Организация первых занятий в ансамбле бального танца
методическая разработка по физкультуре

Александров Антон Валентинович

Бальные танцы сегодня – это организация движения тела в пространстве и времени под музыку. Это физическое, духовное и нравственное воспитание. Это – это система, которая создана в мире для гармоничного развития личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_pervyh_zanyatiy_v_ansamble_balnogo_tantsa.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Организация первых занятий в ансамбле бального танца  

Для подавляющего большинства, впервые пришедших в танцзал, первое занятие – это серьезный стресс. Причем разница в глубине стресса у мальчиков и девочек часто настолько мала, что ею можно пренебречь.

Первый момент, который серьезно понижает самооценку с самых первых минут занятия, это слабое чувство ритма. Как правило, дети не понимают музыку, не слышат ее, создается впечатление, движения и музыка существуют в «разных мирах». К сожалению, многие родители не прислушиваются к советам тренера, к его просьбе заставлять ребенка слушать как можно больше любой качественной музыки. Обычно, большинство родителей даже не догадываются, что их дети двигаются поперек музыки, так как сами ее не слышат.

Этой проблемы нет, пожалуй, у единиц из тех, кто приходит на первое занятие. Скажем прямо: это нормально. Все дело в привычке. На первых занятиях мы даем достаточно большой объем новой информации, с которой ранее ребенок не сталкивался. Происходит «взрыв мозга» и уже не до попадания в ритм. Тут главное не стушеваться, не уйти в глубокий ступор. Поэтому с самого первого занятия мы начинаем тренировать чувство ритма. В этом помогают разделы ритмики – системы, общепризнанной для воспитания способности организовать двигательную активность с музыкой, научить слышать и слушать музыку, распознавать музыкальные интонации, определять образное содержание. Дети с удовольствием воспринимают всевозможные считалки, речитативы, словесное сопровождение движения. Учитывая восприимчивость детей к игре, мы свои первые занятия также выстраиваем в форме игры.  

Через игру дети быстрей осваивают счет, различают сильную долю. На протяжении всего занятии мы рекомендуем просчитывать в фоновом режиме любую музыку, которая звучит на занятии, даже если она не имеет отношения в программе урока.  

На первом же занятии мы даем детям игровые ситуации на фантазию, воображение. На определенную музыку разных темпов, настроений предлагается детям потанцевать. С первых минут мы можем выделить активных и робких, творческих и равнодушных, слышащих музыку или «глухих». Доказано, что решением проблемы попадания в ритм является банальная тренировка не только на занятии, но и за ней. Чем быстрей ребенок научится «ловить» ритм, тем быстрей «высвобождаются ресурсы головного мозга на телодвижения».

Второй момент, с которым сталкивается ребенок на первом занятии, это полная или около того невозможность изобразить то, что показывает преподаватель. Хуже того, запомнить шаги получается далеко не у всех сразу, а у некоторых совсем далеко не сразу. Это тоже вполне нормальное явление. С этим сталкиваются абсолютно все танцоры, причем не только на начальных стадиях. Надо понимать, что танцы в целом, а бальные в частности, являются в техническом плане достаточно сложными. Хотя на первом занятии ученикам дается всего лишь «вершина айсберга» нужной техники исполнения, но и она для подавляющего большинства настолько нова, как для малыша сделать первый шаг. Поэтому нет ничего необычного в том, что ничего не выходит с ходу.  Именно эта неуверенность с первых шагов отворачивает многих от дальнейшего обучения танцами.  

Задача педагога – поддержать ребенка при первой неудаче, предотвратить и не допустить смех и «уколы» со стороны более успешных детей. Эти моменты особенно важны, когда ребенок – новичок, и «вливается» в новый коллектив или группу. Можно привести ряд примеров, показывающих, что все классные танцоры когда-то были смешны на паркете. Мимо этого состояния не прошел ни один, сколь бы талантлив он не был. С первых же уроков нужно прививать начинающему танцору силу воли, стремление к достижению результата. Статистика СБТ четко говорит, что подавляющее большинство хороших танцоров - бальников не столько талантлива, сколько уперта, т.е. у 98% начинающих есть шанс затанцевать на зависть окружающим.

С самого первого занятия мы обращаем внимание на тренировочный костюм, очень рекомендуем обзавестись хотя бы специализированной обувью. Сегодня магазины предлагают достаточно большой выбор танцевальной обуви, рассчитанный на любые возможности человека – от дешевой «китайской» до дорогой профессиональной от ведущих фирм производителей. Есть очень много нюансов, которые преподаватель требует с первого занятия. В обычной обуви это сделать просто нереально. Родителям мы говорим: «Чем дольше вы будете танцевать в неспециализированной обуви, тем больше времени вы потеряете, тем больше вам потом придется переучиваться». В этом требовании, кроме удобства в танце, присутствует еще психологический момент. Надевая обувь или тренировочный бальный костюм, ребенок сразу осознает значимость занятия и как-то начинает само все лучше получаться. Это уже проверено на практике.

