«Искусство театра: традиции, новации и роль в воспитании личности»
учебно-методический материал

Подрезова Ирина Александровна

Театр – это одно из мощнейших средств, приобщения к культуре, духовности, это воспитание нового поколения просвещенных людей. Он один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей позволяет помочь ребенку раскрыть его духовный и творческий потенциал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 «Искусство театра: традиции, новации и роль в воспитании личности»

 

 

 

 

Подрезова Ирина Александровна,

педагог дополнительного образования

КОУ ВО «Борисоглебский кадетский корпус»

2022 год


Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1.  Традиции и новации современного театрального искусства……………….5

2.  Театральное искусство, как средство воспитания личности………………..8

Заключение ………………………………………………………………………14

Список литературы ………………………………………………………………15


Введение

«Если отнять у молодежи изящные удовольствия,

как предмет ее восторгов, она будет увлекаться и

восторгаться по другому поводу:

восторг потребность юного возраста.

Найдутся хорошие поводы для увлечения,

– юность увлекается; не найдется хороших,

она увлекается, чем придется»

А.Н. Островский

Театр – это одно из мощнейших средств, приобщения к культуре, духовности, это воспитание нового поколения просвещенных людей. Он один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей позволяет помочь ребенку раскрыть его духовный и творческий потенциал. Синтетическая природа театра действует комплексно: влияние оказывает и литературное произведение, и сценическая игра, и художественное оформление спектакля (декорации, реквизит, декорации) и музыка, используемая в спектакле. В процессе театральной деятельности детей получается видимый продукт, что само по себе значимо для ребенка, не умеющего еще читать и писать. В основе театрального искусства лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Театр со всей присущей ему зрелищностью – это прежде всего искусство действия. Даже герои названы «действующими лицами». Что хотят они, к чему стремятся, как добиваются поставленной задачи? На эти вопросы ребята ищут ответы вместе с героями пьес. А это развивает в них активную жизненную позицию. Они становятся более энергичными, любознательными, раскрепощёнными.

Театр позволяет решить проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

  • художественным образованием и воспитанием детей;
  • формированием эстетического вкуса;
  • нравственным воспитанием;
  • развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
  • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
  • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных.

Цель данной работы рассмотреть и раскрыть многогранность театра: его традиции и новации, а также роль театра в воспитании и становлении личности.

  1. Традиции и новации современного театрального искусства

В современном театре «традиция» давно уже не является фундаментальным термином. Что же следует понимать под «традицией»?  Это и русский психологический театр, каким он сложился в советский период, то есть школа Художественного театра, преображенная послевоенной режиссурой - театром Эфроса, Ефремова и Товстоногова, а также параллельно «традицией» можно назвать и театр Мейерхольда, Таирова, Любимова. Одни почитают традицию в качестве иконы и ни на шаг не желают отступать от давно устоявшихся канонов. Другие, наоборот, считают все это тормозом, мешающим дальнейшему театральному движению.

Тридцать лет назад рухнул железный занавес. Зрители смогли увидеть западный, восточный и американские театры. Оказалось, что в мире существует в десятки раз больше способов делать театр, нежели существовало в советской культуре. Многих типов, видов театра в России никогда и не было. Эта ситуация не могла не повлиять на сознание молодых.

Сегодня время деколонизации - впервые за множество десятилетий меняется инструментарий театра, режиссуры, артиста, сценографа, драматурга, критика. Сегодня приходя в театр, невозможно предугадать, что увидишь. Нет доминирующего стиля. Нет предустановленных нормативов. Нет канона. А есть многоголосица, пестрота, разнообразие.

Речь не идет о разрушении русской традиции, речь идет о расширении средств выразительности в театре. Помимо русского психологического театра появляются альтернативные техники.

