ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
статья

Карнаухова Марина Владимировна

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

Карнаухова Марина Владимировна,

учитель истории и обществознания

г. Радужный, 2018 г.

Актуальность опыта

В целом для педагогической науки проблема профессиональной ориентации не является абсолютно новой, т. к. это извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием, и обретала новые формы реализации на практике.

Возрастающая технологичность труда, развитие информационных технологий предъявляют все более высокие требования к учету профессиональных особенностей человека, ибо меняются содержание, характер и цели труда, возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуются выносливость и ответственность. Цели и задачи профориентационной работы успешно реализуются в полной мере тогда, когда в образовательном процессе применяются разнообразные формы и методы  работы, направленные на самостоятельный выбор профессии и построение профессионального пути. Поэтому должны быть созданы условия для свободного выбора профессии учащимися и реализации ими своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. Для этого необходимо преодолеть противоречия между оптимальным обеспечением процесса профессионального выбора учащимися в образовательном процессе и фактическим состоянием этого процесса в практике школы.

Теоретическое обоснование опыта работы

Обществознание – это гуманитарная наука, которая занимается изучением человека, его деятельности и мировоззрения.         Учебные предметы, которые опираются на содержание этой науки, являются основой многих профессий. Это такие специалисты как археологи, историки, философы, политологи, социологи, журналисты, психологи, социальные педагоги, архивариусы, адвокаты, юристы, дипломаты, политтехнологи, экскурсоводы, краеведы, этнографы, преподаватели истории или обществоведения, военные.

По мнению Н. Захарова, в зависимости от содержания урока можно поставить следующие профориентационные задачи: 

- воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии;

- формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения;

- выявление и формирование правильной мотивации выбора направления профессиональной деятельности, положительного и равного отношения к различным видам трудовой деятельности;

- развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы и научного мышления;

- воспитание у учащихся потребности в постоянном самообразовании, самооценке и учете своих реальных возможностей;

- формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с психофизиологическими особенностями личности и учетом потребностей общества

Наиболее эффективными методами профориентационной работы в процессе преподавания обществознания являются:

а) рассказ (применяется при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий; о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим особенностям личности; о достижениях в развитии отдельных отраслей хозяйства и др.);

б) объяснение (используется для сообщения, например, учащимся правил выбора профессии; особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий; выполнения различных трудовых приемов и операций).

И рассказ, и объяснение должны быть четкими и доказательными, а изложение – кратким, но эмоциональным.

в) профориентационная беседа – наиболее распространенный метод. Продумывая беседу, необходимо помнить о логической связи с изучаемым материалом. Готовить её заранее. В процессе подготовки учащимся даются задание, например, собрать информацию о данной профессии (из бесед с родителями, знакомыми, используя литературные источники, передачи по радио и телевидению, и др.) Затем эти собранные учащимися сведения используем на уроке.

При этом Б. Федоришин рекомендует преподавателям не перегружать учащихся «информацией о той или другой профессии, специфической терминологией или техническими нюансами, для правильного понимания которых нужны специальные знания».

Проектируя учебные занятия, важно помнить о формировании позитивного отношения к профинформационному материалу, учитывать возрастные и образовательные возможности старшеклассников, поэтому в ходе урока необходимо:

а) способствовать развитию у учащихся старших классов познавательного интереса, творческой направленности личности школьников;

б) использовать разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, просмотр фрагментов учебных фильмов и кинофильмов, учебных телепередач;  

в) способствовать формированию у учащихся адекватной самооценки (использование психологических тестов).

Исходя из вышеизложенного, можно выделить этапы работы учителя-предметника по формированию профессиональной воспитанности:

1. Выделение в программном материале тем, в изложение которых целесообразно включить профориентационный материал.

2. Определение форм подачи профориентационного материала, наиболее соответствующих содержанию той или иной темы.

3. Подбор соответствующих наглядных пособий.

4. Изучение литературы об основных профессиях, связанных с программным материалом по данному предмету.

5. Изучение интересов и склонностей учащихся, фиксирование результатов, обсуждение их с учащимися и классными руководителями.

