Дополнительная образовательная программа "Рождённые в России, мы - граждане великой страны!"
рабочая программа (9 класс)

Никиенко Александра Аркадьевна
Выпускники школ должны иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви как к малой Родине, так и к России. Необходимо воспитывать у них чувство гордости! «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно! Не уважать оной есть постыдное малодушие!», – писал великий А. С. Пушкин. А как научить подрастающее поколение умению гордиться – гордиться своей семьёй, школой, городом, страной? Этому надо учить и учиться! Мировоззрение не формируется само собой. Чтобы можно было гордиться, нужно знать – знать историю своей фамилии, семьи, школы, родного края, страны! А история России богата знаменательными событиями! Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства! Помимо военных побед существуют события, а также и люди – наши соотечественники, достойные быть увековеченными в народной памяти! И только знание исторического и культурного прошлого своей Родины делает человека духовно богаче, способствует появлению у него активной жизненной позиции и конечно же, формированию чувства гордости за свою Отчизну, её Героев! Обогатить подростков такими знаниями – сформировать умение – гордиться! Музей и музейная педагогика – это приглашение к размышлению. Музей способен научить думать, чувствовать и действовать в обществе. Школьники в музейной среде осмысливают социальные явления, соотносят свои взгляды и ценности с взглядами и ценностями людей других эпох. Роль ученика нынче меняется в музейном пространстве. Из посетителя он превращается в непосредственного участника музейной деятельности. Для многих ребят работа в школьном музее становится школой поиска, исследования, общественной активности и творчества, одновременно клубом, игровой, гостиной. Школьники в музее знакомятся с историческими фактами, встречаются с людьми разных поколений, работают с информацией, узнают историю своего родного края, города, начинают понимать, как много сил и души вложили предки в процветание края и города. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию. Именно школьным музеям подвластно сделать всё возможное для того, чтобы дети смогли гордиться историей России, соотечественниками, чтобы любили и ценили свою страну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kluba_rossiya_i_my_2022_-_2023.docx117.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя  Общеобразовательная  школа  №  84»

Принято педагогическим советом                                 Утверждено:

МБОУ «СОШ №84»                                                    Директор МБОУ СОШ № 84    

Протокол №  __________  Коппалова Л.Н.                                                

Приказ №         от 31.08.2022

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КЛУБА «РОССИЯ И МЫ!»  

«Рождённые в России,

мы – граждане великой страны!»

Возраст учащихся: 16 – 17 лет

Срок  реализации:  один  год

                                                       Педагог дополнительного образования

Александра Аркадьевна Никиенко,

                                                                     руководитель музея «Истоки»

Северск • 2022

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

  • Паспорт программы...................................................................................................3
  • Ожидаемые результаты.............................................................................................5
  • Пояснительная записка.............................................................................................5
  • Направленность программы.....................................................................................8
  • Педагогическая целесообразность программы.......................................................8
  • Актуальность программы..........................................................................................9
  • Новизна программы...................................................................................................9
  • Цель программы.........................................................................................................9
  • Задачи программы......................................................................................................9
  • Содержание программы............................................................................................10
  • Принципы реализации программы..........................................................................12
  • Формы организации и виды деятельности, используемые на занятиях клуба...........................................................................................................................12
  • Методы, используемые для прочного усвоения знаний, овладения умениями и навыками....................................................................................................................12
  • Результаты освоения программы.............................................................................13
  • Предполагаемые результаты....................................................................................13
  • Метапредметные связи на занятиях клуба..............................................................15
  • Ожидаемые результаты.............................................................................................15
  • Механизм контроля...................................................................................................16
  • Режим занятий...........................................................................................................16
  • Разъяснение к тематическому планированию........................................................17
  • Учебно-тематическое планирование занятий клуба..............................................18
  •  Условия реализации программы.............................................................................22
  •  Литература для педагогов........................................................................................22
  • Литература для учащихся.........................................................................................23

 Комплекс основных характеристик дополнительной программы.

«Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень,

 От мощности которого зависит жизнь растения

На протяжении нескольких десятилетий,

Так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей

Чувства безграничной любви к Родине».

К. Д. Ушинский.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ:

Полное наименование программы:

дополнительная образовательная программа

клуба «Россия и мы!»

