Мастер-класс «Эффективные формы работы на занятиях в дополнительном образовании»
методическая разработка

Полуяхтова Ирина Борисовна

Прежде чем приступить к анализу форм занятий в дополнительном образовании, следует сначала четко определиться, что конкретно дополнительное образование отличает от основного. Если процесс основного образования направлен на получение ребенком определенного комплекса знаний, то дополнительное призвано решать задачи воспитания и развития его личности. Кроме того, дополнительное обучение в меньшей степени формализовано – его рамки значительно шире. Этими различиями и продиктованы особенности форм. Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм, мастерство педагога. Учебное занятие, в течение которого дети занимаются с педагогом предметной деятельностью, может иметь различные формы – традиционные и нетрадиционные. Формы занятий в дополнительном образовании, несомненно, играют важную роль. Именно от выбранной методики зависит конечный результат. Именно поэтому каждый педагог должен регулярно совершенствовать свой метод преподавания и изучать новые техники. Только в таком случае обучение пойдет учащимся на пользу. В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий педагог должен находиться в постоянном поиске.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_effektivnye_formy_raboty.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Веселовский центр творчества

Мастер-класс

«Эффективные формы работы на занятиях

в дополнительном образовании»

Разработала: Полуяхтова Ирина Борисовна

педагог дополнительного образования

МБУ ДО Веселовский ЦТ

п. Веселый

2023

Мастер- класс

«Эффективные формы работы на занятиях

в дополнительном образовании»

 

        Цель:  создать условия для познавательной, интеллектуальной, творческой деятельности педагогов.

      Оборудование: компьютер, телевизор, магнитная доска.

     

      Здравствуйте уважаемые коллеги. Рада видеть Вас на  моем мастер-классе.

    Прежде чем приступить к анализу форм занятий в дополнительном образовании, следует сначала четко определиться, что конкретно дополнительное образование отличает от основного. Если процесс основного образования направлен на получение ребенком определенного комплекса знаний, то дополнительное призвано решать задачи воспитания и развития его личности. Кроме того, дополнительное обучение в меньшей степени формализовано – его рамки значительно шире. Этими различиями и продиктованы особенности форм.

       Каким критериям должно соответствовать дополнительное образование?

В числе основных требований можно перечислить следующие:

•        Образовательный процесс должен иметь ярко выраженный развивающий характер и быть основан на выявлении природных способностей и интересов ребенка;

•        Обладать разнообразием форм и типов;

•        Опираться на существующие сертифицированные программы образования;

•        Использовать развивающие методики в работе с детьми;

•        Принимать во внимание потребности общества;

•        Учитывать региональные и национальные традиции.

 

 Коллеги давайте с вами побеседуем  на тему: «Каким должен быть педагог дополнительного образования»

    Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм, мастерство педагога. Создавая на занятиях атмосферу творческого партнерства, педагог тем самым оказывает на детскую аудиторию серьезное личностное влияние. Это накладывает определенные требования – соответствовать той роли, которая на него возложена.

    Необходимо отметить, что для педагога, работающего в области дополнительного образования, недостаточно владеть знанием предмета – он должен также обладать практическими навыками в педагогике психологии.

      Профессионализм и мастерство педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.  В рассматриваемом процессе ребенок сам выбирает наиболее интересный для себя вид занятий. В то же время педагог-наставник не только предлагает учащемуся освоить определенный комплекс знаний и навыков, но и способствует более гармоничному формированию его личности.

     Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные общеразвивающие программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей ребят, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность.

     Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.

        Сегодня для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает. Педагог также должен располагать творческим потенциалом, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию, использованию современных и нетрадиционных форм организации занятий.

        Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.

       Сегодня мы рассмотрим особенности проектирования и проведения эффективного учебного занятия и попробуем систематизировать теоретические знания о современных формах организации работы с учащимися в учреждении дополнительного образования.

Учебное занятие, в течение которого дети занимаются с педагогом предметной деятельностью, может иметь различные формы – традиционные  и нетрадиционные.

   Коллеги у вас на столах  есть названия форм занятий,  распределите пожалуйста их на традиционные и нетрадиционные формы.

  Итак, вспомним какие формы организации занятий относят к традиционным

Традиционные формы  учебных занятий:

  • беседа – это вопросно - ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся, применяющийся на всех этапах учебно – воспитательного процесса: для сообщения новых знаний, для закрепления, повторения, проверки и оценки знаний;
  • лекция– изложение преподавателем предметной информации;
  • семинар – заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение;
  • дискуссия – постановка спорных вопросов, отработка умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
  • конференция– совещания для обсуждения различных тем и выработки решений;
  • экскурсия, научная экспедиция– поездки с ознакомительными и информационными задачами;
  • туристический поход– выработка спортивных и познавательных навыков, а также оздоровление;
  • обучающие игры– моделирование различных жизненных обстоятельств с обучающей целью; 
  • выставка — это организованное педагогическое мероприятие, форма наглядного показа достижений, один из основных методов наглядной пропаганды передового опыта, предоставляющей посетителям возможность получения дополнительных знаний, формирования и расширения интереса к представленной теме.
  • утренники, праздники – организационно – массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

