Разработка тренинга общения для участников олимпиады по краеведению (работа с одаренными детьми)
методическая разработка (8, 9 класс)

Иванова Марина Геннадьевна

Данный тренинг разработан как итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации по психолого-педагогическому сопровождению и адаптации одаренных детей. 

Только системная работа, грамотный подход педагога, его знание особенностей работы с одаренными детьми поможет им не только развить свои способности, но и найти им практическое применение в будущем, а самое главное – стать социально адаптированной личностью. Предлагаемый тренинг – один из способов достичь данной цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya_ivanova_m.g.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение 

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Городской центр развития дополнительного образования


Курсы повышения квалификации

«Психолого-педагогическое сопровождение личностной адаптации одаренных детей и подростков»





Аттестационная работа

«Разработка тренинга общения

для участников олимпиады по краеведению»









Автор:

Иванова Марина Геннадьевна

методист

 ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб

Куратор:

Леванина Яна Сергеевна, методист,

 ГЦРДО ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» 

 






Санкт-Петербург

2022

Оглавление

1

Введение

3

2

Основная часть

5

2.1

Теоретическая характеристика проблемы одаренности

5

2.2

Разработка тренинга общения

7

3

Заключение

12

4

Список литературы

13

1. Введение

Актуальность

В нашей стране в последние годы стала актуальна проблема развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для самого одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

Более десяти лет я работаю с детьми – участниками районного и регионального этапов олимпиады по краеведению. Эти дети имеют высокую мотивацию, показывают отличные от большинства сверстников интеллектуальные  способности, интерес к исследовательской деятельности. Данную категорию детей можно отнести  к такой категории одаренных детей, как хорошо обучающиеся в школе (более подробно понятие одаренности, и  категории, выделяемые специалистами,  будут рассмотрены в основной части).  А некоторых из них – к высоко интеллектуально одаренным. Об этом говорит тот факт, что члены команды Курортного района неоднократно становились победителями не только региональной, но и Всероссийской олимпиады по краеведению. Однако, наряду с высокими знаниями, дети, зачастую, проявляли затруднения на этапе, предполагающем командную работу. Отмечу, что на районном этапе школы представляют команду учащихся 8-9 классов (по 3 человека соответственно), а на региональный этап выходит смешанная команда – победители районного этапа – так же 3 человека из 8 и 3 из 9 классов. И на районном, и на региональном этапе участники выполняют как индивидуальные задания (тестирование и работа с краеведческими источниками), так и командное – городское ориентирование.  Именно на этом этапе мы и сталкиваемся с трудностями. Кто-то берет на себя инициативу и не слушает других, кто-то вообще теряется и не предлагает никаких идей, так как стесняется общаться с детьми не из своей школы. Примечательно, что  при обсуждении во время подготовки к этапу на вопрос «Как вы узнаете информацию о маршруте (здании, памятнике), если нельзя использовать гаджеты?» дети отвечали «Посмотрим по карте, прочитаем информацию на доме, вспомним, что знаем сами», и только после моих наводящих вопросов находили такой вариант, как спросить у прохожих. Таким образом, при подготовке команды на первый план вышло не столько отработка вопросов и заданий тестирования, а именно научить общаться, действовать в команде. Следует отметить, что проблема общения между собой стала актуально для подростков в целом, а не только для такой категории, как одаренные дети. Поэтому, разработанный мной тренинг может быть использован в работе с любыми детьми подросткового возраста.

  Именно в этом возрасте активно развиваются коммуникативные качества личности, возникает высокая потребность в общении. Однако, особенно в последнее время, уровень коммуникации у подростков достаточно низкий. Общение все больше переносится в виртуальный мир. Необходимость общаться «вживую» зачастую ставит молодых людей в тупик. Именно поэтому тренинг, направленный на развитие умения общаться, является в данном возрасте достаточно  актуальным.

Социально-психологический тренинг – это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы. В ходе тренинга значительно эффективнее решаются вопросы развития личности, успешно формируются коммуникативные навыки.

