Конспекты открытых занятий студии технического и художественного творчества "Мастер на все руки"
план-конспект

Ботов Анатолий Анатольевич

Конспекты открытых занятий студии технического и художественного творчества представляют собой алгоритм работы педагога с воспитанниками, в том числе воспитанниками младшего и старшего школьного возраста с ОВЗ (огранченными возможностями здоровья) и инвалидностью. Каждый конспект содержит тему занятия, цель и задачи работы, перечислена испрользуемая наглядность для работы на занятие, указаны используемые инструменты для выполнения воспитанниками различных видов работ, далее отражена последовательность действий в виде хода занятия и приложена технологическаая карта к конкретному занятию (заполняется совместно с воспитанниками на занятие). В одном из занятий представлен самоанализ открытого занятия, что помогает сделать выводы, выделить плюсы и минусы в работе педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие студии технического творчества «Мастер на все руки» для разновозрастной группы воспитанников ГБУ ЦССВ «Наш дом» на тему:

«Изготовление закладки-червячка из полимерных материалов»

Педагог дополнительного образования:

Ботов Анатолий Анатольевич

Москва-2020

Тема: «Изготовление закладки-червячка из полимерных материалов»

Цель: Формирование и закрепление практических умений по работе с полимерными материалами. Проявление творческих способностей.

Задачи:

  1. Закрепить умение обрабатывать детали из твердой пластмассы с помощью напильника.
  2. Развивать восприятие, память, общую и мелкую моторику, наглядно-схематическое, творческое мышление, конструктивно-творческие способности.
  3. Воспитывать трудолюбие, настойчивость и ответственное отношение к своей работе, эстетический вкус. Формировать способность к адекватной оценке своей работы и работ сверстников.

Наглядность: образцы полимерных материалов, разнообразные модели из полимерных материалов, технологическая карта последовательности видов работы, заготовки из твердой пластмассы (шаблоны).

Инструменты: измерительные – рулетка, миллиметровая линейка; кисточки, напильники, мелкая шкурка, краски, лак, простые карандаши.

Ход занятия:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний, расширение представлений с использованием наглядности.
  3. Сообщение темы занятия
  • Сегодня мы попробуем самостоятельно изготовить закладку-червячка из полимерных материалов (твердой пластмассы). Тема занятия «Закладка-червячок из твердой пластмассы».
  • Педагог предлагает разные варианты оформления закладок в виде червячка. Рассказывает о способах обработки заготовки. Показывает примерный образец, обращая внимание на то, что цвета и сюжет оформления закладки может быть любой, по замыслу мастера. Напоминает правила ТБ при работе с полимерными материалами и напильником.

4. Реализация темы занятия

  • Педагог, опираясь на технологическую карту, раскрывает последовательность работы:

Технологическая карта к занятию по теме «Изготовление закладки-червячка из твердой пластмассы»

Название операции

Содержание операции. Эскиз.

Инструменты

1. Подбор заготовок по размеру.

Измерительные инструменты: миллиметровая линейка, карандаш.

2. Разметка по шаблону

Измерительные инструменты: миллиметровая линейка, карандаш, шаблон

3. Выпиливание и обработка краев детали

Напильник

4. Зашкуривание

Мелкая шкурка

5. Эстетическое оформление изделия, покрытие изделия лаком

Карандаш, краски, кисти,

лак.

5. Закрепление знаний по теме занятия (воспитанники повторяют последовательность выполнения операций по изготовлению закладки вслух, опираясь на технологическую карту).

6. Инструктаж к практической работе (переход в зону верстаков):

  • Какие инструменты понадобятся для работы? Приготовьте их.
  • Вспомните правила техники безопасности при работе с полимерными материалами, напильником и шкуркой?

  1. Практическое выполнение (педагог оказывает помощь воспитанникам в соответствие с их индивидуальными возможностями, опираясь на технологическую карту).

8. Оценка работ учащимися совместно с педагогом на занятии по теме «Изготовление закладки-червячка из твердой пластмассы».

