"Традиционные и современные методы работы над мелодическим диктантом на уроках сольфеджио."
статья

Сергиенко Татьяна Григорьевна

Практические советы в работе над мелодическим диктантом на уроках сольфеджио.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Традиционные и современные методы работы

над мелодическим диктантом на уроках сольфеджио»

«Тренировать ухо сложнее, чем пальцы», - эти слова принадлежат выдающемуся музыкальному педагогу Константину Николаевичу Игумнову.

Такой «тренировкой уха» в процессе обучения музыки занимается предмет сольфеджио.

Именно эта дисциплина способствует развитию музыкального слуха, памяти, ритма, музыкального воображения и художественного вкуса. Все формы работы на уроке сольфеджио, объём теоретических знаний и навыков подчинены этой главной задаче – тренировать и развивать слуховые навыки.

Музыкальный диктант – это одна из важнейших форм работы во всестороннем развитии музыкального слуха учащихся в курсе сольфеджио. И, как показывает практика, музыкальный диктант – один из самых уязвимых разделов урока сольфеджио.

Научиться писать диктанты и приобрести навыки записи услышанного изолированно от других форм занятий на уроках сольфеджио, не получится. Это комплексный процесс.            И основная цель преподавателя в работе над диктантом – это научить юного музыканта осознавать слышимое и уметь выражать слышимое в записи.

Диктант обладает наибольшей возможностью в развитии четких музыкальных представлений, тренировки внутреннего слуха, внимания, музыкальной памяти, чувства лада и ритма, формы и грамотности нотной записи.

Для освоения навыка записи диктанта существует ряд вспомогательных упражнений.            К подготовительным формам работы на начальном этапе можно отнести графическое изображение мелодии; переписывание нотных примеров из сборников, но только тех, что знакомы на слух.  Эти примеры ясно представляются внутренним слухом и в процессе письма будут содействовать закреплению связи между видимым и слышимым.  Немаловажное значение к подготовке работы над диктантом играют следующие задания: подбирание на фортепиано знакомой мелодии с последующей записью на нотном стане; ритмическое оформление записанных на доске нот, составляющих знакомую мелодию, позже и не знакомую; письменное транспонирование выученных мелодий.

Интересным этапом для детей в подготовке к диктанту являются «игровые» формы работы:

  • «Выбери мелодию»

Преподаватель записывает 3-4 мелодических примера, и после нескольких проигрываний учащиеся должны выбрать из предложенных вариантов тот, который прозвучал.

  • «Перемешанные такты»

После нескольких проигрываний мелодии необходимо выложить такты в нужном порядке.

  • Диктант с «ошибками»

После того, как всем классом пропели мелодию, преподаватель записывает ее на доске, умышленно делая ошибки как в ритме, так и в отдельных звуках. Усложняя это задание, более подготовленным ученикам предлагается самостоятельно найти ошибки и записать в тетрадь правильный вариант без предварительного разбора в классе.

  • Диктанты – вариации.

 На доске полностью записывается несложная мелодия и сольфеджируется всем классом, затем педагог играет мелодию, изменив ритм или некоторые интонации, а присутствующие должны записать мелодию с изменениями уже самостоятельно.

  • Запись мелодии по ритму и ступеням.

 На доске преподавателем записывается ритмический рисунок мелодии и подписываются ступени, оговаривается тональность. Учащимся предлагается записать мелодию нотами и после настройки в данной тональности пропеть ее. Это упражнение, помимо всего остального, помогает учащимся лучше ориентироваться в новой тональности.

Постепенно осваивая подготовительные навыки работы над музыкальным диктантом рекомендуется применять следующие формы работы:

  1. Диктант показательный.

Такая форма удобна и полезна при освоении новых трудностей. Цель и задача этого диктанта – показать наглядно процесс записи. Диктант записывается на доске (преподавателем или учеником) и попутно объясняется весь путь осознания слышимого.

  1. Диктант с предварительным анализом

Эта форма удобна при усвоении новых трудностей или перед сложным диктантом.

Разбирая пример, преподаватель анализирует вместе с учащимися темп, размер, структуру, некоторые мелодические обороты, ритмические фигуры и т.д. Затем диктант записывается индивидуально каждым учащимся с учётом разбора сложных моментов.

  1. Диктант эскизный.

Можно записать на доске мелодию, пропуская те такты, которые учащиеся должны записать самостоятельно. Или, после прослушивания, записываются отдельные части диктанта. (Например, только второе предложение, или мотив секвенции, или только каденции первого и второго предложения)

Такая форма работы позволяет воспитывать запоминание целого мелодического оборота, фразы, а не записывание мелодии «нота за нотой», воспитывает ощущение формы, умение не отделять метроритм от мелодии.

