Работа с одаренными детьми на уроках географии
опыты и эксперименты по географии (6, 7, 8 класс) на тему

Айчанова Маржана Биркалиевна

 Если школьник подготовлен к тому,
что он должен учиться создавать, придумывать,
находить оригинальные решения,
то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального профиля…
Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»

Р.Дж. Стернберг.

Актуальность.
В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска  путей повышения социально-экономического потенциала  общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий,  направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы,  конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)
Из материалов ФГОС

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы с одаренными детьми при изучении географии (из опыта работы)

МБОУ «Астрахановкая ООШ»  

Учитель  географии –Айчанова М.Б

 Если школьник подготовлен к тому,
что он должен учиться создавать, придумывать,
находить оригинальные решения,
то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального профиля…
Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»

Р.Дж. Стернберг.

Актуальность. 
В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска  путей повышения социально-экономического потенциала  общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий,  направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы,  конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)
Из материалов ФГОС

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
  • В школе должны быть свои традиции.
  • Школа должна давать современное образование.
  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в школе.
Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития
способностей ученика.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со
всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни:
Обновленное содержание образования.
Новое поколение образовательных стандартов.
Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
К каждому ученику – индивидуальный подход,  минимально создавая риски для здоровья в процессе обучения
 (Пункты из президентской инициативы)

Портрет выпускника школы.

  • Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
  • Умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культур каждого народа.
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение.
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Противоречия:

  • между специфичностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

Проблема.

 Отсутствие :

  • системы поддержки и сопровождения одарённых детей в школе;
  • программы работы с одарёнными детьми;
  • методического сопровождения;
  • диагностики по выявлению одарённых детей.
  • неготовность учителя работать с одарёнными детьми.

Модель системы работы с одаренными детьми

Цель:  развитие у учащихся интереса к исследовательской дельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них

уверенность в своих силах.

Объект исследования.

Психолого – педагогические условия работы с одарёнными детьми.

Предмет исследования.

Модель работы с одарёнными детьми в школе.

Гипотеза.

Создание и реализация модели работы с одарёнными детьми будет возможна при выполнении следующих условий:
- создана нормативная и учебно – материальная база для организации работы с одарёнными детьми;
- проведена диагностика одарённости;
- разработана Программа работы с одарёнными детьми по предмету география;
- разработано методическое обеспечение;
- созданы условия для психолого – педагогической подготовки учителей и родителей.

Задачи.

  • Изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления одарённых детей, провести диагностику и создать банк данных одаренных детей по предмету география.
  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках географии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

Методы.

  • Теоретический (изучение психолого - педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и классификация).
  • Экспериментальный (анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент).
  • Статистический ( обработка полученных данных).

Направления работы: Первый этап – диагностико-организационный  Включает :
- Создание нормативно-правовой базы.
- Создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ.
- Изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей.
- Организация методического обеспечения.
Второй этап – организационно – практический

  • апробация  работы с одарёнными детьми;
  • мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;
  • отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми;
  • методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей;
  • отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;
  • психологическая, социальная, педагогическая,  поддержка одарённых детей.

Третий этап – рефлексивно – обобщающий .

  • анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;
  • анализ мониторинга достижений каждого учащегося;
  • анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми;
  • определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка работы с одаренными детьми.

Методы работы: 

  • анкетирование, опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • анализ литературных источников;
  • творческие работы;
  • проективный метод;
  • метод прогнозирования;
  • метод исследования проблемы;

Формы работы: 

  • урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;
  • факультатив;
  • кружковая работа;
  • организация временных групп;
  • свободное самообразование;
  • проведение предметных недель;
  • научно-практические конференции;
  • олимпиады;
  • интеллектуальный марафон.

