Диагностическая работа по формированию функциональной грамотности 6-7, 8-9 классов
тест (6 класс)

Потехина Жанна Григорьевна

Цель работ: оценить и охарактеризовать уровень сформированности функциональной грамотности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прочитайте тексты и выполните задания.

Текст № 1 «Доходы семьи»

Взволнованный Федя пришёл к маме и сказал:

– Мама, у меня сломались лыжи, а скоро соревнования, в которых я хотел участвовать!

1. – Какие у нас расходы на этот месяц? Давайте быстро составим список, – предложил Федя. – Мне надо знать, хватает ли денег на покупку лыж!

– Погоди! Быстро не получится, – ответила мама. – Придётся сначала составить список доходов.

Посмотрите на доходы семьи Феди.

Вопрос: Какие из этих доходов постоянные (повторяются в каждом месяце), а какие – переменные (не постоянные, могут больше не повториться)?

Укажите номера, под которыми эти доходы записаны в списке. (1 балл)

Постоянные _________________

Переменные _________________

2. – Мама! А почему ты не включила в список деньги, которые вы с папой взяли в долг у тёти Лены, а ещё – сдачу, которую я тебе вчера принёс из магазина? – спросил Федя.

Вопрос: Почему мама Феди не включила в список сдачу и деньги, взятые в долг? Запишите ответ на вопрос. (1 балл)

Ответ:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3. – Я не понимаю, что мы сейчас делаем, – возмутился Федя. – Мне нужны лыжи, это же расходы. Зачем мы составляем список доходов?

Вопрос: Почему нельзя составлять список расходов без учёта доходов?

Запишите ответ на вопрос. (1 балл)

Ответ:

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

4. – Я понял, – сказал Федя маме, – очень важно планировать и доходы, и расходы семьи.

Вопрос: Какой доход, вероятно, будет у семьи Феди в этом году? Сделайте вычисления на основе таблицы «Доходы семьи в январе».

Запишите свой ответ на вопрос в виде числа. (1 балл)

__________________ р.

Текст № 2 «Собираемся в школу»

Каждый год перед началом нового учебного года мама вместе с Колей идут в магазин за школьными принадлежностями. В прошлом году Коле купили новый ранец за 720 рублей, 10 тетрадей по 15 рублей за штуку, набор ручек за 220 рублей, а также набор красок и цветных карандашей для уроков рисования за 340 рублей. Общая стоимость покупок при подготовке к школе составила  часть семейного дохода за месяц. В этом году на покупку новой школьной формы было потрачено 1200 рублей, на тетради – 180 рублей, ручки – 250 рублей и пенал – 86 рублей. Вопрос: Определите, какая часть ежемесячного семейного дохода ушла на покупки для подготовки к новому учебному году ученика школы, если ежемесячный доход семьи остался прежним. (3 балла).

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Текст № 3 «Идем за покупками»

Мама попросила тебя сходить в магазин за продуктами и дала 1000 руб. Список покупок следующий:

1. Сыр «Российский» - 300 г.

2. Ветчина «Императорская» - 500 г.

3. Яблоки «Голден» – 2 кг.

4. Мандарины кисло-сладкие – 1,5 кг.

На оставшиеся от покупки деньги мама предложила тебе купить что-нибудь себе. Цены на соответствующие товары представлены в таблице.

Вопрос: Вычисли стоимость покупки по списку; выясни, останется ли сдача, и выбери, что ты можешь купить на сдачу. Останутся ли у тебя деньги после всех покупок и сколько? Обоснуй свое решение. (3 балла)

           https://rynok72.ru/upload/iblock/c26/001.png      

Сыр               «Российский»

1 кг

520 рублей

   https://pbs.twimg.com/media/DXAJogoVAAEoCfT.jpg

Ветчина

«Императорская»

1 кг

562 рубля

https://rm-1.ru/upload/iblock/a1e/a1e7d602bfc4a18aaaafc841d2691d82.jpg

Яблоки

«Гренни Смит»

1 кг

85 рублей

https://fs.znanio.ru/8c0997/c9/c0/098ce103bed4ef369d4407752f70ad46bc.png

  Яблоки «Голден»

            1 кг

       89 рублей

https://domoidostavim.ru/images/static/products/73ceb6d5-e7f1-4308-bbf6-f5742f129765.jpg

Яблоки «Симиренко»

1 кг

99 рублей

https://fs.znanio.ru/8c0997/9d/bd/dd53594396a0fcb10014ceb81b311ddbce.png

     Мандарины

      Марокко

   (кисло-сладкие)

            1 кг

      145 рублей

https://fs.znanio.ru/8c0997/47/65/4f9bc4ec71e6c6e8db73784c1c428118ea.png

Мандарины

 Испания

(сладкие)

      1 кг

184 рубля

https://www.utkonos.ru/images/photo/3276/3276604H.jpg

     Жев.мармелад

       «Бон Пари»

     1 кг

65 рублей

https://choco-opt.ru/upload/iblock/342/3427717e8231e630a0d5fc076e73c657.jpeg

Шоколад

 «Милка»

   1 шт.

