Музыкальная гостиная" С песней до Победы"
методическая разработка

Климова Наталья Владимировна

Формирование чувства патриотизма, уважения к родному народу, стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл музыкальная гостиная87.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект

музыкальной гостиной «С песней до Победы»

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/1/61130_605bb1dfd747d1255c7ecdbdfb442af7.jpg.jpg

Цель: формирование патриотических качеств личности воспитанников.
Задачи:
- закрепление и расширение знаний о событиях Великой Отечественной войны, о подвиге своего народа, о роли военных песен и истории их создания;
- побуждать к сопереживанию событиям Великой Отечественной войны;
- формировать умение эмоционально воспринимать, анализировать и исполнять песни военных лет;
- развивать мышление, речь, познавательную активность, творческие, музыкальные способности.

Ход мероприятия.

(Дети входят под марш «Прощание славянки» музыка В.Агапкина, садятся) (1) 

Педагог: Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые взрослые. Сегодня я приглашаю вас в музыкальную гостиную в преддверии великого, очень главного праздника, который отмечает вся наша страна. Что это за праздник? (День Победы) (2,3)

Педагог: Что произошло в этот день? (Закончилась Великая Отечественная война, наш народ победил фашистов)
- Да, вы, конечно, знаете, что много лет назад на нашу страну напали враги – очень сильная и развитая страна – фашистская Германия. (4) Началась Великая Отечественная война. Это было очень страшное время. Наша страна не ожидала, что Германия нападёт, потому что незадолго до начала войны правительством Германии и России был заключён специальный документ, в котором говорилось, что Россия и Германия – друзья и не будут воевать между собой. Но, не смотря на это, в июне 1941 года, в тёплый летний день, немецкая армия атаковала наши границы.(5) Сотни самолётов, танков и тысячи солдат двинулись на нашу землю.(6) Они были очень хорошо вооружены, и их было много. Враги сжигали города и сёла, убивали и брали в плен наших жителей. Они никого не щадили…ни женщин, ни стариков, ни детей.(7) Наши солдаты отчаянно сопротивлялись,(8) они проявляли чудеса героизма, совершали подвиги, старались не пропустить вражеских солдат вглубь нашей страны.(9) Но силы были неравные, нашим солдатам не хватало оружия и в начале войны им пришлось отступать.
Один из русских композиторов Дмитрий Шостакович (10) написал музыку, в которой передал эти события. Внимательно послушайте её отрывок и подумайте, какой характер передаёт эта музыки и что можно под неё представить? (11)
1. Д. Шостакович. Фрагмент симфонии №7 «тема нашествия» - слушание

Педагог: Какой характер музыки? (жесткий, устрашающий)
- Что можно представить? (как идут фашистские войска)

Педагог: Молодцы, какое настроение передала эта музыка? (Ответы детей)
- Да, музыка грозная, какая – то бездушная, и кажется, что никто не сможет победить эту злую силу....
Уже в первые два года войны фашистская армия заняла многие города, взяла в осаду один из главных городов России - Ленинград и подходила к столице нашей Родины – Москве. Но наш народ нашёл в себе силы и остановил врагов.(13)

Педагог:(14) Все наши жители поднялись на защиту Родины. (15) Воевали женщины, и даже дети. (16) А те, кто не воевал - работали в тылу.(17) Они шили одежду для солдат, рыли окопы, а самое главное было налажено производство оружия. Днём и ночью работали заводы, где выпускали вооружение.(18)
- С помощью какого оружия воевали наши солдаты? (танки, самолёты, автоматы, гранаты, патроны и т.д.)
- Правильно, но во время войны было ещё оружие, а какое вы узнаете, отгадав загадку.
Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что же вы услышите,
Конечно, — это ... (песня)
- Идёт война, рвутся снаряды, гибнут люди. А тут песня… (19) Зачем же она нужна на войне? Может я ошиблась и песня – это вовсе не оружие, а так, развлечение просто.. Поможет нам ответить на этот вопрос музыка, которая одна из первых зазвучала в годы войны. Послушайте и скажите, к чему призывает эта песня? (20)
2. Фрагмент песни «Священная война» музыка А.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача – слушание Педагог: К чему призывает песня? (поднимает народ на борьбу с врагами)
- Как вы считаете, какое настроение передавала эта песня солдатам? (мужественное, храброе)
- Можно ли эту песню назвать оружием против фашистов? Почему? (потому что она поднимала боевой дух, и солдаты отважнее сражались)
- Да. Молодцы. Уже в первые дни войны, композитором Александром Васильевичем Александровым и поэтом Василием Ивановичем Лебедевым-Кумачом была написана эта песня, которая называется «Священная война» и она зазвучала как набат, призывающий на борьбу, как оружие против жестоких врагов. Эта песня впервые прозвучала на вокзале, когда бойцов провожали на фронт. Музыка несла в себе такую могучую силу и искренность, что все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один со своих мест и, стоя, словно в строю, торжественно и сурово слушали её. Когда она кончилась, на какое-то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты. Песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать и запомнить слова. Вновь и вновь, пять раз подряд, пел ансамбль "Священную войну". Так начался путь песни, славный и долгий. С этого дня песню пели всюду: на фронте, в партизанских отрядах, в тылу. Музыка звучит как боевой гимн, призывающий на поединок с врагом. Дослушаем эту песню стоя.
Песня «Свящённая война» - слушание продолжения песни.