«Рождённые в России,

мы – граждане великой страны!»

Руководитель

МБОУ «СОШ №84»:

Коппалова Лариса Николаевна

Адрес

МБОУ «СОШ №84»:

Томская область,  г. Северск,

пр. Коммунистический  д. 101

Телефон (факс), e-mail:

8-(3823)-52-26-51 – секретарь;

8-(3823)-52-83-00 – директор.

e-mail: school84seversk@mail.ru

ФИО

составителя  программы:

Никиенко Александра Аркадьевна

Должность составителя:

педагог дополнительного образования,

руководитель школьного

историко-краеведческого музея «Истоки»

Телефон, e-mail:

8-913-849-76-79, alexn28121961@gmail.com

Целевые группы:

учащиеся 10-х – 11-х классов

Основная цель программы: создание условий для формирования культуры Личности гражданина и патриота России с присущими ему знаниями, ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения, используя приёмы и методы музейной педагогики.

Задачи программы:

  • продолжать формировать на основе имеющихся знаний у подростков чувство гордости за своё Отечество: его боевое и героическое прошлое; успехи, победы и достижения в различных отраслях;
  • продолжать формировать на основе конкретных примеров из биографий выдающихся соотечественников верность Родине и готовность служить Отчизне;
  • активизировать интересы ребят к истории и культуре родного города;
  • формировать у подростков чувство гордости за свой город, свою страну через разные формы работы;
  • продолжать развивать морально-нравственные и духовные ценности: доброту, ответственность, отзывчивость, справедливость, чуткость, сопереживание и другие;
  • продолжать формировать у ребят потребность и навыки общения с музеем;
  • продолжать формировать у подростков понимание взаимосвязи исторических эпох посредством общения с памятниками истории и культуры;
  • продолжать формировать у подростков самостоятельное мышление, навыки самостоятельной работы, совершенствовать культуру речи;
  • продолжать знакомить школьников с экскурсионно-лекторской деятельностью музея: научить подбирать материал для экскурсии, лекции, составлять план её проведения; помочь освоить ораторское искусство и приобрести навыки и опыт проведения данной работы;
  • продолжать знакомить ребят с днями Воинской Славы России, учить их составлять по ним уроки Памяти, Мужества, Славы;
  • способствовать расширению познавательного кругозора учащихся;
  • продолжать формировать навыки и закреплять умения по написанию исследовательской или проектно-исследовательской работы: (формулировать цель, задачи, объект, предмет, актуальность и конечно же, грамотно её представлять).

Содержание программы основано на материалах

по 4-м важным темам:

1). «Этих дней не смолкнет Слава!» – формирование знаний по боевой истории страны, чувства любви и уважения к ней через изучение Дней Воинской Славы России.

2). «Они прославляли Россию!» – формирование знаний о великих наших соотечественниках, внёсших значительный вклад в историю страны, достойных огромного уважения и любви.

3). «Здесь Родины моей начало…» – формирование знаний по краеведению – по истории малой родины.

4). «Лаборатория исторического исследования – «Истоки» – школьный музей!» – формирование теоретических и практических знаний, навыков и умений музейной деятельности и освоение этапов проектно-исследовательской работы.

По каждой теме пройдёт 8 (восемь) занятий, которые предусмотрено чередовать, чтобы ребята на занятиях кружка занимались разнообразной деятельностью.

На 2-х (двух) занятиях пройдёт, возможно, в игровой форме, повторение, обобщение, закрепление пройденного материала, то есть будет подведён итог изучения данных тем по данной программе.

Направленность:

военно-патриотическая,

туристско-краеведческая.

Срок реализации программы:

1 год

Форма реализации:

групповая, для желающих ребят  –

можно провести и индивидуальные занятия

по написанию проекта или исследования.

Вид программы:

самостоятельно разработанная

Уровень

реализации программы:

дополнительное образование – общекультурный

Уровень освоения программы:

 базовый и углубленный уровни программы

Способы

освоения программы:

Типы и формы

проведения занятий:

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

частично-поисковый, исследовательский

методы обучения.

