2022/11/ «Личный опыт работы в решении проблем преподавания сольфеджио в ДМШ и ДШИ».
статья

В статье рассматриваются вопросы личного опыта работы в решении проблем преподавания сольфеджио в ДМШ и ДШИ, а именно приёмы работы, методические принципы и подходы к обучению. Описаны некоторые формы организации самостоятельной работы учащихся, т.к. самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым условием для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Преподаватель МУДО «Львовская детская школа искусств» Дитте С.А.

 «Личный опыт работы в решении проблем преподавания сольфеджио

 в ДМШ и ДШИ».

В своей работе пришлось многое изменить из традиционного преподавания сольфеджио, а именно приёмы работы, методические принципы и подходы к обучению.

Прежде всего нужно сказать о том, что обучение в классе строится без общепринятых опросов и объемных домашних заданий. На уроке ученики самостоятельно добывают и закрепляют знания. Основой обучения является практическая работа, целиком и полностью построенная на клавиатуре фортепиано. Формирование прочных, оперативных и целостных знаний об элементах музыки происходят благодаря одновременному взаимодействию различных видов деятельности, таких как пение и одновременная игра на «живом» инструменте, имитация фортепианных движений на настольных клавиатурах и коллективное произнесение вслух выводов или правил. При такой организации урока ученики имеют возможность непосредственно видеть, черпать и осмысливать информацию, заложенную в сочетаниях белых и чёрных клавиш. В итоге достигается свободная ориентация на клавиатуре, глубже осмысливаются познавательные элементы, наконец, приобретаются профессиональные навыки.

Однако, как показали наблюдения, при обучении детей пению отсутствие внешней опоры на темперированный звуковой строй, воспринимаемый слухом как эталон звучания при воспроизведении музыкальных звуков голосом, значительно затрудняет процесс становления вокально-интонационных навыков и вынуждает педагога в качестве примера для подражания использовать собственный голос. Последний в данном контексте так или иначе выполняет функцию музыкального инструмента. Кроме того, по признанию самих учащихся в реальной действительности они именно при помощи инструмента выполняют домашние задания: строят интервалы, аккорды, разучивают примеры по сольфеджио.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что изучение теоретических понятий на основе пропевания упражнений с одновременным проигрыванием на фортепиано приводит к резкому возрастанию качества знаний и практических навыков учащихся.

Моя роль преподавателя на уроке заключается в создании такой атмосферы, когда ученик оказывается в постоянном поиске, движении, размышлении. Часто наши занятия проходят в форме диалога или вопросов-ответов, когда выстраиваю свои вопросы, поиск ответов на которые подводит детей к своего рода открытиям, самостоятельным выводам по теме урока. То есть происходит самообучение, во время которого знания становятся наиболее прочными и надолго сохраняются, так как в этот процесс вовлекаются и чувства, и мысли, и действия учащегося.  

Особое внимание уделяю самостоятельной работе учащихся, которая основана на выполнении домашнего задания. Время, предусмотренное на выполнение домашнего задания согласно учебному плану в программе, составляет 1 час в неделю. Все мы хорошо пониманием, час дети не могут посвятить подготовке… Но об этом позже.

Занятия в классе провожу и основаны они на практической деятельности, сосредоточенной на клавиатуре фортепиано. Именно работая на клавиатуре, ученик находит ответы на поставленные учебные задачи, закрепляет и запоминает материал, делает важные выводы и приобретает практические умения непосредственно в процессе урока или закрепления материала в домашней подготовке.

Благодаря такой организации учебного процесса стало возможным:

Первое – освободить учеников от объёмных и изнурительных домашних заданий,

Второе – освободить меня, как преподавателя - от проведения непродуктивных опросов.

В связи с тем, что изучение и закрепление материала происходит на уроке, на дом в младших классах задаю, в основном, письменные упражнения, направленные на выработку важного практического навыка - нотного письма. Данный вид работы заключается в списывании нотных текстов, либо довершении однотипных заданий, разобранных и начатых в классе. Приобретение навыка быстрого и непринуждённого нотного письма понадобится ученикам в старших классах для записи выполненных упражнений на преобразование мелодии, а также графической записи вокальных и инструментальных импровизаций.

Расскажу об организация самостоятельной работы моих учащихся. Самостоятельные занятия по сольфеджио являются необходимым условием для успешного овладения теоретическими знаниями, формирования умений и навыков и основана на выполнении домашнего задания. Время, предусмотренное на выполнение домашнего задания в программе по сольфеджио, рассчитывается исходя из затрат времени на отдельные виды заданий (сольфеджирование, интонационные упражнения, теоретические задания и др.). Целесообразно распределять время на выполнение домашнего задания в течение недели (от урока до урока), затрачивая на это 10-15 минут между занятиями в классе.