Программа работы с одаренными детьми

1. Диагностика учащихся – методика оценки общей одаренности (методика представлена в ( Приложении1)

2. Работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний Использование системы заданий повышенной сложности

  • задания на развитие логического мышления: нахождение общего, частного, промежуточного понятий; расположение понятий от более частных к более общим; нахождение обобщающего (родового) понятия для видовых; установление причинно-следственных отношений;
  • задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся
  • задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности;
  • задания на прогнозирование ситуаций.(Приложение 2)

3. Внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (факультатив, кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся. Существенным преимуществом системы внеклассной работы является то, что учащийся выступает как субъект обучения, т.е., исходя из своей индивидуальности, находит в содержании и в процессе деятельности цели, cooтветствующие его интересам, способностям и возможности их самостоятельной реализации (Приложение 3)

Критерии эффективности: 

  1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
  2. Отсутствие неуспевающих по предмету.
  3. Увеличение количества учащихся, выбирающих географию как экзамен с успешной сдачей его.
  4. Учащиеся становятся призерами олимпиад по географии (Приложение 4)


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Методика оценки общей одаренности

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов.

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведении;

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Обработка результатов.

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

№        Качество                                                           Отметка

1         Любознательность

2                Сверхчувствитeльность к проблемам

3                Способность к прогнозированию

4                Словарный запас

5                Способность к оценке

6                Изобретательность

7                Способность рассуждать и мыслить логически

8                Настойчивость

9                Перфекционизм

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.



Предварительный просмотр:

  1. Программа работы с одаренными детьми на уроках географии в 7 классе.

Пояснительная записка.

         Настоящий вариант программы по географии материков разработан в соответствии с концепцией  общего среднего образования и направлен на работу с одаренными детьми.

Обучение  одаренных детей по данной программе идет синхронно с основной массой учащихся на уроке.

Главная задача курса – дать учащимся углубленные знания по географии материков: отразить целостность и дифференциацию природы Земли, населения и хозяйственной деятельности человека на материках и океанах.

       Программа работы с одаренными учащимися включает в себя те же разделы, что и основная программа.

1 раздел. Главные особенности природы Земли.

2 раздел. География материков и отдельных стран.

3 раздел. Географическая оболочка.

       Каждый раздел включает вопросы по 9 видам заданий.

  1. Задания на проведение сравнения.
  2. На проведение анализа с последующими выводами.
  3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.
  4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.
  5. Группировка связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.
  6. Задания на группировку объектов.
  7. Задания на узнавание объектов и явлений.
  8. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.
  9. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

            Используя данную программу на уроках, возрастает активность учащихся, создается обстановка постоянного узнавания нового, стремление к творческому поиску.

           Эта группа учащихся имеет дополнительные задания по изучаемым темам. Некоторые темы изучают опережающим методом, делают основные научные сообщения для всего класса.

           Технология перспективно – опережающего обучения – одна из развивающих, её можно применять в средней и старшей школе. Уровень знаний повышает критерии стандарта и программы, позволяет учителю учитывать особенности учащихся, а учащимся возможность заниматься на более высоком уровне сложности.

Система заданий повышенной трудности.

Раздел І. Главные особенности природы Земли.

1. На проведение сравнения.

Сравните материковую кору с океанической. Чем они отличаются, в чем сходство? Объясните с точки зрения происхождения земной коры и движения литосферных плит.

2. На проведение анализа с последующими выводами.

Пользуясь картой «строение земной коры» покажите материк, где нет областей новой складчатости, нет землетрясений и вулканов? Чем это объясняется?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

Что такое омоложение гор? Известно, что на месте древних платформ были в прошлом высокие горы. На платформах отсутствуют действующие вулканы и землетрясения, горные породы, слагающие платформы, не сминаются в складки. Создается впечатление, что цикл развития рельефа как бы заканчивается. Но известно также, что в Африке на платформах имеются действующие вулканы, происходят землетрясения. О чем свидетельствует этот факт?

4. Задания по выявлению размещения географических объектов и явлений.

А) В пустынях мало рек. Почему?

Б) Что является причиной размещения крупнейших равнин на Земном шаре?

5. Группировка связей по их генезису.

Где на земной поверхности господствуют факторы, создающие такие ПТК, как тропические пустыни и полупустыни.

6. Задания на группировку объектов.

А) Разделите предложенные объекты на группы, дайте название каждой группе: Лавразия, платформа, равнина, Северная Америка, Гондвана, Австралия, Африка, вулканы, сейсмические пояса, горы, выветривание.

7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

А) Где по – вашему мнению, в далеком будущем на Земле могут образоваться новые океаны, новые материки?

8.Задания на прогнозирование географических объектов.

А) Подумайте, к каким последствиям приведет создание на месте Гибралтарского пролива сухопутного моста?

