Рабочая программа дополнительного образования "Юные волонтеры"
рабочая программа (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Степанов Дмитрий Александрович

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunye_volontery.docx59.53 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Брединского муниципального района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Брединская средняя общеобразовательная школа №4»

 

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

МКОУ «Брединская СОШ №4»

Протокол №1   от 22 августа 2023 г.  г.

УТВЕРЖДЕНО:

приказом  директора

МКОУ «Брединская СОШ №4»_______________________

Андрюкова Е.В.

№ 36 от 24 августа 2023 г.

        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности

«Юные волонтеры»

Возраст обучающихся: 14-18 лет

Срок реализации: 1 год

Год разработки программы: 2023 г.

Автор-составитель:

                                                   Степанов Дмитрий Александрович,

учитель физики

П. Маяк, 2023 г.

Содержание

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»        2

1.1 Пояснительная записка        2

1.2 Цели и задачи программы        5

1.3 Содержание программы обучения        7

1.3.1 Учебный план        10

1.4 Планируемые результаты реализации программы        12

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»        14

2.1. Календарный учебный график        14

2.2 Условия реализации программы        14

2.3 Формы аттестации        15

2.4 Оценочные материалы        15

2.5 Методические материалы        18

2.6. Воспитательный компонент        26

2.7 Список литературы        27

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные волонтёры» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.

Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);

Паспорт национального проекта  «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»» // Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.;

Локальные акты учреждения.

Данная программа дополнительного образования относится к программам социально-гуманитарной  направленности.

Уровень освоения содержания образования- базовый.

Актуальность программы заключается в том, задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности.

         Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой,  позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.

     Отличительной особенностью данной программы является то, что для проведения занятий с обучающимися используются разнообразные формы досуговой деятельности, они представляют собой коллективные дела, которые направлены на проявление творческих способностей, умение работать в команде, активное участие каждого. Важной особенностью данной программы является то, что, к мероприятиям, акциям привлекаются родители, тем самым развивается семейное добровольчество, укрепляющее семейные ценности и формирующее здоровую среду для развития полноценной, самодостаточной личности ребенка. Очень важной отличительной особенностью программы является привязанность содержания программы к праздничным и памятным датам, поэтому темы из различных блоков пересекаются и чередуются, что позволяет постоянно пополнять и закреплять знания и практические навыки учащихся. 

Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 14-18 лет.
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.

Возрастные особенности обучающихся  

         Психологические особенности учащихся 13 – 15 лет.

        В подростковом возрасте социальная деятельность становится личностной потребностью. Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать и демонстрировать свои способности; стремлением получать высокую оценку окружающих.

        Осуществление социально признаваемой деятельности соответствует

психологическим требованиям подросткового возраста. Мотивы приобщения подростков к волонтерству различны. Но чаще всего подростками движет стремление чувствовать себя нужными, полезными людям, быть членами команды, заслужить уважение и поддержку окружающих

Психологические особенности учащихся 16 – 18 лет.

         Этап формирования самосознания, собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений. В возрасте 16-18 лет юноши и девушки уже понимают, что любое решение, принятое сегодня, может повлиять на то, что будет завтра; рассматривают несколько вариантов исхода событий, т.е. подростки просчитывают линию своего поведения,  начинают задумываться о будущей профессии и о будущем в принципе.

     Для успешной реализации программы целесообразно объединение
обучающихся в учебные группы численностью   10-15 человек.

Объем программы: 72 часа.

Форма обучения: очная.

Методы обучения:

Беседа, дискуссии, игры, тренинги, викторины, системы последовательных заданий, проекты, демонстрация, упражнение с объяснением и исправлением ошибок, метод «делай как я».

Тип занятий: занятие сообщения и усвоения новых знаний; занятие повторения и обобщения полученных знаний; занятие закрепления знаний, выработки умений и навыков; занятие применения знаний, умений и навыков; комбинированное занятие.

Формы проведения занятий: индивидуальная,  индивидуально-групповая, групповая.

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий. По программе планируется 2 занятия в неделю по 1 академическому часу.

1.2 Цели и задачи программы

Цель: формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, активной жизненной и гражданской позиции, способствующей самоопределению и самореализации личности ребенка через участие его в волонтерском движении.

Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда задач.

Обучающие:

- обучение психологическим знаниям и умениям, позволяющим подросткам лучше  понимать себя;

- обучение методикам проведения некоторых досуговых форм;

- знакомство с технологией социальной акции и проведения социальных дел;

- обучение основам работы с различными видами информации;

- знакомство с интерактивными методами обучения, современными социальными  технологиями;

- обучение методике социального проектирования;

- расширение навыков работы с информацией;

- специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных

категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения).