       109 рублей

https://kolob.ru/upload/iblock/2b7/2b795a18872887156759f3a7e08f5a60.jpg

       Шоколад

       «Аленка»

1 шт.

      79 рублей

 

           https://fs.znanio.ru/8c0997/69/43/ca984e755b908e0dcf94df9291c2f49436.png

Шоколадное яйцо

«Kinder-Сюрприз»

            1 шт.

        87 рублей

 

https://fs.znanio.ru/8c0997/90/c2/0a8f1aaa2a21bc49cbfe0d6a518de97d48.png

Пирожное

«Медвежонок Барни»

1 уп.

123 рубля

https://www.pngkey.com/png/full/88-881947_chewing-gum-clipart-transparent-background-transparent-background-gum.png

Жевательная резинка

«Orbit»

1 уп.

24 рубля

https://yoza.ru/upload/iblock/d02/d028abc6289b2b23a441b297032ac36b.jpg

Жевательная резинка

«Mentos»

1 уп.

32 рубля

https://fs.znanio.ru/8c0997/fc/a9/015d72ca2dffd7a0f6902b63c80870c3a9.png

Карамель

«Леденцы Мини»

1 уп.

49 рублей

 

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

Время выполнения 15-20 минут.

Решение задачи:

300 г = 0,3 кг

0,3 · 520 = 156 (руб.) – стоимость 300 г сыра

500 г = 0,5 кг

0,5 · 562 = 281 (руб.) – стоимость 500 г ветчины

89 · 2 = 178 (руб.) – стоимость 2 кг яблок (я выбрала Голден)

1,5 · 145 = 217,5 (руб.) – стоимость 1,5 кг мандаринов (я выбрала Марокко)

156 + 281 + 178 + 217,5 = 832,5 (руб.) – стоимость покупки по списку

1000 – 832,5 = 167,5 (руб.) - останется

На оставшиеся деньги я куплю шоколадку «Милка» (109 руб.) и карамель «Леденцы мини» (49 руб.)

109 + 49 = 158 (руб.) < 167,5 руб.

832,5 + 158 = 990,5 (руб.) – стоимость всей покупки

1000 – 990,5 = 9,5 (руб.) останется после всех покупок.

Ответ: стоимость покупки по списку 832,5 руб., останется 167,5 руб., можно выбрать шоколадку «Милка» и карамель «Леденцы мини», останется сдача 9,5 руб.

Критерии оценивания (максимальный балл 3)

Критерий

Первичный балл

Приведено полное правильное решение с объяснениями, с учетом всех условий и требований задачи

3

Приведено полное решение с объяснениями, с учетом всех условий и требований задачи, но допущена одна арифметическая ошибка, не влияющая на ход решения

2

Приведен верный ход расчета стоимости покупки по списку, но не учтено какое-либо условие (требование) задачи

1

Другой вариант / неверное решение задачи

0

 

Проверяемые умения

Проверяемые умения

Код

Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с целыми числами и дробями; сравнивать целые числа и дроби; вычислять значение числовых выражений

1.1

Выполнять прикидку результата вычислений, оценку числовых выражений

1.2

Сравнивать числа одного и разных знаков

1.6

Решать текстовые задачи, в том числе задачи с дробями

2.3

Решать задачи на покупки, используя арифметические действия, оценку, прикидку, пользоваться единицами измерения при решении задач

3.1

Извлекать информацию, представленную в таблицах

3.2

Решать несложные практические расчётные задачи с дробями, пользоваться оценкой и прикидкой

5.2

Пользоваться основными единицами измерения массы. Выражать одни единицы величины через другие

5.3

Анализировать числовые данные, представленные в таблицах

5.4



Предварительный просмотр:

Задача 1

В парикмахерский салон необходимо приобрести профессиональный фен по оптимальной цене. Руководитель изучает информацию рейтингового агентства. Рейтинг электрических фенов R определяется на основе цены Р (в рублях за штуку), показателей функциональности F, качества Q и дизайна D.

Рейтинг R вычисляется по формуле

В таблице даны показатели пяти моделей фенов.

Модель фена

Средняя цена

Функциональность

Качество

Дизайн

А

1600

4

2

2

Б

900

3

1

2

В

1500

4

2

0

Г

800

2

1

1

Вопрос 1. Назовите среднюю цену фена, имеющего самую высокую функциональность.