В ходе тренинга участники овладевают различными способами межличностного взаимодействия, становятся более компетентными в сфере общения, и появляется определенный опыт позитивного отношения к себе, к окружающим людям и к миру в целом.

Цель: способствовать осознанию подростками ценности межличностного общения.

Задачи:

- Способствовать формированию представлений о вербальном и невербальном общении.

- Способствовать совершенствованию коммуникативных навыков.

- Формирование мотивации построения позитивных взаимоотношений.

- Развитие рефлексии, эмпатии.

- Сплочение детского коллектива, отработка навыков работы в команде.

Основные принципы проведения тренинга общения:

- Принцип активности, реализующийся в социально – психологическом тренинге, предполагает не усвоение готовых знаний и приемов, а самостоятельную выработку более эффективных навыков общения.

- Принцип конструктивной, а не оценочной обратной связи.

Количество участников – 12 - 16  человек.

Возраст участников – 14 – 15 лет.

Условия проведения – для проведения тренинга необходимо достаточно просторное помещение, где есть возможность различного способа размещения участников – как для работы за столами, так и свободного перемещения. Так как тренинг предполагает движение и постоянное перестроение, занятие может проходить без перерыва – два академических часа (1,5 часа).

Необходимое оборудование – стулья по количеству участников, столы, твердые подставки – планшеты для каждого участника, ручки, листы бумаги, доска, мел или лист ватмана и маркеры, повязки на глаза (не обязательно), карточки с заданиями для некоторых упражнений.

2. Основная часть

2.1 Теоретическая характеристика проблемы одаренности

Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети".

Что же такое одаренность? Среди множества определений данного понятия более полным и оптимальным мне кажется следующее:

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.

1. Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

2. Дети с высоким уровнем творческих способностей;

3. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности

4. Дети, хорошо обучающиеся в школе

5. Дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.

Вместе с тем, одаренные дети доставляют неудобства не только другим, но, зачастую, и себе самим. Наиболее ярко это проявляется в общении, то есть возникают проблемы межличностной коммуникации одаренных детей.

Есть и еще один аспект, касающийся отношения школы к одаренным детям. Одаренные дети очень рано настраиваются на накопление и переработку знаний. Во многих случаях это просто непрерывное их поглощение. Эту их страсть вполне разделяет школа, деятельность, которой зачастую нацелена на различные рейтинги, высокие показатели и т.п. В силу этого одаренные дети становятся постоянными участниками различного уровня конкурсов, олимпиад и прочих  мероприятий.  Тем самым, они вызывают у «обычных» детей чувства зависти, ревности, неприятия.

Таким образом,  одной из важнейших задач педагога при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций.

Изученная литература и собственный опыт работы позволяет сделать следующие выводы: одаренные дети требуют особого подхода. Они  не имеют достаточного опыта преодоления трудностей, практически никогда не встречаясь с серьезными препятствиями во время обучения.  Познание у этих детей чаще всего происходит в условиях комфорта (хотя и развивающего), в ходе которого развивается ум, способности ребенка, но недостаточно тренируется его способность преодолевать неудачи различного рода, в том числе и в общении со сверстниками. Особенно заметно у многих исключительно одаренных детей нарушение чувства реальности, отсутствие социальной рефлексии и навыков поведения в реальных условиях школьного и общего социума.

Ни для кого не секрет, как бывают сложны отношения между одаренными детьми и их сверстниками. Способность адекватно воспринимать себя, сверстников и взрослых является одной из важных составляющих психосоциального развития ребенка. Особые сложности, как отмечают многие исследователи, часто имеют, с этой точки зрения, именно одаренные дети.

Зачастую одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Этот риск возникает в том случае, когда реальный уровень способностей высоко одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе.

Наиболее частые  особенности таких детей:

Трудности в нахождении близких по духу друзей

Проблемы участия в играх сверстников

Трудности в школе

Только системная работа, грамотный подход педагога, его знание особенностей работы с одаренными детьми поможет им не только развить свои способности, но и найти им практическое применение в будущем, а самое главное – стать социально адаптированной личностью. Предлагаемый тренинг – один из способов достичь данной цели.

