Опыт работы по педагогической деятельности «Технология работы с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам, конкурсам»
материал

Хуажева Нафисет Каплановна

За время моей педагогической работы были разные ученики. Мало встречалось детей, которые довольствовались только работой с учебником. Им не хватало информации получаемой на уроке. Они интересовались дополнительным материалом, читали энциклопедии и справочники, до тех пор, пока не находили ответы на волнующие их вопросы. Казалось бы, это проблемные дети, но, на самом деле, эти дети очень близки и интересны мне. Оставлять без внимания в школе таких детей было бы не разумно, так как они могут выпадать из процесса обучения и выбрать направления, которые никогда не потребуют использования их исключительных способностей.

Передо мной стала цель: поддержка, обучение и воспитание нестандартно мыслящих одаренных детей. Таких детей надо творчески занимать: олимпиадами,  конкурсами и проектной деятельностью.

Тема опыта работы по педагогической деятельности «Технология работы с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам, конкурсам».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза

 Хусена Борежевича Андрухаева»

а.Мамхег, Шовгеновский район, Республика Адыгея

Опыт работы по педагогической деятельности

«Технология работы с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам, конкурсам»

Подготовила:

учитель химии и биологии

МБОУ СОШ №4 а.Мамхег

Хуажева Нафисет Каплановна

а.Мамхег

2020 год

Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить свой опыт работы. Я - Хуажева Нафисет Каплановна, учитель химии и биологии Средней общеобразовательной школы №4 а.Мамхег. Наша школа является одной из старейших в республике. Одним из ее выпускноков был Герой Советского Союза Хусен Борежевич Андрухаев, имя которого сегодня носит школа.

Мое педагогическое кредо: «В жизни человека многое зависит от того какой смысл он вкладывает в свою жизнь, в свою работу!»

Одним из направлений моей работы является выявление и развитие способностей одаренных детей. Подтверждением этого являются слова одного мудреца: «Народ, который думает на один год вперед, выращивает хлеб, народ, который думает на 10 лет вперед, выращивает сад, народ, который думает на 100 лет вперед, выращивает молодое поколение».

Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей - одно из направлений национального проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша новая школа».

За время моей педагогической работы были разные ученики. Мало встречалось детей, которые довольствовались только работой с учебником. Им не хватало информации получаемой на уроке. Они интересовались дополнительным материалом, читали энциклопедии и справочники, до тех пор, пока не находили ответы на волнующие их вопросы. Казалось бы, это проблемные дети, но, на самом деле, эти дети очень близки и интересны мне. Оставлять без внимания в школе таких детей было бы не разумно, так как они могут выпадать из процесса обучения и выбрать направления, которые никогда не потребуют использования их исключительных способностей.

Передо мной стала цель: поддержка, обучение и воспитание нестандартно мыслящих одаренных детей. Таких детей надо творчески занимать: олимпиадами,  конкурсами и проектной деятельностью.

Тема опыта работы по педагогической деятельности «Технология работы с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам, конкурсам».

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, необычных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Прежде чем приступить к работе с такими детьми, мне пришлось изучить не мало литературы касаемо этой темы. Для себя я выработала несколько принципов в работе:

- принцип максимальной самостоятельности;

- принцип активность знаний;

- принцип максимального развития личности;

- принцип совместной работы учитель – ученик, при минимальном участии педагога;

- принцип анализа результатов прошедших олимпиад;

- принцип свободы выбора помощи и наставничества.

Данные принципы способствуют работе с талантливыми детьми в рамках олимпиадного движения школьников.

Используемые методы обучения в работе с одаренными детьми, являются важным фактором успешности усвоения знаний. Основными являются методы творческого характера:

- проблемный. В средней школе этот метод обеспечивает формирование более глубоких, осознанных и действенных знаний. Способствует формированию системных знаний, так как позволяет осознать структурные связи между компонентами знаний, адекватных связей научных знаний. Предполагает умение ориентироваться в проблемной ситуации, находить решения, выдвигать гипотезы, аргументировать свои суждения и выводы, теоретически обосновывать результаты, полученные в разнообразных экспериментах.

- исследовательский. Этот метод позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, систематизировать, обобщать, углублять знания в определенной области учебного предмета и учит их применять на практике, ученики обеспечиваются знаниями и умениями,  в результате чего у них формируются химическое мышление и культура.

- проектный. Основой проектного метода является приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами. У учеников развиваются познавательные и творческие навыки, вырабатывается стремление и умение самостоятельно добывать и использовать новые знания. Этот метод применим практически к каждому учебному предмету. В связи с этим проектный метод на сегодняшний день является самой актуальной технологией школьной практики.

Формы работы:

- классно – урочная (работа в парах и малых группах), творческие задания;

- консультирование по возникшей проблеме;

- родительские собрания;

- кружки;

- дискуссии.

Важным фактором, оказывающим влияние на развитие одаренных школьников и на выявление их скрытых возможностей являются предметные недели. Ежегодно в конце I четверти мной проводится предметная неделя по химии, биологии и экологии. Дети уже привыкли, и на начало каждого учебного года они ждут эту неделю. Становится видна заинтересованность учащихся, их стремление узнать что-то новое  по предмету, возникает конкуренция, сотрудничество с одноклассниками, они предлагают свою помощь при подготовке конкурсных мероприятий, которые включают в себя следующие этапы: открытое внеклассное мероприятие «По страницам Красной книги», конкурс «Сбор использованных батареек», викторина «В химическом царстве», конкурс поделок «Вторая жизнь хлама», фотоконкурс «Люблю тебя аул родной», викторина «Знатоки природы», биологическая игра «Живая рулетка», открытый урок «Еда убийца». И обязательно моя предметная неделя заканчивается осенней ярмаркой «Дары осени», непосредственными участниками которой являются учащиеся - учителя - родители.

