ДОКЛАД на тему: «Всероссийская олимпиада школьников по предмету «Духовное краеведение Подмосковья», как форма работы с одаренными детьми»
материал по краеведению (8 класс) по теме

 

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekciya_uchiteley.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Секция учителей «Духовное краеведение Подмосковья»

Шатурского района

ДОКЛАД

на тему: «Всероссийская олимпиада школьников

по предмету «Духовное краеведение Подмосковья»,

как форма работы с одаренными детьми»

Подготовила: Кравцова Н.А.

учитель МОУ ООШ с.Середниково

Шатура, 2011 год.

Одаренность –

это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
    Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Формы работы

с одаренными обучающимися:


- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов с сильными обучающимися;
- факультативы;
- кружки по интересам;
- занятия исследовательской деятельностью;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- сотрудничество с другими школами, ВУЗами

Участие в олимпиадах

Эта форма работы с одаренными детьми многолетняя, традиционная. При этом предметные олимпиады помогают решать целый ряд важных задач.
Во-первых, они стимулируют повышение уровня преподавания в школе, особенно у сильных учителей.
Во-вторых, они эффективно привлекают в науку одаренных детей.
В-третьих, они способствуют обмену опытом между школьниками и вузовскими преподавателями.

Все более широкое распространение приобретают такие формы организации работы с детьми, как олимпиады; они призваны решать задачи, связанные с выявлением одаренных детей, повышением эффективности обучения, формированием активной личности, творческих способностей учащихся.

Олимпиада — это конкурс на лучшую творческую работу. Ученики стремятся на олимпиадах проверить свои знания, померяться силами, узнать новое. Старшеклассники, избравшие будущей профессией филологию или связанные с ней профессии, подходят к олимпиаде как к будущему не столько учебному, сколько жизненному экзамену, особенно в контексте современных процессов модернизации, когда победа на олимпиаде становится тождественной успешному вступительному экзамену в выбранный вуз.

Для учителей олимпиада — тоже проверка: научили ли они своих питомцев чувствовать слово, сопереживать героям, понимать перипетии художественного произведения, основы его построения, неповторимость манеры того или иного художника слова; сумеют ли ученики творчески применить полученные знания, обнаружат ли умение самостоятельно решать поставленные задачи.

Кому-то она представляется как реализация извечной мечты о приобщении детей к чтению и воспитании юного читателя. Другим кажется важным, что дети показали свои способности видеть прекрасное, воспринимать красоту в жизни и искусстве и восхищаться ею. Олимпиада состоялась, и это стало свидетельством культурного знаменательного события, причем не только педагогического и не просто литературного. Привлекательна в ребятах-участниках преданность родной литературе, которую не вытравили всевозможные «достижения» нашей повседневности: безоговорочность экономических приоритетов, всепроникающий дух неуправляемого дикого рынка в той самой реально окружающей нас действительности.

Олимпиада по Духовному краеведению недавно включена в перечень российских олимпиад, поэтому областные состязания должны пройти на высоком организационном уровне. Для подготовки олимпиады в учебно-методическом центре образования состоялось совещание учителей основ православной культуры и духовного краеведения.

Олимпиада по учебному предмету «Духовное краеведение Подмосковья» имеет своей целью стимулировать интерес школьников к изучению Отечественной культуры.

Задачи проведения олимпиады:

а. Просветительская;

б. Контроль успеваемости учащихся по учебному предмету.

Условия проведения: Олимпиада по «Духовному краеведению Подмосковью» проводится в четыре этапа.

Первый – «школьный» – проводится на базе образовательных учреждений, в которых преподавался указанный предмет и на момент проведения олимпиады курс завершен. Условия проведения первого этапа имеют свободный характер (определяются на уровне образовательного учреждения). В олимпиаде принимают участие школьники, изучившие  полный курс предмета «Духовное краеведение Подмосковья».

Второй - «муниципальный» этап олимпиады. Вопросы данного тура имеют тестовый характер. Их содержание ограничено учебным содержанием программы курса «Духовное краеведение Подмосковья» и учебным пособием по данному предмету. Для ответа на вопросы предоставляется 1 (один) час времени (астрономический). Участником олимпиады становится один победитель от школы.

Третий - «региональный» тур - будет организован по аналогии с «муниципальным». В этом этапе сможет принять участие только один победитель от района.  Задания регионального этапа будут соответствовать программе курса «Духовное краеведение Подмосковья». Однако  сложность вопросов будет повышена.

Четвертый тур – «Всероссийская олимпиада».

Цели, задачи и функции

всероссийской олимпиады школьников

Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников «основными целями и задачами олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний».

Однако соревнования Всероссийской олимпиады на всех ее этапах, от школьного и до заключительного, лишь подытоживают результаты очередного ежегодного цикла совместной деятельности большого количества учащихся, учителей, педагогов дополнительного образования, преподавателей вузов, сотрудников НИИ, методических комиссий, родителей, объединённых общей целью по всей России.