2.2. Разработка тренинга общения

Данный тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания. Разработан для сплочения команды участников районного этапа региональной олимпиады по краеведению.

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия – «Секреты общения». Хотите узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга? Тогда начнем.

II. Знакомство

Для начала, давайте познакомимся. Каждому из нас приятно, когда его называют по имени. Особенно, если нас называют так, как нам более всего привычно.
Кстати, это и будет 1 секретом общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому, если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.

Упражнение «Снежный ком (знакомство)»

     Материалы – не требуются.

Время – 2 минуты.

Участники встают в круг. По-очереди, начиная с ведущего, называют свое имя

(как бы я хотел, чтобы ко мне обращались на тренинге). Каждый следующий участник повторяет все имена, начиная с имени ведущего, в конце добавляя свое. Таким образом, последний участник должен повторить все имена.  Упражнение желательно повторить в обратном порядке.

     

Как я уже сказала, сегодня тема нашей встречи – общение. А что такое общение? (ответы).

Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жизни. Общение может происходить в различных формах, из которых выделяют 3 стороны:

- обмен информацией

- взаимодействие

- установка взаимопонимания.

Открою вам еще один секрет общения – чтобы уметь общаться, надо  быть хорошими слушателями.

Что вы чувствуете, когда вы говорите, а вас не слушают? (ответы)

Человек, умеющий общаться, знает, как важно быть внимательным слушателем. Вспомните кого-либо из своих знакомых, кто, общаясь с вами, внимательно слушает вас. Что делает этот человек, чтобы дать вам почувствовать, что  он вас слушает? (ответы)

Давайте вместе попрактикуемся быть хорошими слушателями прямо сейчас.

Упражнение «Рисование на слух»

    Материалы – листы бумаги,  карандаши или ручки.

Время – 2-3  минуты на рисование (1 часть), по 3 минуты для рисования каждому участнику при работе в парах (2 часть), 2-3 минуты обсуждение.

Участники размещаются так, чтобы не видеть, что рисуют другие.

Установка: На одной половине листа нарисовать рисунок, используя только 3 геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Располагать их можно как угодно, по своему выбору. (Выполняя задание, дети не должны показывать свои работы друг другу. По окончании необходимо  сложить листки пополам, закрыв, таким образом, рисунок). Далее участники разбиваются на пары, сев спиной к спине. Один из этой пары будет «слушателем», другой – «объясняющим». «Объясняющий» будет затем объяснить «слушателю» как нужно рисовать, чтобы «слушающий» воспроизвел копию его рисунка. «Слушатель» следует указаниям, не заглядывая в рисунок «объясняющего». «Слушатель» может задавать вопросы, которые должны помочь ему нарисовать картинку, как можно точнее. Затем партнеры меняются ролями и повторят упражнение. По прошествии нескольких минут парам предлагается сравнить  свои рисунки, обратив внимание на то, насколько они совпадают или различаются.

Обсуждаем результаты. Вопросы к детям:

- Трудно ли рисовать, основываясь только на том, что ты услышал?

- Трудно ли было давать указания?

- Что помогало рисовать?

- Чем вы помогли тому, кто слушает вас?

Вывод: Хороший слушатель – это тот, кто может быть внимательным и задаёт дополнительные вопросы, чтобы лучше понять собеседника.
Скажите, при выполнении этого  задания вам приходилось общаться между собой? Вы общались с помощью слов, такое общение называют «вербальным». Секрет такого общения в том, чтобы словами мы доносили нашу мысль максимально точно. Предлагаю небольшую игру, чтобы мы смогли увидеть, как важно точное слово и его правильное понимание.

Игра «Стыковка»

Оборудование – стулья, повязки на глаза (не обязательно).

Время – 2-3 минуты.

Игра в четверках. Двое садятся напротив друг друга так, чтобы их колени соприкасались, закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук – “Космические станции” - они вытягивают навстречу друг другу.
Двое других стоят позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих начинает с помощью словесных команд управлять движениями правой руки сидящего перед ним.