по типу – теоретические, практические, комбинированные, игровые;

по форме проведения – беседа, диспут, дискуссия, «мозговой штурм», КТД, тематические игры, викторины, конкурсы,

самостоятельные выступления.

Ожидаемые результаты:

Подростки должны знать:

▪ даты и названия Дней Воинской Славы России, о которых будет идти речь на занятиях, их значение для истории нашей страны;

▪ имена, отчества и фамилии выдающихся наших соотечественников, о которых будет идти речь на занятиях, годы их жизни и конечно же, их достижения или заслуги перед Отечеством;

▪ важные даты по истории города, основные этапы в его становлении;

▪ этапы составления урока Памяти или Мужества, беседы или лекции, написания исследовательской или проектно-исследовательской работы;

▪ этапы написания исследовательской или проектно-исследовательской работы.

Подростки должны уметь:

▪ уметь понимать деятельность людей, живших в разное время; исторический опыт других эпох и поколений;

▪ анализировать различные источники и извлекать из них информацию;

▪ составить план проведения и написать беседу, экскурсию, урок Памяти, Славы или Мужества;

▪ написать исследовательскую или проектную работу;

▪ грамотно, чётко и внятно говорить;

▪ провести экскурсию или любое другое музейное мероприятие;

▪ размышлять над поставленным вопросом, иметь  свою собственную точку зрения и уметь её высказывать;

▪ сформулировать вопросы для интервью, грамотно вести беседу с собеседником и верно записать его воспоминания;

▪ проявлять собственную инициативу, творческие и организаторские способности;

Контроль

реализации программы:

участие в практической деятельности,

викторины, тесты, конкурсы.

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время среди подростков и молодёжи более заметной стала тяга к западной культуре. Проявляется это в том, что многие представители молодого поколения с пренебрежением относятся ко всему российскому, так как зачастую не знают свои истоки, мечтают работать и жить в других странах. Имеет место преступность, растёт число наркоманов, падает нравственность, многие молодые люди не хотят служить в Вооружённых Силах. Размытость патриотических ценностей способствует нарастанию антиобщественных проявлений, представляющих угрозу не только отдельным людям, но и обществу в целом.

Как спасти школьников от информационных угроз?

«Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны,  к судьбам ближнего!», – писал А.Салтыков-Щедрин.

Выпускники      школ      должны      иметь     сформированную     устойчивую

гражданскую позицию, развитое чувство любви как к малой Родине, так и к России. Необходимо воспитывать у них чувство гордости!

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно! Не уважать оной есть постыдное малодушие!», – писал великий А. С. Пушкин.

А как научить подрастающее поколение умению гордиться – гордиться своей семьёй, школой, городом, страной? Этому надо учить и учиться! Мировоззрение не формируется само собой. Чтобы можно было гордиться, нужно знать – знать историю своей фамилии, семьи, школы, родного края, страны!

А история России богата знаменательными событиями! Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства! Помимо военных побед существуют события, а также и люди – наши соотечественники, достойные быть увековеченными в народной памяти!

И только знание исторического и культурного прошлого своей Родины делает человека духовно богаче, способствует появлению у него активной жизненной позиции и конечно же, формированию чувства гордости за свою Отчизну, её Героев! Обогатить подростков такими знаниями – сформировать умение – гордиться!

Поэтому от важнейшей задачи – образования, не отстаёт и воспитание – целенаправленный процесс формирования человека с его правильной идеологией. Без идеала нет и духовного основания Личности!

На современном этапе – приоритетной задачей школьного образования является оказание помощи старшекласснику в осмыслении высших человеческих ценностей и по формированию основных понятий и представлений, связанных с патриотизмом.

Гражданско-патриотическое воспитание школьников – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и человека. Воспитание патриотизма возможно только при изучения истории своего Отечества, героического прошлого своего народа, своего края.

Важными помощниками в данном направлении являются школьные музеи, которые сохраняют и экспонируют подлинные исторические предметы, документы, факты, события из жизни людей, передают нравственные и культурные ценности от поколения к поколению.  

Главная цель музея – пробудить и усилить интерес учащихся к истории своего города, школы, Отечества; донести до сознания школьников информацию о судьбоносных исторических событиях нашей Родины, участниками которых стали не только полководцы и военачальники, но и все простые люди. Это – бесценное для истории и для потомков достояние. История России – душа и память народа, а музеи – активные хранители этой памяти.

