Сценарий постановки «Спасена Россия!»
классный час (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Данный материал используется для подготовки к спектаклю (постановке) к Дню народного единства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_dnyu_narodnogo_edinstva.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Автор Шестакова Е.А.,

учитель МБОУ «Корниловская средняя школа»

Сценарий постановки «Спасена Россия!»

Пояснительная записка

Мероприятие проводится как спектакль (желательно в актовом зале) или читка по ролям, чтобы обучающиеся могли проникнуться духом эпохи Смутного времени, понять трагические страницы истории, противоречивую ситуацию, в которой оказалась Россия. Чтобы информация лучше воспринималась школьниками, следует использовать костюмы той исторической эпохи или детали костюмов (рубахи, сарафан, платок, картузы, черное одеяние дьяка и другое, какие позволяют возможности, всё условно). При показе спектакля задействованы 7 человек (6 юношей и 1 девушка). Из реквизита можно использовать предметы, которые могли быть в той эпохе: корзины, лукошки, инструменты в руках героев (что найдётся в школьном музее). При каждой смене сцен меняется условное место, поэтому желательно делать переходы, чтобы зритель представлял разные места действия. Фоном может служить слайд с фотографией одного из московских соборов, построенных до1612 года, или репродукцией картины, которая наиболее точно отражает эпоху Смутного времени.

Цель - способствовать формированию уважительного отношения к истории Родины, героическому прошлому своего народа.

Задачи:

#1057;оздать условия для представления об истории праздника Дня народного единства; значимости исторических событий 1612 года для России.

#1060;ормировать патриотизм, чувство гордости и уважения к защитникам государства;

#1056;азвивать мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторических событий.

Прогнозируемые результаты.

1. Уважение к государственным праздникам, историческому наследию и памятникам.

2. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений.

3. Восприимчивость к разным видам искусства (театру), понимание эмоционального воздействия искусства на мировоззренческие убеждения.

4. Понимание ценности участия школьников в театральной деятельности как важнейшей воспитательной функции.

Применяемые методы и средства обучения.

Словесные методы (устное слово, проблемный диалог персонажей)

Наглядные методы (предметы, наглядные пособия, декорации (скамья), сценография, реквизит)

Средства обучения (произведения искусства, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; развивающая среда)

Классы (параллели), на которые рассчитано мероприятие – 5-11 классы, информация дается в доступной форме, и через театральную постановку буде понятна и полезна школьникам.

Форма внеурочного мероприятия – спектакль, театральная постановка. Выбранная форма позволяет раскрыть воспитательный потенциал темы событий 1612 года с точки зрения методики.

Форма мероприятия: спектакль или сценарная постановка с участием школьников.

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте. Благодарим вас, что вы пришли на спектакль, который посвящен трагическим и в то же время героическим событиям Смутного времени. То, что происходило в России в 1612 году, трудно зрительно представить нам, живущим в 21 веке, но артисты помогут вам это сделать. Поэтому отключите, пожалуйста, мобильные телефоны и попробуйте проникнуться духом эпохи, когда Россия была на грани исчезновения как страны. Приятного просмотра!

Сценарий.

Роли:

Старики, свидетели Смутного времени –Иван, Степан, Фёдор, в косоворотках - .

Дети, Мария и Олег, лет 12 -

Дьячок Василий -

Купец Трофим Иванович -

1 сцена

Старики сидят, вздыхают. Дети рядом.

Иван: Вон оно как! Время-то какое! Ну, теперь заживём!

Степан: Да, теперь только жить. Наконец-то царь-батюшка Михаил Романов выбран. А то что было-то?

Фёдор: Благослови господи героев нашей Руси, Козьму Минина и князя Дмитрия Пожарского!

Мария: А что, дедушка Иван, страшное такое было? Ужасть, как боюсь!

Иван: Машенька, теперь я за вас спокоен, а то сколько всего натерпелись. Когда наш царь-батюшка Иван, Грозным которого прозвали, ну, да бог с ним, помер, что началось!

Олег: Минин и князь Пожарский! А кто это? Что началось? Мы ничего не знаем! Расскажите!

Иван: Я стар, все и не упомню. Лет десять прошло, может, и больше. Степан да Фёдор, вы-то слыхали, так ну-ка, расскажите ребятам, пусть знают, большие уже.