Б) Представьте, что Средиземное море, отделившее Евразию от Африки, образовалось в районе экватора. Как бы это повлияло на климат и рельеф вновь образовавшихся материков?

                                             АФРИКА.

1. Задания на проведение сравнений.

Почему у пигмеев – жителей влажных экваториальных лесов, кожа боле светлая, чем у бушменов или кафров – жителей саванн. Сравните внешние особенности этих народов.

2. Задания на проведение анализа с последующими выводами.

А) Соленость озер зависит от их стока. Почему озеро Чад является бессточным, но имеет пресную воду?

Б) Для Африки характерно опустынивание, т.е. увеличение площади пустынь. С какими причинами это связано? Возможно ли предотвращение этого явления?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

1. Определите, какой климат в области, если там реки имеют следующие особенности:

а) не замерзают, полноводны зимой, летом сильно мелеют;

б) не замерзают, разливаются;

в) круглый год полноводны и не замерзают;

г) не имеют стока в океан, летом иногда пересыхают.

2. Составьте причинно – следственную цепочку из следующих утверждений:

а) Африку почти посередине пересекает экватор;

б) в Африке очень большая площадь пустынь;

на севере Африки выпадает очень малое количество осадков;

в) озеро Чад пересыхает.

4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

а) Какие основные особенности циркуляции атмосферы нашли свое отражение в образовании и расположении климатических областей Африки?

б) Пустыня – закономерность или аномалия на лице Земли?

5. Группировка связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

а) Почвообразование в природной зоне протекает очень интенсивно весь год, и образуются красно – желтые ферраллитные почвы. Показать особенности рек и растительности этой зоны.

б) Где на земной поверхности господствуют факторы, создающие такие ПТК, как тропические пустыни и полупустыни.

6. Задания на группировку объектов.

Разделите предложенные объекты Африки на группы, дайте название каждой группе.

Восточно – Африканское плоскогорье, Ливийская пустыня. Пустыня Намиб, Эфиопское нагорье, Нигер, Атлас, Капские горы, п - ов Сомали, Нил, Сахара, оз. Танганьика, Гвинейский залив.

7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

а)Покажите примерно на схеме как расположились бы климатические пояса в Африке, если бы она пересекалась экватором в северной части, в южной части?

б) Где был бы самый влажный климат, где сухой?

в) Где были бы пустыни, какова была бы их площадь?

г) Где вдоль берегов Африки проходили бы теплые течения, а где холодные?

8. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.

Река течет на протяжении 6671 км почти строго с юга на север, имеет много притоков в верхнем течении, дельта этой реки была местом древнейшей цивилизации.

9.Задания на прогнозирование географических ситуаций.

а) Предположите, какие экологические последствия могут произойти, если в саванне количество осадков уменьшится в 4 раза.

б) Что было бы, если бы горы Атлас протянулись широкой полосой с запада на восток?

Система заданий повышенной трудности.

 АВСТРАЛИЯ.

1.Задания на проведение сравнений.

а) Назовите черты сходства и различий в ГП Австралии и Африки.

б) Сравните природные зоны субтропического пояса Австралии и Ю.Африки.

2. На проведение анализа с последующими выводами.

По карте климатических поясов определите, какой климат в восточной части Австралии. Что общего в климате востока и запада. В чем различие климата этих территорий?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

а) Какая зависимость существует между размерами материка и реками?

б) Какая зависимость существует между рельефом и внутренними водами?

в) Какая зависимость существует между климатом и внутренними водами на любой территории?

4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

а) Австралия – единственный материк, на котором отсутствуют ледники и вулканы. Чем это объясняется?

б) Как объяснить, что горы Австралии старые?

5. Группировка связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

а) Почему важно учитывать закон целостности географической оболочки в хозяйственной деятельности людей?

б) Как вы думаете, почему рельеф Австралии сравнительно прост?

6. Задания на группировку объектов.

Разделите предложенные объекты Австралии на группы; дайте название каждой группе, групп должно быть как можно больше: Мурей, Дарлинг, Эйр, Песчаная пустыня, Виктория, Большой водораздельный хребет, Тасмания.

7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Покажите примерно на схеме, как расположились бы климатические пояса и области в Австралии, если бы Большой Водораздельный хребет лежал на западе материка; на севере материка?

8. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.