Развивающие:

- формирование первичных организаторских умений и навыков, дальнейшее развитие лидерских качеств;

- развитие коммуникативных качеств, умения работать в команде;

- развитие уверенности в себе;

- расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных  социальных категорий;

- развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности;

- развитие активной деятельности;

Воспитывающие:

- формирование и укрепление семейных ценностей;

- воспитание активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни;

- воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;

- формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении

здоровья;

- содействие осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, поселке, стране;

- воспитание активной гражданской позиции;

- воспитание потребности в добровольческой деятельности, формирование отношения к социальному служению как к норме жизни;

- создание комфортной обстановки на занятиях, а так же атмосферы доброжелательности и  сотрудничества;

- формирование общественной активности и самореализации в социуме.

1.3 Содержание программы обучения

Теория: 32 часов; практика: 40 часов. Всего 72 часа: 72 занятия.

  1. Вводное занятие. Инструктажи. (1 часа)

Теоретическая часть(1):Понятия: «волонтер», «добровольчество». Знакомство с задачами. Значение волонтерского движения. Правовые основы социального волонтерства. Качества необходимые волонтёру. Вводный инструктаж по технике безопасности.

Практическая часть (0): Знакомство в группе. Узнаём друг друга». Диагностика «Приоритет жизненных ценностей» (анкета). Игры: «Расскажи мне о себе», «Кто мой друг». Заповеди волонтеров. Подведение итогов 

  1. Возникновение и развитие волонтерского движения (2)

Теоретическая часть (1): Понятие о добровольческой (волонтёрской) деятельности для каждого. Добровольчество в современной России. Цели и задачи, планирование. Социальный возраст людей пожилого возраста и отношение к ним в обществе.

Практическая часть (0): Распределение поручений. Совместное составление плана работы на год. Изготовление цветов и открыток своими руками для пожилых людей. Организация и проведение «Дня пожилого человека». Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога

  1. Я – волонтер (6)

Теоретическая часть(3): качества волонтера, развитие личностных качеств, внешний вид, ораторское искусство, коммуникации.

Практическая часть(3): тренинги на развитие личностных качеств, тренинги по ораторскому искусству, искусство публично выступления. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

  1. Культура общения (4)

Теоретическая часть (2): Современный человек – грамотный человек. Что значит «Культура общения». Современный мир и книга. Ораторское искусство.

Практическая часть (2): Викторина «Грамотей». Конкурс эссе «Кто такой доброволец». Тренинг коммуникативных навыков. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров».

  1. Психологическая подготовка волонтеров (2)

Теоретическая часть (1): Особенности работы с людьми разного возраста. Психологические особенности. Детей, школьников, молодых, людей пожилого возраста. Психологический, биологический, социальный возраст. Отношение к разным возрастным группам в обществе. Что такое ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия. Критическое мышление: что это и необходимо ли оно.

Практическая часть (1): Просмотр и обсуждение видеороликов. Тренинг личностного роста: «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать». Тренинг толерантности. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ролевая игра «Свои и чужие».

  1. Лидерство в волонтерском объединении (4)

Теоретическая часть (2): Доброволец – это лидер. Что значит быть лидером. Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства. Лидерские способности. Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство.

Практическая часть (2): Анкетирование. Тренинг лидерских навыков. Эссе «Кто такой Лидер». Подготовка к участию в конкурсе «Доброволец года». Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

  1. Игровые технологии в работе волонтера (4)

Теоретическая часть(1): Роль и сфера применения игр на знакомство и сплочение (детский лагерь, сплочение персонала организации) Игры с эстрады. Игры-кричалки. Игровая программа. Понятие. Принципы отбора игроков. Алгоритм построения игровых заданий. Основные требования к ведущему.

Практическая часть (3): Разучивание и проведение игр-адаптаций для людей различного возраста. Разработка и проведение игровых программ. Этапы КТД. Условия проведения КТД. Организация игровых переменок, детских праздников. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

  1. Информационные технологии в работе волонтера (4)        

Теоретическая часть (2): Информационные технологии в работе волонтера. Информационный буклет. Листовка. Принципы создания и оформления информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества. Новостная статья. Структура новостной статьи. Пресс-релиз. Взаимодействие с объектами внешней среды. Объекты внешней среды: государственные организации, коммерческие организации, общественность. Деловое письмо. Структура делового письма. Понятие социальной рекламы. Социальный плакат. Как придумать хороший слоган. Технология социальной рекламы. Ошибки в социальной рекламе. Социальный видеоролик. Технология создания видеоролика.

Практическая часть (2): Показ видеороликов. Написание новостных заметок. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога. Практикум: Анализ новостных статей. Написание новостной статьи о недавно прошедшем мероприятии. Практикум: написание делового письма. Практикум: работа над созданием видеоролика

  1. Основы проведения социальных дел (10)

Теоретическая часть (4): Психологические особенности работы с людьми пожилого возраста. Основные проблемы в жизни пожилого человека «Свои – чужие». Понятия «социальная акция», «социальный проект». Основы социального проектирования. Социальный проект. Этапы социального проектирования. Характеристика основных компонентов социального проекта: цель, задачи, актуальность, содержание, ресурсы, бюджет.

