Профессиональная ориентация учащихся через проектное обучение на уроках математики.
классный час (10 класс)

Ландякова Елена Владимировна

Профессиональная ориентация учащихся через проектное обучение на уроках математики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная ориентация учащихся через проектное обучение на уроках математики.

                                      Е. В. Ландякова                                                             учитель математикии  

 МОУ «Шатковская СШ»                                                                                                                    

                                                            п.г.т. Шатки Нижегородская обл.

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.  Формирование этих качеств возлагается на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Предусматривается достижение следующих учебных и воспитательных задач:

- развитие творческих способностей  учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

- формирование аналитического и критического мышления учащихся;

-выявление одаренных учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

  - воспитание целеустремленности системности в учебной деятельности;

- помощь в профессиональной ориентации;

- самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Как показывает опыт, метод проектов - один из эффективных методов повышения мотивации учащихся  для достижения определенных результатов и овладения определенными знаниями и является одним из приоритетов современного образования. Проектная деятельность по своей сути творческая. Самые современные области человеческой деятельности – дизайн и PR – основаны на проектировании. Проектированием занимаются имиджмейкеры и маркетологи, архитекторы и конструкторы, дизайнеры и модельеры, поэтому проектирование может стать основой для профессиональной ориентации школьников.

Уровень сложности предлагаемых вопросов таков, что к их рассмотрению можно привлечь многих учащихся, а не только сильных.

Поэтому в рамках работы экспериментальной площадки «Содержательно-технологическое сопровождение практико-ориентированных форматов профориентационной деятельности в образовательных организациях»  на уроках математики в 5 классе я выбрала  проект «Дом, который построю я», который дает возможность детям  попробовать себя в профессиях: дизайнера, архитектора, сметчика, экономиста,  позволит на практике увидеть необходимость математики в жизни, закрепит те умения и навыки , которые необходимо усвоить за курс 5 класса.

Цель проекта

Основной целью проекта является

демонстрация значимости математических знаний в практической и профессиональной деятельности  

Описание проекта.

Данный проект по виду является  практико-ориентированным, межпредметным. По виду деятельности: творческий, информационный, прикладной. Формы обучения: групповая, индивидуальная, работа с привлечением родителей.

 Проект является долгосрочным, охватывающим несколько тем, изучаемых в курсе математики 5 класса на протяжении целого года.

1 часть. «Проектирование»

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП  (Планирование)

После изучения тем: «Угол, виды углов. Треугольник и его виды , прямоугольник, квадрат. Ось симметрии» детям предлагается ответить  на следующие вопросы:

- где в повседневной жизни мы можем встретить данные геометрические фигуры? ( дети называют разные предметы, имеющие формы треугольника, прямоугольника) 

- представители каких  профессии, (кроме математиков), чаще всего встречаются с этими фигурами? (например : модельер, конструктор, архитектор, строитель)

  1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП. 

Затем   предлагаю ребятам попробовать себя в роли архитектора, дизайнера, конструктора . Необходимо придумать («спроектировать») дом, который возможно в будущем будет построен нарисовать эскиз дома, используя изученные геометрические фигуры, задать его размеры. (рис.1.)

рис. 1

     III. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

На следующем уроке свою работу открывает «Конструкторское бюро» На данном этапе необходимо из цветной бумаги создать плоскую модель своего дома, согласно созданному чертежу (рис.2). Отрабатываются навыки построения геометрических фигур по заданным размерам с использованием чертежных инструментов (линейка, транспортир, чертежный треугольник). Затем, необходимо дать характеристику «задействованным в строительстве» геометрическим фигурам.

рис. 2

 2 часть. « Смета расходов»

Как только учащиеся пополнят свой багаж знаний, а точнее  после изучения тем: «Площадь. Площадь прямоугольника. Прямоугольный параллелепипед.  Объём прямоугольного параллелепипеда», вновь возвращаемся к проектам. Начинаем  обсуждать:

-из каких материалов  строят дома?

-каким критериям, на ваш взгляд они должны удовлетворять? ( примерные ответы детей: деревянные, кирпичные, из железобетонных блоков, крепкие, надежные, безопасные и т. д.)

- чем могут отличаться дома? (каждый дом по своему индивидуален, у каждого своя «изюминка», свой дизайн)

Затем учащимся предлагается  попробовать себя в роли дизайнера, строителя и экономиста. Необходимо выбрать материал, для оформления дома (кирпич, сайдинг, краска) и рассчитать его количество (т. е облицевать 4 стены дома, с учетом окон и двери,  используя прежние размеры). А так же сделать ремонт внутри помещения, вычислив при этом затраты на ремонт (рис.3). На данном этапе учащиеся с помощью учителя, родителей, Интернет-ресурсов отбирают необходимую информацию, выполняют расчеты, оформляют задачи. Делают выводы

рис. 3

     

 IV  ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП  

Представление полученных результатов работы. Ребята защищают свои работы перед одноклассниками, отвечают на вопросы. Дают самооценку работы и делают выводы. 

          V.  ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Одноклассники оценивают работы (методика «поднятая рука» правая рука – отлично, левая рука – есть неточности, остались вопросы)

Итог проектной деятельности

В результате работы над проектом учащиеся понимают важность математических знаний и умений при решении практических задач, математические знания применимы в обычной  жизни и профессиональной деятельности человека.  И я уверена, что мои пятиклассники могут сказать:

 «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить».

Список литературы:

  1. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. Математика: программы : 5–9 классы— М. : Вентана-Граф, 2014. .;  
  2. Методические рекомендации для работы по проектной деятельности при изучении математики в 5-6 классах в условиях введения ФГОС. (приложение к рабочей программе)
  3. Н.В,Водяхина , Организация исследовательской деятельности при изучении математики.  http://old.vtk64.ru/wp-content/uploads/2015/03/Vodyahina_N.V._Organizatsiya_issledovatelskoy_deyatelnosti.pdf

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса через проектную деятельность на уроках математики.(5 класс)

Для достижения положительных результатов учебно-воспитательного процесса немаловажную роль играет заинтересованность детей обучением, а также привлечение к работе на уроках всех учеников с различным и...

Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии

Формирование технологической культуры личности учащихся через проектную деятельность на уроках технологии...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Знания,  которые учащиеся получают на основе проектной деятельности, помогают им в  выборе будущей профессии. Ежегодно многие учащиеся нашей школы  поступают в высшие и средние специаль...

формирование ключевых компетенций школьников через проектную деятельность на уроках математики с использованием икт.

В работе представлены фрагменты проектов учащихся.Определяется роль проекта на уроке математики....

Статья - Профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения физике.

В данной статье рассматриваются методы по профессиональной ориентации учащихся в процессе обучения физике....