Плато сильно изменено выветриванием, засыпано продуктами разрушения. Местами имеются выходы древних кристаллических пород – щиты, в пределах одного из них расположены горы Макдоннелл. Высота щитов колеблется от 800 до 900 метров. Центральная часть плато занята пустыней. Какой?

9. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Каким бы был климат Австралии, если бы она почти соединялась с Антарктидой?

                                               А Н Т А Р К Т И Д А.

1. Задания на проведение сравнений.

а) В чем заключаются особенности антарктических пустынь? Сравните их с пустынями Африки. Какие более пустынны и почему?

б) Чем отличаются оазисы Антарктиды от оазисов тропических пустынь в Африке.

2. Задания на проведение анализа с последующими выводами.

Изучить легенду карты, определить ложе ледника Антарктиды, т.е. поверхность платформы, места лежащего выше и ниже уровня моря. Найти научные станции на карте и определить их положение по отношению к материкам.

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

 Присутствие ледникового купола Антарктиды влияет на рельеф и животный мир. Приведите примеры влияния ледника на разные компоненты природного комплекса. Почему ледник связан с климатом не только прямой, но и обратной стрелкой.

Присутствие ледникового купола.

                                                            Животный мир

Климат

                                           Воды суши

Рельеф        Почвенно – растительный покров.

4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

а) В Антарктиде практически отсутствуют высшие растения. Чем в таких случаях питаются животные?

б) Почему Антарктиду называют эталоном чистоты воздуха?

5. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

Сравнить арктический и антарктический климатические пояса. В чем сходство, каковы причины. В чем состоит различие? Какими причинами оно обусловлено. К какой группе факторов относятся эти причины?

6. Задания на группировку объектов.

Разделите предложенные объекты на группы, дайте название каждой группе: Эребус, Росса, Восток, Молодежная, морской лев, Адели, поморник, альбатрос, равнина Шмидта, Новолазаревская, равнина Берда.

7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Изменилась бы высота ледникового покрова Антарктиды, если бы рельеф её был представлен плоской равниной?

8. Задания на узнавание объектов, явлений по их признакам.

В основе большей части  материка в её восточной половине лежит древняя плита. На этом материке находится 80% всех вод Земли.

9. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Повлияло бы на экологическое состояние Антарктиды добыча полезных ископаемых на материке.

                                                         Южная  Америка.

1. Задания на сравнение.

Где в Австралии или Южной Америке большую площадь занимают пустыни, где меньшую и почему?

2. Задания на проведение анализа с последующими выводами.

По карте климатических поясов и областей определить, какой климат образуется на востоке и на западе материка тропического климатического пояса. Что общего в климате востока и запада этих территорий?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

Какая зависимость существует между очертаниями береговой линии и историей развития материка? Происходят ли изменения в рельефе этих материков в настоящее время. Что является доказательством этого?

4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

В чем проявляется зависимость рельефа Южной Америки от строения земной коры. В чем различие рельефа Южной Америки и Австралии? Чем оно объясняется?

5. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

Сравнить умеренные климатические пояса северного и южного полушария. В чем сходство? В чем состоит различие? Какими причинами они обусловлены? К какой группе факторов относятся эти причины?

6. Задания на группировку объектов.

Разделите предложенные объекты Южной Америки на группы, дайте название каждой группе: Анды, Амазонка, Амазонская, Оринокская, Ла – Платская, Аконкагуа, Бразильское, Гвианское, Ориноко, Бразилия, Гвинея, Колумбия, майя, ацтеки.

7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Каким был бы климат Южной Америки, если бы горы Анды находились на восточном побережье.

8. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.

Образуют самые длинные горные цепи на суше, хребты их то расходятся, то сближаются и образуют горные узлы с высочайшими пиками, среди которых много потухших и действующих вулканов.

В тихих заводях и протоках растет кувшинка виктория регия с плавающими листьями диаметром до 2 – х метров.

9. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека, в частности строительство трансамазонской дороги, на леса Амазонии. На какие оболочки повлияет вырубка лесов Амазонии.

Система заданий повышенной трудности.        Северная  Америка.

1. Задания на проведение сравнений.

Какие типы морфоскульптурного рельефа вы знаете? Какие из них наиболее распространены на Земле? Сравните морфоскульптуры Северной и Южной Америки. Назовите причины различий.