Подобная разновидность диктанта должна применяться на любом этапе обучения до тех пор, пока учащиеся не привыкнут пользоваться эскизной записью самостоятельно, без напоминаний преподавателя.

  1. Диктант для развития памяти.

После небольшого количества (2-3) проигрываний каждый учащийся записывает то, что успел запомнить или играет услышанное на инструменте.

Очень важно, последовательно увеличивать объем памяти и умело подбирать примеры. Ясность структуры помогает запоминанию, поэтому начинать лучше всего с коротких попевок, состоящих из одного мотива. Затем постепенно усложнять, включая повторность, варьирование, более сложные структуры, используя форму периода.

  1. Зрительный диктант.

Такая форма работы вырабатывает у учащихся умение слышать внутренним слухом то, что видят, а это немаловажно при чтении с листа.

Преподаватель записывает пример на доске, дает некоторое время учащимся запомнить        и представить про себя мелодию, а затем стирает пример с доски. Учащиеся по памяти записывают мелодию самостоятельно.

  1. Самодиктант.

В этом виде диктанта рекомендуется записывать знакомые мелодии, а также темы или отрывки тех произведений, которые были пройдены учащимися в классе по специальности, в курсе музыкальной литературы и т.д.

Целесообразно применять на уроке сразу несколько видов диктанта, особенно с учащимися младших классов. Например: устный диктант, зрительный, ритмическое оформление мелодии, эскизный диктант или устный, ритмический, разрезанный на такты диктанты.

При этом, чтобы сэкономить время на уроке, примеры должны быть короткими, с четкой структурой построения, с использованием уже знакомых мелодических оборотов, таких как опевание устойчивых ступеней, поступенное движение, движение по звукам изученных аккордов и т.д.

Роль преподавателя в процессе работы класса над диктантом очень ответственна – он должен, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, направлять его работу. Нельзя забывать, что среди наших учеников есть много детей с ограниченными музыкальными способностями, поэтому целесообразно применять комбинированный подход к записи диктанта на уроке.

Этот приём основан на том, чтобы учащийся работал сосредоточенно, не терял время. Если он слышит мелодию, пусть записывает и при следующем проигрывании исправит неточности. Если ученик забыл продолжение, то он должен переключиться на работу с ритмом, деление мелодии на такты и группировку.

Если учащийся услышал какой-то фрагмент из мелодии, например, конец диктанта и представляет себе группировку, то пусть запишет услышанное, а затем вернётся к началу или середине записи.

Важно помнить, что «главное  - это научить учащегося не поверхностно слушать музыку, а разбираться в посильной для него форме, в том, что он слышит» (В.А. Вахромеев).

Но время не стоит на месте и вместе с классическими формами преподавания сольфеджио, в век технического прогресса, развития интернета появляются новые способы подачи и закрепления пройденного материала. Во многих школах в классах теоретических дисциплин есть интерактивные доски, которые помогают сделать уроки сольфеджио для современных учащихся более увлекательными. В частности, работу с музыкальным диктантом на подготовительном этапе такие формы написания диктанта как «Выбери мелодию», «Перемешанные такты», «Диктант с ошибками» можно сделать более интересными. При помощи стилуса записывать мелодию на светодиодной панели с изображением нотного стана или из хаотично расположенных нотных тактов выложить правильную мелодию. А, например, в домашнем задании пройти по ссылке и в онлайн-тренажёре записать дома диктант, прослушать последовательности интервалов, аккордов. Но бесспорно такие средства это вспомогательные способы усвоения пройденного материала и не должны превалировать над традиционными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок « Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в первом классе с применением инновационных форм работы ».

Разработка урока по сольфеджио в 1 классе фортепианного отделения. Урок проведён в игровой форме, использованы песенки про ритм, остинато, метроном....

«Патриотическое воспитание в школе. Традиционные и современные методы».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...

Открытый урок по теме «Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы».

Ход открытого урока по сольфеджио в первом классе по теме «Развитие  ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением  инновационных форм работы»....

Современные методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Материал представлен как результат работы с одаренными детьми....

Традиционные и нетрадиционные методы работы музыкального руководителя

в данной статье рассматриваются вопросы традиционных и нетрадиционных методов в работе музыкадбного руководителя...

Открытый урок по теме « Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах»

Открытый урок по теме « Развитие  ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах»...

Работа над диктантом на уроках сольфеджио в ДШИ и ДМШ

Основные задачи, которые стоят перед педагогом в работе над диктантом: создавать и закреплять связь слышимого и видимого, то есть научить слышимое сделать видимым; развивать память и внутренн...