Дополнительная образовательная программа "Ритмика как первая ступень к бальным танцам для детей 4-5 лет".
рабочая программа по теме

 

Дополнительная образовательная программа "Ритмика как первая ступень к бальным танцам 4-5 лет" поможет педагогу-хореографу организовать работу с детьми дошкольного возраста. В ней подробно описано содержание образования, а также вариант структуры урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_programma_ritmika.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Центр Детского Творчества»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Ритмика как первая ступень к бальным танцам для детей 4-5 лет.

Автор: педагог дополнительного образования

Ладыгина Екатерина Николаевна

Г. Елизово, 2012 год.

Содержание

1 Пояснительная записка                                                                                3                                                                    

2 Цели и задачи обучения                                                                               6

3 Содержание образования                                                                             8

- Ритмика                                                                                                           9

-Элементы классического танца                                                                     11

-Элементы историко-бытового танца                                                            12

4 Вариант структуры урока                                                                             13

5 Учебно-тематическое планирование                                                           14

6 Прогнозируемые результаты                                                                        16

7 Условия реализации программы                                                                  17

8 Список литературы                                                                                        18

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Это так естественно – двигаться. Для любого человека, а особенно для ребенка, который - только в самом начале своего пути движения по жизни…  Как именно идти по жизненному пути - каждый выбирает сам, но мы, взрослые, можем подсказать нашим детям, что им необязательно идти тяжелой поступью, низко опустив голову от страха, обид и огорчений, что что-то не получается… Именно в наших силах рассказать нашим любимым малышам, что у них есть выбор – поднять гордо голову, выпрямить спину, включить музыку, улыбнуться и – вперед – «нас ждут великие дела!» Танец – пожалуй, одна из самых лучших практик самопознания, самосовершенствования. Танец дарит свободу и легкость, учит двигаться изящно…

Уверена, не бывает неталантливых детей, есть дети, которым уделяют мало внимания и времени, но в каждом есть то, что нужно раскрыть нам, взрослым, ну или, по крайней мере, дать шанс этому раскрыться …. Итак, вот такой, своеобразный шанс раскрыться, я даю детям-дошкольникам на своих занятиях ритмикой. Но, сначала немного о так называемой цели, к которой в конечном итоге ведут мои занятия.

Спортивные бальные танцы. Слово "бал" мы позаимствовали из французского языка. А само французское слово происходит от латинского глагола ballare, который означает "танцевать". Поначалу танцы исполнялись на праздниках и балах. Позже из них сформировалось целое направление танцев – бальные танцы, которые со временем выделились в отдельный вид спорта. Однако, отделить в бальных танцах спорт от искусства – просто невозможно. Это уникальный синтез танцевального искусства, музыкального искусства и спорта.

Бальные танцы – это, прежде всего, парные танцы, где пару составляют мужчина и женщина. Бальные танцы призваны демонстрировать все разнообразие гармоничных отношений между мужчиной и женщиной. Наверное, именно поэтому эта категория танцев пользуется несомненным успехом у публики и заставляет увлечься бальными танцами всерьез.

При этом все танцы (форма танцев, а также сами танцевальные движения, из которых состоят бальные танцы) четко классифицированы и жестко регламентированы. Танцоры обязательно соблюдают те танцевальные позиции, которые закреплены за каждым из танцев, входящих в состав европейской программы (стандарт) и латиноамериканской программы спортивных бальных танцев. Соревнования для любителей и профессионалов по спортивным (бальным) танцам проводятся на паркете в специальной танцевальной обуви.

Бальные танцы завораживают зрителей красотой пластичных движений, экспрессией (неповторимой выразительностью) танцевальных композиций и самих танцоров. Танцоры гибки, пластичны, они имеют королевскую осанку, большую выносливость, их тело полностью подчиняется мыслям и желаниям, они всегда будут в прекрасной физической форме,  бодры, энергичны, всегда в центре внимания, всегда смогут выразить себя в искусстве.

Но, первой ступенькой к бальным танцам являются такой вид деятельности как ритмика. Также, на своих занятиях, я уделяю некоторое время основам хореографической подготовки. Хореографическая подготовка – основа танцевального искусства.

Классический танец – это не только красивое и утонченное искусство пластики нашего тела, с помощью которого мы выражаем эмоции и чувства нашей души. Основы классического танца – это тот фундамент, на котором строится любое танцевальное направление. Без классической хореографии не обходится ни один танцовщик. Если посмотреть внимательно на хорошего и плохого танцовщика, то сразу становится очевидным, что эту разницу в восприятии определяет наличие хореографической подготовки либо ее отсутствие, независимо от того, танцует он модерн, бальный танец или классический балет.