Музей и музейная педагогика – это приглашение к размышлению.

Музей способен научить думать, чувствовать и действовать в обществе. Школьники в музейной среде осмысливают социальные явления, соотносят свои взгляды и ценности с взглядами и ценностями людей других эпох.

Роль ученика нынче меняется в музейном пространстве. Из посетителя он превращается в непосредственного участника музейной деятельности. Для многих ребят работа в школьном музее становится школой поиска, исследования, общественной активности и творчества, одновременно клубом, игровой, гостиной. Школьники в музее знакомятся с историческими фактами, встречаются с людьми разных поколений, работают с информацией, узнают историю своего родного края, города, начинают понимать, как много сил и души вложили предки в процветание края и города. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию.

Именно школьным музеям подвластно сделать всё возможное для того, чтобы   дети   смогли   гордиться   историей   России,   соотечественниками, чтобы

 любили и ценили свою страну.

Музей «Истоки» является активным живым организмом, где идёт целенаправленная пропаганда накопленного материала. А своей деятельностью он создаёт условия для формирования культуры Личности – гражданина и патриота России, любящего свою Отчизну, гордящегося её историей и людьми!

Музей «Истоки» для дополнительного образования в духе патриотизма предлагает старшеклассникам посещение клуба «Россия и мы!» по программе «Рождённые в России, мы – граждане великой страны!», призванной дать школьникам как теоретические, так и практические знания по изучению истории края, города, России, знакомству с деятельностью великих россиян.

Ненавязчиво знакомясь с боевой и героической историей края и страны, с биографиями прославленных людей, ребята учатся любить свою Отчизну, гордиться ею, превращаясь в истинных патриотов своей страны.

Также данная программа призвана обеспечить школьников теоретическими и практическими знаниями по написанию исследовательской или проектно-исследовательской работы, обучить ораторскому искусству, умению составить и провести музейное мероприятие по гражданско-патриотической тематике.

Данная программа предназначена для дополнительного образования  учащихся 10-х – 11-х классов.

Разработанная настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Рождённые в России, мы – граждане великой страны!», в первую очередь, брала во внимание и учитывала следующие нормативно-правовые документы:

1. «Конституцию Российской Федерации» (принятую Всенародным голосованием 12.12.1993г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020г.). 

2. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 19.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4. Федеральный  Закон  Российской  Федерации  от 10.02.1995г. № 32-ФЗ «О Днях

Воинской Славы России».

5. Федеральный Закон Российской Федерации от 19.05.1995г. № 80-ФЗ «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне».

  • Направленность программы:

Программа «Рождённые в России, мы – граждане великой страны!»  имеет военно-патриотическую и туристско-краеведческую направленность.

Во-первых, она ориентирована на пробуждение и развитие у подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России, так как будет знакомить участников программы с историей города, с боевой историей страны – с Днями Воинской Славы России, с выдающимися людьми.

Во-вторых, она предполагает проведение экскурсий по городу, возможно, и краю. Будут обязательно проводиться «заочные экскурсии» по краю, в города-Герои.

В-третьих, занятия программы познакомят старшеклассников с этапами исследовательской деятельности.

Данная программа согласуется с образовательными программами урочной деятельности по предметам: «история», «литература», «география», «изобразительное искусство», «технология».

  • Педагогическая целесообразность программы:

Данная программа призвана создать старшеклассникам условия для формирования культуры Личности гражданина и патриота России.

Участники клуба в процессе занятий, представляющих единство учебного и воспитательного процесса, будут осваивать или приобретать гражданские компетенции, такие как:  знания, навыки коммуникации, толерантность, будут иметь возможность реализоваться.

Для ребят предусмотрены разноплановые занятия: устная передача информации с демонстрацией презентаций; прогулки и экскурсии по Томску и Северску: по улицам, к памятникам, в учреждения Культуры, в разные школьные музеи; «заочные экскурсии»,  мини-конкурсы по выполненным заданиям.