Цель – свести концы указательных пальцев своих партнеров.

Обсуждение. Как вам помогло то, что говорил ваш партнер?  Трудно было играть с закрытыми глазами? А почему, как вы думаете, труднее общаться, когда не видишь собеседника? (не видишь его жестов, выражения лица).
Сейчас вы общались с помощью слов. А как еще можно общаться?   Представьте себе ситуацию, что вы оказались за границей и вам нужно объясниться с иностранцами, не зная их языка – как вы это сделаете?

(При помощи жестов).

Общение без помощи слов называется невербальным.

 В следующей нашей игре вы сами попробуете общаться друг с другом невербально.

Игра «Пойми меня»

Оборудование – карточки с написанными на них словами для 2-х команд.

Время – до 5 минут.

Участники делятся на 2 равные команды.

Каждой команде нужно будет по цепочке от первого игрока к последнему передать слово, написанное  на карточке. Капитан объясняет это слово второму в  колонне, второй – третьему и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее смогла донести правильную информацию до последнего игрока. 
В этой игре очень важно соблюдать правила. 

Первое правило: говорить запрещается, нельзя произносить ни звука. Вам придется объясняться друг с другом без помощи слов.
Второе правило: не поворачиваться, пока игрок, стоящий сзади, не похлопает вас по плечу.

Теперь все отвернитесь, поворачиваются ко мне, чтобы прочитать слово на карточке только капитаны команд.

Обсуждение.

- Скажите, какие трудности вы испытали, общаясь друг с другом без слов? Попробуйте объяснить, почему другие игроки не всегда вас понимали? (Все люди разные, используют разные средства общения).

Это еще один секрет общения: все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства. Помните, что немаловажным является то, как мы общаемся. Давайте попробуем выделить основные качества, важные для общения.

Мозговой штурм «Качества, помогающие общению»

Время – 10 – 15 минут.

Оборудование – листы бумаги, ручки для каждого участника, доска, мел или большой лист ватмана, маркеры.

Участники располагаются полукругом.

Инструкция: На первом этапе (3-4 минуты) вы должны самостоятельно и индивидуально составить список качеств, важных для общения. Чем больше их вы включите в этот список, тем интереснее будет работать на втором этапе. При составлении списка постарайтесь представить себе общительного человека. Каким он должен быть? Чем он отличается от других людей? Одним словом, нарисовать ваш образ общительного человека. Вспомните литературных героев, своих знакомых и т.д. Может быть, это поможет составить перечень качеств, важных для приятного и продуктивного общения.
На втором этапе мы проведем дискуссию, основная цель которой – выработать общий список качеств, важных для общения. При этом любой может высказать свое мнение, разумеется, аргументируя его, приводя примеры, иллюстрирующие, как и когда эти качества помогали преодолеть то или иное препятствие, улучшить отношения с окружающими. Названные качества включаются в общий список большинством голосов, который оформляется на доске (табло) или большом листе бумаги.

Он может иметь следующий вид:

Список качеств, важных для общения:

Умение слушать;

Тактичность;

Умение убеждать;

Интуиция;

Наблюдательность;

Душевность;

Энергичность;

Открытость.

III. Взаимодействие

 Ну что же, вы уже знаете основные секреты общения, вместе мы составили список основных качеств, необходимых для успешного общения. Самое время попробовать применить ваши знания в деле.

Игра «Геометрические фигуры»

Оборудование – не требуется.

Время – 2 минуты.

Участники игры свободно размещаются по залу.

 Задание – за отведенное время построить геометрическую фигуру из всех участников.

Прямоугольник – за 12 секунд
Квадрат – за 10 секунд
Треугольник – за 8 секунд
Ромб – за 6 секунд
Круг – за 3 секунды.

Открою вам еще один секрет общения – это умение вежливо, не обидев оппонента, прервать разговор, если вы спешите. Это умение может вам не однажды пригодиться. Я немного усложню вашу задачу – выход из общения вам надо найти с человеком, который вам не знаком.

