров требовалась шерсть, состриженная не менее, чем со 150–200 голов овец, можно представить объемы выполняемых при этом работ и время, необходимое для накопления такого количества сырья.

Обрабатывание шерсти.

Вначале тщательно выбирали площадку, затем на ней стелили старое ватное одеяло, поверх него клали обработанную воловью кожу, края которой закрепляли колышками. Потом на коже начинали бить шерсть. Каждому из добровольных помощников вручали пару таких прутов (савааш).  В обработке  шерсти принимают участие два, восемь или двенадцать мужчин.

Савааш- это шерстобитный прут из тальника, растущего на берегу реки, тонкий, но очень крепкий. Древние тувинцы, когда резали прут из тальника, приносили жертвоприношение- окропляли тальник молоком из деревянной посуды, молились духу земли, леса, реки, чтобы он не возмущался из-за того , что они вынуждены рубить тальник.

        В работе по битью шерсти выявляется дух взаимопомощи кочевых аратов. Крепкие мужчины, опытные старики с шерстобитными прутами садились вокруг кожи, на которой лежит овечья шерсть и дружно начинали бить ее. Дружный шум этой работы слышен издалека.   После многократного взбивания шерсть свивали в жгуты и откладывали в сторону. Закончив этот этап обработки сырья, переходили к раскладке шерсти, для чего относили к речке собранные жгуты и распускали их на заранее расстеленный   старый войлок. Шерсть равномерно укладывали,  (чулагай салыры) исходя из размеров будущего войлока (чаще всего войлок делали шириной около двух метров, толщиной – 1–3 см). Обычно войлок изготовляли однослойным и однотонным. Но иногда его делали двухслойным: нижний слой был из овечьей шерсти, а верхний из ягнячьей. Такой войлок обладал определенной прочностью и особой привлекательностью (чему способствовало сочетание шерсти разных цветов). Отметим также, что двухслойные войлоки, созданные на основе только овечьей шерсти, обыкновенно предназначались в качестве покрытия юрты.

После раскладки шерсть обрызгивали водой, чтобы было легче накрутить ее на гладко обструганное бревнышко (озек) толщиной до 20 см и длиной 2,5–3 метра. Накручивание шерсти осуществляли мужчины, ибо требовались значительные физические усилия для того, чтобы свернуть ее в рулон. Готовый рулон обматывали кожей и обвязывали волосяными веревками. На выступающие концы бревна надевали катки с крючьями, к которым привязывали арканы, свитые из конских волос. Эти арканы другим концом закрепляли на седле лошади . Основная фаза работы наступала, когда приступали к катанию войлока. Выбрав ровный участок земли протяженностью порядка одного километра хозяин лошади погонял ее неспешной рысцой по выбранному маршруту пока не скатается войлок. Со слов информаторов, катание одного войлока длилось около часа. Готовый войлок раскручивали  женщины,  сев на колени, разминали и подравнивали его края. Наконец, по окончании предыдущей операции они расстилали войлок  на земле и хорошенько просушивали. Вся работа по производству войлока занимала, как правило, не больше одного светового дня.Хозяева кормили работников по три, а то и пять раз в день, так как работа была трудной. Взрослые и пожилые ели отдельно от детей и подростков.

            Каждый прохожий и проезжий обязательно принимал участие в этой работе.  Перед обработкой шерсти тоже произносили слова молитвы или благословения:

Пусть спорится большая работа,

Пусть народу ловко работается.

Празднование шерсти у жителей   сумона Кызыл-Даг

 Чаш-оол Мария Тулушевна имеет подсобное хозяйство. В 2001 году под руководством Марии Тулушевны её дети, родственницы, соседки из шерсти овец изготовили войлок. С фотографий того времени можно увидеть, как сделали обработку шерсти и изготовление войлока. Ажы Тозунмаа Тулушевна, Лопсан Валентина Монгушевна, Монделе Александра Дажыевна, Чаш-оол Мария Тулушевна, Чаш-оол Урана Март-ооловна- они изготовили хороший войлок.

         Вначале  во дворе  дома  выбрали площадку, затем на ней стелили обработанную коровью кожу, края которой закрепляли колышками. Потом на коже били шерсть.

После  взбивания овечью  шерсть свивали в жгуты и откладывали в сторону.  Закончив этот этап взяв собой собранные жгуты (дургек)   направились к речке и  переходили к раскладке шерсти,  затем распускали их на заранее расстеленный   старый войлок (эге). Шерсть равномерно укладывали,  (чулагай салыры) исходя из размеров будущего войлока . В последующем шерсть обрызгивали теплой водой, накручивали на обструганное бревнышко, накрыв кожей и катали .

В тот день у них получилось 4 войлока с размером 3x4 метра. Старшие  обучали своих дочерей по обработке шерсти, изготовлению войлока, передали неоценимый опыт молодым.  Катанием войлока занимался Ажы Николай Молосколович. Изготовление войлока- это работа, требующая трудолюбия , терпения, выносливости.