Занятия программы СОДЕРЖАТ:

♦ необходимый  для достижения  цели   теоретический познавательный материал: информацию, подготовленные презентации, литературные и жизненные примеры, стихи, видеоматериалы;  

♦ подготовленные вопросы для проведения дискуссии или диспута;

♦ творческие  и практические задания, направленные на развитие мышления;

♦ игровой   практикум: тематические, деловые и словесные игры.

На занятиях используются  доступные для учащихся формы и приёмы работы. Но какой бы формой не являлось занятие, оно планируется не быть скучным. На каждом занятии будут меняться формы работы, требующие самостоятельного мышления.

Занятия по данной программе помогут школьникам ощутить свою связь с прошлым и настоящим края, города, овладеть навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

  • Актуальность программы:

Программа является актуальной и востребованной, так как:

▪ углубляет предметные знания и создаёт дальнейшую базу для изучения истории города, края, России;

▪ даёт импульс к самостоятельному поиску знаний и их осмыслению;

▪ формирует и развивает умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;

▪ способствует созданию ситуации успеха для подростка.

Программа направлена на оказание эмоционального воздействия на душу школьников, а также  на   творческую  деятельность учащихся, на умение анализировать, оценивать, высказывать свою собственную точку зрения, на  развитие самостоятельности  школьников.

  • Новизна программы:

Новизна программы заключается в интегрировании краеведения и информационной культуры для формирования УУД в соответствии с ФГОС второго поколения.

  • Цель программы:

Основная цель программы: создание условий школьникам для формирования их культуры Личности как гражданина и патриота России с присущими ему знаниями, ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения, используя приёмы и методы музейной педагогики, а также формирование эмоционально-познавательной сферы старшеклассника через знакомство с историей города, края, страны чтобы у него появлялось чувство гордости за боевое прошлое своей страны и своего народа.  

  •  Задачи программы:

I. Обучающие:

  • Формировать и активизировать познавательные интересы учащихся к истории и культуре родного края, города, страны.
  • Развивать, углублять и закреплять знания о крае, городе, России, полученные на уроках истории, географии, литературы, русского языка, музыки.
  • Учить школьников уметь сравнивать, сопоставлять события и факты из истории города с событиями страны, уметь высказывать и отстаивать собственную точку зрения.
  • Учить ребят осваивать рациональные приёмы и применять способы самостоятельного поиска краеведческой информации.
  • Учить умению составить сценарий любого музейного мероприятия по гражданско-патриотической направленности и его провести.
  • Учить писать исследовательскую работу, сформулировать цель, задачи, её актуальность.

II. Развивающие:

  • Формировать умения ребят свободно излагать свои мысли, чтобы они легко и непринуждённо могли несведущим людям рассказать историю города, Дней Воинской Славы России, пересказать биографии известных людей Северска и великих    людей    России    –    воспитывать   творческую   личность   в   процессе

осуществления речевой и эстетической деятельности.

  •    Сформировать умения работы с различными источниками.
  • Формировать  эстетические  взгляды  ребят  через  прогулки  и  экскурсии по городу, приобщение  к музейным выставкам, театральным постановкам.
  • Формировать коммуникативные навыки и совместную коллективную работу.
  • Создавать благоприятные условия для успешного предъявления результатов познавательно-поисковой деятельности.

III. Воспитательные:

  • Воспитывать у школьников духовную память и чувство гордости за свой город, край, страну!
  • Воспитывать уважение к людям, сыгравшим определённую роль в истории нашего государства, а также к тем, кто живёт рядом.
  • Воспитывать бережное отношение к этнокультурному наследию Родины.
  • Создать коллектив единомышленников – юных краеведов.

  • Содержание программы:

«Здесь Родины моей начало…»

«Этих дней

не смолкнет Слава!»

«Они прославляли Россию!»

«Лаборатория исторического исследования –школьный музей!»

№1.

«Посмотри,

как он хорош край,

в котором

ты живёшь!»

(Демонстрация

30 достопримечательностей

Томской области).

«Память

на все времена!»

(О днях Воинской Славы России:

обо всех летних

и сентябрьских).

«Великий Самоучка

и Мечтатель».

165-летие со дня рождения

 русского учёного, основоположника современной космонавтики

К. Э. Циолковского.

