Система работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности
материал по географии по теме

Третьякова Татьяна Геннадьевна

Выступление на Педагогических чтениях в октябре 2012 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tretyakova_tg_sistema_raboty_s_odarennymi.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Третьякова Т. Г.

                                                     БОУ г. Омска  «Гимназия № 43»

Одной из задач методической работы педагогов является развитие творческого потенциала личности учащихся, их индивидуальных способностей, навыков научно-исследовательской деятельности.  Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал, от них зависит, как будет развиваться наука, техника, культура. Одной из ключевых задач развития системы российского образования является организация работы по поддержке талантливых детей. Как важно в жизни чувствовать себя успешным и иметь возможность принимать участие в творческой деятельности.

В системе работы с одаренными и талантливыми детьми заметное место занимают различного рода интеллектуальные конкурсы и состязания. Любая олимпиада, конкурс, турнир выступает в роли механизма для поиска одаренных детей, создания необходимых условий для их поддержки, развитию академической одаренности, интеллекта, личностных качеств учащихся на базе повышенного познавательного интереса к учебным предметам, стимулирования интереса обучающихся к образованию. Это сложный, многолетний процесс, которых сочетает в себе использование различных технологий, приемов и методов работы по развитию одаренных детей на уроках и во внеурочной деятельности. Надо разглядеть среди десятков детей тех, кто имеет склонности к изучению предмета, заинтересовать и приложить все силы по развитию творческих способностей ученика.  Педагог должен выстроить свою систему сопровождения таких детей. Реализация системы способствует выполнению поставленных задач, повышает мотивацию учащихся.

Взаимодействие учителя с одаренными детьми должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, интеллектуальное самоопределение личности обучающихся, иметь характер помощи, поддержки. Для таких детей обязательно необходима разработка индивидуального образовательного маршрута. Они должны быть под постоянным контролем учителя, ведь чаще всего эти дети не умеют позиционировать себя. Для реализации задач оптимальными являются новые педагогические технологии, которые позволяют освоить  всеми учащимися образовательные программы, развить устойчивую мотивацию к учению, сформировать умения и навыки самообразования, способствуют развитию  умений творческой и исследовательской деятельности, коммуникативных навыков, способностей применять полученные знания и умения в новой ситуации.

На уроках, где ребенок получает основную географическую информацию, используются технологии развивающего обучения, проектная, игровая, проблемного обучения, модульного обучения, индивидуально-дифференцированного обучения, компьютерных телекоммуникаций. В течение ряда лет, кроме перечисленных,  я применяю на уроках географии технологию личностно-коммуникативного обучения как условие формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Это проведение интегративных уроков, формирование  эмоционально-ценностного отношения через рисунки, стихи собственного сочинения, рассказы, проекты и т.п. География, как никакой другой предмет, имеет возможности для раскрытия творческого потенциала учащихся.

Формы внеурочной работы могут быть представлены   занятиями факультативов, элективных курсов, участием в  различных предметных конкурсах, проектах, олимпиадах. Ребята с удовольствием посещают занятия элективных курсов по географии, которые не только расширяют кругозор, но и способствуют развитию коммуникативных умений и навыков, участвуют во Всероссийском конкурсе «Географическое пополнение», проводимого журналом «География. Первое сентября», Интернет - проектах и викторинах. Так, за последние два учебных года двое учащихся стали лауреатами Российского открытого заочного конкурса-олимпиады «Удивительная география» в рамках проекта «Познание и творчество». Один учащийся занял 3 место и 1 ученик получил сертификат участника на Всероссийской дистанционной викторине «Чудеса природы». Один учащийся принял участие в Межрегиональном турнире «Осенний марафон». Команда учащихся  10 класса получила сертификат за активное участие в IX Международной Интернет-Олимпиаде среди образовательных учреждений «Эрудиты планеты - 2010» и множестве других подобных конкурсах.  На протяжении последних пяти лет мои ученики ежегодно становятся победителями и призерами Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии. Также победителями и призерами телекоммуникационных проектов «Природные зоны Омской области», «Путешествие по природным зонам», «Прогулки по Омску», «Великий черный континент», «Увлекательная топонимика», «Чудеса Омского Прииртышья». Количество участников различных конкурсов за три года увеличилось почти в 4 раза. Результатом такой активности учащихся является возможность раскрыть себя детям с разными видами одарённости и  овладеть компетенцией личностного самосовершенствования.

Уже три года я привлекаю своих учащихся к проведению авторских телекоммуникационных проектов «Удивительная планета Земля», «Лондон – столица Олимпиады 2012», «Я горжусь тобой, Россия», «Занимательная минералогия». Ребята предлагают свои интересные задания, привлекаются к проверке работ участников проектов. Данный вид работы позволяет учащимся по-новому взглянуть на географию, проявить свои творческие способности, овладеть новыми умениями, которые они смогут применить в нестандартных ситуациях.

Все формы работы с одаренными детьми можно разделить на групповые и индивидуальные. К групповым можно отнести проведение интеллектуальных конкурсов: Ломоносовский турнир, «Через тернии – к звездам» и многие другие.

Индивидуальная работа заключается в выстраивании образовательной траектории развития одаренного ребенка. Учитель в данном  случае выступает в роли наставника, который может порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет, организовать консультацию со специалистами. Задача учителя организовать работу так, чтобы создать условия для развития одаренности. Это и анализ олимпиадных заданий разного уровня, и разбор статей методической газеты для учителей «География. Первое сентября» и журнала «География и экология XXI век», то есть использование различных источников географической информации для повышения знаний, развития умений, формирования ключевых компетентностей. Активный самостоятельный творческий поиск позволяет ученику пережить радость успеха, поверить в свои силы, научиться преодолевать трудности, воспитывать в себе трудовые навыки.

Результативность работы с одаренными учащимися не всегда можно увидеть сразу, потому что это процесс творческий и долгий. Безусловно, система работы с такими детьми помогает им занять призовые места на конкурсах, конференциях и олимпиадах разного уровня, успешнее, чем другим, сдать итоговые экзамены. Но самое главное для учителя – обеспечить внутреннее развитие каждого ребенка, помочь выявить индивидуальные способности и таланты.

                                                            Третьякова Татьяна Геннадьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке с...

Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности

Социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарномыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе кри...

Доклад на тему :«Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенност...

«Система работы с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время»

Программа работа с одаренными детьми на уроках биологии...

Доклад по теме "Опыт работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности по предмету"

Доклад по теме "Опыт работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности по предмету"...