Фёдор: Вот что говорили. Вот как царь Иван Грозный умер, на трон сел сын его, богомольный Фёдор, но правил, правда, недолго, да и ужас, что после него осталось, была такая война, вроде, Ливонская, долго мы потом не могли оправиться, опричники так похозяйничали при Грозном, ведь и города разорены или вовсе сожжены, и крестьяне больше не пахали землицу, все разбежались…

Иван: Да, опустела Россия. Время-то какое! Страсть!

Степан: Ему бы, Фёдору, служить в церкви, а не государству.

Олег: Так недолго же правил! Наверно, пришел хороший царь на смену?

Иван: А вот и нет, не было больше никого из царей. Другой сын Ивана Грозного Дмитрий вроде как погиб молоденьким совсем. (Федору) Не помнишь где?

Фёдор: Так в Угличе. Говорят, играл он в ножички, а у него была падучая, болезнь такая страшная, ничего уж с этим не поделаешь, упал на ножичек горлом… Да слух идет, что его убили по прямому приказу Бориса Годунова.

Мария: Как убили? Маленького совсем?

Олег: А кто такой Борис Годунов? Царь или преступник?

Фёдор: Да вот и не царь, а пришел заместо царя. Вся власть в его руках!

Степан: Нет, что ни говори, а он много для России сделал, хорошо управлял страной. Даже заморские послы приезжали из разных стран, встречи искали. Нет, он истинный правитель государства. Годунов хотел даже открыть в Москве уни-вер-си-тет, да и боярских детей посылал за границу в Голландию, Германию, пусть видят, как другие-то живут, но те назад не возвращались.

Иван: Кто захочет вернуться, если в заморских странах хорошо. Вот как на Руси-то было! Как Фёдор-то Иванович умирает, так и началось! Смутное началось время!

Иван: Да ещё 3 года подряд страшный голод: холод, снег даже летом, всё погубил! Крестьяне с голода гибли тогда, у нас в посаде почти половина померла!

Фёдор: Зато боярство - в роскоши! Такое творилось! Что только не ели, даже...

Мария: Так ведь царь хлеб свой даже раздавал! Да-да, я слышала. Какой заботливый!

Фёдор: Не царские закрома надо раздавать народу, а закрома вельмож. У них всего полно было, всё гниёт, да продавали очень дорого! Вот как, Машенька, жили! Как и выжили? А пойдите-ка к дьячку в местную церковь, он грамотный, много знает, он вам расскажет лучше.

2 сцена

Маша, Олег, дьячок (с книгой).

Олег: Почему я ещё маленький? Вот бы мне на войну да помочь людям.

Маша: Олег, побежали к дьяку Василию.

Олег: А вон идёт по дороге. Как раз! (подбегают, здороваются, кланяясь). Вы много знаете и всё понимаете, дядя Василий, расскажите нам о крестьянах во время голода. Неужели никто не поднял бунт.

Дьячок: Это когда наступил у нас голод? Помню, как сейчас. Из-за голода была крестьянская война на Московии, но власть сразу подавила её и зачинщика Хлопка казнила. Но это ещё что! Пошли слухи о царевиче Дмитрии, что он не умер, а выжил и даже собирает войска. Люди всему верят, и поверили в царевича Дмитрия! А Россию тогда уже зашли со всех сторон враги: Польша, Швеция, Литва, крымские татары.

Маша: А что Борис Годунов? Не боялся?

Дьячок: Ещё как боялся! Да и шатко ему было. Из таких же бояр. А другие бояре тоже хотят быть на его месте. Он всех подозревает, никому не верит, только холопов награждает, которые докладывают то про одного, то про другого.

Олег: Ты сказал о царевиче Дмитрии. Это кто, неужели настоящий?

Дьячок: Назвался Дмитрием, а не настоящий, Лжедмитрий, внезапно появился и пошел прямо к королю Сигизмунду III (имя-то какое нерусское!) и договорился с ним свергнуть Годунова, но при этом отдать часть земель: Смоленск, Псков. Сигизмунд-то опытный, дает ему казаков. Что вы думаете? Движется он на Москву и объявляет себя царем. Годунов перепугался, знает, что сам приказывал убить, да и самоубился.

Маша: Как самоубился?

Дьячок: Говорят, отравил себя. А Лжедмитрий, грешник такой, тайно обвенчался с католичкой Марией Мнишек. Грех-то какой! Бояре поднимают бунт и выбирают на княжество Василия Шуйского. И опять распри: Шуйский такой же, как и они, бояре, но он правит, а они нет. Всё зависть! Опять готовят бунт. Убит самозванец Лжедмитрий.