«Весь мир – музей!»

 «Я – исследователь!»

Виды исследовательской работы:

▪ научно-исследовательская;

▪ проектная деятельность;

▪ проектно-исследовател-ая.

№2.

«Страницы истории

земли томской!»

▪ Строительство томской крепости.

▪ Томские первожители.

▪ Кто чем промышлял.

▪ В Томске торгом жили...

«Кавказ,

как раскалённый уголёк!»

ДВСР –  (09.10) – день разгрома советскими войсками

немецко-фашистских войск

в битве за Кавказ (1943 г.)

«Великий русский физик!»

А. Н. Лодыгин

(18.10.1847 – 16.03. 1923) – создатель

лампы накаливания.

«Определение

научно-исследовательских способностей учеников».

№3.

«Томск – одна

из исторических столиц Сибири!»

▪ Славный Томский городок, на прекрасе он стоит...

▪ Томская губерния.

▪ Томская область.

▪ Символика Томска.

▪ Воскресенская гора – сердце города.

▪ Деревянное зодчество Т – кружевные терема.

«Память

на все времена!»

ДВСР ноября:

04.11.1612 –  День освобождения Москвы

от польских интервентов – День народного единства – «Сыны Отечества, освободившие Россию!»

07.11.1941– военный парад в Москве – «Легендарный Парад!»

«Величайший хирург

и пламенный патриот

своей Родины!»

О русском хирурге,

основателе русской школы анестезии, 

Н. И. Пирогове

(25.11.1810 – 05.12.1881)

«Алгоритм

к действию!»

Характеристика

основных этапов исследования».

№4.

«Экскурс в историю

нашего города»:

▪ Первые поселения на земле будущего Северска.

▪ О строительстве трудовой колонии и

о жизни коммунаров на берегу Томи.

▪ О создании города – «Ядерный щит страна иметь обязана!»

«Память

на все времена!» 

ДВСР декабря:

 01.12.1853 – день победы русской эскадры над турецкой у мыса Синоп под командов-ем  

П.С. Нахимова – «Гордость русского флота – адмирал Нахимов!»

 05.12.1941 –   день контрнаступления советских войск под Москвой  «На огненных московских рубежах...»

 24.12. 1790 – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова  «Путешествие сквозь годы

по легендарному маршруту».

«России есть, кем гордиться!»

«Рождённые побеждать!»

Г. К. Жуков (01.12.1896 – 18.06.1974) – выдающийся полководец, Маршал Победы, четырежды Герой СССР;

 ▪ К. К. Рокоссовский (21.12.1896 –  03.08.1968) – один из крупнейших полководцев 2-ой мировой войны. Советский и польский военачальник, Маршал СССР и Польши, командующий Парадом Победы, дважды Герой СССР.

«Организация работы

по исследованию!»

Составление

плана работы.

№5.

«Томск

и знаменитости!» 

«Известные люди Северска».

«Память

на все времена!» 

ДВСР января:

 27.01.1944 – день полного освобождения Ленинграда

от фашистской блокады  –  «Значимые события

во время блокады».

«Жил да был на свете царь,

Земли русской государь!»

На троне вечный был работник,

то академик, то герой,

то мореплаватель,

то плотник...

император Пётр Великий

(09.06.1672 –  28.01.1725).

«Основы научно-исследовательской работы».

(Объект, предмет, источники).

№6.

«Томская дорога

к Победе»:

▪ дивизии, сформированные в Томске, их боевые маршруты;

▪ Герои Томской области, их подвиги;

▪ мемориалы и монументы Томска и Северска.

«Память

на все времена!» 

ДВСР февраля:

02.02.1943 – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве – «И даже снег здесь становился пеплом...»

23.02.1918  отряды Красной гвардии завоевали первые победы под Псковом и Нарвой над войсками кайзеровской Германии –  «Защитник Отечества – звучит гордо!»

«Изобретение радио:

от идеи

к воплощению!»
О русском физике, изобретателе в области радиосвязи А. С. Попове (16.03.1859 – 03.01.1906)

«Методика

построения исследования».

№7.

«Томский Наукоград»:

«Первый в Сибири!» – о ТГУ: листая страницы истории;

«Научная библиотека ТГУ – жемчужина Сибири!»;

«Томские учёные –  во имя России!»