Для основ хореографической подготовки характерны традиционные положения рук, ног, тела, головы танцовщика. Без овладения этими позициями и правилами танцор выглядит недостаточно выразительным и даже неуклюжим.

Мои занятия не ставят своей целью выучить и натренировать детей на выполнения какого-либо набора заученных движений.  Но открыть перед детьми мир бального и историко-бытового танца, по средствам ритмики, приобщить их к этому прекрасному виду искусства, научить элементарным основам танца, т.е. создать фундамент для более серьезного увлечения.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

Цели занятий:

- Развивающая, личностная – развитие стойкого интереса у детей к танцевальному  искусству, а так же художественно-творческих способностей средствами ритмики и бального танца с учетом их индивидуальных способностей.

- Образовательная, профессиональная – освоение детей ритмики, основ хореографии, бального танца и приобретение ими базовых знаний, качеств, навыков исполнительства с учетом возрастных особенностей,

- Воспитательная, общекультурная – расширение кругозора, образно-художественного восприятия мира, воспитание общей культуры, коллективизма и гуманизма.

Задачи занятий:

- Формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного и связочного аппарата, развитие природных физических данных, коррекция опорно-двигательного аппарата ребенка.

- Ознакомление детей с историей возникновения и развития спортивного бального танца,

- Поэтапное овладение детьми (по принципу нарастающего интереса) ритмикой, основами современного и классического танца с элементами свободной пластики в образно-ассоциативной, эмоциональной форме с опорой на содержательный и выразительный музыкальный материал.

- Развитие основ музыкальной культуры, танцевальности, артистизма, эмоциональной сферы, координации движений, исполнительских умений и навыков,

- Снятие мышечных «зажимов» и психологического процесса торможения средствами танца, выработка баланса в системе «возбуждение-торможение»,

Формирование и совершенствование коммуникативного межличностного общения («исполнитель-педагог», «партнер-партнерша»),

Развитие фантазии, творчества, наглядно-образного, ассоциативного мышления.

Таким образом, именно эти функциональные особенности ритмики, как первой ступени к бальным танцам определяют актуальность и востребованность данного вида деятельности в системе дополнительного образования детей дошкольного возраста.

Концепция занятий ритмикой: систематичность, доступность, последовательность (от простого к сложному), поэтапность, учет психофизиологических и возрастных особенностей, индивидуализация, наглядность, научность, сознательность, активность, связь теории с практикой, межпредметность (интегративность связей), актуальность, результативность, а так же опирается на новейшие современные тенденции в изучении бальных танцев.

3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Программа на начальном этапе обучения детей (4-5лет) рассчитана на 1 год. В этот период среди основных задач педагога можно выделить:

- развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);

-   развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости и координации), изучение танцевальных элементов;

- развитие ритмичности, музыкальности, артистичности и эмоциональности.

-      воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.

На занятиях с детьми такого возраста руководителю необходимо проявлять особую чуткость и внимание к ребятам, заинтересовывать их искусством танца и пониманием необходимости приложения труда для усвоения основ танцевальной грамотности.

В программе, наряду с тренировочными упражнениями, предлагаются изобразительные и выразительные движения, близкие детям и способные настроить учеников на исполнительскую деятельность.

В основу обучения детей дошкольного возраста необходимо положить игровое начало (подробнее об использовании игры на уроках с дошкольниками вы можете прочесть в методической разработке «Игра, как помощь в обучении»). Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке танца не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой или скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением.

         Подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Также, игры можно использовать для перехода от одного вида деятельности к другому. Например, можно использовать «пальчиковую гимнастику» в конце первой части занятия (разминки). Для того, чтобы приводить детей в спокойное состояние после активных физических действия, переключить их на более спокойную линию поведения.

Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения — использование минимума танцевальных элементов при максимуме возможности их сочетаний. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в  дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.

Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Как известно, двигательные навыки человека формируются и развиваются с первых дней его жизни: вначале ребенок учится ходить, затем бегать, прыгать и т.д. Любое движение представляет собой рефлекс, и на овладение любым танцевальным движением требуется время.

Таким образом, танцевально-двигательный навык вырабатывается не сразу, а постепенно и процесс усвоения материала предполагает поэтапность с учетом возрастных особенностей. 

Ритмика

Элементарные понятия, с которыми знакомятся учащиеся первого этапа обучения:

-   характер музыки, темп, ритм, музыкальный размер;

-  динамические оттенки в музыке (быстро, медленно), характер исполнения (спокойно, отрывисто);

-   эмоциональная выразительность.

