План работы с одаренными
методическая разработка

Магомедова Луиза Абдужапаровна

План работы на год со слабоуспевающими учащимися в соответствии с требованиями новых ФГОС и ФОП стандартов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_plan.docx45.38 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РД «Ретлобская СОШ Цунтинского района»

План работы с одаренными учащимися

                  Составитель: учитель истории

и обществознания Магомедова Л.А

с.40 лет Октября

2023

Пояснительная записка

Среди ключевых направлений развития образования в рамках национальной образовательной инициативы особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления таких детей. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний.

Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому у этой категории детей возникает ряд проблем:

  1. Неприязнь к школе, так как учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них.
  2. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей.
  3. Они, отвергая стандартные требования, несклонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
  4. Их волнуют вопросы философского характера.
  5. Они предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Цель программы: создание системы деятельности учителя истории по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.

Основные задачи:

  1. Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  2. Создание методики выявления одарённых детей;
  3. Создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;
  4. Совершенствование системы подготовки учителя, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
  5. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка;
  6. Внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

Содержание и формы работы:

  • групповые занятия с сильными и мотивированными учащимися; - занятия исследовательской и проектной деятельностью; - научно-практические конференции; - интеллектуальный марафон; - участие в олимпиадах; - конкурсы; - предметные недели (декады); - работа по индивидуальным планам.

Принципы работы с одаренными учащимися:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Функции учителя:

  1. Выявление одарённых детей.
  2. Создание для учащихся ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание;
  3. Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
  4. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня.
  5. Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
  6. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

План работы с одарёнными детьми.

Мероприятия

Сроки

Направления и формы работы

Диагностика одаренных детей, составление базы данных учащихся, имеющих высокий

интеллектуальный и учебно-познавательный интерес

сентябрь

Анкетирование,

Тестирование по предмету

2

Организация индивидуальной работы с

одаренными детьми.

сентябрь

Составление графика

индивидуальных занятий.

3

Подготовка к олимпиаде.

сентябрь октябрь

Выработка рекомендаций учителя-предметника и психолога

по подготовке к олимпиаде

4

Организация и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады по истории и

обществознанию.

октябрь

Консультации учителя, выполнение олимпиадных

заданий.

5

Подготовка учащихся к участию в региональных и муниципальных олимпиадах.

ноябрь

Консультации учителя,

выполнение олимпиадных заданий

6

Осуществление анализа участия в олимпиадах

январь

Коррекционная работа через

выполнение заданий

7

Привлечение одаренных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи

слабоуспевающим в классе.

постоянно

Организация работы

8

Участие в Месячнике наук с активным участием

одаренных детей

по плану

Викторины, конференции,

инсценировки

9

Индивидуальные консультации по сложным

вопросам

в течение

года

Индивидуальные, групповые

занятия с одаренными детьми

10

Проектная деятельность учащихся и участие в

научно-практических конференциях

в течение

года

Индивидуальные и групповые

занятия

11

Консультирование родителей одарённых детей по

вопросам развития способностей их детей.

в течение

года

Индивидуальная работа

Организация исследовательской работы учащихся по истории и обществознанию

Классы

Этапы работы

Формы:

5-6

классы

Подготовительный этап: Формирование навыков научной организации труда. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Выявление способных учащихся

Урок.

Внеклассная работа. Школьные олимпиады. Районные олимпиады.

7 класс

Творческий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Формирование познавательного интереса. Творческое развитие учащихся. Индивидуальная работа со способными школьниками.

Урок.

Внеклассная работа. Предметные недели. Школьные олимпиады. Районные олимпиады.

8-9

классы

Развивающий этап:

Совершенствование навыков научной организации труда. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. Формирование исследовательских навыков.

Развитие информационной культуры учащихся.

Урок.

Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады.

Индивидуальная работа (проекты, рефераты).

10-11

классы

Исследовательский этап:

Совершенствование исследовательских навыков. Совершенствование информационной культуры учащихся. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.

Урок.

Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады.

Индивидуальная работа Элективный курс

План индивидуальной работы

Фамилия имя ученика

Понятия и термины

Хронология

Творческие задания

Самост. работа

Устные ответы

Письмен. работы

Итоговая работа

1.Абдулатипова

Мадина

8 кл

XII-XX

+

+

+

+

2.

3.