Упражнение «Выход из общения»

Оборудование –  карточки с вопросами.

Время для каждого участника – 30 секунд.

Участники разбиваются на пары, каждая пара проигрывает ситуацию 2 раза, меняясь ролями.

Инструкция. Вы спешите, уже опаздываете, но вдруг вас останавливает незнакомый человек. Скорее всего, он вас с кем-то перепутал, а может, ему больше не к кому обратиться.  У вас 30 секунд, чтобы найти достойный выход из разговора. Отмахнуться или ответить односложно нельзя.

Примерные вопросы:

Скажите, что мне делать со своей дочерью?

Подскажите, как создать аккаунт в «Инстаграм»?

Что модно в этом сезоне?

Как вам не стыдно?

Ну, сколько ещё можно, уже 3 часа вас жду!

Когда же ты меня отсюда заберёшь?

Как быть, если она не пришивается?

У меня тут лампочка не зажигается? Что делать?

Всё посмотрел, но чего-то не хватает. Чего же?

Помогите мне придумать вопрос для программы «Что? Где? Когда?»

Как вы думаете, что мне купить в подарок бабушке?

Мой ребенок не засыпает без любимой игрушки, а мы забыли ее в гостях. Что делать?

Обсуждение. Как вам кажется, вы справились с заданием? Чей ответ был наиболее удачным, с точки зрения умения общаться?

Ну а теперь давайте представим ситуацию, когда умение понимать друг друга становится жизненно необходимым. Конечно, это игра, но где, как не в игре, попробовать применить свои знания.

Игра "Побег с пиратского острова"

Оборудование – карточки с планом побега (для каждой пары свой план), карточки для жеребьевки (пленник, спасатель).

Время – 15 минут.

Ведущий сообщает группе, что половина участников  попала в плен к  пиратам.  С помощью жребия решается, кто будет пленником, а кто спасателем (поровну). Но оставшиеся игроки не теряли времени даром и подготовили побег. Пленникам нужно сообщить план побега. Так как все они находятся в разных местах, к каждому посылается отдельный игрок сообщить план побега. Естественно, план у каждого свой. Сообщить план побега необходимо только жестами, так как кричать вслух небезопасно: может услышать охрана. Делать это нужно достаточно быстро, в течение 1 – 2 минут, поскольку существует риск быть замеченными. (Работа идет в парах одновременно.)
После окончания сообщений каждый пленник по очереди рассказывает всем о том плане побега, который был подготовлен для него. После рассказа каждого пленника, свой вариант рассказывает тот, кто готовил этот план. Рассказы сопоставляются. Если они в основных деталях совпадают, то пленник считается освобожденным, если нет – остается в плену.

Примерные варианты плана побега:

- Я прокопаю тоннель, ты в него пролезешь, спускаемся к морю, вплавь добираемся до нашего корабля.

- Я передам тебе ключ от камеры в хлебе. Когда охранники уснут, ты откроешь камеру и тихонько выйдешь за ворота. Там я буду тебя ждать.

- Я перекину веревку через стену, ты перелезешь. Потом мы садимся в лодку, ты ложишься на дно, а я изображаю рыбака. Таким образом, плывем к своему кораблю.

- Я подсыплю охранникам снотворное. Когда они уснут, ты выходишь и идешь к лесу, где я буду ждать тебя с парой лошадей. Мы скачем до ближайшего города.

- Я устраиваю фейерверк у стен крепости. Как только пираты отвлекутся, ты перелезаешь через стену, где тебя будут ждать цыгане. Они будут давать представление. Ты переодеваешься в цыганский наряд, включаешься в их игру, а потом  вместе с ними уходишь.

- Я привожу в повозке провизию для пиратов. Ты забираешься в повозку, залезаешь в бочку, которая помечена крестиком. Обязательно в эту бочку, только она будет пустая. Так мы выбираемся из крепости, потом бросаем повозку, бежим к морю, где будут ждать наши друзья с лодкой.