Вторым моментом, с которым встречается и преподаватель, и ребенок, является застенчивость. У всех людей разная восприимчивость к новой информации. Это нормальный ход вещей. С самого первого занятия мы стараемся ввести атмосферу понимания и доброжелательности, чтобы ребенок видел в педагоге помощника, который сможет объяснить и не нужно стесняться. Если с первых уроков установлен контакт «педагог - ученик-педагог», то процесс обучения будет более результативным. Преодоление застенчивости и неуверенности в себе, повышение собственной самооценки – важные качества, которые в дальнейшем смогут помочь ребенку справляться с морально-психологическими нагрузками во время турниров и конкурсов.  

Очень часто, когда нас, тренеров начинают упрекать в «разводе на деньги». Обычно с первых же занятий выделяются, так называемые, перспективные дети. Это есть в каждом коллективе. В ансамбле народного танца в первой линии стоят «лучшие», в хореографическом училище больше внимания уделяется подающим надежды ученикам. Система бальной хореографии, несмотря на массовость и доступность всех, тоже предполагает выделение «звезд». Наиболее ярко они начинают проявляться на внутриклубных турнирах. Естественно, для достижения больших результатов с такими детьми рекомендованы индивидуальные занятия. В системе дополнительного образования эти часы не входят в программу и, соответственно, не оплачиваются. Поэтому индивидуальные занятия оплачивают родители. И здесь родителям нужно объяснить, что все, что советует преподаватель, направлено на результат от занятий. В нашем клубе все без исключения занимаются по методике обучения спортивным бальным танцам. Мы даже проводим отборочный кастинг в начале учебного года.  

С первого урока мы учим и правилам поведения на занятии. В начале и в конце занятия все дети по традиции делают поклон, который знаменует собой приветствие, либо прощание с преподавателем. В некоторых клубах или у некоторых преподавателей есть также традиция благодарить в конце занятия тренера и друг друга аплодисментами. Во время отработки отдельных элементов танцоры стоят по одному в несколько линий лицом к преподавателю или по кругу. При отработке элементов парами преподаватель может расставить пары произвольно. Но уже с первых движений дети должны усвоить понятия расположения танцующих на площадке, важно объяснить, что в европейской программе, а также при танцевании самбы двигаться нужно строго по линии танца, то есть против часовой стрелки, чтобы не создавать помех другим парам. Стояние без продвижения на «линии танца» во время «прогона» (то есть во время исполнения танца всеми парами в музыку) считается очень плохим тоном поведения на паркете.  

Таким образом, мы можем определить основные направления компетенции тренера:

 знание спортивных требований к танцорам тех возрастных и квалификационных категорий, с которыми он работает;  

         знание         возрастных         психофизиологических         особенностей

спортсменов;  

 знание методики преподавания с учетом вышеперечисленных

условий;  

 определение режимов и графиков тренировок, соревнований, спортивных сборов;  

 навыки организации тренировочного процесса.

Это значит, что никакие родители не могут учить его, как работать с тем или иным классом или возрастом; тренер точно знает, что от тех или иных нагрузок может быть такая-то реакция; его методика преподавания максимально эффективна для данного возраста; его график тренировок рассчитан на максимальный успех; он отлично знает, как должен быть организован тренировочный процесс и полноценно справляется с его организацией.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеурочного занятия по хореографии Бальные танцы. Вальс.

План-конспект внеурочного занятия по хореографии. Бальные танцы. Вальс....

План – конспект занятия по спортивным бальным танцам Введение в дополнительную образовательную программу «Бальные танцы для дошкольников»

Цель занятия: познакомить обучающихся со спортивными бальными танцами Задачи:Обучающие - познакомить с историей и видами бальных танцев; обучить основным движениям танца «Танец маленьк...

План – конспект занятия по спортивным бальным танцам «Медленный вальс. Основы взаимодействия в паре»

Цель:  Сформировать  и  закрепить  в паре  навыки  исполнения единичных действий и  фигур  танца  медленный вальс.Задачи....

Методическая разработка «Конспект занятия по спортивным бальным танцам с использованием ЭОР. Венский вальс»

Тема: Венский вальс. Принципы движения в базовых фигурах. Основы взаимодействия в паре.Цель: Сформировать и закрепить навыки исполнения единичных действий в базовых фигурах танца венский вал...

Методическая разработка «Конспект занятия по спортивным бальным танцам с использованием ЭОР. Квикстеп»

Тема: Квикстеп. Принципы движения в базовых фигурах. Основы взаимодействия в паре....

Первый год в студии бального танца

Данная презентация используется в качестве рекламного и ознакомительного пособия для детей и родителей. На слайдах показаны основные танцы начального уровня и их краткое описание....