Профессиональная ориентация учащихся на уроке.
учебно-методический материал (6, 7, 8, 9 класс)

Боброва Татьяна Владимировна

Настоящая статья посвящена описанию опыта профориентационной работы, проводимой образовательным учреждением с обучающимися школы. Особое внимание уделено работе с обучающимися, имеющими ограничения в здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bobrovoy_1.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

 МБОУ « СОШ №2»

г. Советский Советского района,ХМАО-Югра

учитель физики

Боброва Т.В.

Профессиональная ориентация учащихся на уроке.

 Аннотация. Настоящая статья посвящена описанию опыта профориентационной работы, проводимой образовательным учреждением с обучающимися школы. Особое внимание уделено работе с обучающимися, имеющими ограничения в здоровье.

 На современном этапе развития общества особое место занимает вопрос об адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья к изменяющимся условиям социальной среды. Именно эти люди  на рынке труда являются менее защищенными, неконкурентоспособными.  Полноценное вовлечение людей с ограниченными возможностями здоровья в социальную жизнь в настоящее время встречает значительные трудности. Это обусловлено ограничениями на получение равноценного общего и профессионального образования.

В МБОУ « СОШ №2» обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Среди них дети с нарушениями интеллекта и различными отклонениями в развитии.

Основная задача  нашего  образовательного учреждения – воспитание, развитие, трудовая подготовка и адаптация в окружающем мире таких детей.

Безусловно, профориентационная работа ведется со всеми обучающимися школы и на разных ступенях обучения преследуются определенные профориентационные цели.

Профориентация – это сложный, противоречивый и длительный процесс, который начинается в дошкольном возрасте и продолжается до момента сознательного выбора профессии в юности. Необходимо помочь выпускникам  выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею, трудоустроиться и успешно трудиться в рабочем коллективе.

      В нашем образовательном учреждении педагог  трудового обучения,  классный руководитель и педагоги- психологи  работают в тесном контакте, создавая благоприятные условия для  профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, решая задачи:

  • формирование установок на труд и позитивное отношение к труду;
  • выявление индивидуальных особенностей и возможностей конкретного ребенка к освоению  видов трудовой и  профессиональной деятельности с учетом характера его заболевания;
  • формирование адекватной самоидентификации, адекватного уровня притязаний и самооценки относительно выбираемой профессии с учетом медицинских показаний и противопоказаний в отношении предварительно сделанному профессиональному выбору;
  • всестороннее развитие личности школьника с ограниченными возможностями, развитие их  мышления и творческих способностей;
  • повышение уровня общего и речевого развития на основе принципа речевой коммуникации;

        Для того,  чтобы выпускник нашего образовательного учреждения, имеющий ограничения здоровья, был успешен в жизни и конкурентоспособен, необходимо уже в раннем возрасте формировать профессиональную мотивацию посредством эффективной системы предпрофессионального ориентирования, которую мы  реализуем посредством проведения викторин, экскурсий, сюжетно-ролевых игр, выполнения простых трудовых операций, выступлений ребенка в роли помощника взрослых специалистов (дворников, сантехников, вахтеров и др.). 

       В своей работе используем различные методы и приемы:

  • диагностические (ДДО Климова, рефлексия, самооценивание),
  • словесные (использование объяснений, диалог, дискуссия),
  • наглядные (использование мультимедийной презентации),
  • практические (выполнение  заданий с целью закрепления новых сведений о сферах профессиональной деятельности, профессиях, специальностях, работа с дидактическим материалом);

Специальный психолог ведет психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, решая задачи профессиональной ориентации в пяти направлениях: диагностическом, консультационном, профилактическом, просветительском и коррекционно-развивающем. Эффективность профориентации, зависит от правильной работы специалистов, в ходе которой учитывается не только нозология, но и возраст «особенного» ребенка и формы взаимодействия с ним. Так как уровень учебной мотивации  у таких детей значительно снижен, приоритетным направлением в нашей работе является формирование и развитие мотивации трудовой деятельности.  

Сегодня насчитывается свыше 40 тысяч профессий, и каждый день появляются новые. Среди такого многообразия профессий,  предстоит  выбрать всего лишь одну. Как найти ту единственную свою профессию, чтобы она тебя  устраивала?  

 Будущие выпускники, обучающиеся по адаптированным программам,      знакомятся с профессиями, которые они могут получить в нашем регионе (ХМАО)

- профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства;

- слесарные и слесарно-сборочные работы (слесарь по топливной аппаратуре, слесарь механосборочных работ);

- строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (маляр, монтажник,   облицовщик-мраморщик, облицовщик-плиточник, лепщик, штукатур);

- электротехническое производство (обмотчик эл. машин); 

- общие профессии деревообрабатывающих производств, производство мебели (разметчик по дереву, столяр);

- общие профессии по производству стекла и изделий из стекла (наборщик ковриков из мозаичной плитки);

 - общие профессии керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий (гончар);

- производство текстильной галантереи (кружевница, ручное ткачество, вышивальщица текстильно-галантерейных изделий);

- трикотажное производство (вязальщица изделий из полотна);

 - производство кожаной обуви (обувщик по ремонту обуви, сборщик обуви);

 - швейное производство (вышивальщик, копировщик,  швея); 

- общие профессии полиграфического производства (выборщик, машинист упаковочной машины);

- брошюровочно-переплетные и отделочные процессы (брошюровщик, нумеровщик, переплетчик);

- рекламно-оформительские и макетные работы;

- производство игрушек (заготовщик материала и деталей игрушек, сборщик   игрушек);

- общие профессии производства художественных изделий (полировщик художественных изделий, сушильщик заготовок и художественных изделий, шпаклевщик, выжигальщик по дереву, оклейщик изделий из бересты,  резчик по дереву и бересте, сборщик изделий из кожи и меха);

 - зеленое и сельское хозяйство; 

 -животноводство (дояр, животновод, оператор машинного доения, оператор цехов по приготовлению кормов, птицевод, овощевод защищенного грунта);

- хранение и переработка сельскохозяйственных продуктов;

- профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства  (дворник,  санитарка,  садовник, уборщик  служебных помещений).

 Педагог ведет кружковую работу с целью развития интересов, склонностей и творческих способностей учащихся. Творческие работы наших детей неоднократно отмечены грамотами и дипломами на  районных и окружных выставках и конкурсах.

               В процессе работы происходит познание особенностей трудовой жизни, смысла труда, его стоимости, нормативных требований производства. На этом этапе идет активная работа по вовлечению обучающихся в общественно полезный и производительный труд, в работу кружков и во внеклассную работу по профилю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Калейдоскоп профессий (сценарий проведения внеклассного мероприятия по профессиональной ориентации учащихся)

Материалы могут быть использованы в период проведения предметной недели по предмету...

Профессиональная ориентация учащихся в современных условиях

Статья раскрывает сущность, а так же актуальность профессональной ориентации учащихся на современном этапе. Так же,  в данной публикации отражены некоторые проблемы и направления, ...

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...

Профессиональная ориентация учащихся через проектное обучение на уроках математики.

Профессиональная ориентация учащихся через проектное обучение на уроках математики....

«Профессиональная ориентация учащихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки сельскохозяйственного труда.»

Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умен...

Работа по профессиональной ориентации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики в коррекционном учреждения.

Приоритетным направлением работы педагогов коррекционного учреждения для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является работа по социализации их и интеграции их в общество...