Маша: Получается, этот самозванец Лжедмитрий обманул всех.

Олег: Так ведь бунты и восстания – это гибель людей! Сколько погибло народу!

Дьячок: Было ещё восстание, Иван Болотников повёл – первая народно-освободительная война за справедливость. Он даже рискнул идти на Москву, да его убили.

Олег: Это что же получается? Страны могло не быть?

Дьячок: Это смута кругом. Цари, самозванцы. Крымские татары уже на Оке, под Москвой, поляки осаждают Тверь, литовцы в Троицко-Сергиевой лавре, ногайская орда устроила пожар на юге России: все хищники, почуяв слабину земли русской, набросились, как хищники, готовясь весь народ угнать в рабство и присвоить земли себе.

Олег: С Крыма, с Польши, с Литвы? Это получается, со всех сторон?

Маша: Как же сумел выжить русский народ?

Дьячок: А вот и не знаю, что есть в нашем народе. Умеет он терпеть! Ведь был еще Лжедмитрий II. И этот идет на Москву. Много городов попало под его контроль. Все сжалось кольцом до самой Москвы. Давайте посмотрим, что я в книге нашёл (открывает, читает): «В 1609 г. Шуйский понимает, что не выжить, и просит шведов подписать договор, и они присылают 10 тысяч воинов. Блестящий полководец СкопИн-Шуйский (родственник Шуйского) наносит поражение всем: Лжедмитрию, полякам и всем врагам. Но король Сигизмунд объявляет войну России и приводит войска. В Коломенском Лжедмитрий. Шуйского хватают, отправят к полякам в монастырь, а сами поляки вступают в Москву. Лжедмитрия свои же татарские охранники во время ссоры убивают на охоте».

Маша: А что это значит?

Олег: Маша, поляки захватили Москву, и теперь у них вся власть, правда?

Дьячок: Правда. Это было самое страшное время. 1610 год – ад. Пойдём-ка к нашему купцу Трофиму Ивановичу, он бывает в Москве, возит туда муку ко двору. Он вам всё расскажет, что сам видел.

3 сцена

Купец Трофим Иванович, Олег, Маша, дьячок.

Дьячок: Трофим Иванович, расскажи ребятам, что в Москве видел. А я пойду в церковь, скоро служба начнётся. Дай вам бог, дети, чтобы вы всё узнали как следует да другим рассказали. В книгах-то не всё найдёшь. (уходит)

Трофим Иванович: Ребята, малы вы ещё! Да и я человек занятой. Нам, купцам, некогда разговоры разговаривать, не бабы. После расскажу!

Олег: Мы уже всё понимаем и многое узнали.

Трофим Иванович: Ну, ладно, слушайте. Может, что и поймёте. Был я тогда в Москве по купеческим делам. Муку да мёд возил. Народ голодает, доведен до крайности. Даже бояре задумались и вот решили: надо бы выбрать царя! Среди своих больше не выбираем: негоже. И вот ведь до чего додумались, ироды: «Выберем сына польского короля ВладИслава» Выбрали. Получается, что у нас правил почти 2 года польский король.

Олег: Да как они посмели!

Трофим Иванович: Легко присягнули! Только патриарх Гермаген и возмутился: просил хотя бы вывести войска из Москвы и принять Владиславу православие. Но разве его послушает кто? И тогда он начал призывать к бунту. Присоединился и патриарх Филарет. Это отец будущего царя Романова.

Олег: Патриарх Филарет – отец нашего царя-батюшки?

Трофим Иванович: Да, вот как! Но патриарх Гермаген попал в темницу. А в это время москвичи бунтуют, поляки устраивают резню, говорят, до 7 тысяч полегло. У патриарха Гермагена получилось задуманное. Ляпунов и Заруцкий, это вожди первого ополчения, подняли восстание. А уже татары разоряют Рязань, Смоленск разорен, Россия растащена врагами.

Маша: А мы здесь живём и ничего не знаем.

Трофим Иванович: Что творится в Москве или в Смоленске, нам неведомо. Мы далеко, но наши воеводы не спят, собирают ополчение очень быстро. Все хотят постоять за святую Русь, Русь-матушку. И выстояли!

Олег: Расскажите нам. Очень интересно!