КАРТА РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

I блок. Общие сведения

Ф.И.О. Абдулатипова Мадина Усбановна

Возраст  14  лет           Школа ГКОУ РД «Ретлобская СОШ Цунтинского района»

Класс  8  Тел _________________

Взаимоотношения в семье: хорошие

Культурный уровень семьи: высокий

Воспитательный потенциал семьи__________________________________________

_______________________________________________________________________

Направление деятельности (творческое объединение) _________________________

_______________________________________________________________________

Увлечения рисование, чтение , творческие задания 

Любимые школьные предметы история, литература

Характеристика деятельности  творческая работа, практические программы

Характер ребенка: общительная, коммуникабельная, стрессоустойчивая, активная

Особенности эмоционально - волевой сферы ребенка: ________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Положение ребенка в коллективе:__________________________________________

Медицинские сведения ___________________________________________________

_______________________________________________________________________

Ожидаемые результаты

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.
  • Творческая самореализация выпускника школы.
  • Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
  • Реализация положений Концепции школы: “Школа гражданского воспитания”.
  • Повышение квалификации педагогов в связи с переходом школы к профильному обучению.

Задания для развития способностей в изучении истории (карточки, тесты, творческие задания)

Формы работы на уроке.

1). Составление учебных планов для аналитической работы с историческим текстом.

- картинный план. Достоинством приема составления картинных планов (по сравнению с простыми и развернутыми) является развитие образных способностей учащихся, умения ярко и красочно описывать исторические факты, обращать внимание на интонации и литературные приемы рассказчиков, использовать их в передаче своего отношения к былому.

Пример: картинный план «Чумной бунт в Москве в 1771году» в 7 классе.

1.Страшная болезнь с театра русско-турецкой войны перекочевала в Москву и ее окрестности.

2. Основными средствами борьбы со страшной болезнью стали карантинные меры…

- стереотипный план. Составляя стереотипный план, учащиеся получают возможность актуализировать, систематизировать и обобщать ранее полученные знания и интегрировать с ними новые, формируя целостное представление о прошлом.

Пример: стереотипный план «Время обитания человека умелого» в 6 классе.

1. «Адам» рода человеческого жил примерно 2,5-1,5 млн. лет назад.

2. По археологической периодизации время его обитания - верхний палеолит.

3. Внешний вид и образ жизни человека умелого:

а) это были люди маленького роста (примерно 125 см) с очень прямой фигурой;

б) предполагаемый вес «первочеловеков» около 30 кг;

в) объем мозга достигал 430-530 куб. см;

г) человек умелый жил семейными кланами, строил простейшие жилища из веток и листвы деревьев.

2) Многоуровневый анализ исторических документов.

Обычно при работе с документами встречаются задания, которые направлены на чтение и выборочный пересказ источника. В основе моей работы лежит идея многоуровневого анализа документа. Проиллюстрирую это на примере работы с документом «Походы Святослава» из «Повести временных лет» в 7 классе.

Уровни анализа

Вопросы для анализа

 

 

1. Атрибуция (паспортизация) документа.

1. К какому виду источников относится документ?

2. Сколько примерно веков и лет разделяет поход Святослава и летописный рассказ об этом?

 

2. Работа с информацией, которая заложена в тексте.

1. С какими народами воевал Святослав в 971 году?

2. Каковы были правила и обычаи ведения боевых действий, принятые при Святославе?

 

3. Аксиологический уровень.

1. Как вы думаете, с какой целью летописец включил в свое повествование подробный рассказ о походах Святослава? Какие идеи он хотел донести до потомков?

 

4. Критический уровень.

1. Предположите, какие источники мог использовать летописец, рассказывая о походах Святослава.

2. Были ли среди них византийские и болгарские документы? Свое мнение аргументируйте.

 

5. Праксеологический уровень.

1. Что нового помог узнать вам этот документ о князе Святославе и его походах, об отношениях Руси с соседними странами и народами?

3) Многоуровневая беседа с использованием репродукции художественного произведения

План анализа картины, как правило, состоит из вопросов, нацеленных на ее описание или представление произведения.

Пример:

1. Какое событие или явление изображено? К чему оно относится: к политическому событию, к военной операции, к повседневной жизни?

2. Кто изображен на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп?

В работе с одаренными детьми я использую многоуровневый анализ репродукции.

Пример: Вопросы и задания к репродукции картины С.В.Иванова «На сторожевой границе Московского государства», история Отечества 8 класс.

1. По пейзажу, теням людей, лошадей и деревьев попробуйте определить, какая часть границы Московского государства – западная, южная или восточная - изображена художником.

2. Вспомните, какие опасности угрожали Московскому государству именно с этой стороны границы в 16-17 веках.

3. Как вы думаете, что хотел сказать художник своим современникам и потомкам, обращаясь к истории охраны границ Российского государства?

4. Можно ли к данной картине относиться как к правдивому источнику по истории нашей страны в 16-17 в.в.? Почему вы так думаете?