Традиционно из войлока делают войлочные матрацы (кудусы), обувь (бопук) для младенцев,  потники под седло- ( чонак), подошвы для обуви-улдуң , стельки для обуви-«оът»,чулки для зимней обуви-ук. Юрта- традиционное жилище кочевников. Жители Республики Тыва используют войлок для покрытия  деревянного каркаса юрты: для стены  ( хана)- до 4 полотен ( адакы), для верхней части юрты-дээвиир, для закрывания дымового отверстия- өреге. Кочевники первыми оценили изоляционные свойства войлока - он защищает от холода, жары и он очень легкий и прочный. Для внутреннего убранства юрты из войлока делают коврики- ширтек. Три или четыре ширтеки стелются вокруг очага, они бывают в виде трапеции. А также для войлочной юрты изготовлялась хаяапча-узкая простеганная лента ( ширина 20-25 см),  которой в холодное время закрывается основание юрты.

Войлок - удивительно пластичный, универсальный и, несмотря на свое древнее происхождение, современный материал, обладающий красотой и прочностью, мягкостью и естественностью. В современном обществе постепенно возрождаются приемы изготовления изделий из этого уникального материала, имеющего большое будущее. Навыки обработки шерсти и изготовления войлочных изделий, передаваясь из поколения в поколение, становятся достоянием не только молодых мастеров из народа. И это не может не радовать и не вселять надежду, так как есть еще среди нас такие мастерицы, умудренные жизненным опытом и знаниями, сохранившие творческие и жизненные силы, с желанием и умением передающие свои навыки будущим поколениям.

В 2009 году в сумоне  Кызыл-Даг проводился тувинский национальный праздник  животноводов «Наадым». Были приглашены мастера по изготовлению войлока из других сумонов Чаа-Хольского  кожууна. Информантка Чаш-оол Мария Тулушевна вместе с другими мастерами приняла участие в празднике шерсти. Мастера нашего поселка Cуур-оол  Александра Хопуевна, Нанмай Анай Доржуевна, Чаш-оол Мария Тулушевна руководили над процессом изготовления войлока.  Победителями стали представители сумона Шанчы.

Заключение

В силу своих уникальных свойств войлок становится в последние годы популярным в нашей республике.  Комплексные мероприятия, направленные на изучение войлочного ремесла, проводятся  в нашей республике. Возрождение, сохранение и обогащение народных традиций в области искусства войлока - важное явление культурной жизни жителей Республики Тыва.

В результате работы нам удалось убедиться в том, что изготовление войлока не забыто. Познакомились с нашими умельцами, хранящими секреты и тайны мастерства.

Список использованных литературы:

1.Кенин-Лопсан М.Б. «Традиционная культура тувинцев» Кызыл, 2006.

2.Кенин-Лопсан М.Б.«Тыва чанчыл», Кызыл, 2000,

3.Юрта-модель-мироиздания// Девять драгоценностей: по итогам проекта «Тос эртине»: фотоальбом.-Кызыл: Тув.кн.изд-во, 2011.-С.106-108.

4.Каралькин П.И. Войлок и войлочные изделия у тувинцев.//Ученые записки/отв.ред.Ю.Л.Аранчын; Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории.-Кызыл, 1970.-Вып.XIV.-С.211-224.

5. Словарь русского языка: в 4-х томах./РАН, Ин-т лингвистич.исследований; Под ред.А.П.Евгеньевой.-4-е издание.стер.-М.:Рус.яз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения праздника Дня Учителя

Сценарий торжественного мероприятия  ко Дню Учителя в школе...

Разработка проведения праздника - встречи: «Наша дружная семья»

Цель: Раскрытие ценностных ориентаций в отношениях  родителей и детей через  ознакомление с исторически сложившимися православными культурными традициями на примере семьи Романовы...

«Особенности подготовки и проведения праздников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха».

«Особенности подготовки и проведения праздников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха»....

Сценарий праздника "Прощание с АЗБУКОЙ" (вариант проведения праздника в зале)

Сценарий праздника "Прощание с АЗБУКОЙ" (вариант проведения праздника в зале)...

Праздник - конкурс «Веселая капелька» (совместное проведение праздника учителями Методического объединения старших классов)

Программное содержание.   -  закреплять программный материал;  -  продолжить работу над развитием связной речи, умением выразительно      произносить...

Сценарий праздника "Прощание с АЗБУКОЙ" (вариант проведения праздника в классе)

Сценарий праздника "Прощание с АЗБУКОЙ" (вариант проведения праздника в классе)...

Сценарий проведения праздника, посвященного Дню матери «Праздник наших милых мам»

Сценарий проведения праздника, посвященного Дню матери «Праздник наших милых мам», предназначен для проведения в начальной школе. В празднике принимают участие воспитанники разных кла...