Известно, что театр – искусство синтетическое и находится в постоянной взаимосвязи с музыкой, танцем, живописью, архитектурой. Отсюда следует, что театральное пространство обладает способностью расширения своих границ, выхода за их пределы, что выражается в его взаимопроникновении в культурное пространство и выходе на уровень общения с иными пространствами, которые составляют суть культуры. Сюда относится пространство города, социальное пространство, политическое, религиозное, жизненное пространство личности, природное и другие пространства.

Сегодня в мире все большей популярностью пользуется жанр иммерсивного театра, театра-променада или так называемого театра-бродилки. Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки, это театр вовлечения, где зритель — полноправный участник происходящего. В любой момент участник действия может начать прямое взаимодействие со зрителем — актеры могут завязать зрителю глаза и отвести за руку в другую комнату и оставить там, могут обнять или поцеловать, а могут просто долго смотреть глаза в глаза.

Современные театральные жанры не перестают нас удивлять. Их огромное количество, и они невероятно разнообразны по своей структуре. Однако общая тенденция этих жанров ясна: современный режиссер ставит перед собой задачу максимально приблизить человека к действию, а чаще – даже погрузить в это действие полностью, сделав нас участниками всего происходящего.

Еще одной популярной формой современного театра является «site-specific» театр. В нем пространство действенно и приобретает особый художественный статус. В отличие от инсталляции и перформанса, в этой форме пространство берет на себя функцию живого творческого начала, приобретает функцию, равную исполнителю. В данной художественной практике диктатура пространства ставится на первое место, именно она ведет художника за собой и подсказывает следующий шаг. Только пространство формирует действие и само место становится активным участником. В «site-specific» театре категорически недопустимо бездействие окружающей среды.

Кроме иммерсивных в современном театре есть еще множество заслуживающих внимания жанров, которые пока не так популярны, но не менее интересны по своей главной идее и форме.

Визуальный театр – это странное и новое понятие – речь идет о спектаклях, которые объясняются со зрителем, прежде всего, с помощью сценических картин, а не сюжета, визуальных образов, а не текста. Визуальный театр (или театр художника, как его еще называют), кажется, максимально выражает суть постдрамы: отказ от литературной основы спектакля и, часто, отказ от нарратива вообще. Такого рода спектакли действуют по принципу музыки — их невозможно пересказать, даже если захотеть.

Язык, на котором визуальный театр разговаривает со зрителем, имеет отношение к сценическим картинам и образам, из которых складывается эмоциональный фон спектакля.

Набирают популярность такие жанры как комедия абсурда, черная комедия, спектакль-игра (разновидность иммерсивного театра), спектакль-кабаре, спектакль-эксперимент.

И все же, современный театр – это театр режиссера, а не жанра. А жанр – это только способ художника выразить свое видение классики, и даже представляя свои работы в одинаковой форме, два режиссера могут сделать совершенно разные вещи.

Театральное искусство – это игра. И игра должна строиться по правилам. Но когда ребенку игра надоедает, он изобретает свои правила, дополняет их - и начинает играть по своим законам.

  1. Театральное искусство, как средство воспитания личности

Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающее - эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

Во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. В формах театральной игры дети всегда приобщались к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом.

Использование в работе разнообразных жанров литературных произведений или сказок для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, смелость) детей. Благодаря этому ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.

Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано развлекать, воспитывать, проповедовать. Возможности театрального искусства многообразны, а сила воздействия огромна. Театр всегда выступал в качестве источника информации о мире, о жизни, дающего повод для работы мысли. Он один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, позволяющий решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.

Главное театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.

Таким образом, одна из важнейших функций театра – это познавательная функция. Благодаря ей, осуществляется передача опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим. Поэтому так важно приобщение к театру юного поколения. Занимаясь театральной деятельностью, ребенок естественным образом использует все ресурсы своего организма. Работая над этюдом или ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровни своего существа, реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение. Именно этот навык «включения» в нужный момент всех струн своего инструмента, то есть самого себя, и является залогом дальнейшего успешного развития ребенка и прививает ему вкус к активной, яркой, творческой полноценной жизни.

