Дополнительная образовательная программа "Эстрадный вокал" (стартовая ступень)
рабочая программа

Туманов Александр Евгеньевич

Образовательная программа используется как первая (стартовая) ступень обучения вокалу детей в возрасте 6-10 лет и предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания. Программа строится на принципах интегрированного подхода к музыкально-творческой деятельности, предполагающего обучение основам эстрадного вокального искусства, взаимосвязанного с грамотным сценическим движением, искусством речи и теорией музыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

ЭСТРАДНЫЙ ВОКАЛ

(стартовая ступень)

I. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал» используется как первая ступень – стартовая и реализуется в художественной направленности. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Программа разработана с учётом следующих нормативных документов и рекомендаций:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г.       № 1726-р)
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы/ (СанПиН 2.4.4.3172 – 14) М, 20.08.2014;
  5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки России № 09-3242 от 18.11.2015 г.);
  6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Актуальность программы

Данная программа разработана в рамках реализации Концепции развития дополнительного образования детей в РФ. Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.

С каждым выходом на сцену обучающийся получает дополнительный творческий стимул к дальнейшим занятиям и приобретает необходимый для певца опыт исполнительского искусства. За время обучения дети знакомятся с лучшими образцами вокального творчества, а также учатся понимать и исполнять произведения современной эстрады. Это помогает адаптироваться в современном обществе, опираясь на высокие нравственные ценности.

Отличительные особенности программы

В основу данной программы положена образовательная программа «Музыкальный звездопад» В.В.Иноземцевой. Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.

Педагогическая целесообразность программы

Образовательная программа студии эстрадного вокала строится на принципах интегрированного подхода к музыкально-творческой деятельности, предполагающего обучение основам эстрадного вокального искусства, взаимосвязанного с грамотным сценическим движением, с искусством речи и теорией музыки.

Являясь частью системы дополнительного образования, программа призвана формировать не только систему специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт музыкально-творческой деятельности обучающихся, но и способствовать активизации развития всех творческих способностей детей, воспитанию самостоятельной творческой личности.

Практическая значимость изучаемой программы обуславливается обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в изменённые условия. Воспитание юных вокалистов происходит на репертуаре, который основан на русскоязычных песнях. Песенный репертуар состоит из русских народных песен, песен советского периода и песен современных авторов, джазовых композиций. Для привития художественного вкуса и эталона звучания на занятиях педагог знакомит учащихся с лучшими образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки.

Помимо формирования практических навыков в области эстрадного вокала учащиеся приобретают навыки работы с микрофоном, владение сценическим движением.

Адресат программы

В реализации стартового уровня программы участвуют дети в возрасте 6-10 лет. Младший школьный возраст является очень важным и ответственным в жизни ребенка в плане его становления как личности. У ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует активному музыкальному развитию. В этом возрасте продолжается развитие основных (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) и специальных (способности к исполнительским видам деятельности - певческой, музыкально-ритмической, игре на инструментах, творческой) музыкальных способностей. Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные способности.

Для младшего домутационного возраста характерны легкость в голосе, высокое резонирование и головное звучание. Голосовые связки при пении колеблются только крайними частями, смыкание связок происходит не полностью, в результате чего остается щель между связками в момент образования звука. Диапазон этого возраста – до первой – ре второй октавы, звук неровный, гласные звучат пестро.

Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса.

Обучение в студии проходит в форме групповых занятий учащимися одного возраста (состав группы – постоянный), а также индивидуально (Приказ Минобрнауки № 1008, п.7).

Общее количество учебных часов – 144.

Количество часов и занятий в неделю: 4 часа (два раза в неделю по 2 часа), 36 недель.

II. Цель и задачи программы

Цель: создание условий для выявления, развития и реализации музыкально-творческих способностей детей через жанр эстрадного вокала.

Личностные задачи:

- формирование основ вокальной и сценической культуры,

- формирование навыков здорового образа жизни,

- формирование положительного отношения к вокальному творчеству, а также к учению в целом,

- формирование интереса к познавательной деятельности, освоению новых видов вокального мастерства,

- воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры.

Метапредметные задачи:

- развитие навыков сознательного художественного исполнения произведений,

- развитие навыков совместной деятельности с учетом конкретных учебных задач,

- развитие навыков поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий.