2. Задания на проведение анализа с последующими выводами.

В каком направлении природные зоны сменяют друг друга в северной и южной части материка? Чем это определяется? Береговые хребты Кордильер самые молодые по времени образования, однако, не самые высокие. Чем объясняется несоответствие между временем образования и высотой гор?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

Север материка омывается водами Северного Ледовитого океана, и казалось бы, с океана должен приходить влажный воздух. Однако там осадков выпадает меньше, чем на внутренних плоскогорьях Кордильер. С чем это связано?

Какая зависимость существует между размерами материка и реками? В чем проявляется эта зависимость в Северной Америке?

4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

В чем проявляется зависимость рельефа Северной Америки от строения земной коры? В чем различие рельефа Южной и Северной Америки? Есть ли сходство? Чем это объясняется?

5. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

Сравните тропические пояса Северной и Южной Америки. В чем сходство? Какова причина сходства? К какой группе факторов образования ПТК относятся эти причины?

6. Задания на группировку объектов.

Разделите предложенные объекты Северной Америки на группы; групп должно быть как можно больше: Калифорнийский, Гудзонов, Флорида, Колорадо, Лабрадор, Центральные, Великие, Ниагара, Миссури, Эри, Онтарио.

7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Покажите примерно на схеме, как расположились бы природные зоны Северной Америки, если бы горы Кордильеры и Аппалачи поменялись местами? Составьте вопросы на моделирование ситуаций и явлений и ответьте на них.

8. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.

Горы необычайно красивы. Они расчленены глубокими речными долинами, которые называются каньонами.

Одна из самых длинных рек на Земле и самая водоносная река континента. Река пропилила холмистую возвышенность, сложенную известняками и соединила озера.

9. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Какие районы Северной Америки наиболее благоприятны для жизни и хозяйственной деятельности человека?

Сверьте ваш прогноз с картой плотности населения. Сделайте выводы.

Как изменились бы природные зоны, если бы Аппалачи были такой же высоты как Кордильеры?

Система заданий повышенной трудности.

         Е В Р А З И Я

1. Задания на проведение сравнений.

Сравните умеренный климатический пояс Северной Америки и Евразии, Евразии и Южной Америки.

2. На проведение анализа с последующими выводами.

По карте климатических поясов и областей определить, какой климат образуется в восточной части умеренного и субтропического климатических поясов, а так же на юге Евразии.

Определить направление ветров в январе и июле на этих территориях. Чем объясняются сезонное изменение ветров?

Что общего в климате юга и востока ( умеренный и субтропический пояса) Евразии? В чем различие климата этих территорий?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

Определите черты климата, вытекающие из таких особенностей материка:

  1. Евразия имеет большую протяженность с севера на юг.
  2. Евразия имеет большую протяженность с запада на восток.
  3. Гималаи и другие горы преграждают путь муссонам внутрь материка.
  4. Зимой большая часть поверхности материка сильно охлаждается.
  5. Островная часть Евразии на юге находится близ экватора.

Определите следствие следующих особенностей климата.

  1. Большая часть Евразии находится в умеренной поясе.
  2. В области средиземноморского климата летом преобладает тропический воздух, а зимой морской, умеренный.
  3. В тропическом поясе все время преобладает сухой тропический воздух.

Указать какие особенности рек обусловлены следующими причинами. ( т.е. определить следствия, вытекающие из указанных причин):

  1. Большие размеры материка.
  2. В центральной части материка находятся крупнейшие горные массивы.
  3. Реки бассейна Северного Ледовитого океана протекают главным образом в субарктическом поясе и в области континентального климата умеренного пояса.

Определить причины следующих особенностей внутренних вод:

  1. Большую область занимает бассейн внутреннего стока.
  2. Озеро Байкал – глубочайшее озеро на нашей планете.
  3. Река Хуанхе несет очень мутную воду.

4. Задания на выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений.

Имея ввиду зависимость климата о географической широты, сделайте предположение о том, где в Евразии должны наблюдаться наиболее низкие температуры января. Проверьте свои предположения по климатической карте. Сделайте выводы.

Почему вода в западной части озера Балхаш пресная, а в восточной соленая?

5. Задания на группировку связей по их генезису. Установление прямых и обратных связей.