4).Формирование хронологических знаний и умений

На уроке использую следующие виды работы:

А) Определение века и тысячелетия.

В течение минуты просмотрите пары перечисленных ниже дат и отметьте те из них, которые относятся к одному веку, к одному тысячелетию:

1584-1684 1302-1399

1000-1001 1299-1200

1600-1501 100-7

1899-189 189-200

Б) Задания с ограничениями на ответ для проверки знания дат и событий:

Монголы вторглись на Русь в… году и обложили ее данью. В … г. они захватили и разорили Киев, но в …г. татары ушли из южной Руси и основали ханство Золотую Орду.

В) Задания на продолжение ряда в заданной последовательности для развития умений рассуждать логически на основе знания дат и сущности исторических фактов:

- определите принцип образования хронологического ряда и продолжите его в заданной закономерности:

1761-1762, 1762-1796, 1796-1801…

Г) Задания на формирование умений решать хронологические задачи:

В 70-м году до н.э. поставили придорожный столб, а в прошлом году его убрали и перевезли в исторический музей. Сколько лет столб простоял у дороги?

  1. 1936 лет; 2) 2076 лет; 3) 1970 лет.

5). Работа с картой на уроке

Работая с одаренными детьми по карте, предлагаю следующие задания:

А) Творческие образные задания:

Информацию картосхемы «Куликовская битва» расчлените на три сюжета: 1. Начало битвы. 2. Кульминация боя. 3. Конец сражения – и прокомментируйте их фрагментами «Задонщины».

Б) Галицкое княжество было расположено в …углу всех тогдашних земель, у самых… гор. Столицей его был город … на реке …. Южная граница княжества доходила до …. На севере Галицкое княжество граничило с …, на востоке его соседом было….

В) развитие образной и смысловой памяти, логических способностей:

- определите, какому веку соответствует изображенная на схеме территория (…) государства и что означают ее условные обозначения. Составьте легенду карты с расшифровкой.

Г) Игры по картографии:

по названиям продуктов и предметов быта отыщите их родину и объясните обстоятельства «кругосветных странствий» и мировой известности (финики, персики, чай, портвейн, шампанское, индиго, арабески, техасы).

6). Прием «Особое задание».
Одаренные ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно чаще всего в тетради, включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной сложности.


7). Прием «Энциклопедист»
Предлагаю самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения в урок.


8). Применение интерактивных форм работы.

А) Прием «Молодой учитель»
Даю ученикам опережающие задания. В ходе урока они дополняют повествование учителя, участвуют в ходе организации и проведения различных этапов урока.
Б) Метод проектов 
Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь шире использовать на уроках метод проектов. Учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность и расширять их знания по предмету. Так, например, при изучении темы «Коллективизация сельского хозяйства» в 9 классе две ученицы разработали проект «Коллективизация- трагедия крестьянина-труженика?» и др.

 

В) Самостоятельная работа с информационным текстом. Эту работу выстраиваю в 3 этапа.

1.Вызов:

-мозговой штурм;

- составление кластера, описание примеров кластера («Чья? Почему? В чем суть? Кто виноват? Каковы последствия?);

2. Осмысление (инсерт) – прием маркировки текста – это интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления: (работа с историческими документами, воспоминания участников, описание событий и т.д.)

V – известно;

- - неизвестно;

+ - интересно, неожиданно;

? – хочется узнать, непонятно.

1.             Рефлексия (возвращение к кластеру). Исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации.

Данный прием работает по принципу: цель – действие – результат, но самое главное, что идет развитие умений учиться самостоятельно. (Приложение №2)

Г). Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Составление кластеров. Считаю, что кластер позволяет проявить ученикам индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении текста, самостоятельно оценить его сведения как главные и второстепенные, подвергнуть сомнению логику изложения и аргументации авторской точки зрения, сформулировать собственный взгляд на проблемуПредлагаю вниманию коллег кластер, который составлен группой учащихся в 10 классе при изучении темы «Изменение условий развития народов Евразии». (Приложение №3)

9. Использование технологии индивидуальных образовательных траекторий.

При работе с одаренными детьми я веду тематический контроль по следующей схеме:



Такой контроль позволяет увидеть просчёты в работе и вовремя устранять их, спланировать индивидуальные задания при повторении, коррекции, обобщении. Я убедилась, что данная диагностика не обижает ученика, а заставляет стремиться к улучшению результатов своей деятельности, развивает у детей навыки самоконтроля, самообразования.


10. Проведение зачетов.

Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. При чём одарённые дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.
Массу возможностей по развитию познавательного интереса и формированию устойчивого интереса к изучению истории я вижу в дифференциации домашнего задания.