Практическая часть (6): Разработка и проведение социальных акций. Разработка социального проекта. Социальная акция. Проведение благотворительных, экологических социальных акций. Разработка и реализация социальных проектов. Социальная акция. Разработка и проведение социальных акций. Основы социального проектирования. Мастерство защиты проекта. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

  1. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ (8)

Теоретическая часть (2): Вредные привычки, что это такое. Психологические особенности работы с людьми, имеющими зависимость.

Практическая часть (6): тренинги на сопротивление групповому давлению. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

  1. Событийное волонтерство (8)

Теоретическая часть(4): Знакомство с движением, особенности направления, знакомство с коллективами, работающими в данном направлениями.

Практическая часть(4): Помощь в проведении мероприятий учреждения и поселка. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

  1. Эко-волонтеры (8)

Теоретическая часть (3): Знакомство с движением, особенности направления, знакомство с основными экологическими понятиями и терминами, знакомство с экологическими акциями поселка

Практическая часть (5): Помощь эко волонтерам, участие в экологических акциях и проектах, написание исследовательских работ на тему экологии. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

  1. Семейное добровольчество. Социальное волонтерство (6)

Теоретическая часть(3): Понятие «Семейное добровольчество», особенности данного вида добровольчества. Моя семья – мое богатство. Мои родители – моя поддержка. Мы вместе делаем добро. Знакомство с движением, особенности направления, встреча с представителями направления, специфика общения с пожилыми людьми, специфика общения с детьми.

Практическая часть (3): Открытое занятие совместно с родителями; творческие задания для семей и их презентация; проведение совместной, семейной акции. Помощь социальным волонтерам, разработка и реализация социальных проектов, проведение акций для детей. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

  1. Волонтеры Победы (8)

Теоретическая часть(3): Знакомство с движением, особенности направления, специфика общения с пожилыми людьми, история ВОВ.

Практическая часть (5): Помощь «Волонтерам Победы», помощь ветеранам и детям войны, участие в патриотических акциях: «Георгиевская лента», «Спасибо деду за Победу» и других. Помощь в проведении муниципальных мероприятий. Экскурсия в музейную комнату. Подготовка классных часов. Просмотр видеороликов «Перерыв на войну». Обсуждение. Детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задания после показа или объяснения педагога.

  1. Впереди лето (8)

Теоретическая часть(3): Подведение итогов за год, обсуждение планов на лето. Правила безопасности в летний период.

Практическая часть (5): Тестирование. Составление плана на лето. Встреча с волонтерами других добровольческих объединений. Итоговая программа подведения итогов учебного года.

1.3.1 Учебный план

№ п/п

Название разделов и тема

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж

1

1

0

Опрос, наблюдение (степень заинтересованности, мотивация и т.д.), тестирование, диагностика

Возникновение и развитие добровольческого движения

1

1

0

Опрос, наблюдение, анкетирование, выступления обучающихся, диагностическая игра

«Я – волонтер»

6

3

3

Опрос, наблюдение, выступления обучающихся, заявление на выдачу волонтерской книжки

Культура общения

4

2

2

Тренинги, викторина. Творческая работа: эссе «Кто такой доброволец».

Психологическая подготовка волонтеров

4

2

2

Опрос, наблюдение, выступление обучающихся, тренинги. Создание ситуаций проявления качеств, умений и навыков

Лидерство в волонтерском объединении

2

1

1

Беседа, наблюдение, тестирование, игра. Творческая работа - эссе «Я – Лидер!»

Игровые технологии в работе волонтера

4

1

3

Творческое задание: проект игровой программы праздника

Информационные технологии в работе волонтера

2

1

1

Творческое задание: листовка, брошюра, социальный ролик, социальный плакат. Написание новостей.

Основы проведения социальных дел

5

2

3

Проект, социальная акция, уличная акция. Защита проекта

Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ

5

2

3

Подготовка акции, классного часа по пропаганде ЗОЖ

Событийное волонтерство

8

4

4

Самостоятельная работа: подготовка мероприятия по проведению События

Эко-волонтеры

8

2

6

Творческая работа: эссе «Земля – наш общий дом!» «Трудовой десант»

Семейное добровольчество. Социальное волонтерство

6

3

3

Опрос, наблюдение. Эссе «Моя семья – мое богатство!»

Волонтеры Победы

8

3

5

Письмо «Спасибо деду за Победу!», участие в акциях, помощь в проведении мероприятий, посвященных Дню Победы

Впереди лето

8

3

5

Итоговые ролики, портфолио обучающихся. Составление плана на лето. Встреча с волонтерами других добровольческих объединений. Выступления обучающихся Итоговая программа подведения итогов учебного года

Всего

72

32

40

1.4 Планируемые результаты реализации программы

Личностные:

  • формирование активной гражданской позиции;
  • положительного отношения молодежи к добровольческой деятельности;
  • научиться проводить рефлексию;
  • научиться принимать свои чувства и чувства окружающих людей;
  • научиться говорить о своих эмоциях и проблемах;
  • научиться давать себе позитивную самооценку;
  • научиться отстаивать свое мнение;
  • научиться ставить перед собой цель и достигать ее.

