Методическая разработка «Тонкости общения»
материал

Елена Владимировна Чубалина

Методическая разработка

«Тонкости общения»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tonkosti_obshcheniya.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Ярцево Смоленской области

Методическая разработка

«Тонкости общения»

Автор:

педагог дополнительного образования

Чубалина Елена Владимировна

Ярцево

2022 год


Тема занятия: «Тонкости общения»

Возраст обучающихся: 13-18 лет.

Тип занятия: комбинированное.

Вид занятия: тренинг.

Цель: формирование представления о невербальных проявлениях в коммуникации.

Задачи:

  • Изучить понятия «коммуникация», «невербальное общение» и их составляющие.
  • Развить способность замечать невербальные признаки, их интерпретировать и использовать в общении.
  • Повысить культуру общения участников творческого объединения.
  • Стимулировать интерес к изучению процесса коммуникации.
  • Развить познавательный интерес, логическое мышление обучающихся.

План:

  1. Ритуал входа.
  2. Разминка.
  3. Мини-лекция.
  4. Практическая проработка.
  5. Ширинг.
  6. Ритуал выхода.

Оборудование: необходима просторная аудитория со стульями по количеству участников занятия, расставленных по кругу. А также небольшой мячик для разминки.

        

- Перед тем как мы с вами начнём работу, я предлагаю вам придумать особый ритуал, который будет известен только нам. Мы будем проводить его в начале каждого занятия в знак приветствия друг друга.

Например, можно использовать Ритуал «Я и он» - выражение своих чувств к себе и по отношению к другим. Выглядит это так:

- Всем привет, меня зовут Вася, и я приветствую Катю, жизнерадостную.

- Привет, я жизнерадостная Катя и приветствую умную Сашу…

Теперь, когда мы поприветствовали друг друга…

Создание предпосылок для создания комфортной психологической атмосферы.

…мы должны обговорить следующие правила. Они действуют в круге и обязательны для исполнения. Если кто-то посчитает, что список правил не полон, может предложить свое. И так:

  • Правило равноценности. Нет статусных различий, иерархии, сложившейся для группы, субординации. Каждый несёт ответственность как за свои решения, так и за групповые.
  • Правило активности. От активности каждого члена группы выигрывают все.
  • Правило Искренности. Каждый говорит то, что думает, а не то, что (по его мнению) от него ждут, при этом меру доверительности устанавливает сам.
  • Обсуждению подлежит только то, что происходит «здесь и сейчас».
  • Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся «личных» жизненных историй каждого, не выносится за пределы круга.
  • Правило конструктивной обратной связи. Говорить о поведении, а не о личности. Анализ поведения детализировать по эпизодам, а не обобщать не дифференцированно.
  • В кругу говорит один человек. Остальные внимательно слушают, не перебивают, поднимают руку, если хотят что-то прокомментировать вне очереди.

Это важно для создания доверительной тёплой атмосферы в группе.

РАЗМИНКА

  1. Упражнение "Всеобщее внимание"

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми невербальными средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры.

Ширинг.

Мини-лекция

Общение — сложный многоплановый процесс установления контактов между людьми, обусловленный их потребностями в совместной деятельности и включающий 3 стороны:

  1. коммуникативную (передача информации);
  2. перцептивную (восприятие и понимание партнера);
  3. интерактивную (выработка общей стратегии и тактики взаимодействия)

По использованным средствам выделяют вербальное и невербальное общение.

Вербальная коммуникация для человека является основным и универсальным способом общения. Любой другой способ взаимодействия может быть выражен средствами языка.К числу вербальных средств относится как устная, так и письменная разновидности языка. 

Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

 Особую важность представляют невербальные средства общения. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

 Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания.  О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции.

(У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.)

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты.

Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо.

По своей специфике взгляд может быть:

 - Деловой - когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства

 - Социальный - взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.

 - Интимный - взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.

 - Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Поза — это положение тела.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.

1) Упражнение  «XX II»

Ведущий передает некий предмет игроку говоря комбинацию, например, крест-крест. Далее данный предмет передается игроком следующему игроку, при этом они должны угадать (понять) вариант, т.е. например "крест-параллель". Если все верно - ведущий это подтверждает. Если крест-крест, значит ноги у игроков скрещены (одна на другой), а если крест-параллель, то у одного игрока ноги скрещены, а у другого нет.

Ширинг.

Такесика — роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

Проксемика - определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:

 - Интимная зона (15-45 см) - в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.

 - Личная (персональная) зона (45 - 120 см) - зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный - зрительный контакт.

 - Социальная зона (120 - 400 см) - зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.

