Методическая разработка тренинга общения в малой группе
методическая разработка (10 класс) по теме

Мишина Светлана Геннадьевна

          Тренинг личностного роста представляет собой разновидность социально-психологического тренинга, направленного на развитие психиче процессов (познавательных, волевых и эмоциональных). Занимательные, развлекательные и подвижные игры применяются в тренинге личностного роста, выступают его составным элементом и методом проведения, имеют серьезную эмоциональную и когнитивную нагрузку, способствующую развитию личности человека. Чаще всего они проводятся автономно, вне тренинга личностного роста, но их общая направленность на гармонизацию интеллектуального, эмоционального и физического развития человека, остается крайне важной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_obshcheniya_v_maloy_gruppe.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ШАТУРСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка

тренинга общения в малой группе

Групповое коррекционное занятие,

развивающее креативность, толерантность,

 коммуникативные навыки

Разработала и провела занятие:

педагог-психолог Мишина С.Г.

Шатура

2016 год

Тренинг общения в малой группе

Групповое коррекционное занятие,

развивающее креативность, толерантность,

 коммуникативные навыки

Введение

Тренинг личностного роста представляет собой разновидность социально-психологического тренинга, направленного на развитие психических процессов (познавательных, волевых и эмоциональных). Занимательные, развлекательные и подвижные игры применяются в тренинге личностного роста, выступают его составным элементом и методом проведения, имеют серьезную эмоциональную и когнитивную нагрузку, способствующую развитию личности человека. Чаще всего они проводятся автономно, вне тренинга личностного роста, но их общая направленность на гармонизацию интеллектуального, эмоционального и физического развития человека, остается крайне важной.

Цель занятия:

1. Развитие творческого мышления.

2. Коррекция неадаптивных форм поведения.

3. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи занятия:

1. Способствовать активизации умственной деятельности студентов.

2. Способствовать развитию умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

3. Способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих процессу самовыражения.

4. С помощью игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные навыки и умения.

5. Способствовать развитию личностно - значимых качеств: познавательных, волевых, эмоциональных процессов, эмпатии.

Формы и методы работы

групповая работа,

элементы индивидуальной работы,

групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы),

наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности),

ролевая игра.

Оборудования и приспособления: карточки с игровыми заданиями, фломастеры, простые карандаши, бумага формата А 4.

Место и время проведения: аудитория ОСП «ШЭТ», 01. 03. 2016г., группа ПК - 53.

Ход занятия:

1. Разъяснить студентам цели и задачи тренинга. (3 мин.)

2. Сформировать из студентов 3-4 команды, численностью 4-6 человек. Команды формируются студентами самостоятельно, в зависимости от личных предпочтений. (3 мин).

3. Команды выбирают себе название, пишут его на листе А 4. (3 мин).

4. Упражнение-игра «Слова» (5-6 мин).

Инструкция. Даются случайно выбранные слова, каждое слово на отдельной карточке. Команде предлагается придумать из букв, составляющих слово, как можно больше других слов. Как, например, из слова «слон» можно составить слова «нос», «сон». Слова можно придумывать только нарицательные существительные в именительном падеже единственного числа.

Каждой команде выдаются три карточки со словами из 6, 7, 8 букв.

Студенты могут работать, разделив карточки между собой, могут работать сообща. Свои варианты слов они пишут на карточке. За каждое «правильное» слово начисляется 1 балл.

5 .Упражнение-игра «Поиск общего». (5-6 мин).

Инструкция. Даются два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков. Стандартные ответы заключают в себе указание на внешние характеристики вещей. Оригинальные ответы являются результатом анализа существенных признаков.

Вариант 1: тарелка, лодка.

Вариант 2: дерево, дом.

Вариант 3: солнце, рубашка.

Вариант 4: самолет ложка.

Примеры стандартных ответов по варианту 1: «Лодка и тарелка имеют углубление», «В лодку и тарелку можно налить жидкость». Примеры оригинальных ответов: «Лодка и тарелка – изделия человеческих рук», «Лодка и тарелка могут держаться на поверхности воды».

Командам раздаются карточки с кратким пояснением и парами слов.

Свои варианты студенты пишут на карточке. За каждый «общий признак» начисляется 1 балл.

6. Упражнение-игра «Составить предложение». (6-7ми).

Инструкция. Необходимо составить предложение, количество слов в котором соответствует количеству букв в заданном слове. При этом каждое слово предложения должно начинаться на соответствующую букву слова, например:

ГОРА – Глупец орет, роняя авторитет.

ПИРОГ – Пусть и родители обретут голос.

Командам раздаются карточки с кратким пояснением и словами (по 3 слова). Свои варианты студенты пишут на карточке. За каждое предложение начисляется 1 балл.

7. Ролевая игра «Потерпевшие кораблекрушение». (10-15 мин.) 

Разъяснение задания

Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше положение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но известно, что вы находитесь на расстоянии примерно тысячи миль от земли.

Вам предлагается список из 15 предметов, которые остались целыми и неповрежденными от пожара. В дополнение к ним вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и перечисленные предметы.

Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых купюр.

Перечень оставшихся предметов

1.

Секстант (без таблиц и хронометра)

2.

Зеркало для бритья

3.

Канистра с водой (5литров)

4.

Противомоскитная сетка

5.

Одна коробка с армейским рационом (сухой паек, НЗ)

6.

Карта Тихого океана

7.

Подушка – плавательное средство

8.

Канистра нефтегазовой смеси

9.

Маленький транзисторный приемник

10.

Репелент – средство отпугивающее акул

11.

10 кв. м непрозрачного пластика

12.

Бутылка со спиртом

13.

6 м нейлонового каната

14.

Две коробки шоколада

15.

Рыболовная снасть

Ваша задача – классифицировать предметы в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению предмета и так далее до 15-го, наименее важного для вас.

Посовещайтесь и проранжируйте выданный вам список.

Каждая команда озвучивает свой вариант списка.

По одному баллу начисляется за «предметы», вошедшие в шестерку самых важных для выживания. См. приложение №1.

8. Заключение. (3-5 мин).

Записанные на доске баллы суммируются. Объявляется команда - победитель.

Примечание: баллы после каждой игры подсчитывает тренер и записывает их на доске мелом – напротив названия команд. При этом, для экономии времени, можно вести подсчет баллов по выполненному заданию после того, как командам выдано следующее задание.

Литература:

1.Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб., Питер, 2005.

2.Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие.- М.: Сфера, 2005.

3.Петровская Л. А. Общение - компетентность - тренинг.- М.: Смысл, 2007

Приложение № 1

Правильный порядок классификации

Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Итак,

1. Зеркало для бритья. Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.

2. Канистра нефтегазовой смеси. Смесь может быть зажжена банкнотой и спичкой (вне плота) и будет плыть, привлекая внимание.

3. Канистра с водой необходима для утоления жажды.

4. Одна коробка с армейским рационом. Обеспечит основную пищу.

5.10кв.м непрозрачного пластика. Используется для сбора дождевой воды, обеспечивает защиту от стихии.

6. Две коробки шоколада. Резервный запас пищи.

7. Рыболовная снасть. Оцениваются ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица в руках» лучше, чем»журавль в небе». Нет уверенности, что вы поймаете рыбу.

8. 6м нейлонового каната. Можно использовать для связывания снаряжения, чтобы оно не упало за борт.

9. Подушка – плавательное средство. Если кто-то упадет за борт, она будет служить спасательным средством.

10. Репелент, отпугивающий акул. Незначительность очевидна.

11. Бутылка со спиртом. Можно использовать в качестве антисептика. Употребление может вызвать обезвоживание.

12. Маленький транзисторный приемник. Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.

13. Карты Тихого океана. Бесполезны  без дополнительных навигационных приборов.

14. Противомоскитная сетка. В Тихом океане нет москитов.

15. Секстант. Без таблиц и хронометра относительно бесполезен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое руководство "Организация работы в малых группах" /Интерактивное обучение/

В данном руководстве отражены следующие этапы:1 Организация работы в малых группах2 С чего надо начать внедрения метода3 Определенные моменты при разработке "работы в малых группах"4 Какой размер груп...

Методическая разработка общешкольного мероприятия «Открытие малой школьной Олимпиады»

Цель:                 Внедрение в практику работы методологии олимпийского воспитания  и образования, направл...

Методическая разработка "Открытие школьной спатакиады "Малые олимпийские игры - 2011"

Методическая разработка "Открытие школьной спатакиады "Малые олимпийские игры - 2011"Открытие состоялось  в иде торжественного представления каждой страны и вида спорта. В подготовке принимал уча...

Методическая разработка классного часа "Моя малая Родина"

Пояснительная записка  Цель: Показать значение родины, семьи и школы в жизни каждого человека. Сопутствующая цель: изучение нравственных ценностей в жизни учащихся и их родителей для ул...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Моя малая и большая Родина"

Направление - научно – познавательноеВид деятельности - познавательно, игровойВикторина «Своя игра»  в 5-м классе с использованием мультимедийной презентации.Викторина способств...

Разработка тренинга общения для участников олимпиады по краеведению (работа с одаренными детьми)

Данный тренинг разработан как итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации по психолого-педагогическому сопровождению и адаптации одаренных детей. Только системная работа, грамотный по...