6. Индивидуальная работа с учащимися с целью формирования у них интересов и склонностей к изучаемому предмету и связанным с ним профессиям.

7. Обновление материалов о профессиях, связанных с изучением данного предмета, в учебном кабинете.

8. Углубление своих знаний по профориентации, педагогике и психологии личности, методах ее изучения.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

1. Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5. Связь профориентации с жизнью.

К основным критериям достижения результатов профориентационной работы относятся:

1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии учащийся не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

2.Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая учащимся активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

3. Уверенность учащегося в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся Х-ХI классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

4. Степень самопознания учащегося. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать учащемуся достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.

Практические результаты опыта работы

Для становления конкурентоспособного школьника проведение профориентационных уроков необходимо начинать не с 9 класса, как эта тенденция прослеживается во многих образовательных учреждениях и называется предпрофильное образование, а с начала среднего звена, с 5-го класса.

Так, после изучения главы «Труд» курса «Обществознание» в 5-ом классе целесообразно провести урок в игровой форме «Ярмарка вакансий». В рамках этого урока учащиеся, разбившись по группам, рекламируют выбранные профессии, что позволяет им акцентировать внимание на достоинствах того или иного труда.

В 6-ом классе, после изучения главы «Человек в социальном измерении», можно рекомендовать провести урок-конференцию «Моя будущая профессия», где учащиеся, заранее подготовившись, описывают специфику (плюсы и минусы) будущей профессии и отвечают на вопросы одноклассников.

В 7-ом классе знакомство с профессиями можно конкретизировать - тема «Кто стоит на страже закона» главы «Регулирование поведения людей в обществе» подразумевает проведение урока-игры «Судебное заседание». Ученики, заранее определившись какую профессию они будут представлять (судья, адвокат, прокурор, следователь и т.д.), изучают её специфику и пытаются воплотить в игровой форме во время урока.

В 8-ом классе можно усложнить работу и предложить учащимся создать проект «Моё дело» в рамках изучения главы «Экономика». При работе над таким проектом ученики смогут познакомиться и описать особенности труда предпринимателя. Или, задание творческого характера, составить объявление о приеме на работу на предприятие малого, среднего и крупного бизнеса «Фирме на работу требуются». Критерии оценивания: лаконичность, информативность, оригинальность текста, знание психологии человека, требования к потенциальному сотруднику.

В 9-ом классе после изучения темы «Правоохранительные органы» главы «Право» целесообразно провести урок-исследование по работе с документом (что также способствует подготовке к ОГЭ). Документом может служить памятка, разработанная на основе Федерального закона «О полиции». При работе ученики не только учатся отвечать на поставленные вопросы и находить необходимую информацию в тексте, но также знакомятся с требованиями к полицейским и их труду.

На ступени среднего общего образования (10-11 классы) особую роль играет профильность обучения. В рамках социально-гуманитарного профиля ученики уже более углубленно знакомятся с возможными профессиями - политолог, социолог, психолог, преподаватель, социальный педагог. После изучения темы «Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор» учащиеся составляют профессиограмму, в которой отражают такие аспекты представленных выше профессий как - 1. Круг обязанностей; 2. Необходимые способности и черты характера, необходимые для данной профессии; 3. Плюсы профессии; 4. Минусы профессии; 5. Возможные трудности; 6. Особенности профессиональной деятельности. При наличии времени можно провести тест «Профессиональная ориентация», результаты которого помогут выявить профессиональную направленность учащихся. Также интересно будет ученикам попробовать свои силы в творческом проекте и составить «Резюме для публикации в газете».

В рамках изучения курса «Экономика» социально-экономического или социально-гуманитарного профиля рекомендуется провести деловую игру «Я и бизнес» (Приложение 1). Это позволит ученикам не только изучить, но и практически применить экономические знания при составлении бизнес-плана.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что основная цель профессионального воспитания в системе образования — это формирование личности труженика, отвечающего требованиям современного производства и социального прогресса, обладающего высокими, нравственными и профессиональными качествами. Теоретический анализ научной литературы свидетельствует о том, что эффективность и результативность проведения профориентационной работы со старшеклассниками в значительной мере зависит от разнообразных форм и методов работы, а умелое их использование всеми участниками профориентационного процесса способствует обеспечению подготовки учащихся к выбору профессии.