- развитие творческой активности и самостоятельности детей.

Предметные задачи:

- развитие интереса к изучению художественного репертуара, разнохарактерного по стилю и содержанию,

- развитие слуховых навыков, чувства ритма, музыкальной памяти,

- развитие навыков сольного и ансамблевого исполнения.

III. Учебный план

п/п

Темы

Количество часов

1год обучения

1

Вводное занятие

1

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

5

3

Охрана голоса

-

4

Певческая установка

-

5

Звукообразование. Музыкальные штрихи

6

6

Дыхание

5

7

Дикция и артикуляция

9

8

Ансамбль. Унисон

6

9

Ансамбль. Элементы двухголосья.

3

10

Музыкально-исполнительская работа

40

11

Ритм

5

12

Сценодвижение

6

13

Работа над репертуаром

46

14

Концертная деятельность

8

15

Итоговое занятие, творческие отчёты

4

Итого:

144 ч

Учебно - тематический план.

п/п

Название раздела, темы

         Количество часов

Формы       аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

беседа

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

5

2

3

круглый стол

3

Звукообразование. Муз.

штрихи

6

1

5

занятие - постановка

4

Дыхание

5

2

3

беседа

5

Дикция и артикуляция

9

2

7

занятие - постановка

6

Ансамбль. Элементы двухголосья. Унисон.

9

2

7

открытое занятие

7

Музыкально-исполнительская работа

40

12

38

наблюдение

8

Ритм

5

2

3

зачёт

9

Сценодвижение

6

1

5

наблюдение

10

Работа над репертуаром

46

8

38

зачёт

11

Концертная деятельность

8

-

4

тематический концерт

12

Итоговые занятия, творческие отчеты

4

-

4

творческая встреча

ИТОГО 144 ч.

Содержание программы.

1.Вводное занятие.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

2.Знакомствос основными вокально-хоровыми навыками пения.

Теория:

Беседа о правильной постановке голоса во время пения.

Практика:

Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса.

Теория:

Введение понятия унисона.

Практика:

Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

4.Формирование правильных навыков дыхания.

Теория:

Введение понятия короткого и задержанного дыхания, рефлекторного певческого дыхания

Практика:

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

5.Дикция и артикуляция.

Теория:

Формирование правильного певческого произношения слов.

Практика:

Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова.

6.Ансамбль. Унисон.

Теория:

Развитие навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука.

Практика:

Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.

7.Музыкально-исполнительская работа.

Теория:

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов.

Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».

8.Ритм.

Теория:

Знакомство с простыми ритмами и размерами.

Практика:

Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».

9.Сценодвижение.

Теория:

Развитие самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа.

Практика:

Игры на раскрепощение.

10.Репертуар.

Теория:

Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара.

Практика:

Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

11.Концертная деятельность.

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, развитию умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно, раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.

IV. Планируемые результаты.

Обучение эстрадному вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У обучающихся обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно-творческие задачи, воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах учреждения, культурных событиях города и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей,

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса,

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства,

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера,

- культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентность,

- приобретение опыта в вокально-творческой деятельности.

Предметными результатами являются:

Обучающиеся должны знать: основы вокально-хоровых навыков, правила пения, виды дыхания, музыкальные штрихи, средства музыкальной выразительности.

Должны уметь: применять правила пения на практике, петь чисто ансамблем в унисон, применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром, сценически оформлять концертный номер.

V. Формы аттестации

Подведение итогов выполнения программы складывается из двух составляющих: внешней и внутренней деятельности коллектива.

Концерт, конкурс, фестиваль является формой диагностики музыкальных способностей и развития личности ребенка. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях и т.д. можно отнести к внешней деятельности коллектива, а результаты участия – как своеобразный критерий оценки их деятельности.

Все дети принимают участие в концертной деятельности, но на разных уровнях, поэтому каждый найдет возможность проявить себя.

Внутренняя деятельность – это музыкальное и личностное развитие каждого учащегося.

Разработка критериев оценки образовательной деятельности учащихся проводится с учетом цели программы - создать условия для выявления, развития и реализации музыкально-творческих способностей детей через жанр эстрадного вокала.