Всероссийская олимпиада школьников — это образовательный процесс, охватывающий всю Россию, и соревнования — лишь часть этого процесса. Важнейшая, системообразующая, но лишь часть процесса, который его участники — дети и взрослые — уже давно назвали олимпиадным движением.

Всероссийская олимпиада школьников — общественное движение, которое объединяет по всей России большое количество детей и взрослых. Соревнования олимпиады решают более широкий круг задач, выполняя присущие только им функции, от реализации которых зависит решение актуальнейших задач современного образования:

* переориентация образования на запросы личности, его индивидуализацию, превращение в средство жизненного и профессионального самоопределения, самореализации, самовыражения и самоутверждения личности подрастающего поколения, что придаст ей социальную устойчивость, обеспечит адаптацию в динамично меняющихся социально-экономических условиях, сохранит здоровье и будет способствовать улучшению качества среды обитания в условиях современного экологического кризиса;
* развитие общей культуры подрастающего поколения посредством формирования у школьников научных форм системного мышления, которое станет основой для творческого подхода к собственной деятельности;
* обеспечение условий для практической реализации триады «воспитание — просвещение — образование» на основе личного опыта творческой познавательной деятельности;
* повышение креативности образования, переориентация процесса обучения на теоретические способности учащихся, что сделает эффективной их подготовку к жизни в различных образовательных средах, то есть сделает образование развивающим;
* переориентация процесса обучения на превращение знаний в инструмент творческого освоения мира, а образования — в источник процедурных знаний, знаний о том, как и где при необходимости самостоятельно получить новое знание, а затем эффективно его использовать.

Основной функцией Всероссийской олимпиады школьников является преобразование учащихся как субъектов познавательной деятельности и собственного развития. Включаясь в олимпийское движение, школьники осознанно и преднамеренно осуществляют свой личностный выбор, выступая в качестве субъекта социального становления, в котором старшеклассники сознательно направляют свою активность на усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, принимая ответственность за максимальную реализацию личностного потенциала. Создавая условия для формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции, Всероссийская олимпиада школьников выполняет важнейшую функцию социализации.

Всероссийские олимпиады школьников содержательно объединяют общее и высшее образование, обеспечивая реализацию индивидуальных проблемно-познавательных программ учащихся и приводя на студенческую скамью наиболее подготовленных к обучению школьников. Результаты олимпиад, содержание заданий, их типы, характер требований, предъявляемых в ходе состязаний, отслеживаются педагогами, методистами, нередко родителями учащихся, становятся объектами изучения самими школьниками. Поэтому Всероссийская олимпиада все в большей степени становится информационным каналом, через который, кроме прочего, вузы предъявляют свои требования к подготовленности абитуриента для поступления и обучения (функция содержательной интеграции общего и высшего образования).

Олимпиады — один из эффективных путей формирования интеллектуальной элиты нации. Но победители олимпиад — еще не элита. Жизненно важен вопрос дальнейшего обучения выявленных таким образом одарённых детей, их высшего образования. В последние годы, когда эксперимент по введению ЕГЭ охватывает все большее число регионов, а его результаты засчитываются все большим числом вузов, актуальным стал вопрос об альтернативных формах поступления в вузы. Министерство образования и науки России в качестве такой альтернативы рассматривает Всероссийскую олимпиаду школьников. Таким образом, олимпиада готовится к выполнению новой для нее конкурсной функции — вступительных испытаний в вузы.

Совместная деятельность в ходе Всероссийской олимпиады школьников обеспечивает содержательное взаимодействие между учащимися и взрослыми, способствует передаче и закреплению социального опыта, создает условия для установления личностного контакта и заинтересованного диалога между представителями различных поколений (диалогическая функция).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по предмету "Духовное краеведение Подмосковья"

Преподавание духовного краеведения началось в нашей школе с кружка, затем был создан отряд "Славяне и "Наследники". Дети знакомились с историей родного края, совершали маршруты духовного краеведения. ...

Рабочая программа по предмету "Духовное краеведение Подмосковья"

Рабочая программа по предмету Духовное краеведение Подмосковья в 8 классе рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю). Пояснительная записка, Календарно-тематическое планирование, Список используемо...

Статья на тему "Формирование духовно – нравственных ценностей через предмет Духовное краеведение Подмосковья"

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций в подростковой среде. Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задум...

Презентации к урокам по предмету "Духовное краеведение Подмосковья"

Презентации для учителей, ведущих уроки по предмету "Духовное краеведение Подмосковья", содержащие иллюстрации и вопросы, направленные на проверку усвоения материала....

Презентации к урокам по предмету "Духовное краеведение Подмосковья"

Презентации для учителей, ведущих уроки по предмету "духовное краеведение Подмосковья", содержащие иллюстрации и вопросы, направленные на проверку усвоения материала...

Конспект урока по предмету Духовное краеведение Подмосковья. Тема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб» Урок для учащихся 10-х классов

Конспект урока по предметуДуховное краеведение ПодмосковьяДля учащихся 10-го классаТема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб»Выполнила: учитель истор...