Метапредметные:

  • развитие способности к личностному самоопределению и творческой самореализации;
  • развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств, организаторских способностей;
  • воспитание чувств коллективизма, готовности безвозмездно, бескорыстно служить обществу, толерантности, милосердия, доброты, отзывчивости;
  • формирование осознанного выбора участия в волонтерской деятельности;
  • формирование потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья;
  • формирование и укрепление семейных ценностей;
  • формирование уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению;
  • формирование в ходе деятельности более ответственной, здоровой личности;
  • формирование сплочённого деятельного коллектива волонтёров;
  • развитие и поддержка основных идей волонтёрского движения;
  • развитие творческих способностей, потребность в саморазвитии;
  • развитие коммуникативных качеств, уверенности в себе, умения работать в команде;
  • расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий;
  • развитие рефлексивных умений, навыков самоанализа и самооценки своей деятельности.

Предметные:

  • умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
  • умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов;
  • умение и способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу;
  • знакомство с историей и существующей практикой реализации социально-значимых проектов субъектами волонтерской деятельности;
  • обучение основным способам организации социально-значимой деятельности и технологии их осуществления (целеполагание, планирование, реализация, анализ и оценка достигнутых результатов); методикам проведения некоторых досуговых форм;
  • специальная подготовка волонтеров по работе с людьми различных социальных категорий (дети с ограниченными возможностями здоровья, подростки девиантного поведения и т.д.).

В результате реализации программы, обучающиеся должны:

Знать:

  • историю волонтерского движения в России и за рубежом;
  • социальные аспекты волонтерской деятельности;
  • основные направления волонтерской деятельности;
  • особенности организации волонтерской деятельности;
  • полный цикл коммуникационного процесса с разными категориями лиц. Формы, методы, барьеры в коммуникации;
  • технологический процесс волонтерской деятельности;
  • правовые основы, формы и методы привлечения и поиска средств для организации и проведения волонтерских мероприятий.

Уметь:

  • обобщать полученные знания; анализировать опыт волонтерской деятельности;
  • организовывать волонтерскую команду для участия в событийных мероприятиях;
  • проектировать волонтерские акции различной направленности, проектировать собственную волонтерскую деятельность, активизировать собственные личностные ресурсы, способствующие саморазвитию и самореализации, способности нести ответственность за качество своей деятельности;
  • использовать методы, механизмы, технологии по поиску средств для организации систематической добровольческой деятельности.

Владеть:

  • теоретико-правовыми основами в организации добровольческой деятельности;
  • навыками составления текстов, информационных писем, пресс-релизов и т. д;
  • навыками организации волонтерских акций и проектов; умения кооперации и организации работы в коллективе на основе толерантности, диалога и сотрудничества; самостоятельной разработки социальных проектов в области организации добровольческой деятельности; методами социально-проектной и прогностической деятельности. технологией организации и проведения добровольческих мероприятий; планирования и организации волонтёрского мероприятия;
  • навыками привлечения средств для организации и проведения волонтерских мероприятий, акций, событий.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

Начало учебных занятий для обучающихся 1.09.23 г.

Окончание (в текущем учебном периоде) 20.05.23 г.

Продолжительность учебного года: 34 недели.

Количество часов в год 72 часа.

Продолжительность и периодичность занятий: 2 занятия в неделю по          35 минут.

Промежуточная аттестация: проект.

Выходные дни: суббота и воскресенье.

Объем программы: 72 часа.

            Срок освоения программы: 1 год.

2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

        Занятия проходят в  кабинете № 8, расположенного в МКОУ «Брединская СОШ №4» на 2 этаже.      

        Для реализации программы имеется:

учебно-методическая литература, диски с мультимедийным материалом, жк телевизор,   ноутбук с  выходом в Интернет, а также соответствующее программное обеспечение, принтер.

Информационное обеспечение

          Информационными источниками служат «Аптечки ДИМО», разработанные главным специалистом ОООО «Федерация детских организаций» Пуговкиным А.А. В данных аптечках содержится аудио и видео материал, сценарии, игровые технологии  и презентации, необходимые для проведения различных тематических мероприятий.

         Также в работе используются видеоролики с видеохостинга YouTube.              Интернет-источники, необходимые для работы:

- https://fdo56.ru/

- рдш.рф

- https://dobro.ru/

- https://wikium.ru/

- https://academy.yandex.ru/

- https://rsv.ru/

- вожатый.рф

и другие.

Кадровое обеспечение

             Руководитель объединения (учитель физики, педагог дополнительного образования) – Степанов Дмитрий Александрович.

         Образование высшее ФГБОУ ВО «Магнитогорский госугарственный технический университет им. Г.И. Носова», квалификация «учитель биологии». Педагогический стаж работы – 5 лет. Квалификационная категория – первая.

2.3 Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

         Планируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах: аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись, грамота, готовая работа, диплом, журнал посещаемости, материал  анкетирования  и  тестирования,   методическая разработка, портфолио, фото, свидетельство (сертификат), статья.

Формы предъявления и демонстрации образовательных  результатов

          Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах:  аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка, готовое изделие, защита творческих работ, конкурс, открытое занятие, портфолио, праздник, слет, фестиваль.

2.4 Оценочные материалы

         Для отслеживания состояния и развития детского объединения «Юные волонтеры» используются различные формы диагностики:

- Тест «Викторина добровольца» (Знание истории, сущности и особенностей добровольческой деятельности);

- Определение направленности личности (ориентационная анкета). –Эмоциональная готовность к участию в добровольческой деятельности; -позитивное отношение к различным формам и видам волонтерской деятельности;

- реальный вклад в социально-значимую деятельность (участие в мероприятиях);

- тестирование обучающихся «Я - волонтер!»;

- тест «Лидеры бывают разные»;

- опросник «Определение направленности личности»;

- анкетирование: - «Я- волонтер!», «Этапы развития волонтерского движения в России», Характеристика социально – значимых проблем. Практические навыки, которыми обладает волонтер.

По результатам исследований проводится необходимая корректировка действий.

Механизм выявления образовательных результатов программы

             Отслеживание результативности усвоения программного материала осуществляется в три этапа: первичная диагностика, промежуточный и итоговый контроль.

Первичная диагностика проводится в сентябре (на первом занятии).

Формами проведения первичной диагностики является:

- собеседование, которое позволяет узнать интересы подростка, круг его друзей, проведение досуга; получить информацию о семье;

-  диагностика личностных качеств подростков.

Тематический контроль проводится по мере освоения каждой учебной темы. Включает проверку конспектов, фронтальный устный опрос, тест. Возможно представление докладов с презентацией, проведение ролевой игры.

Промежуточный контроль проводится в декабре.

Формами  промежуточного  контроля являются:

-  собеседование по пройденным в 1-ом полугодии теоретическим темам;

- представление информационной продукции:

- плакат;

- буклет, компьютерная презентация;

- проведение акции, подготовка и проведение досуговых и праздничных программ, участие в мероприятиях по ЗОЖ, подготовка и выступление агитбригады.

Итоговый контроль проводится в мае.

Формами итогового контроля являются:

- собеседование по теоретическому материалу;

- представление информационной продукции:

- социальный плакат, социальный буклет, компьютерная презентация, социальный ролик;

- участие в подготовке и проведении мероприятий по ЗОЖ, праздничных и досуговых мероприятий, проведении социальных акций и мероприятий.

       Наиболее эффективной формой проверки достижений обучающихся,

считается подготовка и проведение самостоятельных социальных мероприятий.

Формы подведения итогов реализации программы:

-  проведение различных по форме социальных мероприятий для людей разных категорий;

- проведение профилактических мероприятий по пропаганде ЗОЖ;

- создание социального информационного продукта (плакат, буклет, компьютерная презентация, видеоролик);

- анализ результатов проведенных мероприятий;

- мониторинг достижений волонтѐров.

Для оценки эффективности подготовки волонтеров необходимы критерии.

           Критерии оценки готовности к волонтерской деятельности:

- имеет сознательный интерес и желание включаться в волонтёрскую деятельность; осознаёт значимость своей деятельности, является активным участником мероприятий;

- умеет адаптироваться в среде сверстников, проявляет свои лидерские качества, проявляет уверенность в действиях;

-  умеет мотивированно увлечь, вызвать желание и интерес к предполагаемой деятельности;

- умеет сотрудничать с людьми различных категорий;

- умеет управлять своим вниманием, активно мыслить и действовать;

- умеет творчески подходить к решению практических заданий, предлагает реальные выходы из смоделированных проблемных ситуаций;

- владеет знаниями по актуальной тематике и умеет ориентироваться в понятиях и терминах по проблеме;

- владеет грамотной речью;

- креативен; умеет неординарно мыслить, творчески подходить к поставленным проблемам, находить реальные и интересные выходы из проблемных ситуаций;

- умеет адекватно действовать согласно ситуации.

Способы фиксации учебных результатов программы:

ведение Журнала учёта;

– занесение результатов собеседования промежуточной и итоговой аттестации в аттестационную ведомость;

- оформление диагностической карты обучающихся.

Способы поощрения волонтеров:

- похвала (необходимо учитывать своевременность и объективность);

- вручение грамоты;

- благодарственное письмо родителям;

- поручение ответственных работ;

- публичное признание заслуг и вручение чего-либо при большой аудитории.

Критериями оценки эффективности программы являются:

-количество учащихся, привлеченных в волонтерское формирование;

- количество учащихся, прошедших подготовку;

- объем и качество оказанных информационных, консультационных и других услуг;

-  выполнение поставленных задач;

- готовность обучающихся к волонтёрской деятельности.

2.5 Методические материалы

Образовательные электронные ресурсы.

  1. WorldSkills Russia (На сайте представлены обучающие ролики по профессиональным компетенциям, размещены рекомендации по совершенствованию данных компетенций).
  2. Добро. Университет.  (на сайте представлены обучающие курсы базового и продвинутого уровней, касающиеся волонтерской деятельности).

       

 Методы обучения:

- словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация;

- методы практической работы;

- методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;

- проектно-конструкторские методы: проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;

- метод игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;

- наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы.