1. Почему на Западно – Сибирской равнине, а так же в районах среднего и нижнего течения рек Тигр и Евфрат имеются залежи нефти и природного газа?

2. Какие факторы влияют на формирование рельефа Евразии?

3. Чем вызваны сезонные изменения в зоне тайги?

Чем они вызваны в зоне саванн и редколесий?

6. Задания на группировку объектов.

Разделите предложенные объекты Евразии на группы, дайте названия каждой группе: Кавказ, Волга, Сена, Рим, Китай, Гималаи, Тигр, Обь, Альпы, Днепр, Апенинский, Аравийский, Каспийское, Байкал, Сахалин, Новая Земля.

7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Как изменился бы климат, если бы Уральские горы были выше 5000 м, а Гималаи и Тибет ниже 2000 м? Какими бы  были реки, берущие начало в горах?

8. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.

Определить какой это климат. Зима теплая, лето нежаркое. По всему небосклону медленно и беспрерывно передвигаются облака и их бледно – свинцовый цвет, их бесконечные ряды наводят на мысль о приближающемся дожде. С поверхности моря, рек, с напоенной сыростью земли непрерывно поднимается пар. Воздух влажен даже в ясные дни.

9. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Как изменился бы климат, если бы горы Гималаи и Тибет были ниже 2000 м? Что было бы с реками, берущими начало в горах?



Предварительный просмотр:

Результаты учебных достижений обучающихся за последние три года

География

Показатели

2010-2011

уч.год

2011-2012

уч. год

2012-2013

уч. год

2013-2014

1 чет

2 чет

Количество учащихся

10

18

21

18

18

Общая успеваемость по предмету

(в %)

100

100

100

100

100

Качество знаний по предмету

 (в %)

57

55

58

60,5

63.7



Предварительный просмотр:

Результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету 

Название олимпиад, научно-практических конференций, конкурсов, смотров, выставок,

спортивных соревнований

Кол-во участ-

ников

Достижения учащихся (место, диплом, участие)

2012-2013 уч. год

Муниципальный этап Всероссийской

олимпиады школьников по географии

1

участие

Муниципальный конкурс фотографий

« Случайный кадр» в газете « Прогресс»

1

участие

Областной конкурс фотографий «Школьные годы чудесные», « Мое веселое лето» в газете « Сударыня»

1

участие

Муниципальный конкурс «Туристическое мастерство»

6

участие

2013-2014 уч. год

Общероссийская предметная олимпиада по географии  8-9 класс

«Осенняя сессия 2013»

info@olimpus.org.ru.www.olimpus.org.ru

6

5 дипломов участника

1 диплом 2 степени

Всероссийская дистанционная олимпиада по географии 6-7 класс «Вот-задачка» http://www.vot-zadachka.ru/index.php?article_id=202#top

1

диплом 3 степени

Всероссийская дистанционная олимпиада по географии 8  класс «Вот-задачка» http://www.vot-zadachka.ru/index.php?article_id=202#top

1

сертификат участника

Социальная сеть работников образования. Проект для одаренных детей « Алые паруса» 

  1. «Моя малая Родина»  http://nsportal.ru/node/923909
  2. «Моя бабушка»

 http://nsportal.ru/node/944085 

«Моя бабушка»

http://nsportal.ru/node/944114,свидетельство

3

свидетельство о публикации

Конкурс Рукописная книга 2013

istoki.oren@mail.ru,  istoki.oren@yandex.ru

3

результаты ожидаются

Всероссийская дистанционная олимпиада по географии 9 класс «Вот-задачка» » http://vot-zadachka.ru/index.php?article_id=171&order_id=364685#top

1

Диплом 3 степени

Международная дистанционная олимпиада по георафии

http://novyurok.ru/userpanel/gifts.php

1

Диплом 2 степени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии

В работе указаны отличительные особенности и  принципы работы с одаренными детьми. Особое внимание уделяется формам и методам работы с данной категорией обучающихся....

Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке с...

План работы с одаренными детьми на уроках географии в 8 классе.

Курс физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят знания, полученные в предыдущих классах.    Тр...

Система работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Выступление на Педагогических чтениях в октябре 2012 года...

Доклад на тему :«Организация работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Работа со способными и одаренными учащимися на уроках географии – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенност...

Работа с одаренными детьми на уроках географии

Работа с одаренными детьми на уроках географии...