9. Обобщение знаний по теме занятия.

Подведение итогов.

10. Уборка мастерской.



Предварительный просмотр:

ГБУ ДТСЗН города Москвы

Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом»

__________________________________________________________________

Конспект ЗАНЯТИЯ

студии дополнительного образования «Мастер на все руки» для воспитанников с ОВЗ и ТМНР младшего и старшего подросткового возраста по теме:

«Изготовление предметов кухонного инвентаря из дерева. Подставка под горячее»

Педагог дополнительного образования

ГБУ ЦССВ «Наш дом»

Ботов Анатолий Анатольевич

Москва - 2021

Цель: формирование и закрепление практических умений по работе с деревом, навыков владения инструментами и средствами столярного дела под контролем педагога.

Задачи:

  1. Формировать умение обрабатывать детали из дерева, умение их соединять в готовое изделие.
  2. Развивать целостное восприятие, общую и мелкую моторику, память и наглядно-схематическое мышление, а также конструктивные способности воспитанников с ОВЗ.
  3. Воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к своей работе, понимание полезности своего труда.

Оборудование:

столярный верстак, таблица с правилами ТБ и технологическая карта.

Наглядность: образцы изделий - подставки под горячее различной формы.

Инструменты: измерительные – рулетка, миллиметровая линейка; напильник, ножовка (инструмент педагога или старшего наставника), мелкая наждачная бумага, клей, жесткие кисти, заготовки из деревянных материалоотходов различной формы.

Предварительная работа:

опыт занятий в условиях мастерской под контролем и руководством педагога дополнительного образования; знание назначения столярного клея и способов его применения в работе с деревом; опыт работы наждачной бумагой по обработке деревянных деталей;

разъяснительная работа воспитателя в семейной группе № 4 ЦССВ «Наш дом» о цели и необходимости в группе такого предмета, как подставка под горячее.

Методы, приёмы: беседа, объяснение этапов работы с опорой на технологическую карту и план работы, показ с демонстрацией этапов работы, наставничество старших воспитанников, практические упражнения в сотрудничестве со старшими воспитанниками (при необходимости совмещенные действия), метод подкрепления успеха.

Ход занятия:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний, расширение представлений с использованием наглядности.
  3. Сообщение педагогом дополнительного образования темы занятия:
  • Сегодня мы попробуем самостоятельно изготовить подставки под горячее из деревянных деталей различной формы. Тема занятия «Изготовление предметов кухонного инвентаря из деревянных деталей».
  • Педагог показывает вариант составления структуры подставки с помощью столярного клея, демонстрирует готовое изделие. Рассказывает и показывает способы обработки заготовок мелкой наждачной бумагой. Показывая примерный образец, педагог обращает внимание на то, что структура составления целого изделия может быть любой, по замыслу мастера. Сообщает воспитанникам подгруппы, что его помощниками и их наставниками будут сегодня старшие воспитанники Костя и Андрей. Напоминает правила ТБ при работе с ножовкой (для старших воспитанников), мелкой наждачной бумагой (шкуркой), столярным клеем.

4. Реализация темы занятия:

  • педагог, опираясь на технологическую карту и план работы, раскрывает последовательность работы, обращает внимание на инструменты, приготовленные для работы на верстаках:

Технологическая карта к занятию по теме «Изготовление предметов кухонного инвентаря из дерева»

Название операции

Содержание операции. Эскиз.

Инструменты

1. Подбор заготовок по размеру с помощью педагога или старших воспитанников.

Измерительные инструменты: миллиметровая линейка, карандаш

2. Выпиливание и обработка краев детали

Напильник, ножовка

3. Зашкуривание

Мелкая шкурка

  1. Склеивание отдельных частей

Клей, жесткие кисти

5. Эстетическое оформление изделия, покрытие изделия лаком

Карандаш, краски, кисти,

лак.

5. Закрепление знаний по теме занятия (воспитанники повторяют последовательность выполнения операций по изготовлению подставки под горячее вслух, опираясь на технологическую карту).