«Путешествие

к истокам 

книгопечатания».

14.03 – памятная дата истории России – день православной книги

с 2010 г. В 1564 г. на Руси вышла 1ая печатная книга «Апостол», изданная

И. Фёдоровым.

«Его песни

помогали побеждать!»

 ▪ 140-лет со дня рождения композитора, хорового дирижёра, народного артиста СССР, лауреата двух Сталинских премий, генерал-майора А. Александрова 

(13.04.1883  08.07.1946)

«Его имя вписано

в историю!»

▪ О величайшем мыслителе, руководителе Октябрьской революции 1917 г. в России, основателе КПСС и первого в мировой истории социал-ого государства В. И. Ленине (22.04.1870 – 21.01.1924)

«Формулируем

цель и задачи работы».

№8.

«Я – экскурсовод!»

Экскурсия по городу

по составленным ребятами маршруту.

«Память

на все времена!» 

ДВСР апреля:

▪ 18.04.1242 День победы русских воинов князя А. Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере Ледовое побоище – «И была она великой битвой!»

▪ 11.04.1945   памятная дата истории – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей –

«За колючей проволокой».

«Русский Архимед».

Легендарный

Иван Кулибин

(21.04.1735 – 30.07.1818).

«Мы – исследователи!»

Конкурс

защиты своих работ.

№9.

«Рождение

русского флота».

▪ 07.07.1770 – День победы русского флота над турецким в Чесменском сражении;

▪ 10.07.1709 – День победы русской армии над шведами

в Полтавском сражении;

▪ 09.09.1714 – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут.

Обобщающая тематическая игра

«Запомнилось, понравилось, научился, стал уметь…»

  • Принципы реализации программы:

▪ учёт возрастных особенностей;

▪ принцип доступности;

▪ принцип добровольности;

▪ принцип связи теории с практикой;

▪ принцип наглядности;

▪ принцип актуальности;

▪ принцип научности;

▪ принцип творчества и успеха;

▪ принцип межпредметности;

     ▪ принцип результативности.

  • Формы организации и виды деятельности на занятиях клуба:

Направления

развития личности

Виды деятельности

Формы деятельности

Теоретические занятия

Практические занятия

Общеинтеллектуальное

Познавательная

Беседа, устный журнал, музейный

или интегрированный урок

с мультимедийным сопровождением.

Экскурсии

у памятных мест.

Викторины.

Творческие задания (составление кроссворда, ребуса, пиктограммы).

 

Общекультурное

Досугово-развлекательная Игровая

 Творческая

О роли игры

в познании нового.

Художественное творчество.

КТД.

Мозговой штурм.

Тематические игры.

Конкурс рисунков.

Социальное

Социальное

Общественно-полезная

Исследовательская

Занятие

о правилах общения,

об умении вести диалог.

Занятие

«Быть исследователем».

Защита

мини-проектов.

Духовно-нравственное

Познавательная.

Развлекательная.

Творческая.

Информационные часы.

Творческий отчёт

о своих впечатлениях

  • Методы, используемые для наиболее прочного усвоения знаний,

овладения умениями и навыками,

предусмотренными данной программой при обучении детей:

► объяснительно-иллюстративный метод:

• теория – объяснение, устное изложение материала;

• практика – образец, наглядность и приобретение навыков (выполнить определённое задание самостоятельно, закрепить, повторить увиденное, пройденное);

► метод демонстрации:

• для устных занятий (пополнений знаний) – использование схем, карт, фильмов, слайдовой презентации;

• для практических занятий – использование конкретных заданий;

► частично-поисковый метод:

• теория, для устных занятий – самостоятельная работа с дополнительной литературой;

• практика – самостоятельное составление вопросника, интервью;

► метод упражнения:

• теория – ответы на вопросы по пройденным темам;

• практика – выполнение заданий по пройденным темам (описание экспоната, составление    акта,    изготовление   паспорту,   составление   отзыва,   проведение

 экскурсии);

► метод социальных ролей;

► метод создания игровых ситуаций;

► метод практического манипулирования с предметами;

► метод использования ассоциативных связей;

► метод самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.