Педагог: Однажды суровой зимой 1941 года, во время битвы под Москвой произошёл такой случай. Молодой солдат, лейтенант Алексей Сурков, попал в окружение. Он храбро сражался, многие его товарищи погибли. Когда он выходил из окружения, попал на минное поле, где сам тоже мог погибнуть в любую минуту. Вот где “до смерти четыре шага”. После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. (21) Текст он показал бойцам, и им очень понравилось это стихотворение. Многие солдаты переписывали его и отсылали своим жёнам и невестам. Оно стало популярным на фронте и в тылу. Текст увидел композитор Константин Листов и сочинил музыку.(22) Получилась песня, которая стала одной из самых известных в дни войны.
- Что эта за песня, определите по интонации? («В землянке»)
- Какое настроение передаёт? (нежное, ласковое)

- О чём в ней рассказывается? (как боец вспоминает свою любимую)
- Исполним песню вместе, постарайтесь передать задушевное и ласковое настроение. (23, 24)
3.Песня «В землянке» музыка К.Листова, слова А.Суркова

Педагог: Как вы считаете, как эта песня помогала нашим солдатам воевать? (вспоминали своих близких, песня придавала им силы, солдаты знали, что воюют за своих жён, матерей, невест, за свой дом)
- Казалось, какие песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А оказывается - всё совсем наоборот. Солдатам песни помогали в трудные минуты. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернуться к ним невредимыми.
(На фоне мелодии «Журавли») (25)

Педагоог: Одной из таких песен, которые поддерживали бойцов, стала песня «Темная ночь». Она была написана во время войны для фильма «Два бойца». (27) Эта песня была на устах буквально у каждого фронтовика. Внимательно послушайте и скажите для кого солдат поёт эту песню?
4. Песня “Темная ночь” музыка Н. Богословского, слова В. Агатова – слушание. (28-35)
-Для кого солдат поёт песню? (для родного человека, для жены)
-Почему вы так решили? (Ответы детей по характеру и содержанию)
Дополнительные вопросы: Какой характер песни? О чём в ней говорится?

Педагог: Да, ребята. Эта песня выражает душевное состояние солдата, думы о покинутом родном доме, о любимой и, конечно, веру, надежду в победу и возвращение домой.
(Звучание военной частушки в записи)

Педагог: Ребята, что за музыку вы сейчас услышали? (частушки)
- Какой характер у частушек? (шутливый, задорный, весёлый)
- Зачем на войне нужна весёлая частушка? (игра гармониста и задорная частушка, помогали бойцам отдохнуть, набраться сил и зарядиться боевым духом перед сражением)
- Молодцы. Во время войны, частушка мгновенно откликалась на все события фронта и тыла.
Эх, частушка, ты частушка, Слово каждое — снаряд:
Бьет фашистов по макушкам,
Помогает воевать
5.Военные частушки.

Педагог: Солдаты пели разные песни – задорные частушки и песни, которые поднимали их на бой. С первых дней войны рядом с мужественными и призывными строками песни «идёт война народная» слышались тёплые искренние строки песни «Синий платочек». (37) Она была написана ещё до войны и напоминала солдатам о мирном времени, которое надо было обязательно вернуть, прогнав захватчиков с родной земли. Эта песня стала одной из самых знаменитых песен военных лет. Давайте, ребята, постараемся характер этой песни выразить с помощью танца.
6. Танец под песню «Синий платочек» музыка Е. Петерсбурский, слова Я. Гольденберга

Педагог: Молодцы. Одни песни помогали солдатам справиться с тяготами войны, вспомнить о мирном времени, другие - быть сильными и смелыми в бою. А какую бодрую, решительную военную песню вы ещё знаете? ( Песня «Три танкиста») (39)
- О чем в ней говорится? (Ответы детей)
- Где служили танкисты? (На границе)
- Эта песня была написана ещё до войны и впервые прозвучала в фильме «Трактористы» в исполнении Николая Крючкова? Песня эта прожила долгую жизнь, она и сегодня является неформальным гимном танковых войск.
7.Песня «Три танкиста» музыка братьев Покрасс, слова Б. Ласкина - исполняют дети (40)