Наряду с познавательной функцией сценического искусства правомерно существует и ряд других (эстетическая, развлекательная, коммуникативная, социализирующая, компенсаторная, игровая, нормативная и многие другие).

Театр способен стать эффективным средством борьбы со страхом публичного выступления, средством воспитания уверенности в себе.

Перевоплощаясь на сцене, в того или иного персонажа, дети осознают нереальность событий, которые они изображают, что дает им чувствовать себя более раскованными, естественными, быть более свободными в проявлении своих чувств. Таким образом, театр позволяет ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее.

Многие психологи и педагоги в своих работах, посвященных выявлению

возможностей развития творческих способностей детей школьного возраста, выделяют особую роль театрализации. Ведь отличительной особенностью театрального искусства в сфере дополнительного образования, является учебно-воспитательный процесс, осуществляемый через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у учащегося. Таким образом, театрализация помогает всесторонне развивать ребенка.

Так как театр - искусство коллективное, и творцом спектакля является не отдельно взятый человек, а творческий ансамбль, где у каждого ребенка – своя творческая задача, которая дает ему возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Ощущение единства коллективизма безусловно приходит не сразу, а постепенно, изо дня в день, в учебном и творческом процессе. Возрастает оно, тогда, когда ребята, получив основы театральной подготовки, приступают к репетициям спектакля. Это всегда очень захватывающий момент. Происходит он на волне энтузиазма, безумного интереса и азарта. Всё это – комплекс замечательных условий, которые создают благоприятную почву для ещё большего сближения ребят. Ведь спектакль –сложный механизм, состоящий из множества составляющих, и у каждого в нём своё, чётко определённое место. В спектакле нет «главных» и «неглавных» участников. Не менее важный человек, отвечающий за музыкальное оформление или техническое обеспечение, чем исполнитель главной роли. Все чувствуют свою нужность, важность своего вклада в общее дело. Именно при таком отношении всех ребят может получиться спектакль, который проходит на «едином дыхании». Ведь театр – живое искусство, творящееся прямо на глазах у публики. Вот тут-то и проверяется коллектив, способность всем вместе найти выход, находясь за кулисами, выручить партнёра, растерявшегося на сцене, исправить ошибки, допущенные по ходу действия. Чем дружнее коллектив, тем легче он преодолевает эти трудности.

У некоторых детей есть проблемы с техникой речи. Развитие речи – важный этап развития наших детей. Важную роль в развитии техники речи играет тренировка интонаций. В процессе работы над заучиваемым текстом легче помочь детям сформировать правильное четкое произношение, научить точно и выразительно передавать мысли автора, развивать воображение, расширять свой словарный запас.

Своей многомерностью, многоликостью и синтетической природой, театр способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и вообще учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

Педагогическая значимость театрального искусства заключается в том, что закладываются основы мировоззрения, нравственности, идет общее развитие личности, ребенок несет душевное тепло своим родным, близким и друзьям.

 Становление личности ребенка является одной из наиболее важных задач воспитания. В период переориентации ценностей, которые существенно влияют

на процесс формирования социального опыта у детей это особенно значимо.

Каждый из нас, беря на себя ответственность формирования личности будущего члена общества, должен помнить, что это процесс формирования готовности к успешному исполнению комплекса социальных ролей, свойственных члену общества. Главное в воспитании культурного, интеллигентного и свободного человека – формирование гармоничной, творчески активной личности, способной чувствовать себя хозяином собственной жизни, а значит ответственным за себя и окружающий мир. В этом смысле искусство театра призвано оказать огромное влияние на образовательный процесс.

Роль театрального искусства в развитии культуры личности ребенка трудно переоценить. По утверждению психологов, в ходе театральных постановок, происходит существенное эмоциональное взаимодействие между всеми присутствующими – зрителями и актерами.