6. Инструктаж к практической работе (переход в зону верстаков):

  • Какие инструменты понадобятся для работы? Приготовьте их.
  • Вспомните правила техники безопасности при работе с полимерными материалами, напильником, ножовкой и шкуркой?
  1. Практическое выполнение (педагог и старшие воспитанники оказывают помощь воспитанникам с ТМНР в соответствие с их индивидуальными возможностями, опираясь на технологическую карту).
  2. Обобщение знаний по теме занятия. Подведение итогов.
  3. Уборка мастерской.



Предварительный просмотр:

ГБУ ДТСЗН города Москвы

Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом»

__________________________________________________________________

ЗАНЯТИЕ

студии дополнительного образования «Мастер на все руки»

для воспитанников семейной группы № 3 на тему:

«Художественная лепка как средство реабилитационного досуга»

Педагог дополнительного образования:

Ботов Анатолий Анатольевич

Москва – 2022

Тема: «Художественная лепка как средство реабилитационного досуга»

Цель: Закрепление и формирование знаний и умений в технике художественная лепка

по изготовлению коллективной картины

Задачи:

  1. Учить детей выполнять способы художественного распределения пластилина на плоскости в заданной форме.
  2. Формировать умения и навыки работы с пластилином специальным инструментом – стеками.
  3. Развивать зрительно-моторную координацию, мыслительные процессы.
  4. Воспитывать трудолюбие, ответственное отношение к процессу и результату своего труда. Прививать эстетические чувства.

Словарная работа: пластилин, художественная лепка, шерхебель, стеки, геометрическая форма, разогревание, сплющивание, разглаживание.

Наглядность: инструкции техники безопасной работы при работе с пластилином стеками, технический рисунок коллективной картины, геометрические формы из картона, план работы (ПТК).

Инструменты: стеки, полотно для сбора картины, пальцы и ладони рук.

Воспитанники семейной группы № 3 и их возможности:

Максим Исаков, Гоша Исаков и Зверков Алексей владеют навыками работы с пластилином (способы, инструменты) и способны работать самостоятельно по заданию педагога. Этим детям поручается создание общего фона картины, сбор картины и разглаживание границ ее элементов.

Беляев Павел, Алпатов Виктор, Андреев Олег – воспитанники с множественными нарушениями в развитии и поэтому способны выполнять индивидуальные задания по разглаживанию пластилина пальцами рук под контролем педагога. Поэтому эти воспитанники выполняют работу по оформлению элементов картины геометрической формы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний и представлений:

На протяжении этого учебного годы мы с вами многому научились. Одной из интересных и привлекательных для вас стала тема «Художественная лепка".

Материал по теме, как в теоретическом, так и в практическом плане Вам уже известен. Давайте его вспомним (вопросы в форме фронтального опроса):

- Что такое художественная лепка?

- Какой материал можно использовать для художественной лепки? (пластилин различных образцов и цветов)

- Какие инструменты для художественной лепки Вы знаете? (пальцы рук художника, стеки, пластиковые ножи)

- Какие способы художественной лепки вам знакомы? (разогревание пластилина в ладонях, катание, сплющивание, заглаживание)

  1. Работа по теме занятия:
  • Сегодня на занятии мы попробуем использовать ваши знания и умения в работе с пластилином для создания коллективной картины (демонстрация технического рисунка будущей картины).

- Вначале каждый из вас работает в своем ритме и темпе, выполняя задания педагога, исходя из возможностей и ограничений каждого из вас. В этой работе мы с вами опираемся на ПТК (прилагается).

- На следующем этапе мы все объединимся и соберем коллективную картину. Таким образом, каждый из вас внесет свой вклад в создание коллективной работы, работая на своем уровне, а по итогам у нас должна получится общая картина.