Методы  воспитания:

         Поручение – метод воспитания, развивающий необходимые качества, приучающий к положительным поступкам. В зависимости от педагогической цели, содержания и характера поручения бывают индивидуальными, групповыми и коллективными, постоянными и временными. Любое поручение имеет две стороны: меру полномочия (тебе доверили, тебя попросили, кроме тебя этого никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела и т. д.) и меру ответственности (от тебя требуется усилие воли, необходимо довести порученное дело до конца и т. д.). Если какая-либо из этих сторон организована (мотивирована) слабо, то поручение не будет выполнено или не даст нужного воспитательного эффекта.

        Поощрение – выражение положительной оценки, одобрения, признания тех лучших качеств, которые проявились в учебе и поступках школьника.

        Также, в программе впервые используются новые современные дистанционные методы работы с обучающимися, такие как:

- Интерактивная лекция – это особое состояние погружения в лекционный процесс, а хороший контакт с аудиторией – это главнейшая задача лектора.

- Форсайт (от англ. Foresight — взгляд в будущее, предвидение) – это социальная технология, формат коммуникации, который дает участникам возможность договориться по поводу образа будущего, а также, определив желаемый образ будущего, договориться о действиях в его контексте.

- Метод кейсов или кейс-метод представляет собой один из методов решения сложных проблемных ситуаций.

- Интеллект-карта (с англ. mindmap) представляет собой эффективную графическую технику, предназначенную для управления творческим мышлением. Такую ментальную карту рекомендуется составлять в случаях, когда надо осмыслить достаточно сложную проблему, найти нестандартные пути ее решения.

          К методам обучения волонтёров-школьников относятся:

- тренинг - предполагает систематическую тренировку или совершенствование определенных навыков и поведения участников тренинга. Тренинги способствуют личностному росту; позволяют приобрести специальные социально-психологические компетенции, необходимые для дальнейшей деятельности в волонтёрской организации.

- кейс-метод или метод ситуаций - предполагает описание реальных социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них;

- деловая игра - предполагает способ определения оптимального решения различных задач путем имитации или моделирования ситуации и правил поведения участников;

- инструктирование - метод организационного воздействия, который позволяет разъяснить обстановку, задачи, возможные трудности и последствия неправомерных действий человека, предостеречь от возможных ошибок;

- рабочий инструктаж - практика обучения на рабочем месте, включающая объяснение и демонстрацию процесса преподавателем; закрепление знаний на рабочем месте;

- профилактические беседы - один из самых доступных и действенных методов работы.

       Формы  организации  образовательного  процесса: индивидуальная,  индивидуально-групповая, групповая.

                  Педагогические технологии

- Технология индивидуализации обучения - форма, модель организации учебного процесса, при которой педагог взаимодействует лишь с одним обучающимся или  один обучающийся взаимодействует лишь со средствами обучения. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы  деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика.

-  Технология  группового  обучения - при групповой форме деятельности обучающиеся  делятся на группы для решения конкретных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или педагога.

- Технология  проблемного  обучения: проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Учебная проблема понимается как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа действия.

             Алгоритм учебного занятия (краткое описание структуры занятия и его этапов).

Структура учебного занятия в УДО

1. этап: организационный

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап: проверочный

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной  деятельности.

Содержание этапа: сообщение этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная  задача, проблемное задание детям).

4 этап: основной

В качестве основного этапа могут выступить следующие:

1. Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Содержание: задания и вопросы, которые активизируют познавательную

деятельность детей.

2. Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Содержание: пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснований.

3. Закрепление знаний и способов действий. 

Задача: обеспечение условия новых знаний и способов действий. Содержание: тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме.

Содержание: беседа и практические задания.

5. этап: контрольный

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Содержание: тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

6. этап: итоговый

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает, как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели, и поощряет ребят за учебную работу.

7. этап: рефлективный

Задача: мобилизация обучающихся  на самооценку.

Содержание:  оценивается    работоспособность,    психологическое    состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

8. этап: информационный

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Содержание: информация о домашнем задании, инструктаж  по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Формы организации учебного занятия

          Традиционные формы занятий

Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.

Семинар - форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.

Дискуссия - всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы -  расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Конференция -  собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Экскурсия  - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.

Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.

Слет, фестиваль, праздник т.д. - организационно-массовые мероприятия, про водимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

Нетрадиционные  формы занятий

Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие социальных отношениях.

Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей.

Круглый стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни.

«Крепкий орешек» - решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

Тренинг - проведение занятий психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.

Акция, рейд.

- Интерактивная лекция – это особое состояние погружения в лекционный процесс, а хороший контакт с аудиторией – это главнейшая задача лектора.

Метод кейсов или кейс-метод представляет собой один из методов решения сложных проблемных ситуаций. Для него характерно наличие актуальной проблемы или ситуации, действующих лиц, драматической составляющей и необходимости совершать выбор. Наряду с этим, в кейс-методе участвуют субъекты, столкнувшиеся с конкретной проблемой или ситуацией в реальной жизни.