4 сцена

Трофим Иванович: Пойдём, я вас провожу до дома и расскажу всё, что помню. Что было дальше? Ещё ведь один Лжедмитрий появился. Все хотят быть царями. Патриарх Гермаген – уже в польской темнице. И вот в Нижнем Новгороде собирается народное ополчение. Минин и Пожарский собирают.

Олег: А кто такие Минин и Пожарский? Дед Фёдор про них говорил.

Трофим Иванович: Купец Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский – наши защитники, наши герои. Минин призывал людей освободить Русь от врагов: «Православные! Не пожалеем ничего, дворы свои продадим, а отстоим Веру и Отечество!». Добрые люди слали деньги, воинов. Собрали они много денег и ополчение из народа. А кого защищать? Собрались в Ярославле и пошли на Москву. Разнесли в пух и прах поляков, дальше – осада Москвы, у поляков – голод, дошло до того, что ели друг друга. Минин и Пожарский берут Китай-город. Дальше – полная победа. Но нет царя! Кто будет? И вот бояр и по человеку от каждого города собирают в Земском соборе выбрать царя. И выбрали самого достойного. Это Михаил Федорович Романов, сын патриарха Филарета. Ведь тогда Россию бросили все, все разбежались, и только гражданин Минин и князь Пожарский собрали народное ополчение, которое вступило в Москву, взяло штурмом Китай-город, поляки в этот раз сразу же с испугу укрылись в Кремле, а через 5 дней совсем сбежали. Польское войско покинуло Москву, и Россия была спасена. Вот мы и пришли. Здоровья всем. (уходит)

5 сцена

Старики Иван, Степан, Фёдор, Мария и Олег

Иван: Вот вы где, соколики. Много ли узнали?

Олег: Да, нам помогли добрые люди, Трофим Иванович даже своими глазами всё видел.

Степан: Что же такое знает он?

Маша: Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский – наши защитники, герои.

Олег: Народное единение – вот что помогло выжить России. Мы выжили!

Фёдор: А сказал вам Трофим Иванович, что при войске несли чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Перед битвой воины три дня молили о помощи пред ней.

Олег: Нет. Вот ещё кто православным помог!

Степан: А ещё народ поверил в свою силу. И теперь мы не боимся никакого врага.

Маша: Теперь мы победим любого супостата?

Иван: Любого. И у нас теперь царь, которого выбрали все, это Михаил Романов. «Великий государь» всея Руси. Ну, теперь мы заживём!

Всё встало на свои места. Теперь вы знаете, что нашу землю надо защищать и не отдать врагу!

Маша: Пусть Россия наша матушка будет жить в мире и достатке!

Олег: Пусть никакой враг не подступится к нам!

Поклон артистов

Заключение.

Ребята, спасибо за внимание, вы очень благодарные зрители. Оцените спектакль: на стенде можно написать отзыв о спектакле (прикреплен ватман с фотографией актеров и маркеры)

Приложения

Для сценографии:

Репродукции картин

#1048;згнание поляков из Кремля. Э. Лисснер - (1612)#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%

или

#1060;ото храма Василия Блаженного -

#1056;исунок Великого Земского собора - #/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%

Учебно-методические материалы:

1. Смута / Борис Годунов /День народного единства и воцарение Романовых / Уроки истории / МИНАЕВ

2. Земский собор 1613 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий постановки сказки "Теремок" на английском языке

Данная инсценировка сказки "The  House in the Wood" предполагается проводить с учащимися 1 класса.  Постановка сказки проводилась на утреннике, посвященному Международному Женскому Дню. Зара...

Сценарий постановка сказки "Теремок"

Сценарий постановки русской народной сказкис элементами английского языка...

Сценарий постановки \'\'Three Little Mice\'\'

Разработка сценария и презентации к постановке для учащихся начальной школы  \'\'Three Little Mice\'\'...

Сценарий постановки по рассказу О\'Генри "Коловращение жизни" (на английском языке)

Сценарий разработан на основе рассказа О\'Генри "Коловращение жизни". Постановка требует минимум декораций: стол, три стула, свеча с подсвечником, молоточек судьи, и так далее, всё это перечислено в по...

сценарий "Яблочный спас"

Сценарий проведения праздника "Яблочный спас"...

Сценарий квеста «Спаси каникулы»

Сценарий квеста педагога-организатора «Спаси каникулы»...

Сценарий "Медовый Спас"

Приобщать детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность....