Сказкатерапия – один из видов здоровосберегающих технологий (для работы в психологическом клубе для детей)
статья (8 класс)
Сказкотерапия
Сказка – любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Сказкотерапия синтезирует многие достижения педагогики и психологии и является хорошим ресурсом обучения и развития.
Использование сказкотерапии создаёт условия для гармоничного развития всех участников образовательного процесса, их здоровьесбережения и здоровьеразвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkaterapiya_zdorovesbereg.docx | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкатерапия – один из видов здоровосберегающих технологий (для работы в психологическом клубе для детей)
Наше будущее – это наши дети. В наш интенсивный информационный век проблема здоровья – это проблема номер один. Одна из высших задач системы дополнительного образования – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьесбережению.
На современном этапе образование предъявляет к учащимся достаточно высокие требования.Детям необходимо переработать и сохранить в памяти огромное количество информации. Ни для кого не секрет, что для её осмысления, главным образом, нагружается левое логическое полушарие, отвечающие за логику, рациональность, принятие правильных решений. Именно оно учит нас думать, анализировать, делать выводы.
Очень часто оно работает на пределе возможностей. Информационная плотность занятий настолько высока, что обучающимся просто не остается времени на то, чтобы порадоваться своим успехам и успехам товарищей, посочувствовать друг другу, восхититься новым.
Кроме того, информационная перегрузка создает опасность для возникновения у детей эмоционально-личностных проблем. Даже успешные, высоко мотивированные ученики с хорошим уровнем интеллектуального развития испытывают тревогу, могут иметь заниженную самооценку. Излишняя напряженность трансформируется в физическую и вербальную агрессию. Это может породить негативное отношение к деятельности в коллективе доп. образования . Нестабильное эмоциональное состояние сказывается и на физическом состоянии ребенка: снижается его работоспособность, ослабевает активность, повышается утомляемость.
Поэтому возникает необходимость активно и эффективно использовать в работе здоровьесберегающие технологии. Сказкотерапия помогает решить данную проблему.
Сказкотерапия
Сказка – любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Сказкотерапия синтезирует многие достижения педагогики и психологии и является хорошим ресурсом обучения и развития.
Использование сказкотерапии создаёт условия для гармоничного развития всех участников образовательного процесса, их здоровьесбережения и здоровьеразвития.
Цель сказкотерапии – решение терапевтических, коррекционных, развивающих, дидактических и релаксационных задач без назидания, путем естественного принятия. Следовательно, сказка – важное, значимое средство здоровьесберегающего урока.
Сказка предполагает погружение в особую сказочную обстановку, в которой может проявиться нечто нереализованное. В ней материализуются мечты, появляется чувство защищенности, спокойствия.
Сказка, с одной стороны, связана с волшебством, а, значит, с творчеством, с созиданием, с другой стороны - она заставляет задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. Сказка активизирует и эмоциональные, и когнитивные процессы. Она одновременно учит ребенка осуществлять логические операции и мыслить образами. Таким образом, сказка помогает формировать у обкчающихся целостное мышление.
В сказках часто используются волшебные предметы и помощники, оберегающие героев, придающие уверенность в собственных силах. В сказках добро всегда побеждает зло.
В сказке герои обычно распределяют обязанности между собой. Каждый берет на себя то, что ему удается делать лучше всех. Данный пример – хорошее средство воспитания и обучения.
Сказкотерапия помогает поверить в то, что волшебство может происходить у каждого в душе, улучшая одновременно и внутренний мир человека, и мир вокруг, следовательно, сказка имеет возможность вывести человека на высшие ценности и помочь осознать их.
Что входит в сказкотерапевтическую работу.
1. Анализ сказки. Он направлен на осознание, интерпретацию того, что находится за любой сказочной ситуацией, сюжетом и за поведением героя. Основная задача педагога - так спроектировать вопросы, чтобы они подталкивали учеников к осмыслению, размышлению, а не фиксировали результат вспоминания информации.
2. Рассказывание сказки. Рассказывание может быть индивидуальным или предлагаться группе детей. При этом вспомнить и рассказать сказку можно от имени любого героя.
3. Переписывание сказки или ее дописывание. В сказку могут быть введены другие герои, которые способны изменить ее ход. Учащиеся выбирают тот вариант разрешения сказки, который соответствует их внутреннему состоянию.
4. Сочинение сказки. Для усвоения учебной информации обучающиеся индивидуально или совместно составляют тематические сказки (по плану педагога, по теме занятия или по самостоятельному выбору), для решения проблемных ситуаций, возникающих в коллективе могут составляться личностные сказки с использованием метафор. Так же используются сказки, составленные педагогами или совместные детско-взрослые сказки (педагог-ребенок, психолог-ребенок, родитель-ребенок).
5. Проигрывание эпизодов сказки. Можно предложить детям сделать постановку сказки, можно проиграть ее с помощью кукол или показать отдельные эпизоды с помощью пантомимы. Данная деятельность дает обучающимся возможность прочувствовать эмоционально значимые ситуации, а так же способствует творческому перевоплощению детей.
6. Использование сказки как метафоры. Метафоры способствуют возникновению у детей своих, особенных образов, которые «пробуждают» их мышление, вызывают появление «цепочек» ассоциаций, которые впоследствии обсуждаются и анализируются.
7. Рисование по мотивам сказки. Рисование дает возможность целостного восприятия информации, материализует мысли и эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад " Деловая игра как один из видов игровой технологии"
Доклад содержит : описание видов деловой игры, ее достоинства и недостатки, условия проведения деловых игр, структура деловой игры....
Проектная методика как один из видов интерактивных технологий, способствующих успешной социализации личности учащихся и осознанию важности социального взаимодействия
Безусловно, любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданам...
Говорение как один из видов речевой деятельности в работе по УМК SPOTLIGHT 9
В данной методической разработке рассмотрены вопросы обучения говорению, как средство формирования речевой компетенции учащихся средней школы; представлена технология работы по говорению на урок...
Исследовательская деятельность как один из видов педагогической технологии в духовно-нравственном развитии личности учащихся
Исследовательская деятельность как один из видов педагогической технологии в духовно-нравственном развитии личности учащихся...
Использование здоровосберегающих технологий в работе воспитателя (педагогический проект)
В условиях современной экологической и социально-экономической ситуации, проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе ...
Программа работы подросткового психологического клуба «Ёжики»
Программа рассчитана на работу с детьми подросткового возраста.Предполагается создание открытой группы (т.е. состав группы может меняться за счет приходящих и уходящих участников),которая будет ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время во всех сферах жизни происходят изменения, которые затрагивают и образовательную среду. В связи с этим на первый план выносится поиск ответов на вопрос "как учить результа...