  • Публичная зона (более 400 см) - зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

 Показать дистанции на конкретном примере. Взять 2х близко знакомых людей и взять 2х наименее всего знакомых людей, и показать группе дистанции на которых им будет комфортно общаться.

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных Горой речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Голос содержит в себе очень много информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, место проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя.

Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или когда человек пытается обмануть своего собеседника.

Важно, ЧТО в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения.

Также следует учитывать, что человек обычно высказывает лишь 80% той информации, которой хотел поделиться. Собеседник воспринимает 70% от сказанного и понимает 60% услышанного, а через 5 часов в его памяти остается в среднем от 10 до 25% воспринятой информации.

Рассмотрим другую проблему – ложь. Науке известны её проявления, а так как язык тела универсален, то и признаки лжи универсальны. Однако стоит все равно крайне внимательно наблюдать за человеком, чтобы уличить его во лжи. И так, поговорим о признаках лжи.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ЛЖИ

Признаки лжи делятся на две основных категории: вербальные и невербальные. Невербальные признаки лжи в свою очередь делятся на физиологические, мимические и жестикулятивные. Признаки лжи легче выявить у человека, с которым Вы раньше общались. В этом случае Вам знакомо его нормальное (естественное) поведение. 

Физиологические признаки лжи

В принципе, приведенные ниже физиологические признаки лжи могут свидетельствовать только о стрессовом состоянии собеседника. Что в свою очередь может означать, что он лжет, либо же такое поведение является свойственным данному человеку. Понаблюдав за ним еще немного, Вы сможете либо подтвердить свое предположение о неискренности собеседника (в случае если обнаружится еще один или несколько признаков лжи), либо опровергнуть. 

  • капли пота на верхней губе или на лбу
  • сухость во рту
  • сужение зрачков
  • тяжелое дыхание
  • глубокий вдох и шумный выдох
  • изменение цвета лица (покраснение, бледность или пятна)
  • подергивание мышц лица
  • напряженные губы или кривая улыбка
  • учащенное моргание глаз
  • дрожь в голосе
  • появление «гусиной кожи» на руках
  • появление зевоты
  • учащенное сердцебиение
  • заикание (если его раньше не было)
  • покашливание
  • изменение тембра, тона и громкости голоса
  • частое сглатывание слюны

Мимические и жестикулятивные признаки лжи

  • постоянные беспорядочные движения (хождение, покачивание и т.д.)
  • хождение из стороны в сторону
  • потирание и чесание рук, пальцев, шеи, головы и т.д.
  • частое касание рта, глаз, ушей и особенно носа
  • покусывание губ или ногтей
  • старается не смотреть прямо в глаза или наоборот, постоянно смотрит в глаза
  • нахмуренные брови
  • различные неоправданные движения ног (качание, шарканье, постукивание, переминание с ноги на ногу)
  • скрещенные руки или ноги
  • сцепленные в «замок» руки
  • руки держатся у паха
  • руки в карманах или там где их не видно (например, под столом)
  • руки у рта или шеи
  • мимолетные «мгновенные» изменение выражения лица
  • опущенная голова и втянутый подбородок
  • кривая улыбка, так называемая «усмешка»
  • несвоевременная улыбка

Вербальные признаки лжи

  • человек чрезмерно пытается доказать свою невиновность (клянется, божится, дает честное слово и т.д.)
  • самый распространенный признак лжи – нежелание или отказ обсуждать определенные темы или отвечать на поставленные вопросы
  • попытки нанести прямое оскорбление, использование пренебрежительного тона, грубость, нецензурная брань
  • попытки вызвать сочувствие, жалость, доверие, симпатию. Во всем с Вами соглашается (кроме того, что он врет)
  • старается не говорить «да» или «нет»
  • уклоняется от прямых вопросов, немногословен
  • показывает, что он равнодушно относится к обсуждаемой теме
  • также, один из самых распространенных признаков лжи, - постоянные попытки сменить тему разговора

И так, попробуем на практике проверить то, что мы смогли запомнить.

Ваши впечатления по проведенному упражнению?

3) Игра «Три человека у телефона»

Цель: тренировка учения понимать невербальное общение.

Ход игры: Вызываются три желающих участника. Ведущий каждому «на ушко» сообщает задание. Задания у всех разные, но их объединяет одно. Участники должны изобразить группе, что каждый стоит в телефонной будке и разговаривает по телефону, но с разным настроением. Именно это настроение и сообщает им «на ушко» ведущий, также он информирует участников о том, с кем и о чем они разговаривают, какие чувства они испытывают.

Например: один – озабочен, вызывает скорую помощь, срочно, встревожен; другой – агрессивно настроен по отношению оппоненту, высказывает ему свое негативное отношение, ругает; третий – счастливый влюбленный, договаривается о свидании.

3 основных участника замирают в позе, которая по их мнению наиболее точно передает состояние их героя. Задача основных игроков догадаться о настроении этих людей, о примерном содержании разговора, об интонации.

Вопросы для обсуждения:

Легко ли вам было догадаться о настроении этих людей?

Удалось ли угадать примерное содержание разговора?

Какие трудности возникали в ходе игры?

4) Упражнение "Таможня"

Цель упражнения: помочь участникам освоить язык невербальных знаков. 
Участники тренинга по очереди выходят и входят в помещение. Каждый должен выйти-войти по 5 раз. При этом только два раза у него под одеждой спрятана какая-то вещь. Остальные пытаются угадать по его поведению, когда была спрятана вещь. 

Обсуждение: 

- По каким признакам вы пытались узнать, когда была спрятана вещь? 

- Что чувствовали вы когда входили в помещение?

5) Упражнение "Контрабандисты"

  Ведущий вызывает несколько добровольцев (от трех до пяти). Выводит их за двери зала. Там одному из этой группки вручается какой-то небольшой предмет, который можно спрятать в кармане: ручку, колпачок от ручки, маленький степлер, свернутую бумажку (записку), маленький пакетик с приправой, фишку для покера и т.п. Данный участник прячет эту вещь в карман и обещает не вытаскивать ее, пока не получит разрешение от ведущего. 

  Все возвращаются в тренинговый зал. Объясняется, что эти несколько человек - "контрабандисты", якобы они незаконно провозят что-то (шариковые ручки, степлеры, приправы и т.д.). В данный момент лишь у одного из "команды контрабандистов" есть незаконный товар. Другие "контрабандисты" это знают, но ни за что не скажут. Они могут всячески врать, выкручиваться, сваливать вину друг на друга, говорить даже что это они сами обладают запрещенным товаром. Среди лжи "контрабандисты" могут сказать и правду, у них на это полное право. 

  Задача остальных участников - "расколоть" контрабандистов, выяснить путем опроса, кто же на самом деле "с товаром". В конце опроса каждый из опрашиваемых должен четко проговорить свою позицию, назвав предполагаемого нарушителя. После этого ведущий подает знак обладателю "товара", тот его достает и демонстрирует. 

  Желательно упражнение провести в несколько туров. Один и тот же участник может несколько раз попадать в "команду контрабандистов". 

Во время прохождения упражнения можно показать метод калибровки.

  В конце проводится обсуждение: 

  - Какой тактики лучше было придерживаться "контрабандистам"? 

  - Какой тактики лучше было придерживаться наблюдателям? 

  - Какие внешние признаки проявляют ложь человека? 

  - По каким признакам можно определить искренность? 

  • Кто из "контрабандистов" особенно хорошо играл?

Ширинг.

Ну что ж, наше занятие подошло к концу. Давайте поделимся впечатлениями (каждый говорит по кругу).

Ритуал выхода «Ладони» - выражение своего настроя после окончания занятия:

  • открытые ладони – «Я хорошо себя чувствую»;
  • скрытые – «Я не очень хорошо себя чувствую»;
  • одна открыта, другая скрыта «Я неопределённо себя чувствую».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по психологии Доклад на тему:"Стили педагогического общения учителя"

В данном материале изложены рекомендации А.К. Марковой и А.Я. Никоновой по проведению диагностики среди педагогов с целью изучения и выявления стилей педагогического общения.  В основу различения...

Методическая разработка урока "Язык как средство общения в современном мире"

Методическая разработка -конспект урока по русскому языку "Язык как средство общения в современном мире" с обоснованием целей и задач. Предусматривает разные виды работы обучающихся: групповые, индиви...

Методическая разработка тренинга общения в малой группе

        Тренинг личностного роста представляет собой разновидность социально-психологического тренинга, направленного на развитие психиче процессов (познавательных, волевых ...

Методическая разработка часа общения "Наши имена"

Цель: познание детьми своего имени, его значении.Задачи:- формирование индивидуальности;- расширение кругозора;- привитие  интереса к исследовательской деятельности.Оборудование: презентаци...

Методические рекомендации "Тонкости подбора музыкального материала для оформления уроков классического танца"

В работе рассматриваются нюансы подбора концертмейстером музыкального материала совместно с хореографом....

Методическая разработка часа общения в 9 классе "Семья и её роль в жизни человека"

Час общения «Семья и её роль в жизни человека»Цели: создание теплой дружеской творческой атмосферы, стимулирование навыков самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности стар...