  1. Инструктаж к практической работе с опорой на ПТК и правила ТБ при работе с пластилином стеками по картону и пано из фанеры.
  2. Практическая работа. Проходит индивидуально, учитель при этом оказывает индивидуальную помощь (Беляев Павел, Алпатов Виктор, Андреев Олег). А также в подгрупповом формате - Зверьков Алексей, Исаков Максим и Исаков Георгий работают самостоятельно по формированию общего фона на большом полотне из фанеры.
  3. Сбор общей картины - соединение деталей работы в общую картину, сглаживание границ. Формирование названия картины.
  4. Анализ выполненной работы и обсуждение ее общественно-полезной значимости (можно подарить семейной группе для оформления).
  5. Уборка мастерской.

Поэтапно-технологическая карта процесса работы по изготовлению коллективной картины с элементами техники художественная лепка:

  1. Подобрать пано (лист фанеры) для картины по размеру.
  2. Подобрать цвет пластилина для общего фона.
  3. Распределить элементы геометрической формы для формирования коллективной работы каждому воспитаннику.
  4. Заполнить общий фон пано пластилином способами сплющивания и заглаживания с использованием мелкой моторики рук и стеков (подгрупповая работа).
  5. Заполнить геометрические формы из картона пластилином способами сплющивания и заглаживания с использованием мелкой моторики рук (индивидуальная работа).
  6. Собрать по схеме технического рисунка коллективную картину (групповая работа), соединяя детали работы в общую картину и сглаживая их границы.
  7. Формирование названия картины.



Предварительный просмотр:

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы

Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр содействия семейному воспитанию «Наш дом»

___________________________________________________________

Конспект занятия студии технического творчества «Мастер на все руки» для подгруппы воспитанников младшего школьного возраста на тему:

«Изготовление предметов мелкого инвентаря из комбинированных материалов»

Педагог дополнительного образования:

                 Ботов Анатолий Анатольевич

Москва - 2023

Тема: «Изготовление предметов мелкого инвентаря из комбинированных (дерева и кожзаменителя) материалов»

Цель: Формирование и закрепление практических умений по работе с различными материалами (деревом и кожей).

Задачи:

  1. Закрепить умение обрабатывать детали из деревянных материалов, а также готовить детали из кожзаменителя.
  2. Развивать восприятие, память, общую и мелкую моторику, наглядно-схематическое, творческое мышление, конструктивно-творческие способности.
  3. Воспитывать трудолюбие, настойчивость и ответственное отношение к своей работе, эстетический вкус.

Оборудование: столярный верстак, плакаты с правилами ТБ, заготовки из деревянных и кожаных материалов прямоугольной и треугольной формы, технологическая карта последовательности работ.

Наглядность:

образцы изделий: варианты подставок под мобильный телефон.

Инструменты и материалы: измерительные – рулетка, миллиметровая линейка; мелок, карандаш; ножницы, напильник, мелкая наждачная бумага, клей, жесткие кисти. 

Ход занятия:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний, расширение представлений с использованием наглядности.
  3. Сообщение темы занятия:
  • Сегодня мы попробуем самостоятельно изготовить подставки под мобильный телефон из деревянных деталей прямоугольной формы с использованием кожаных материалов. Тема занятия «Изготовление предметов мелкого инвентаря из комбинированных (деревянных и кожаных) материалов».
  • Педагог предлагает разные варианты составления структуры подставки, демонстрирует различные варианты подставок. Рассказывает о способах изготовления и обработки заготовок. Показывает примерный образец, обращая внимание на то, что выбор цвета кожи может быть любым, по замыслу мастера. Напоминает правила ТБ при работе с ножницами, напильником, шкуркой, клеем.

4. Реализация темы занятия

  • Педагог, опираясь на технологическую карту, раскрывает последовательность работы:

Технологическая карта к занятию по теме «Изготовление предметов мелкого инвентаря из деревянных и тканых материалов»

Название операции

Содержание операции. Эскиз.

Инструменты

1. Подбор заготовок по размеру. Основа. Объемные доп. детали.

Измерительные инструменты: миллиметровая линейка, карандаш

2. Разметка по структуре изделия (расположение доп. деталей на основе)

Измерительные инструменты: миллиметровая линейка, карандаш.