Приложение 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»

Методическая разработка

деловой игры «Я и бизнес»

в 11 классе

Учитель истории и обществознания

                                                                                                                            Карнаухова М.В.


Пояснительная записка.

       Деловая игра «Я и бизнес» по экономики проходит в 11 классе социально-гуманитарного профиля. Проведение деловой игры по теме «Я и бизнес» актуально, т.к. неблагоприятная ситуация на рынке труда создает сложные условия для выпускников при дальнейшем выборе профессии и трудоустройстве. Урок ориентирован на формирование ключевых компетенций:

  • готовность к разрешению проблем;
  • готовность к использованию информационных ресурсов;
  • готовность к взаимодействию в команде, сотрудничеству и т.д.

       Приобретение данных компетенций позволит учащимся реализовать себя в условиях рыночной экономики.

       Содержание деловой игры закрепляет понятие «бизнес-план», «инвестиции», «акционерный капитал», «предпринимательская способность».

Метод работы – презентация, деловая игра.

Форма работы - групповая.

Ожидаемый результат. Развиваются творческие способности учащихся, формируются компетенции, позволяющие быть востребованными на рынке труда. В процессе деловой игры учащиеся приобретают следующие компетенции: поиск, первичный анализ и применение информации по экономике, содержащейся в законодательстве, использование справочной системы «Консультант-Плюс», изложение и аргументация собственных суждений по экономическим проблемам.

      Деловая игра акцентирована на экономическую практику, вовлечение учащихся в экономический процесс.

      До игры учащиеся самостоятельно через «Консультант-Плюс» изучают законодательную базу по малому и среднему бизнесу в РФ и РК, готовят презентацию для урока. Из СМИ берут информацию о средней заработной плате по ХМАО-Югре, о процентных ставках в банках, о стоимости аренды помещения.

Использованная литература:

  1. Бухарев Н. «История и обществознание. Технология гражданского образования». Волгоград, Изд. «Учитель», 2009 год.
  2. Интернет – ресурсы:
  • Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РК.
  • Сайт ГУП Центр занятости населения ХМАО-Югра.
  • Сайт «Фестиваль педагогических идей» открытый урок.

Экономика – есть искусство удовлетворять

                                                                        безграничные потребности при помощи

                  ограниченных ресурсов.

Л. Питер

Деловая игра « Я и бизнес»

Цель: обобщение знаний и умений по экономике, отработка практических навыков при создании бизнес – предприятия.

Задачи:

  1. Формировать активную жизненную позицию в условиях рыночной экономики;
  2. Изучить и практически применить знания при составлении бизнес-плана;
  3. Учить умению исследовать выбранную проблему;
  4. Научить технологии составления бизнес-планов;
  5. Воспитывать ответственность за экономические решения, уважение к труду, предпринимательской деятельности;
  6. Формировать готовность использовать полученные знания в конкретных ситуациях.

Вступительное слово учителя.

Сегодняшняя экономическая ситуация  дает шанс – возможность жителям ХМАО-Югра реализовать себя, как предприниматель.

Сегодня «малый» и «средний» бизнес являются приоритетными для развития экономики нашего региона. Правительством РФ разработаны нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность бизнеса. К ним нужно отнести:

  • Концепция  развития  малого и среднего предпринимательства в  РФ  на период до 2020 года.
  • Целевая окружная  программа «Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда ХМАО-Югра».

Сообщение ученика с использованием Интернет – ресурса:

В  ХМАО-Югра утверждена концепция  развития малого и среднего предпринимательства до 2020 года. Главная цель, обозначенная в документе, — увеличить вклад «малого» и «среднего» предпринимательства в экономику округа. Не обошлось в концепции и без инновационного вопроса: ожидается, что господдержку преимущественно будут получать предприятия, внедряющие инновации. Поддержку из бюджета будет получать и отрасль народно-художественного промысла и ремесленничества, которой отводится роль «визитной карточки». Разработчики документа обозначили проблемы, серьезно сдерживающие развитие малого бизнеса в ХМАО-Югре. Это недостаток собственных средств, высокая стоимость кредитов, большая затратность, высокие цены и тарифы, дорогие сырье, услуги, топливо, энергия, недостаток квалифицированных кадров, конкуренция со стороны монополий и ограниченность спроса на товары за счет низкой плотности населения. К этому можно добавить конкуренцию с предпринимателями из других регионов.

Учитель:

Вызов 2: В  программе развития  малого и среднего предпринимательства в  ХМАО-Югре  на период до 2020 года устойчивый рост бизнеса назначен на 2016 –й  и последующие годы. К этому времени почти все из вас станут квалифицированными специалистами.  Кто – то будет работать в государственном секторе экономики, часть из вас,  несомненно, будет реализовывать свой личный бизнес – проект.

Сегодня на уроке вы  попытаетесь  моделировать собственный бизнес в игровой форме  с использованием экономических ресурсов на основе полученных знаний.

II этап.  Повторение пройденного материала. Цель – обобщение знаний по теме: «Предпринимательская деятельность». (с использованием презентации)

Заполнить кроссворд.

http://festival.1september.ru/articles/577752/img1.gif

По горизонтали:

  1. Человек, который на свои и заемные средства и под свой риск создает фирму. (Предприниматель.) 
  2. Расходы на приобретение всего объема ресурсов, которые фирма использовала для организации производства определенного объема продукции. (Затраты.) 
  3. Доход, полученный в ходе реализации товара или оказания услуги. (Выручка.) 
  4. Все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд. (Блага.) 

По вертикали:

  1. Превышение выручки от продажи товара над суммарными затратами на его изготовление. (Прибыль.) 
  1. Владелец акций. (Акционер.) 
  2. Общее название нескольких форм хозяйственных организаций, предполагающих объединение собственных средств нескольких участников ради совместного ведения дел. (Товарищество.) 
  3. Коммерческая организация. (Фирма.) 
  4. Выручка продаж минус внешние затраты. Какой вид прибыли? (Бухгалтерская.) 

Сделайте вывод (письменно) о предпринимательской деятельности, признаки предпринимательской деятельности.

Например: предприниматель – это человек, который на свои и заемные средства и под свой риск создает фирму. Основная цель предпринимателя – это создание товаров и услуг с целью получения прибыли. В условиях рыночной экономики наиболее распространенные виды фирм – это индивидуальное  предпринимательство,  товарищество с ограниченной ответственностью, акционерные общества (ЗАО, ОАО).

III этап.  Деловая игра. Формирование групп учащихся для создания проектов по организации малого и среднего бизнеса   Управление компанией осуществляется  следующими  специалистами:  президент,  вице – президенты: по маркетингу, по производству, по финансам, по персоналу, по ИКТ. Учащиеся распределяют роли в компании, придумывают название кампании, выбирают форму кампании, определяют источник финансирования, выбирают вид деятельности (сфера услуг,  торговля, изготовление хлебобулочной продукции и т.д.). Учащиеся просчитывают, какова стоимость аренды помещения, процент по кредиту, на какой слой населения рассчитывается продукция, реализация и какова годовая прибыль. В группах учащиеся заполняют таблицу №1.

Таблица 1.

1.

Название фирмы

…………………………

Указать выбранный вами вариант

2.

Правовая форма организации деятельности

Акционерная компания, товарищество, индивидуальный предприниматель

4.

Формирование начального капитала

Акционерный капитал, кредит для развития бизнеса, личный капитал

Кредит в инвестиционном банке

Акционерный капитал

Личный капитал (совместный капитал)

(сумма денег)

% ставка

18%

Сумма кредита

Срок кредита

Стоимость

 одной акции

Количество проданных акций

1 участник

2 участника

Итого:

Итого:

Итого:

5.

Экономические ресурсы, которые используются вами

Природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитальные ресурсы, предпринимательская способность.

После проведенной работы  заполняется таблица №2. Идёт подготовка к презентации на листах А3.

IV. Бизнес – план для производства товаров (услуг) компании (указать название)____________________________________Таблица 2. 