Театр — это одно из мощнейших средств, приобщения к культуре, духовности. В конечном счете, это воспитание нового поколения просвещенных людей.

Заключение

Как и любое искусство, театр обладает воспитательными функциями, которые подлежат реализации лишь в театральном творческом коллективе. Правильно организованная педагогическая работа позволяет участникам более плодотворно решать поставленные задачи, достигать желаемого результата.

Необходимо отметить, что театральное воспитание, как часть общекультурного воспитания личности включает в свой арсенал достижения как профессионального театра, так и эксперименты театра любительского, а также целый пласт культурного багажа накопленного в историческом и современном предтеатре, в бытовых и праздничных обрядовых действах, зрелищах и играх. Такие мощные основания, как народное музыкальное (песенно-танцевальное) творчество, с преобладанием эмоционального начала над рационально-логическим, генетически присущий театральному творчеству синкретизм, естественно объединяющий в себе разные виды искусств, коллективный характер творчества создают уникальные предпосылки для активного проникновения театрального начала в сферу воспитания подрастающего поколения.


Список литературы

  1. Гиппиус С.В. Актерский тренинг [текст]: Гимнастика чувств/ С.В.

Гиппиус.- СПб.Прайм - ЕВРОЗНАК, 2008. Лапина О.А. Школьная театральная педагогика – опыт междисциплинарного синтеза. Сборник материалов конференции. Серия «Symposium», выпуск 22. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002г.

  1. Ефремов А.Л. Формирование личности в условиях театрального коллектива. – СПб., 2004.
  2. Зимина Л.Т. Духовное возрождение России. – М., 2000.
  3. Калинина С.А. Духовная культура России. – М., 2004.
  4. Каргин А.С. Народная художественная культура. – М., 1999
  5. Куликова С.Т. Культура и личность. – М., 2002.
  6. Кусков М.Н. Культурное возрождение, как перелом… - М., 2001.
  7. Никитина А.Б. Театр где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.
  8. Никитин, С. В. Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося / С. В. Никитин, Е. В. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 20-22.
  9. Шульпин А.П. Театральные каникулы. Проблемы развития детского и юношеского театра. Сборник статей и материалов. М.: ГРДИТ, 2004г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности на занятиях спортивно-оздоровительных объединений на основе духовно-нравственных и культурных традиций России.

В статье освещается тема   воспитания духовно-нравственной личности в объединениях  спортивно-оздоровительного направления . Рассматриваются возможности нравственного развития детей на ...

"Педагогическая мастерская "Традиции и инновации в процессе воспитания и социализации личности учащихся".

"Педагогическая мастерская "Традиции и инновации в процессе воспитания и социализации личности учащихся", проведённая для коллег в  с. Ремонтное....

Значение музыкального искусства в воспитании личности. Роль хоровых занятий.

«Значение музыкального искусства в воспитании личности» посвящена вопросу о воспитательных возможностях искусства. Не секрет, что многое в методике музыкального воспитания школьников уже разрабо...

Этнокультурные традиции башкир в духовно-нравственном воспитании личности.

На данной странице размещены статьи написанные мной в разные годы на волнующие проблемы....

Народная культура и традиции-основа нравственного воспитания личности

Статья рассказывает о роли творческого развития ребенка,  о становлении творческого начала в душе ребёнка. Русскому человеку были присущи традиции добротворчества, гуманизма, порядочности, чести ...

Родительское собрание «Семейные традиции и их роль в воспитании личности ребенка»

В России испокон веков семейные традиции чтились и оберегались. Они являются очень важной частью исторического и культурного наследия страны. Да, много интересных семейных традиций было в России. Взят...

Консультация для родителей Семейные традиции и их роль в развитии личности ребенка

Семья для ребенка играет важное значение в его развитии и становлении как личности. Семья – это первый коллектив, в котором у ребенка начинают формироваться зачатки нравственности, то есть те ду...