Знакомство происходит в процессе урока танца на музыкальном материале танцевальных упражнений, музыкальных игр, танцевальных композиций. Разумеется, в работе с детьми 4-5 лет идет интуитивное восприятие материала и особенно сложных требований к учащимся еще предъявить невозможно. Тщательно отобранные музыкальные произведения должны быть просты и доступны для восприятия по стилю, жанру и характеру, иметь яркую выразительную мелодию, четкий метроритмический рисунок.

Следует учитывать, что монотонный характер музыкального сопровождения притупляет внимание, не дает возможности развить эмоциональную выразительность. Вместе с тем слишком сложные по мелодическому рисунку произведения, отвлекая внимание детей, могут затруднить процесс выполнения танцевальных движений.

Знакомство с основами актерского мастерства происходит также во время урока танца. Для переключения внимания во время краткого отдыха от физической нагрузки используется анатомические особенности строения лица, работу мышц лица и их значение для выражения человеческих эмоций (улыбка, скорбь, удивление, боль, угроза, рыдание, размышление и т. д.).

Осознать это помогут игровые задания на передачу эмоциональных состояний: радостно — грустно, вкусно — невкусно, весело — страшно, интересно — неинтересно, любопытно — безразлично и т. п.

В процессе обучения полученные ранее понятия расширяются и закрепляются.

Общий характер музыки — дети учатся слушать музыку, воспринимать ее характер, отражать его в движениях и пластике. Учатся словами описать ощущения от прослушиваемой мелодии. Желательно больше времени уделять музыкально-танцевальным импровизациям.

Темп — выполняются движения в различных темпах (синкопированный ритм). Вырабатывается умение не только сохранять заданный темп, но и ускорять и замедлять его вместе с музыкой, а также сохранять заданный темп после временного прекращения музыки.

 Строение музыкальной речи — дети учатся четко определять (не только на слух, но и вместе с движениями) вступление, окончание вступления, начало и окончание фразы, выделять конец музыкально-танцевальной фразы, мелодии специальным поклоном.

Метроритм — дети учатся воспринимать сильную и слабую доли на слух, отмечая в движениях сильную долю хлопком, притопом, а также на слух определять музыкальные размеры 2/4,3/4,4/4, осознанно выполняя движения в этих размерах.

Музыкально-танцевальные импровизации — усвоив понятие «жест» и его значение в танце, учащиеся переходят к отработке различных жестов — указательных, запрещающих, утверждающих, просящих, жестов, выражающих эмоциональное состояния (радость, печаль, раздумье и пр.).

Элементы классического танца

Теория. Знания и навыки. Специфика танцевального шага. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Позиции и положения ног и рук. Правила постановки рук, группировки пальцев, уровень подъема стопы. Например: подъём на низкие полупальцы, высокие полупальцы. Позиции ног — 3, 6. Выполнение упражнений на растяжку.

Элементы историко-бытового танца.

Теория. Особенности танцев различных эпох.

Практические занятия. Поклоны и реверансы (показ учителя). Простейшая композиция гавота (падеграс). Элементы польки,  шаг полонеза. Композиция из пройденных элементов историко-бытовых танцев. Положение рук корпуса и головы.

4. ВАРИАНТ СТРУКТУРЫ УРОКА

Первая часть урока (приветственная, разминочная):

-  построение детей в несколько линий (в зависимости от размеров зала и численности группы) по сигналу учителя.

-  поклон педагогу.

-  разминка (для головы, плеч, рук, корпуса, ног).

-  выполнение несложных кратких упражнений у станка или упражнения на растяжку.

-  пальчиковая гимнастика.

Вторая часть урока (основная):

-   изучение музыкально-ритмического материала, тренировочных вспомогательных упражнений, элементов историко-бытового танца, бального танца.

Третья часть урока (заключительная):

- музыкально-танцевальные импровизации, самостоятельное исполнение изученного материала.

-   основное построение перед концом занятия.

-   поклон педагогу.

-   выход из танцевального зала спокойным шагом.

Занятия на начальном этапе обучения целесообразно проводить не реже двух раз в неделю, по два академических часа (по 30 мин каждый академический час) Обязательно делая 10-ти минутный перерыв в середине занятия. Примерный учебный план можно составить, опираясь на книгу Шутикова Ю. Н. «Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластике и бальным танцам», естественно предварительно скорректировав его для дошкольников.

Учебно-тематическое планирование

Исходя из того, что в учебном году 9 месяцев, которые включают 36 недель (исключая Новогодние каникулы и время формирования групп в начале сентября). Исходя из расчёта два занятия в неделю по два часа (астрономический час, так как время занятия для детей дошкольного возраста составляет 30 минут), получается 144 часа занятий.

Содержание и виды работы

Количество часов


всего

теоретич.

практич.