Подготовка олимпиадников возможна лишь в случае постоянного тандема ученик - учитель - родитель.  Для меня работа с одаренными учениками является экзаменом в профессиональном, личном и даже психологическом отношениях. В случае побед, ни с чем не сравнимаемые положительные эмоции, в случае неудачи, соответственно отрицательные, но в обоих случаях есть уникальная возможность пережить точку роста в личностном и профессиональном становлении.

       В целях самообразования, познания нового и распространения опыта работы  с удовольствием принимаю участие в республиканских семинарах. В рамках районного  методического   объединения  учителей химии и биологии я выступила с докладом  по теме «Организационно - педагогические условия подготовки учащихся по олимпиадам», что послужило обменом опыта  работы с коллегами.

      Олимпиады и конкурсы в развитии детей занимают особое место. Именно там ученик может познать себя, утвердиться в собственных глазах и среди сверстников. В целом, они служат развитию творческой инициативы.

Логическим завершением проделанной работы с одаренными детьми, по подготовке к олимпиадам являются их достижения:

  • Грамота финалиста Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ им.Д.И.Менделеева г.Москва 2020 г. - Набокова Самира 8 класс;
  • Призер II (очного, заключительного) этапа Олимпиады обучающихся республики Адыгея по биологии, экологии и охране природы 2015г. -  Арданов батыр 6 класс;
  • Участник Республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2016-2017 уч. г. - Дачева Тамила 9 класс;
  • Участник Республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2017-2018 уч.г.  - Духова Альбина 9 класс;
  • Участник Республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2018-2019 уч.г. - Духова Альбина 10 класс;
  • Победитель II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2016-2017 учебном году - Духова Альбина 8 класс;
  • Победитель II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2016-2017 учебном году - Дачева Тамила 9 класс;
  • Победитель II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2016-2017 учебном году - Мамадалиев Закир 10 класс;
  • Призер II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2016-2017 учебном году - Ашхамафова Бэлла 8 класс;
  • Призер II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2016-2017 учебном году - Туова Марджанета 9 класс;
  • Победитель II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2017-2018 учебном году - Духова Альбина 9 класс;
  • Победитель II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2017-2018 учебном году - Арданов Батыр 8 класс;
  • Призер II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2017-2018 учебном году - Духова Альбина 9 класс;
  • Призер II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2017-2018 учебном году - Дачева Тамила 10 класс;
  • Победитель II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2018-2019 учебном году - Цеева Самира 7 класс;
  • Призер II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2018-2019 учебном году - Хагундокова Аминет 8 класс;
  • Победитель II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2019-2020 учебном году - Набокова Самира 8 класс;
  • Победитель II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2019-2020 учебном году - Ишмухаметов Артем 7 класс;
  • Призер II (муниципального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2019-2020 учебном году - Пченашев Муртаз 10 класс;
  • Победитель муниципальной научно-практической конференции «Элементы жизни», посвященная празднованию Международного года Периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева 2019г. -Набокова Самира 8 класс;
  • Лауреат муниципального этапа конкурса республики Адыгея на лучшую природоохранную работу с обучающимися по охране первоцветов «Ты мне нужен…» в номинации «Эко - объектив» - конкурс кинорепортажей 2016г. -  Дачева Тамила, Туова Марджанета 8 класс;
  • Лауреат муниципального этапа конкурса республики Адыгея на лучшую природоохранную работу с обучающимися по охране первоцветов «Ты мне нужен…» в номинации «Ты мне нужен…» - конкурс презетнаций 2016г.  - Хамичев Шамиль 6 класс;
  • Призер муниципального этапа конкурса детского творчества обучающихся Республики Адыгея «Зеркало природы» в 2017 году в номинации «Скульптура и керамика», «Природа и творчество. Фитодизайн» - Акимова Валентина 10 класс.

   

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.

А.Бебель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам и конкурсам

Рекомендации учителям истории и обществознания для подготовки учащихся основной и старшей школы к олимпиадам по истории и конкурсам по истории...

Индивидуальный план работы с одаренными детьми (подготовка к олимпиадам)

Цели индивидуальнойработы 1. Создание условий для поддержки и развития творческого потенциала учащегося, целенаправленной подготовки его к участию в олимпиадном движении.2. Создание условий...

Работа с одаренными детьми:подготовка к олимпиадам

Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в п...

Работа с одаренными детьми. Подготовка к участию в олимпиаде

Консультацию для молодого специалиста. Материал может быть использован на тематическом педсовете, заседании ШМО...

Работа с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам

Доклад на методическое объединение по теме: "Работа с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам, конкурсам по учебным предметам"...

Работа с одаренными детьми: подготовка к олимпиадам, конкурсам по учебным предметам

Главное, что должен понимать педагог, работающий с одарёнными детьми – это то, что одарённость не является ни врождённой, ни наследуемой;  одарённость не является свойством каких-то о...

"Работа с одаренными детьми. Участие в олимпиадах, конкурсах и международная деятельность"

Кто же такой одаренный ребенок? Чем он отличается от своих сверстников? На самом деле ответ простОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достиж...