Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.
статья

Истимирова Айгуля Сарлываевна

Я являюсь руководителем кружка "Вернисаж" (изобразительное искусство). В данной статье изложены мои мысли о воспитании школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Встречи с искусством на каждом занятии, обучение детей видению прекрасно в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого из воспитанников – главные отличительные признаки реализуемой программы художественного направления.

Маленький человек смотрит на педагога доверчивыми, широко открытыми глазами. Его чуткое сердце готово откликнуться на прекрасный, красочный мир. На каждом занятии педагог вместе с детьми заново переживает радость открытия прекрасного в жизни, искусстве.

В процессе занятий осуществляется обучение детей основам грамотного рисования и одновременно должно происходить эстетическое воспитание и развитие творческих способностей с помощью доброй беседы, большой индивидуальной работы, грамотно подобранных средств: наглядности, натуры, инструментов и материалов. Педагог должен стремиться к тому, чтобы рисунки детей были не только грамотны, но и выразительны.  

Этому способствуют следующие методические приёмы.

Наблюдение красоты природы во время специально организованной экскурсии и последующее воспроизведение детских впечатлений, наблюдений в рисунках.

Организация экскурсии в осенний лес, на которой предлагается собрать сучки, корешки, шишки, напоминающие сказочные существа или животных. Отмечено, что восприятие красоты окружающей действительности становится острее. В своих оценках отмечают особенности, отражающие опоэтизированное восприятие мира: обычный петух может быть «важным», птичка – «задорной», лес – «задумчивым».

Хорошие результаты даёт демонстрация в начале занятия иллюстративного материала на фоне музыкального сопровождения.

Начиная вступительную беседу, стоит использовать тихую музыку, чтение знакомых детям стихов: «…Унылая пора, очей очарованье…»

Беседа о красоте осеннего леса и о том, что видели на экскурсии – продолжение начатой работы. Поэтому желательно уделить внимание детским впечатлениям. Возможны вопросы: какие деревья видели? Какие цвета осенней листвы? Вы видели, как падают листья с деревьев? Что напомнила вам земля, устланная листьями? Переходим к рассматриванию картины И. И. Бродского «Опавшие листья». Обобщаем впечатления детей по картине. Важно, чтобы она стала им близкой и дорогой, чтобы дети поняли настроение художника. Всё это создаёт торжественно-приподнятое настроение и помогает детям приступить к работе.

Выставленные в конце занятия работы должны создать у детей радостное настроение от завершения работы над собственным рисунком.

Использование метода сравнения.

В процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства ребята не просто рассматривают их, а сравнивают картины разных художников, объединённых общей темой.

Например, сравнивают картины «Золотая осень» Д. В. Поленова и «Октябрь. Домотканово» В. А. Серова, приходят к выводам, что художники замечательно могут передать  красоту и прелесть природы как в пасмурный , серый день, так и в яркий, солнечный.

Виртуальные экскурсии.

Представим, что мы зашли в прекрасное здание музея «Эрмитаж». Вот и первый зал. Что мы видим? Художники изображают людей, их труд и то, что создано трудом человека; природу – горы, реки и моря; лес, освещённый ярким летним солнцем или занесённые снегом поля; весну, когда оживают деревья, покрываясь зелёными листочками, и осень, когда ветер несёт опавшие листья…

Всё, что мы видим, можно изобразить средствами искусства.

В целях эффективного развития у детей эстетического восприятия , формирование художественного вкуса полезно регулярно использовать специально составленные анкеты.

Примерными вопросами анкеты могут быть:

1.Какие картины вы любите? Почему?

2.Кто ваш любимый художник? Назовите его картины.

3.Что вы любите рисовать? Почему?

Красоту, учение и труд известный учёный и педагог В. А. Сухомлинский справедливо называл важнейшими элементами воспитания. «Если вы хотите, чтобы слово учило жить, чтобы ваши питомцы стремились к добру,  - воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца», - говорил Василий Андреевич Сухомлинский.

Действительно, нравственное воспитание неотделимо от эстетического. Занятие в кружке последовательно и систематически влияют на формирование нравственного начала личности ребёнка. Руководить процессом изобразительного творчества детей должен грамотный в художественном и литературном отношении педагог. Он должен помочь воспитаннику увидеть, понять и исправить допущенные ошибки, т.е он сам должен владеть карандашом, мелом, кистью. Начинать надо с правильного держания карандаша и кисти, с правильного владения техникой наведения красок, с необходимых знаний об оборудовании и материалах; все эти сведения должны даваться исподволь, в промежутках, в маленьких отвлечениях от основной темы занятия; в минутках отдыха. Детям интересно на таких занятиях. Они радуются, что узнают новое, соприкасаясь с красотой, творчеством, искусством.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям». Киев, 1969, с. 165

Литература:

Волков Н.Н. Восприятие картины. М., 1976

Гореева Н.А. Первые шаги в мире искусства - Москва: Просвещение, 1991.

Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М., 1977.

Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры – Москва: Просвещение, 1988.

Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Духовно – нравственное воспитание средствами изобразительного искусства"

Этот материал представляет опыт работы по теме Духовно - нравственое развитие на уроках изобразительного искуства и во внеурочной деятельности. Доклад содержит задачи морально-нравственных ориент...

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ВОСПИТАННИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Статья является обобщением опыта автора в вопросе формирования художественно-эстетического вкуса воспитанников средствами изобразительного искусства. Автором выделены и проанализированы основные пробл...

Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства

      Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков.       Ребенку интересен мир, но ...

Эстетическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства.

В настоящее время в условиях демократизации и гуманизации образования становится особенно ощутимым неудовлетворительный уровень культуры, гуманитарной и гуманистической подготовки учащихся. Современно...