Питч – (от англ. pitch — бросок, подача) — краткая структурированная презентация проекта перед потенциальными инвесторами. Питч-сессии или питчинги - серии коротких выступлений участников. Чаще всего питчи – незаменимая форма защиты проектов на стартап-конференциях и грантовых форумах.

Интеллект-карта (с англ. mindmap) представляет собой эффективную графическую технику, предназначенную для управления творческим мышлением. Такую ментальную карту рекомендуется составлять в случаях, когда надо осмыслить достаточно сложную проблему, найти нестандартные пути ее решения.

Занятия проходят не только в лекционной форме, но и в форме круглого стола, квеста, игры, тренинга, устного журнала, что создает наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определенные роли.

           Аудиторные занятия проводятся в учебном кабинете, приспособленном для проведения занятий по программному курсу и соответствующим требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14.

         Аудиторные занятия включают:

- учебные занятия;

- видеолектории (просмотр и обсуждение специализированных краткометражных фильмов);

- обучающие семинары;

- тренинги;

- ролевые игры;

-дискуссии.

        Выездные занятия предполагают:

- выезды агитбригад;

- организацию трудовой занятости: организацию отрядов добровольческого труда по экологической очистке территорий, посадку деревьев, кустарников на территории Ясненского городского округа.

- участие в городских акциях;

- экскурсии в волонтёрские организации разного уровня;

         Основными формами дистанционного процесса обучения  являются практико-ориентированные учебные занятия, творческие и онлайн-мастер-классы, тематические праздники, онлайн-задания, интерактивные лекции.

         На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная самостоятельная (учащимся дается задание с учётом их возможностей);

- фронтальная (онлайн-объяснение нового материала, онлайн-мастерская);

- групповая (разделение на мини-группы постоянного состава для организации очных занятий);

- коллективная (организация тематического праздника он-лайн с активным участием обучающихся из разных групп объединения).

2.6. Воспитательный компонент

        Цель воспитания: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Задачи воспитания:

- усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); - - формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний;

- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.

        Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных программ включают осознание ими российской гражданской идентичности, 7 сформированность у них ценностей самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Основными формами воспитания являются: беседа, практическое занятие, мастер – класс, творческая встреча, защита проектов, игра, экскурсия, тренинги.

В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.

Условия воспитания:

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках.

Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Методами оценки результативности реализации программы в части воспитания является педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросы.

Календарный план воспитательной работы представлен перечнем запланированных воспитательно-значимых событий, утвержденных в программе воспитания учреждения (таблица).

Таблица

Календарный план воспитательной работы

п/п

Наименование мероприятия по программе воспитания

Дата проведения

Форма проведения мероприятия

Практический результат

и информационный продукт,

иллюстрирующий успешное

достижение цели события

1

Международный день пожилых людей

29.09.23

Акция «Помощь пожилым людям»

Пост в школьной группе ВК

2

День защитника России

21.02.24

Акция «Помощь семьям солдат, находящихся в зоне СВО»

Пост в школьной группе ВК

3

Международный женский день

7.03.24

Поздравление женщин, встречающих праздник на рабочем месте

Пост в школьной группе ВК

4

Всемирный день Земли

22.04.24

Акция по уборке площади и детской площадки напротив здания администрации сельского поселения