(1 балл)

ОТВЕТ: __________________________________________

Вопрос 2. Каков рейтинг R фена с самым высоким показателем качества? (1 балл)

ОТВЕТ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 3. Парикмахерский салон приобретет фен, имеющий самый высокий рейтинг. Какова стоимость такого фена? (1 балл)

ОТВЕТ: ______________________________________________________

Задача 2

Калория — количество теплоты, необходимое для нагревания 1 грамма воды на 1 градус Цельсия при стандартном атмосферном давлении. Калория (обозначается: кал) может быть выражена в джоулях: 1 кал = 4,1868 Дж точно, 1000 калорий обозначается ккал. Калория применяется при оценках энергетической ценности («калорийности») пищевых продуктов. На упаковках пищевой продукции, продаваемая на территории Российской Федерации и многих других стран мира, обязательно указывается ее энергетическая ценность.

 Екатерина Молокова на каникулах посещала г. Пятигорск. Перед тем как выйти из дома, она позавтракала следующими блюдами и напитками: омлет с ветчиной, овощной салат, картофель по-деревенски и чай с сахаром (две чайные ложки). Сначала Екатерина решила сходить на экскурсию по парку протяженностью 1,5 км, а потом посетить десятиэтажную старинную башню. На прогулке девушка шла со скоростью 1 м/с и тратила по 150 ккал в час.

При подъеме или спуске на 1 этаж тратится 6,5 ккал.

 

Вопрос: Какова калорийность завтрака, съеденного Анастасией? Сколько минут Анастасия гуляла по парку? Истратила ли Анастасия всю энергию, которую получила от завтрака при прогулке по парку и осмотре старинной башни? (3 балла)

ОТВЕТ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задача 3 

C:\Users\Алла_2\Desktop\2020\написать статью инфографика\1439318707_409030263.jpg

Перед Вами данные о сборе школьников первого класса в школу. Изучите информацию и ответьте на вопросы:

Вопрос 1: Рассчитайте, какой процент от семейного дохода нужно потратить на первоклассника в семье, если ее суммарный доход 52000 руб.? (1 балл)

ОТВЕТ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 2: Рассчитайте, на кого семья потратит больше: на девочку или мальчика? И на сколько процентов? (1 балл)

ОТВЕТ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 3: Сколько процентов от общих затрат на мальчика, стоит костюм школьника? 

(1 балл)

ОТВЕТ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы

Задача 1

Ответ 1: 1600

Ответ 2: 5

Ответ 3: Б

Задача 2.

Решение.

Найдем энергетическую ценность завтрака: 350 + 60 + 315 + 68  =  793 ккал.

Екатерина была на экскурсии по парку протяженностью 1,5 км, следовательно, она шла 1 500 : 1  =  1 500 секунд или 25 минут.

Найдем энергетические затраты: 150: 60 · 25 + 6,5 · 20  =  192,5 ккал. Таким образом, Екатерина не истратила всю энергию, полученную за завтраком. Она может ещё погулять.

 Ответ: нет.

Задача 3.

Ответ 1: 34.9% на мальчика, 37.6% на девочку.

Ответ 2: Семья больше потратит на девочку. На 2.7% затрат больше.

Ответ 3: 53.8% на костюм, от затрат на мальчика.

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Решение неверно или отсутствует

0

Обоснованно получен верный ответ на каждый вопрос

1

Максимальный балл

3

№ задания

Проверяемые умения

1.1

Читать и интерпретировать данные, представленные в таблице и в тексте

1.2

Проводить реальные расчёты с извлечением данных из таблицы и текста, вычисления с рациональными числами

1.3

Выполнять вычисления с рациональными числами, выбирать результат

2.1

Извлекать необходимую информацию, представленную в таблицах, для выполнения расчетов

2.2

Пользоваться основными единицами измерения времени. Выражать одни единицы величины через другие

2.3

Проводить реальные расчёты с извлечением данных из таблицы и текста, вычисления с рациональными числами

3.1

Вычислять проценты в реальной ситуации

3.2

Сравнивать рациональные числа, выполнять вычисления с рациональными числами, реальные расчёты

3.3

Устанавливать характер зависимости, отношения величин, совершать реальные денежные расчёты с извлечением информации из текста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы организации работы по формированию функциональной грамотности гимназиста на уроках русского языка и литературы

Презентация по теме "Методы и формы организации работы по формированию функциональной грамотности гимназиста на уроках русского языка и литературы"...

Задачи на формирование функциональной грамотности у обучающихся 5-6 классов на уроках математики

Задачи на формирование функциональной грамотности у обучающихся 5-6 классов на уроках математики...

«Выполнение задания части С в региональных диагностических работах и проблема функциональной грамотности учеников 6 классов»

Презентация содержит анализ заданий части С в материалах РДР 2021-2022 учебного года по английскому языку....

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Система работы по формированию функциональной грамотности учащихся

ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ «Функциональная грамотность» подразумевает набор определенных компетентностей.Компетентность — способность применять полученны...

Из опыта работы по формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

ВВЕДЕНИЕ.В современном образовании имеется ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе — не всегда значит успех в жизни. Опыт доказал неэффективность имеющейся в течение длител...

СПРАВКА по результатам диагностической работы по формированию функциональной грамотности

Цель работ: оценить и охарактеризовать уровень сформированности функциональной грамотности обучающихся....