- Прием «три уровня домашнего задания».

Одновременно даю домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание. Обычно оно выполняется по желанию и стимулируется высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк. Например, ученикам предлагаю разработать кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др.

Использование информационно-коммуникационных технологий.

В педагогической практике работы с одаренными детьми особое место уделяю ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании истории основываются на повышенной (по сравнению с традиционным обучением) мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Оптимальное использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории позволяет мне стимулировать мотивацию учения, познавательный интерес учащихся. В результате возрастает эффективность самостоятельной работы, самообразование учащегося, экономится время за счет ускорения процесса отбора и систематизации информации.

Работая с одаренными детьми, составляю план работы для себя.



  

Перспективы работы с одаренными детьми.

1. Разработка уроков, тем, курсов, дополнительных мероприятий совместно с учителями разных предметов и других специалистов вне школы.

2. Разработка индивидуальной образовательной траектории для одарённых детей.

 

Приложения


Приложение № 1

«Диагностика внутреннего развития учащегося»

(Проводится совместно с психологом).

1. Интеллектуальные и творческие способности:

- развитие познавательных процессов и учебных навыков (общий уровень; динамика развития в ходе деятельности; произвольность познавательных процессов);

- уровень интеллекта;

- экспериментальное мышление;

- языковая личность и рефлексивные способности;

- общий уровень креативности, проявление креативности в проблемной ситуации.

2. Мотивационно-личностные характеристики:

- мотивация и познавательная активность;

- стремление к успеху, избегание неудач;

- настойчивость в достижении цели;

- способность к преодолению трудностей;

- самостоятельность в процессе познания и принятия решений;

- осознанность жизненного пути и жизненные перспективы;

- самооценка, саморегуляция;

- эмоциональное отношение к учебе, исследовательской деятельности;

- тревожность.

3. Экспертиза развития исследовательских способностей:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы (версии);

- давать определения понятиям;

- способность классифицировать;

- наблюдать;

- умение структурировать материал;

- делать выводы и умозаключения;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

 

Приложение №2

История Отечества 9 класс

Тема: «Ошибка тысячелетия»- Отечественная война 1812 года (фрагмент урока)

Самостоятельная работа с текстом

1.Вызов (мозговой штурм - «В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. О чем идет речь?», составление кластера «Ошибка тысячелетия», описание примеров кластера «Чья? Почему? В чем суть? Кто виноват? Каковы последствия?);

2. Осмысление (инсерт) – прием маркировки текста – это интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления: (работа с историческими документами – воспоминания участников Отечественной войны 1812 года)

V – известно;

- - неизвестно;

+ - интересно, неожиданно;

? – хочется узнать, непонятно.

3. Рефлексия (возвращение к кластеру) - Ребята, вы успешно справились с поставленной задачей, вы восстановили неизвестные страницы истории Отечественной войны 1812 года. Это позволит по-новому взглянуть на события, которые произошли 200 лет назад. Но вернёмся к проблеме, поставленной в начале урока «Ошибка тысячелетия» - Отечественная война 1812 г.?!» и попытаемся ответить на поставленные вопросы: для кого Отечественная война 1812 г. была ошибкой? В чем заключалась ошибка? Какое значение имеет Отечественная война 1812 г. для будущих поколений?

(Исправляются неверные предположения в предварительных кластерах, заполнение их самостоятельно на основе новой информации).

Литература

  1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. 2007.
  2. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.
  3. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008.
  4. Белова Е. “Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 4. 1991, с. 69–75.
  5. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс. 1991.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. для учителя. М., Просвещение. 1991.
  7. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание. 1991.
  8. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. М.: ВАКО. 2006.
  9. Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 1990, с. 34. Интернет ресурсы: 1. http://pedsovet.su/ 2. http://festival.1september.ru/ 3. http://it-n.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Документ поможет организовать работу с талантливыми учащимися. отражает специфику работы с ними....

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Здесь отражены основные моменты и направления по работе с детьми увлекающимися предметом география и биоогия...

План работы с одаренными детьми

Представленный материал может быть использован в качестве примера     внеурочной занятости учащихся...

План работы с одаренными детьми

Этот план поможет скоорденировать работу с одаренными детьми....

План работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии

В работе указаны отличительные особенности и  принципы работы с одаренными детьми. Особое внимание уделяется формам и методам работы с данной категорией обучающихся....

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми на 2012-2013 учебный год...

План работы с одаренными детьми на уроках географии в 8 классе.

Курс физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят знания, полученные в предыдущих классах.    Тр...