Для подведения итогов реализации образовательной программы ежегодно используется мониторинг предметных результатов освоения программы и результатов на личностном и метапредметном уровне (Диагностика уровня воспитанности учащихся, методика Н.П. Капустина, Методика для изучения социализированности личности учащегося М.И. Рожкова).

Для определения эффективности реализации образовательной программы на стартовом уровне в начале учебного года, а также в конце каждого полугодия используется диагностика музыкальных способностей детей, в основу которой легла диагностика музыкальных способностей, разработанная академиком Российской академии естественных наук и академии творческой педагогики К.В. Тарасовой, адаптированная к условиям дополнительного образования.

Мониторинг результативности образовательного процесса проводится 2 раза в год. Тесты и анкетирование используются для выявления уровня теоретической подготовки, самооценки и специфики образовательных потребностей учащихся, а также экспертной оценки педагога.

Диагностика развития вокальных навыков осуществляется с помощью диагностических контрольных заданий по следующим критериям: звуковысотный слух, вокальная техника (способ звукообразования, тембр голоса, диапазон, дикция, дыхание), эмоциональность.

Критерии определения уровня развития слуховых навыков: ладовое чувство, чувство ритма, мелодический слух, гармонический слух.

Выявление способностей к исполнительской деятельности: интонация, ритм, память, диапазон, качество певческого голоса, эмоциональность, музыкальность, особенность характера.

VI. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

- наличие кабинета, оснащенного музыкальным инструментом (клавишный
синтезатор или фортепиано), компьютером,

- необходимое для исполнения ансамблем количество вокальных микрофонов,

- репетиционный концертный зал с необходимым техническим оборудованием: акустической звуковоспроизводящей аппаратурой (колонки, усилитель, пульт с коммуникациями).

Музыкально-дидактический материал:

- фонограммы «минус» музыкальных композиций различных стилевых направлений, видеозаписи выступлений исполнителей различных стилевых
направлений (классика, джаз, эстрада, народная музыка).

VII. Методические материалы

Методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый, игровой.

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.

Формы организации учебного занятия: беседа, встреча с интересными людьми, игра, концерт, конкурс, круглый стол, мастер-класс, открытое занятие, праздник, практическое занятие, представление, презентация, творческая мастерская, фестиваль и т.д.

Педагогические технологии: индивидуализация обучения, групповое обучение, коллективное взаимообучение, программированное обучение, модульное обучение, дифференцированное обучение, разноуровневое обучение, развивающее обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, проектная деятельность, игровая деятельность, коммуникативная технология обучения, КТД, портфолио, здоровьесберегающая технология.

Каждое занятие в студии эстрадного вокала обязательно предполагает следующие виды деятельности, образующие его структуру:

1. Вокальные распевания, включающие в себя упражнения на выработку правильного дыхания, опоры звука, чистой интонации, артикуляции, вокального строя, грамотного ансамблевого звучания.

2. Работа над репертуарными произведениями.

3. Просмотр видеозаписей выступлений детей на Международных телевизионных фестивалях, конкурсах.

4. Ознакомление с образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки.

5. Просмотр обучающих видеопрограмм (раздел музыка).

6. Мероприятия воспитательно-познавательного характера.

Чёткая структура занятий имеет особое значение. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лёгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными. На занятиях в зависимости от темы урока используются следующие формы работы:

1. Показ вокальных приёмов, правильного выполнения упражнений.

2. Прослушивание разучиваемого произведения, отдельной его партии; исполнения какого-либо эстрадного певца.

3. Устный анализ услышанного (увиденного) способствует пониманию правильного звучания (при этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное звучание) или правильно исполненного движения, ритма.

4. Разучивание (по элементам, по частям, в целом виде) музыкального материала, стихотворного текста, танцевальных элементов.

5. Репетиционные занятия - подготовка готовых эстрадных номеров к концертным выступлениям.