Домашнюю подготовку рекомендую детям начинать с заданий, в которых прорабатывается новый теоретический материал и с упражнений на развитие музыкальной памяти (выучивание примеров наизусть, транспонирование). На уроках показываю ученикам, как работать над каждым видом домашнего задания: как разучить одноголосный пример, как прорабатывать интервальные, аккордовые последовательности, интонационные упражнения (пение гамм, оборотов, интервалов, аккордов), творческие задания (подбор баса, аккомпанемента, сочинение мелодии, ритмического рисунка). Должное время учащиеся уделяют интонационным упражнениям и сольфеджированию, и имеют возможность проверять чистоту своей интонации и учиться это делать самостоятельно на фортепиано.

Очень интересная форма работы, это творческие задания. Считаю, что развитие творческих способностей учащихся играет в процессе обучения огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать свою индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции. Все это вместе способствует формированию интереса к музыкальной деятельности. Творческие задания на уроках сольфеджио активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус.

Вместе с тем необходимо творческие задания тесно связываю с основными разделами курса сольфеджио, так как их целью является закрепление теоретических знаний, формирование основных умений и навыков (запись мелодий, определение на слух, интонирование).

Творческие задания начинаю с начального этапа обучения. Детям более доступны творческие упражнения, связанные с ритмической импровизацией. На начальном этапе даю простейшие мелодические задания, которые состоят из допевания, досочинении мелодии (формирование ощущения ладового тяготения). В дальнейшем задания содержат импровизацию ритмических и мелодических вариантов, и, наконец, сочинение собственных мелодических и ритмических построений.

Опираясь на собственный опыт постепенно добавляю в творческие задания упражнения, связанные с подбором и сочинением второго голоса, аккомпанемента, сначала из предложенных звуков или аккордов, затем с самостоятельным поиском гармонических средств.

Практику присылать мне домашние задания в WhatsApp и Telegram, я оставила после дистанционного обучения. Сейчас дети с компьютером на «ты», поэтому выход контроля и правильности выполнения домашних заданий учениками всегда есть, было бы желание преподавателя. Всё это конечно, занимает много моего личного времени, но это того стоит.

Хочу поделиться тонкостями.

1. Домашнее задание учащиеся присылают мне в личку.

2. Самые лучшие, отправляю в группу сольфеджио. У меня таких 17 групп.

3. Не забываю благодарить за каждое присланное видео.

4. Даю рекомендации по выполненному заданию.

Список использованной литературы:

Шайхутдинова Д.И. Методика обучения сольфеджио. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Шайхутдинова Д.И. Методика обучения элементарной теории музыки. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.

http://shaykhutdinova.ru/author/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подходы к организации работы с педагогическими затруднениями. Анализ диагностической карты по изучению трудностей в работе учителей и пути решения проблем.

Подхлды к организации работы с педагогическими затруднениями. Анализ диагностической карты по изучению трудностей в работе учителей и пути решения проблем....

«Полька» - открытый интегрированный урок сольфеджио + музыкально-танцевальные жанры. Опыт работы.

Материал, созданный в соавторстве с преподавателями музыкально-теоретических дисциплин Орел Ю.А. и Смирновой Е.А., представляет опыт проведения интегрированных уроков в ГБОУ школа "Тутти" г.Санкт-Пете...

«Полька» - открытый интегрированный урок сольфеджио + музыкально-танцевальные жанры. Опыт работы.

7 апреля 2016 года в ГБОУ школа «Тутти» состоялось очередное мероприятие проекта «Сольфеджио + музыкально-танцевальные жанры»  - открытый интегрированный урок «Полька». Подготовили и провели его ...

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

В статье говорится о формах работы на уроках английского языка, которые повышают мотивацию учащихся....

Конспект урока по использованию индивидуально-групповой работы для развития речевых навыков на уроках английского языка с опорой на презентацию и личный опыт.

Технология индивидуально-групповой работы для развития речевых навыков позволяет плавно и настойчиво вовлечь в работу на уроке всех учащихся, учитывая их возможности....

Алгоритм последовательности организационно-педагогических действий по решению проблем профилактики правонарушений среди учащихся, а также смежных проблем, связанных с учебой и дисциплиной

Рекомендации по организации работы  классных руководителей с учащимися и семьей по преодолению проблем, связанных с обучением и поведением обучающихся....