Учебно-тренировочная   работа




Основы бального танца

40

 10

 30

Элементы классического танца

20

5

15

 

Элементы историко-бытового танца

 

30

 

5

 

25

Ритмика

50

10

40

Мероприятия   воспитательного   характера

 

 

 

Организационная работа

2


2

Заключительный урок

2


2

 

Итого

 

144

 

30

 

114

5. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу учебного года дети сможет овладеть рядом знаний и навыков: правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, иметь навык легкого шага с носка на пятку и с пятки на носок. Ученик сможет тактировать руками размеры 2/4, 4/4, 3/4, начинать движение в нужный счёт и закончить его с концом мелодии, музыкального отрезка поклоном; чувствовать характер марша (спортивного, строевого, походного, героического) и уметь передать его в шаге. Иметь навыки элементарной актерской выразительности. Уметь изобразить в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя, зайца; выразить образ в разном эмоциональном состоянии — веселья, грусти (например, веселый котенок, грустная птица и т. д.), распознать мелодии различных танцев.

Знать следующие движения: шаг с носка, шаг с каблука, выполнять широкий шаг, выполнять шаг на ширину плеч, выполнять синкопированный шаг на счёт 4 в танце ча-ча-ча и т.д.

Знать позиции ног (3, 6) и рук классического танца на приветствии и поклоне. Знать позиции для исполнения танца в паре (первая рабочая позиция)

 

6. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для занятий танцевального кружка желательно иметь просторное хорошо освещенное и проветриваемое помещение (танцевальный зал) с паркетным полом, оборудованное специальными станками и зеркалами. (Станок представляет собой хорошо отполированную круглую палку диаметром 5 см, которая прикрепляется к стене кронштейнами на расстоянии примерно 80—100 см от пола и 30 см от стены.). Для занятий также необходимо музыкальная аппаратура (усилитель, динамики, микшер, проигрыватель). Для проведения показательных, праздничных и других мероприятий очень полезна небольшая сцена или возвышение с занавесом и мебель (стулья), а также специальное световое оборудование (софиты, прожектора). Соблюдение норм и правил гигиены обязательно требует наличия удобных раздевалок.

В том случае, если нет специального зала, можно использовать актовый зал. Костюмы для занятий и специальную обувь ученики приобретают сами по указанию руководителя.

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

(ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОЗНАКОМЛЕНИЯ)

Ритмика

Арзямова Г.В. Нравственно-эстетическое воспитание младших
школьников средствами искусства// Начальная школа. -1982. - №4.

Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1976.

Гусев С., Гусева Ю. Танцы и игры Артека. — М., 1997.

Ладыгин Л. Музыкальное оформление уроков танца. - М., 1980

Михайлова Э., Иванов Ю. Ритмическая гимнастика: Справочник. — М., 1987,

Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972.

Классический танец

Базарова П., Мэй В. Азбука классического танца. Изд. 2-е. — Л., 1983.

Ваганова А. Основы классического танца. Изд. 5-е. — Л., 1980.

Прибылов  И.Г.  Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов. -М., 1984..

Историко-бытовой и бальный танец

Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. -
М.,1978

Воронина И. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. — М., 1980.

Мур Алекс Пересмотренная техника европейских
танцев.//Имперское общество учителей танцев, Лондон., - пер. с
английского и редакция Ю.Пина.// С-Пб., 1992.

Мур Алекс Пересмотренная техника латиноамериканских
танцев.//Имперское общество учителей танцев, Лондон, - пер. с
английского и редакция Ю.Пина.// С-Пб., 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности секции «Каратэ Киокусинкай» для детей 6-17 лет

Дополнительная образовательная программа физкультурно-озборовительной направленности секции каратэ Кёкусинкай, 3-х часовая недельная нагрузка....

Рабочая программа дополнительного образования «Изобразительное искусство» (начальная ступень) в воскресной школе для детей 5-7 лет

Программа расчината на детей от 5 до 7 лет. Это дети младшей группы, посещающие воскресную школу. Программа авторская, составлена в расчете на урок продолжительностью 30 минут...

План – конспект занятия по спортивным бальным танцам Введение в дополнительную образовательную программу «Бальные танцы для дошкольников»

Цель занятия: познакомить обучающихся со спортивными бальными танцами Задачи:Обучающие - познакомить с историей и видами бальных танцев; обучить основным движениям танца «Танец маленьк...

Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа «Первые шаги в мир искусства для детей с ограниченными возможно-стями здоровья»

Цель программы: создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей, жизненных и социальных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения изо...

Организация первых занятий в ансамбле бального танца

Бальные танцы сегодня – это организация движения тела в пространстве и времени под музыку. Это физическое, духовное и нравственное воспитание. Это – это система, которая создана в мире для...