Педагог: С новой силой эта песня зазвучала в дни Великой Отечественной войны. (41)
На фронте бытовало в те годы немало переделок и вариантов этой замечательной довоенной песни.
Расскажи-ка, песенка-подруга,
Как дерутся с черною ордой
Три танкиста, три веселых друга,
Экипаж машины боевой.
Не дают они фашистским танкам
Темной ночью в тыл забраться к нам, —
Без пощады бьют фашистов с фланга,
Угощают крепко по зубам.
Не одну фашистскую гадюку
Укротили силой огневой
Три танкиста, три веселых друга,
Экипаж машины боевой.
( звучит фрагмент песни «Огонёк»

Педагог: В тяжелую пору войны на фронт прилетела по радио песня «Огонек». И эта песня так понравилась солдатам, что стала боевым и духовным орудием фронтовиков. Поэтический образ огонька в окошке, который зажигала невеста или жена, провожая любимого на войну, приобрёл тогда новое значение - не погас наш огонёк и никогда не погаснет – мы победим, ради своих любимых и близких, не отдадим врагам нашу землю! В песне поётся о парне, ушедшем на фронт, которому воспоминания о возлюбленной помогают сражаться за Родину. В них гнев и любовь, ярость и вера в победу! Послушайте эту песню. (42)
8. Звучит песня «Огонек». (43)

Педагог:  Много мы с вами песен сегодня послушали и исполнили. Но, какую же песню военных лет мы можем услышать очень часто, и её, наверное, все знают? («Катюша»)
- Что вы знаете об этой песне? (Ответы детей) (44)
Да. Эта она было написана тоже ещё до войны, но когда становилось ясно, что, защищать родную землю скоро придётся и первый удар на себя примет воин-пограничник. Ласковое имя «Катюша», выйдя из песни, зазвучало грозно. Её именем народ окрестил самое мощное оружие тех лет – минометы.(45) Вся гитлеровская армия дрожала при слове «Катюша»! Песня звучала как гимн и помогала воевать и победить! Давайте, её исполним все вместе. (46)
9.Музыка М. Блантера, слова М.Исаковского «Катюша» исполняют участники вместе со зрителями.
10.“День Победы” музыка Д. Тухманова, слова В.Харитонова - (48-53)Педагог: Вот она долгожданная Победа! Все ликуют и радуются! Но почему же в этой песне есть такие строчки: «Этот День Победы порохом пропах,
Это праздник с сединою на висках,
Это радость со слезами на глазах…? (Ответы детей )

Педагог: Мы должны помнить, как тяжело досталась нашему народу Победа. В каждой семье есть тот, кто погиб, защищая Родину. Много лет прошло после окончания войны. Мы должны помнить, какой подвиг совершил наш народ и гордится этим. Мы должны помнить - за всё, что мы имеем – за жизнь и праздники в нашей жизни, мы обязаны тем, кто воевал, погибал и одержал победу в этой страшной войне
Ребёнок: Будем жить, встречать рассветы, (54)
Верить и любить.
Только не забыть бы это!
Лишь бы не забыть!
Ребёнок: Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла,
А в реке – меж берегами –
Кровушка текла.
Вместе: Помним! (55)
Ребёнок: Тех, кто воевал за нас и победил!
Вместе: Помним!
Ребёнок: Павших и живых!
Вместе: Помним!
Ребёнок: Генералов и рядовых!
Вместе: Помним!
Ребёнок: Мы будем помнить все, что делалось тогда
И обещаем Родину свою сберечь
Вместе: Для дела, мира и труда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Песням тех военных лет- поверьте!» Литературно- музыкальная композиция, посвященная Дню Победы

Внеклассное мероприятие посвящено Дню Победы. Этот праздник всегда был святым в нашей стране. поэтому на таких мероприятиях есть возможность продолжить воспитание патриотизма у учащихся.ценить...

Литературно- музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы « Нас песня на подвиг звала».

Чем дальше от нас эпоха Великой Отечественной войны, тем грандиознее представляется подвиг  народа, отстоявшего  Родину от фашизма. Многие люди , родившиеся  в послевоенное...

Литературно-музыкальная композиция «Песни войны. Песни Победы»

Литературно-музыкальная композиция «Песни войны. Песни Победы»Цели: познакомить воспитанников с поэзией и песнями времен ВОВ; заинтересовать их творчеством писателей и композиторов ВОВ; разв...

Литературно-музыкальная композиция "Песни Победы"

Данный сценарий к 9 мая рассчитан для учащихся всей школы . Мероприятие прошло в виде фестиваля венной песни в рамках "Битвы хоров" между классами....

Сценарий литературно-музыкальной программы «Песни Победы»

Методическая разработка сценария литературно-музыкальной программы «Песни Победы» - общешкольного мероприятия, посвящённого 78-летию Великой Победы.Создана впечатляющая летопись Великой От...