Наименова-ние

продукции

Наименова-ние единицы измерения (штук, тонн, декалитров)

Q

Количество фактически

произведен-ной

продукции

P

Цена единицы продук-

ции

TR

Выручка

FC

Постоянные издержки

арендная плата за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку и переподготовку персонала, расходы на коммунальные услуги, амортизация

VC

Переменные издержки

(приобретение сырья, оплата труда, энергии, топлива, транспортных услуг, расходы на тару, и упаковку и т.п.).

TC

Общие издержки

Pr

Прибыль

Экономическая

эффективность

TR/TC

V этап.  Защита бизнес – проектов. Защита осуществляется всеми представителями компании под руководством Президента с использованием таблиц 1 и 2.

Общая структура защиты бизнес-плана должна придерживаться следующих основных разделов:

  1. Описание фирмы. Организационный план.
  2. Описание продукции (услуг).
  3. Маркетинг и сбыт продукции (услуг).
  4. Производственный план.
  5. Организационный план.
  6. Финансовый план.
  7. Направленность и эффективность проекта.

Отчет Президента компании.

Организационный план

В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Показывается команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта. В этом разделе должны быть представлены данные о ваших партнерах, их возможностях и опыте.

Отчет вице – президента по производству.

Описание продукции (услуг)

В этом разделе вы должны дать определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Опишите основные характеристики вашей продукции, при этом сделайте акцент на преимуществах, которые ваша продукция несет потенциальным покупателям.

Важно, чтобы вы подчеркнули уникальность Вашей продукции или услуг: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо, чтобы вы подчеркнули возможность совершенствования данной продукции (услуг).

Отчет вице – президента по маркетингу:

Маркетинг и сбыт продукции (услуг)

План маркетинга необходим, чтобы заинтересовать потенциальных клиентов. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать вашу продукцию или пользоваться вашими услугами. Вам необходимо продумать ценообразование, схему распространения товаров, рекламу, методы стимулирования продаж, организацию послепродажного сопровождения, формирования имиджа.

Отчет вице – президента по персоналу:

  План работы с кадрами, материально – техническими ресурсами.

В этом разделе должны быть описаны производственные или другие рабочие процессы, имеющие место на вашей фирме. Здесь вы должны рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом.

  Отчет вице – президента по финансам:

 Финансовый план

Цель раздела – показать основные пункты из массы финансовых данных (бизнес – плана) . Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов.

Отчет вице – президента по ИКТ.

VI. Оценочная деятельность бизнес – проектов.

Критерии оценивания бизнес – проектов.

Критерии оценивания бизнес – проектов.

Показатели

1.

Реалистичность

Экономическая эффективность

2.

Востребованность  благ

Имеющийся спрос на произведенное благо

3.

Использование современных технологий производства

Технологичное благо (товар, услуга)

4.

Умение презентовать  свой проект

Презентация с использованием ИКТ технологий

Презентация с использованием бумажных носителей

Учитель:

  1. Какие трудности были при составлении бизнес-планов?
  2. Какими качествами должны обладать сотрудники одной кампании?
  3. Какой проект, с вашей точки зрения, наиболее результативный?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...

статья "Профессиональная ориентация учащихся при обучении биологии"

В статье рассмотрен опыт профориентационной работы с учащимися на разных этапах обучения биологии...

Реализация профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья через профильное обучение в коррекционной школе

Ежегодно в нашей стране проводится анализ состояния современного рынка труда. Рынок труда насыщен специалистами с вузовским дипломом, а вот потребность в квалифицированных рабочих растёт с каждым днём...

Профессиональная ориентация учащихся через проектное обучение на уроках математики.

Профессиональная ориентация учащихся через проектное обучение на уроках математики....

Статья - Профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения физике.

В данной статье рассматриваются методы по профессиональной ориентации учащихся в процессе обучения физике....

"Профессиональная ориентация детей в процессе обучения изобразительному творчеству в системе дополнительного образования »

Статья описывает каким образом происходит профессиональная ориентация детей в студии изобразительного творчества "Мир фантазий" под руководством Мамаевой О.А....