3.Разметка на кожзаменителе и вырезание заготовок для ножек

Измерительные инструменты: миллиметровая линейка, мелок, ножницы

4. Обработка краев деталей из дерева, зашкуривание

Напильник

Мелкая шкурка

5. Склеивание деревянных частей

Клей, жесткие кисти

6. Наклеивание деталей из кожзаменителя

Клей, жесткие кисти

7. Итоговое оформление, покрытие деревянной основы изделия лаком

Кисти, лак.

5. Закрепление знаний по теме занятия (воспитанники повторяют последовательность выполнения операций по изготовлению подставки для мобильного телефона вслух, опираясь на технологическую карту).

6. Инструктаж к практической работе (переход в зону верстаков):

  • Какие инструменты понадобятся для работы? Приготовьте их.
  • Вспомните правила техники безопасности при работе с ножницами, напильником, шкуркой, клеем?
  1. Практическое выполнение (педагог оказывает помощь воспитанникам в соответствие с их индивидуальными возможностями).
  2. Обобщение знаний по теме занятия. Подведение итогов занятия. Рефлексия по успешности и продуктивности работы каждого воспитанника.
  3. Уборка мастерской.

Техника безопасности при работе с ножницами

1.    Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.    При работе внимательно следите за направлением резания.

3.    Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4.    Не держите ножницы лезвием вверх.

5.    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6.    Не режьте ножницами на ходу.

7.    Не подходите к товарищу во время работы.

8.    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9.    Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Техника безопасности при работе с клеем

1.    С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2.    Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3.    Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4.    При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5.    По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6.    При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

Техника безопасности при работе напильником (опиливание)

При опиливании необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

1. Заготовку зажимать плотно в тисках, чтобы при опиливании она не могла вырваться. Несоблюдение этого правила может вызвать не только порчу заготовки, но и ранение рук или ног.

2. Пользоваться только напильниками с исправными деревянными рукоятками с металлическими кольцами.

3. Удалять стружку с верстака и обрабатываемой заготовки только щеткой. Строго запрещается сбрасывать стружку рукой, сдувать ее или удалять сжатым воздухом.

Правила безопасности при работе с наждачной бумагой

Инструкция по технике безопасности включает следующие правила:

1. В работе используют только целую шкурку, без трещин и надорванных частей, желательно новую;

2. Запрещено в процессе удерживать абразивную бумагу руками без перчаток;

3. Пыль, образующуюся в ходе работы, нужно удалять щёткой, а не сдувать;

4. Нельзя проверять гладкость поверхности незащищёнными руками;

5. После окончания работ следует сделать влажную уборку в помещении.

Самоанализ открытого занятия:

Цель и задача поставленные при подготовке и проведении занятия реализованы.

В занятии принимали участие воспитанники ГБУ ЦССВ «Наш дом» младшего школьного возраста в количестве 3 человека.

Занятие состояло из актуализации опорных знаний и активизации теоретического блока, а также реализации практической направленности занятия. В процессе занятия использовались игровые ситуации, проблемные ситуации, связанные с личным опытом воспитанников.

Для достижения поставленных целей использовались следующие приемы и методы:

- словесные (рассказ, индивидуальная и коллективная беседа с воспитанниками);

- наглядные (пример педагога, образец изделия, плакатная наглядность);

- практические (упражнения, тренировка навыка, самостоятельное выполнение заданий).

Данное занятие дало возможность воспитанникам реализовать свои потребности и достичь определенного уровня успешности, благодаря личностной значимости продукта своего труда.



Предварительный просмотр:

Занятие кружка «Мастер на все руки» в рамках дополнительного образования для разновозрастной п/группы воспитанников ГБУ ЦССВ «Наш дом» на тему:

«Дом моей мечты. Изготовление модели

дома из дерева»

Педагог дополнительного образования:

Ботов Анатолий Анатольевич

Москва - 2021

Тема: «Изготовление моделей дома моей мечты»

Цель: Формирование и закрепление практических умений по работе с деревом. Проявление творческих способностей.