VIII. Список литературы.

  1. Абелян Л. М. Забавное сольфеджио. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М. Издательское объединение «Композитор», 1992.
  2. Абелян Л. М. Как Рыжик научился петь. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М. Издательство «Советский композитор», 1989.
  3. Вахромеев В. А. Элементарная теория музыки – М. Издательство «Музыка», 1966.
  4. Власенко О.П. Музыкально-эстетическое воспитание школьников / (О.П. Власенко). – Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
  5. Гарина З. Голос. Музыкальная грамота для вокалистов – М. Издательство АСТ, 2015.
  6. Гонтаренко Н. Б. Уроки сольного пения. Вокальная практика – Ростов-на-Дону Феникс, 2015.
  7. Искусство вокала. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано. Ровнер В. – СПб. Издательство «Невская НОТА», 2010.
  8. Кабалевский Д. В. Как рассказывать детям о музыке? Книга для учителя – М. «Просвещение», 2005.
  9. Камозина О. П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории – Ростов-на Дону Феникс, 2012.
  10. Каплунова И. М, Новоскольцева И. А. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений - Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2005.
  11. Карягина А. В. Современный вокал. Методические рекомендации – СПб. Издательство «Композитор», 2012.
  12. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика – Ростов-на Дону Феникс, 2002.
  13. Льговская Н. И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего возраста – М. АЙРИС-пресс, 2007.
  14. Малахова Л. В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие – Ростов-на-Дону Феникс, 2008.
  15. Погребинская М. Музыкальные скороговорки – Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2007.
  16. Полякова О. Программа эстрадного коллектива «Глобус» – Москва.
  17. Поплянова Е. Уроки господина канона. Веселые игры и всякая всячина для детей. Методическое пособие. Учебное пособие - Издательство «Композитор» Санкт-Петербург, 2009.
  18. Пчелкина Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей. Дидактические игры на занятиях с младшими школьниками – М. Чистые пруды, 2006.
  19. Щемененко А. В. Топотушки – хлопотушки. Ритмика и вокальное воспитание для детей – Ростов-на Дону. Феникс, 2011.
  20. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. Методическое пособие. – М. АЙРИС-пресс, 2007.
  21. Ядровской Ю. А. Программа «Студии эстрадного вокала», 2012.

Литература, рекомендованная для детей и родителей по данной программе

  1. Королева Е. А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках – М. Гуманитарный издательский центр Владос , 2001.
  2. Мархасев Л. С. Любимые и другие. Пестрая книга о музыке – Ленинград. Издательство «Детская литература», 1978.

Список полезных интернет-ресурсов

1. http://www.mp3sort.com

2. http://s-f- k.forum2x2.ru/index.htm

3. http://forums.minus-fanera.com/index.php

4. http://alekseev.numi.ru 

5. http://talismanst.narod.ru 

6. http://www.rodniki-studio.ru 

7. http://www.a- pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8. http://www.lastbell.ru/pesni.html

9. http://www.fonogramm.net/songs/14818

10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index 

12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru

13. http://www.notomania.ru

      14. http://notes.tarakanov.net 

      15. http://irina-music.ucoz.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству «Постижение» как ступень к профессиональному самоопределению подростка (из опыта работы педагога ДО Вициной И.И.)

Преимуществом данной программы и ее отличительными чертами от других образовательных программ по театральному творчеству является не только ее духовно-нравственная направленность, н...

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА III СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ»

В данной работе раскрыты основные формы организации профориентационной работы на базе школы: координационный совет, профориентационный кабинет, совместная работа семьи и школы....

Введение в образовательную программу театра-студии "СТУПЕНИ"

ВВЕДЕНИЕ  В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ  ПРОГРАММУ "С Т У П Е Н И"                            ...

Дополнительная образовательная программа "Ритмика как первая ступень к бальным танцам для детей 4-5 лет".

Дополнительная образовательная программа "Ритмика как первая ступень к бальным танцам 4-5 лет" поможет педагогу-хореографу организовать работу с детьми дошкольного возраста. В ней подробно описа...

Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни «Ступени к здоровью» для детей среднего школьного возраста, попавших в сложную жизненную ситуацию

«Ступени здоровья»  Дополнительная образовательная программа по валеологическому воспитанию и формированию здорового образа жизнидля детей  среднего школьного возраста, попавших в ...

Рабочая программа дополнительного образования «Изобразительное искусство» (начальная ступень) в воскресной школе для детей 5-7 лет

Программа расчината на детей от 5 до 7 лет. Это дети младшей группы, посещающие воскресную школу. Программа авторская, составлена в расчете на урок продолжительностью 30 минут...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...