IV. Подведение итогов занятия

  Наше занятие подходит к концу, и напоследок я  хотела бы поделиться с вами еще одним важным секретом, помогающим сделать общение приятным и успешным. Я вам прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь:

Она ничего не стоит, но много дает.

Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.

Она — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

И тем не менее ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили! (Дети высказывают свои предположения) 

- Ну, конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения.  «Если вы хотите нравиться людям -  улыбайтесь им».

Давайте вспомним и еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:

- Человеку приятно, когда его называют по имени.

- Основной вид общения – вербальное.

-Существуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь.

- Слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства.

- Улыбка помогает сделать общение приятным.

И давайте  на последок подарим  друг  другу  улыбки  от  всей  души  и  почувствуем,  как  становимся  богаче,  получая  улыбки  окружающих,  а  также  от  того,  что  дарим  свою  улыбку  друзьям.  Почувствовали? Молодцы!

3. Заключение

Исследования специалистов на протяжении всего 20 века убедительно свидетельствуют о том, что одаренность – интегральное, суммарное свойство личности. В психике выдающихся людей есть некие общие способности, которые универсальны и не связаны с какой-то специальной деятельностью.  Каждый ребенок наделен некоторыми способностями в той или иной области. Однако, наличие способностей не гарантирует его успешной социализации. А ведь именно навыки общения, умение строить доброжелательные отношения в коллективе во многом определяет успех человека как в профессиональном, так и в личностном становлении. Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями и обязательно с родителями, необходим постоянный рост мастерства педагогической гибкости. А самое главное – не использовать уже имеющиеся задатки одаренности в некоторых детях, а помочь раскрыть свои скрытые способности каждому ребенку.

Предлагаемый  тренинг может быть использован педагогами как в работе с одаренными детьми (в моем случае это подготовка школьников к региональной олимпиаде по краеведению), так и с обычным классом, где есть необходимость наладить коммуникацию детей между собой.

4. Список литературы

  1. Авидон И., Гончукова О. Тренинги формирования команды: Материал для подготовки и проведения. - СПб: Речь, 2008. -280 с.

  1. Болтунова А. И. Особенности межличностного общения среди подростков // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 492-494. — URL https://moluch.ru/archive/60/8639/ (дата обращения: 18.02.2022).

  1. Евтихов, О.В. Практика психологического тренинга / О. В. Евтихов. - СПб.: Речь, 2007. - 256 с.

  1. Крижанская Ю.С., Терьяков В.П. «Грамматика общения» - 2-е изд. – М.: Смысл; Академический проект, 1999 – 279 с.

  1. Кузнецов А.С. «Формы и методы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности», -  https://solncesvet.ru/ Дата обращения – 18.02.2022

  1. Психология одаренности детей и подростков/ Под редакцией Н.С. Лейтеса. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 416 с.

  1. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. Пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2000, - 232 с.

  1. Соибназарова М. Н., Санакулова З. А. Некоторые психологические проблемы общения в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 737-739. — URL https://moluch.ru/archive/109/26558    /(дата обращения: 18.02.2022)

  1. Тюпка С.А. «Педагогические  технологии работы с одаренными детьми в условиях          ФГОС» - https://urok.1sept.ru/ Дата обращения – 25.03.2022

  1. https://nsportal.ru/ 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД на тему: «Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Духовное краеведение Подмосковья», как форма работы с одаренными детьми»

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном и...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Исследовательские работы с одаренными детьми в области спортивного краеведения

В статье представлен опыт исследовательской работы с одаренными детьми в области спортивного краеведения....

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

Опыт работы по педагогической деятельности «Технология работы с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам, конкурсам»

За время моей педагогической работы были разные ученики. Мало встречалось детей, которые довольствовались только работой с учебником. Им не хватало информации получаемой на уроке. Они интересовались д...

План работы с одаренными детьми по предмет "Родной язык и краеведение"

Создание условий для современного образовательного пространства как средства эффективного изучения родного (ханты) языка и повышения качества знаний по предмету "Родной язык"...