Задачи:

  1. Закрепить умение выполнять соединение деталей из дерева с помощью клея и гвоздей, столярного степлера.
  2. Развивать речемыслительные процессы, восприятие, память, общую и мелкую моторику, наглядно-схематическое, творческое мышление, конструктивно-творческие способности.
  3. Воспитывать трудолюбие, настойчивость и ответственное отношение к индивидуальному проекту в работе. Формировать способность к адекватной оценке своей работы и работ сверстников, эстетический вкус.

Наглядность: разнообразные модели из дерева, образцы домов в картинной наглядности, технологическая карта последовательности видов работы, заготовки из дерева.

Инструменты: измерительные – рулетка, столярный угольник, миллиметровая линейка; столярные – молоток, гвозди, клей, кисточки, напильники, токарный станок.

Ход занятия:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний, расширение представлений с использованием наглядности.
  3. Сообщение темы занятия
  • Сегодня мы попробуем самостоятельно сконструировать и изготовить модель дома вашей мечты. Тема занятия «Дом моей мечты».
  • Учитель предлагает разные варианты домов и их назначений, описывая различные жизненные ситуации. Предоставляет возможность сделать выбор по интересам по личным предпочтениям: сказочный дом, проект будущего, дачный домик, дом в эпоху всемирного наводнения, дом для моих друзей, дом - как исполнение желаний и др. варианты.

4. Реализация темы занятия

  • Педагог, опираясь на технологическую карту, раскрывает последовательность изготовления модели любого дома, учитывая особенности каждого варианта:

Технологическая карта к занятию по теме: «Изготовление модели дома моей мечты»

Название операции

Содержание операции. Эскиз.

Инструменты

1. Подбор заготовок по размеру.

Измерительные инструменты: миллиметровая линейка, карандаш.

2. Разметка соединения деталей

Измерительные инструменты: миллиметровая линейка, карандаш.

3. Забивание гвоздей по разметке

Молоток. Гвозди.

4. Склеивание деталей стульчика в соответствие с разметкой.

Клей.

5. Соединение деталей с помощью гвоздей.

Гвозди. Молоток.

4. Закрепление знаний по теме урока (учащиеся записывают в рабочую тетрадь последовательность выполнения операций по изготовлению стульчика):

  • Подобрать заготовки по размеру и в соответствие с вариантом модели.
  • Изготовить детали будущей модели дома.
  • Разметить соединение деталей с помощью карандаша.
  • Соединить детали с помощью гвоздей или клея по месту соединений.
  • Эстетически оформить свою работу.

5. Инструктаж к практической работе (переход в зону верстаков):

  • Какие инструменты понадобятся для работы? Приготовьте их.
  • Вспомните правила техники безопасности при работе с молотком, гвоздями, клеем?
  • Повторите последовательность операций по изготовлению игрушечного стульчика?
  1. Практическое выполнение (учитель оказывает помощь учащимся в соответствие с их индивидуальными возможностями, опираясь на технологическую карту).

7. Оценка учителем работы учащихся на уроке по теме «Изготовление игрушечной мебели. Стульчик».

8. Обобщение новых знаний по теме урока.

Подведение итогов.

9. Уборка мастерской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия хоровой студии "Доминанта" СПКК по теме "Интонационный ансамбль в песне".

Занятие в форме сводной репетиции младшей и старшей возрастных групп. Обучающиеся - кадеты 5-7 и 10,11 классов. Занятие имеет практическую направленность: подготовка к смотру-конкурсу кадетской песни ...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам Пушкина»

Как увлекательно и весело познакомить детей с произведениями великого русского поэта....

План-конспект открытого занятия объединения "Техническое творчество".

Методическая разработка откытого занятия по изготовлению мадели самолета ЯК-25. Для учащихся 6-7 классов. ...

Конспект открытого занятия с использованием здоровьесберегающих технологий «Все в твоих руках"

Конспект открытого занятия с использованием здоровьесберегающих технологий  «Все в твоих руках"...