Нетрадиционные формы учебных занятий:

  • презентация– публичное представление определенной темы или предмета;
  • защита проекта– обоснование и представление проделанной работы;
  • круглый стол– неформальное обсуждение выбранной тематики;
  • мозговая атака– решение нестандартных задач в коллективе;
  • сюжетно-ролевая игра– предложение ребенку стать на место персонажа и действовать от его имени в моделируемой ситуации; 
  • конверт вопросов – свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке;
  • «Крепкий орешек»- решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений;
  • выпускной ринг – отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.
  • чаепитие – обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает;
  • психологическое занятие- проведение занятий психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач;
  • день добрых сюрпризов – упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

        Надо сказать, что здесь может быть множество интересных вариантов – все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Здесь может быть, например, и День добрых дел, интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» и т. д. Перед педагогом стоит непростая задача выбора самой уместной и эффективной формы проведения учебного занятия в зависимости от сложности преподносимого материала, возраста детской аудитории и уровня ее подготовки.

               Виды нетрадиционных занятий

       Занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.

       Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.

       Занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, занятие – «дублер начинает действовать» и т. д.

       Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция, брифинг, аукцион, бенефис, телемост, регламентированная дискуссия, панорама, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.

       Занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д.

       Занятия, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, игра-путешествие, прогулки и т. д.

       Занятия, опирающиеся на фантазию детей: занятие – сказка, занятие – сюрприз и т. д.

    А сейчас давайте с вами решим кроссворды ( приложение 1)

        Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы ( приложение 2)

Формы занятий для учащихся дошкольного  и младшего школьного возраста:

  • беседа с игровыми элементами;
  • сказка;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • игра-путешествие;
  • игра-имитация;
  • викторины;
  • соревнования;
  • конкурсы;
  • состязания.

Формы занятий для учащихся среднего школьного возраста:

  • лекция;
  • учебная игра, ролевая игра;
  • защита творческого проекта;
  • творческие конкурсы;
  • заочная экскурсия;
  • коллективное творческое дело (КТД);
  • тематические задания по подгруппам;
  • КВН.

Формы занятий для учащихся старшего школьного возраста:

  • проблемная лекция;
  • пресс-конференция;
  • практические занятия;
  • семинар;
  • тематическая дискуссия;
  • групповая консультация;
  • защита творческой работы;
  • деловая игра, ролевая игра;
  • презентация.

 Какие существуют типы занятий

      Типы занятий в дополнительном образовании, которые существуют в настоящее время:

•        Комбинированные– изложение материала, проверка домашнего задания и пройденного материала, закрепление полученных знаний;

•        Подача нового материала;

•        Повторение и усвоение пройденного материала– контрольные и проверочные работы, анализ полученных результатов;

•        Закрепление знаний, умений и навыков– постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;

•        Применение полученных знаний и навыков– прикладная работа ребенка, использующего на практике приобретенных знаний.

        В педагогической деятельности преподаватель должен умело применять психологические методики, которые помогут ему ориентироваться в потребностях, желаниях и интересах детского коллектива. Для этого педагог может использовать анкетирование, психологические тесты, учебное моделирование различных жизненных ситуаций, деловые и ролевые игры.

      План-конспект занятия

  Составление плана-конспекта занятия является обязательным требованием. Без тщательной разработки процесса обучения нельзя достичь желаемого результата. В плане-конспекте педагог должен отразить следующие важные моменты:

•        Цели и задачи занятия;

•        Методы и приемы работы с детьми;

•        Задания, вопросы, наглядные пособия, которые будут использованы;

•        Структура занятия;

•        Список необходимой литературы, дополнительные обучающие материалы;

•        Ожидаемые трудности и способы их преодоления;

•        Проверка эффективности занятия и анализ его результатов. Подготовка и проведение занятия в нетрадиционной форме

      Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной современной форме состоит из четырех этапов:

1. Замысел.

2. Организация.

3. Проведение.

4. Анализ.

1. Замысел - самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:

       определение временных рамок;

      определение темы;

      определение типа занятия;

      выбор нетрадиционной формы;

      выбор форм учебной и воспитательной работы.

Выбор нетрадиционной формы занятия зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:

       специфика изучаемого курса и группы,

      характеристика темы (материала),

      возрастные особенности учащихся.

       На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип занятия, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму. При выборе форм учебной работы следует учитывать два главных фактора:

       особенности и возможности выбранной формы;

      характеристики группы (в том числе, какие формы учебной работы – индивидуальная, коллективная, фронтальная – и как часто применялись в данном коллективе).