Пост в школьной группе ВК

5

День Победы

6.05.24

Акция по уборке мемориала «Скорбящая мать» п. Маяк

Пост в школьной группе ВК

2.7 Список литературы

Список литературы для педагогов

  1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003
  2. Арсеньева Т.Н. Виноградова Н.В., Пелевина И.М., Соколов А.А. Практико-ориентированные методы психологической подготовки добровольцев. Учебно-методическое пособие. - СПб-Тверь. 2009
  3. Безуевская В.А. Дистанционные дополнительные общеобразовательные программы: проектирование и реализация : учеб.-метод. / В. А. Безуевская, Е. Н. Глубокова, Н. В. Смирнова ; Сургут. гос. ун-т. – Сургут : ИЦ СурГУ, 2017.- 60 с. ISBN 978-5-89545-502-9
  4. Беспалова г.М., Виноградова н.М., Сидорова Т.Д., Рыженкова И.Г. Мое действие – мой выбор. Методическое пособие.- М., 2005
  5. Битянова, М.С. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М.С. Битянова. – СПб.: Питер, 2012.
  6. Бодренкова Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике: Учебно-методическое пособие. - М.: АНО «СПО СОТИС», 2013.
  7. Бородатая М.Н., Лыскова В.И., Рязанцева С.В. Дневник Добровольца. Вятка – территория добровольчества.- Киров, 2012
  8. Галеева Н. Формирование организаторских умений у школьников/ Воспитание школьников – 2008
  9. Добровольчество – путь к овладению профессией: сборник. – Саратов.: ООО Бонапарт ПС, 2004.
  10. Дорогою добра: Методическое пособие по развитию добровольческого движения. – Вологда, 2011.
  11. Закон РФ «Об образовании», 2012.
  12. Зотолокина М.А. Сетевые сообщества как инструмент методической поддержки в работе учителя / М. А. Зотолокина [Электронный ресурс].  – URL: http://festival.1september.ru/articles/633962 (дата обращения: 10.12.2017).
  13. Куприянов Б.В. Детские общественные организации: сущность, особенности, формы //Внешкольник: дополнительное образование.  социальное, трудовое и художественное воспитание детей — 2007. — №4.
  14. Конвенция ООН о правах ребенка. - М., 1999.
  15. Кондакова М.Л. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии [Электронный pecypc]. - Режим доступа: http://vestnikedu.ru
  16. Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой ученый. — 2015. — №7.
  17. Настольная книга лидера: из опыта работы штаба «Беспокойные сердца» // Сост. Г.В. Каледа. - Самара: ООО Офорт, 2008.
  18. Панченко С.. Формирование толерантных взаимоотношений подростков в детском коллективе /Воспитание школьников – 2008 - №7
  19. Педагогические технологии дистанционного обучения : учеб. пособие для студентов вузов / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е. С. Полат. – М. : Академия, 2006. – 400 с.
  20. «Переходи на зеленое»: Методическое пособие по волонтерству в экологической сфере – М.: Эка, 2012.
  21. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков – СПб.: Речь, 2005.
  22. Сикорская, Л. Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного воспитания молодежи /Л.Е. Сикорская // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - № 3.
  23. Слабжанин Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами. Новосибирск: МОФ СЦПОИ, 2002.
  24. Указ Президента Российской Федерации «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (Москва, Кремль 29 октября 2015 г. №536). http :// www . kremlin . ru / acts / news /50590.
  25. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
  26. Фришман И.И. Мирошкина М.Р. Подготовка волонтёров (программы, рекомендации, модели опыта)//Приложение к Внешкольнику.2004. №6.
  27. Шапка Е.В.,Семененко М.О., Старикова В.Г., Козлова О.А. Волонтерство сегодня: модный тренд или полноценная работа? // Волонтер: Всероссийский научно - практический журнал.-2012. - №1-2.

Список литературы для обучающихся

1. Азбука благотворительности – М.: Форум Доноров, 2008.

2. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006

3. Добровольчество – путь к овладению профессией: сборник. – Саратов.: ООО Бонапарт ПС, 2004.

4. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самопознание. М.: Политиздат, 1984.

5. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008

6. Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 2006.

7. Макеева, А.Г. Помогая другим, помогаю себе /А.Г. Макеева.-М.:РЦОИТ, 2003.

8. Настольная книга лидера: из опыта работы штаба «Беспокойные сердца» // Сост. Г.В. Каледа. - Самара: ООО Офорт, 2008.

9. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков – СПб.: Речь, 2005.

10. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006.

Список литературы для обучающихся

1. Азбука благотворительности – М.: Форум Доноров, 2008.

2. Базаркина Е.В. Беседы о нравственности для старшеклассников. – Волгоград, 2006

3. Добровольчество – путь к овладению профессией: сборник. – Саратов.: ООО Бонапарт ПС, 2004.

4. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самопознание. М.: Политиздат, 1984.

5. Кулинич Г.Г. Вредные привычки. Профилактика зависимостей. - М, 2008

6. Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 2006.

7. Макеева, А.Г. Помогая другим, помогаю себе /А.Г. Макеева.-М.:РЦОИТ, 2003.

8. Настольная книга лидера: из опыта работы штаба «Беспокойные сердца» // Сост. Г.В. Каледа. - Самара: ООО Офорт, 2008.

9. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков – СПб.: Речь, 2005.

10. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006.

Список интернет-ресурсов

1. Библиотека волонтера" форума www.charite.org.ua

http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319

2. Доброволец: Делать добро проще, чем кажется - http://www.dobrovolno.ru

3. Ильина, И. Волонтерство в России - http://www.isovet.ru/

4. Мотивация участия молодёжи в добровольческой деятельности

http : // semya - protiv - narkotikov . ru / motivaciya - uchastiya - molodezhi - v - dobrovolcheskoy - deyatelnosti

5. Косова, У. П.Психологические характеристики волонтерской деятельности http://elibrary.ru/

6. Практическое руководство для начинающих волонтеров http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82

7. https://vk.com/club114141843

8. http://fdo56.ru/

9. http://upo-fco.ru/

10. http://nsportal.ru/ermagambetova-svetlana-kuvandykovna

11. http://planeta-kids.ucoz.ru/

12. рдш.рф

13.  https://dobro.ru/

14. https://vk.com/fdo56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ «Проектная деятельность: от замысла к успеху»

Новизна предлагаемой программы заключается в приобщении детей к научному исследованию, элементарным правилам  разработки и воплощения исследовательского  проекта....

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по мини-футболу

В данной программе представленны основные темы каждого занятия в секции,которая  расчитанна на 108 часов (с учетом выходных дней и канникул) в год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы естественнонаучной направленности кружка «Увлекательный мир растений»

Представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительной общеобразовательной  (общеразвивающей)  программы естественнонаучной направленности  кружка «Увлекательный мир растений»...

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...