План работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии
рабочая программа по теме

Ткаченко Светлана Геннадьевна

В работе указаны отличительные особенности и  принципы работы с одаренными детьми. Особое внимание уделяется формам и методам работы с данной категорией обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaren.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « СОШ п. Нива Питерского района Саратовской области»

                                                                                                                                                      Учитель

географии и биологии

                                                                                                          Ткаченко С.Г.

                                                                2011-2012 учебный год

Программа работы с одаренными детьми на уроках географии, биологии и экологии.

                 Отличительные особенности одаренных детей

1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

  3.Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.

3.Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

1.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).

2.Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

3.Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

4.Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружок.

5.Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.

6.Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

Цель программы:

- Развивать у обучающихся интереса к исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.

. Создание условий для оптимального развития одаренных детей

Задачи:

- выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;

- использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках   географии, биологии, экологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои возможности.

Методы работы:

-анкетирование, опрос;

- собеседование;

- тестирование;

- анализ литературных источников;

- творческие работы;

- метод прогнозирования;

- метод исследования проблемы.

Формы работы с одаренными учащимися.
- творческие мастерские;
- групповые занятия с сильными учащимися;
- занятие на кружке
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции

Содержание программы

Диагностика обучающихся – методика оценки общей одаренности.

Работа со способными и одаренными детьми на уроках – разработан широкий спектр .заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний. Использование системы заданий повышенной сложности.

– задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.

- задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающимися.

- задания на составление проектов.

- задания на прогнозирование ситуаций.

3.  Внеклассная работа с обучающимися – создание постоянных(кружок) и временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям)  с учетом интересов учащихся.

Основной принцип работы – принцип «обогащения».

Ресурсное обеспечение программы:

- наличие учебной аудитории;

- библиотечный фонд – наличие литературы

-  ИКТ

Критерий эффективности:

1 Высокий уровень познавательного интереса к предмету;

2 Отсутствие неуспевающих по предмету;

3 Увеличение количества обучающихся выбирающих географию и биологию как экзамен с успешной сдачей его;

4 Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня:

5 Результаты реализации программы

План индивидуальной работы с одарённым ребёнком.

1. Индивидуальная работа

 Формы мероприятий

 Темы

Сроки проведения

             Результаты

Участие

Призовое место

Урочные и внеурочные мероприятия

 Занятия в кружке «Я исследователь»

 

 1 раз  в неделю

 Участие в муниципальных предметных олимпиадах

олимпиада по географии, биологии, экологии

1 раз в год

декабрь

 

 Участие в конкурсе « Молодежный географический чемпиона».

По географии

1 раз в год

октябрь

 

 Участие в школьных предметных олимпиадах

олимпиада по географии, биологии, экологии

1 раз в год

ноябрь

 Участие в  Интеллектуально- личностном  марафоне.

задания на выявление знаний по предметам

Участие в конкурсе « Молодежный биологический чемпионат»

По биологии

1 раз в год

ноябрь

Участие в научно-практических конференциях школьного уровня(Ломоносовские чтения)

По предметам география, биология, экология

Конкурсы школьного уровня

В течении года

Конкурсы муниципального регионального уровня

В течении года

2.Работа с родителями.

Оказывается консультационная помощь по субботам.

                                                  Список обучающихся

Ф.И. обучающихся

Класс

               Мероприятия

              Результативность

1

Овчинникова В.

5

2

Таскаринова А.

5

3

Веретенникова А.

5

4

Семберева О.

6

5

Феофанов И.

6

6

Елкин А.

6

7

Кожумратов Н.

7

8

Руденко Ю

7

9

Маквшева С

10

10

Кисикова А.

10

11

Позднякова А

7

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке с...

План работы с одаренными детьми на уроках географии в 8 классе.

Курс физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят знания, полученные в предыдущих классах.    Тр...

Система работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Выступление на Педагогических чтениях в октябре 2012 года...

Доклад на тему :«Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенност...

Работа с одаренными детьми на уроках географии

Если школьник подготовлен к тому,что он должен учиться создавать, придумывать,находить оригинальные решения,то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального про...

Из опыта работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать неподдельный интерес к происходящему? Надо приобщать детей к творческ...