2. Организация. Этот этап в подготовке нетрадиционного занятия состоит из подэтапов:

       распределение обязанностей (между педагогом и учащимися);

      написание конспекта, сценария занятия (с указанием конкретных целей);

      подбор заданий и критериев их оценки, методов занятия и средств обучения;

      разработка критериев оценки деятельности учащихся.

3. Проведение нетрадиционного занятия.

4. Анализ. Заключительным этапом проведения нетрадиционного занятия является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего занятия, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.

 

     Сегодня мы не будем конкретно разбирать занятие, но хотелось бы вам предложить задание, где надо написать:

название программы,

направленность программы.

тема занятия,

цель занятия,

какие формы будут использоваться на занятии (приложение 3)

Подводим итоги:

    Формы занятий в дополнительном образовании, несомненно, играют важную роль. Именно от выбранной методики зависит конечный результат. Именно поэтому каждый педагог должен регулярно совершенствовать свой метод преподавания и изучать новые техники. Только в таком случае обучение пойдет учащимся на пользу. В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий педагог должен находиться в постоянном поиске.

Приложение 1

Традиционные формы  учебных занятий 

По горизонтали дается форма занятия,  по вертикали  надо подобрать  к нему определение.

лекция

туристический поход

экскурсия

семинар

выставка

праздник

конференция

Ключевое

Слово

изложение преподавателем предметной информации

М

А

Б

Щ

Ю

Х

Г

поездки с ознакомительными и информационными задачами

Я

Л

О

Е

Ф

Ы

П

  совещания для обсуждения различных тем и выработки решений

О

С

В

З

У

Ю

Л

организационно – массовые мероприятия

М

Э

А

И

Н

О

Б

форма наглядного показа достижений

Ц

Р

И

А

Д

В

О

выработка спортивных и познавательных навыков, а также оздоровление

Т

Е

Я

Д

Ж

Х

Ъ

заранее подготовленные сообщения и выступления в группе и их обсуждение;

Ч

В

Е

Ц

Ю

Й

Э

Нетрадиционные формы  учебных занятий

мозговая атака–

круглый стол–

конверт вопросов –

презентация

чаепитие

защита проекта–

выпускной ринг

Ключевое

Слово

решение нестандартных задач в коллективе

П

А

Б

Щ

Ю

Х

Г

публичное представление определенной темы или предмета

Н

Л

О

Е

Ф

Ы

П

 обоснование и представление проделанной работы

О

С

В

З

У

Д

Л

неформальное обсуждение выбранной тематики

М

А

Э

И

Н

О

Б

отчет выпускников

Ц

Р

И

А

Д

В

Г

занятие обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу

Т

Е

Я

Д

О

Х

Ъ

свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке

Ч

В

Г

Ц

Ю

Й

Э

Приложение 2    

Формы занятий для учащихся дошкольного  и младшего школьного возраста:

  • беседа с игровыми элементами;
  • сказка;
  • сюжетно-ролевая игра;
  • игра-путешествие;
  • игра-имитация;
  • викторины;
  • соревнования;
  • конкурсы;
  • состязания.

Формы занятий для учащихся среднего школьного возраста:

  • лекция;
  • учебная игра, ролевая игра;
  • защита творческого проекта;
  • творческие конкурсы;
  • заочная экскурсия;
  • коллективное творческое дело (КТД);
  • тематические задания по подгруппам;
  • КВН.

Формы занятий для учащихся старшего школьного возраста:

  • проблемная лекция;
  • пресс-конференция;
  • практические занятия;
  • семинар;
  • тематическая дискуссия;
  • групповая консультация;
  • защита творческой работы;
  • деловая игра, ролевая игра;
  • презентация.

                             Приложение 3

Занятие

 Программа

Направленность

Тема занятия

Цель занятия:

Какие формы будут использоваться на занятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс ЭФФЕКТИВНОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

Мастер - класс по теме "Эффективность и актуальность использования инновационных заданий в тестовой форме(на уроках русского языка, литературы, при самостоятельной подготовке к ЕНТ)"...

«Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования»

Общеизвестно, что туризм несет в себе огромный социально-культурный потенциал и является, прежде всего, важным элементом не только физической, но и экологической, нравственной, эстетической и др...

Семинарское занятие,как форма организации обучения педагогов дополнительного образования

Описание одной из форм организации обучения педагогов дополнительного образования-семинара. Описание главной составляющей - дискуссия. Классификация семинарских занятий...

Мастер - класс «Эффективные стратегии работы с текстом на уроках русского языка»

Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к ЕГЭ. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцент...

Формы занятий в учреждениях дополнительного образования

Формы занятий в дополнительном образовании могут быть разнообразными. Задачей педагога является выбор наиболее эффективной формы, которая бы отвечала насущным целям и задачам учебного занятия...

«Формы эффективного взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями»

Взаимодействие педагога с родителями учащихся является важной педагогической функцией профессиональной деятельности педагога. Именно от родителей педагог может:- получить дополнительную информацию об ...

Формы организации методической работы в учреждении дополнительного образования.

   Методическая работа в образовательной организации - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направл...