Ведущим методом в работе  даже со старшеклассниками является игра. Играя, подросток лучше запоминает, анализирует, приобретает определённый опыт. А воображение помогает старшекласснику проникнуться духом того или иного исторического времени, а значит, осваивает накопленные культурно-исторические ценности.  

Вывод: теоретические и практические занятия данного курса призваны способствовать развитию коммуникативной и речевой компетенции учащихся, приобретению следующим умениям:

  • составить и решить кроссворд, ребус;
  • придумать любой игровой момент;
  • составить экскурсию по определённому маршруту;
  • грамотно выстроить и вести устный диалог на заданную тему;
  • провести интервьюирование;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • составить отзыв о прослушанной экскурсии;
  • проводить экскурсии или любые другие мероприятия для ребят начальной школы.

Занятия носят преимущественно практический характер.

Учащиеся приобретают умения и навыки самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем их объекте, работать с научно-популярной литературой, проводить опросы, писать исследовательские и поисковые работы.

  • Результаты освоения программы:

Развитие Личности в системе образования происходит, прежде всего, через

формирование универсальных учебных действий(УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

  • Предполагаемые результаты:

Воспитательный результат данной деятельности – непосредственное духовно-нравственное развитие подростка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – школьник получает опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений в общении с другими людьми, стремление к коллективной творческой деятельности.

Второй  уровень  результатов  – школьник приобретает первичное понимание

социальной реальности и повседневной жизни: об основах разработки социальных проектов, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Третий уровень результатов – школьник получает опыт самостоятельного общественного действия.

К концу учебного года в соответствии с данной образовательной программой у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, универсальные учебные действия.

Результаты

Формируемые умения

Средства формирования

Личностные

У школьников развивается творческое и критическое мышление,

познавательные навыки.

Приобретаются умения самостоятельно конструировать

свои знания, ориентироваться

в информационном пространстве.

Организация работы

в парах или в группе

Регулятивные

Учащиеся научатся учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать своё действие в соответствии

с поставленной задачей

и условиями её реализации;

осуществлять итоговый

и пошаговый контроль

по результату.

Сотрудничестве с учителем

Познавательные

Для выполнения заданий

ученики научатся осуществлять поиск необходимой информации

с использованием

литературы, энциклопедий

и справочников в открытом информационном пространстве;

строить сообщения

в устной и письменной форме; ориентироваться в различных источниках информации

по краеведению.

Тексты

различных материалов, обеспечивающие формирование функциональной грамотности

Коммуникативные

Учащиеся научатся

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность существования

у людей различных точек зрения,

в том числе, не совпадающих

с его собственной.

Проблемно-диалогическая технология

и организация работы

в парах и малых группах

  • Метапредметные  связи на занятиях кружка:

• с уроками русского языка: умение грамотно формулировать свои мысли при составлении отзыва об экскурсии, умение написать сочинение об объектах города,

изложить свои наблюдения;

  • с уроками литературы: чтение стихов поэтов родного города;
  •  с уроками изобразительного искусства: история города и страны в рисунках;        

• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ.

  • Ожидаемые результаты по данной программе:

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы и делятся на три группы:

► Теоретическая подготовка учащихся по основным разделам программы.

► Практические умения и навыки.

► Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

  • В процессе работы по программе – «Мы, рождённые в России, граждане – великой страны!» обучающиеся должны знать:
  • основные понятия: «малая Родина», «город», «патриот», «патриотизм», «край», «краеведение», «архитектура», «памятник», «Дни Воинской Славы России»;
  • конкретные факты о крае и по строительству города: когда стал строиться и по какой причине, какие категории людей его строили; общие сведения о СХК – градообразующем предприятии города; названия первых улиц, количество и названия улиц современных; ФИО деятелей, именами которых названы многие улицы и краткие их биографии; существующие в городе памятники, их количество, историю их создания и события, которым они посвящены;
  • основные Дни Воинской Славы России и с какими событиями они связаны;
  • ФИО выдающихся людей страны и их заслуги перед Отечеством;
  • основные этапы написания исследовательской работы.

  • В процессе работы по данной программе обучающиеся должны уметь:
  • ориентироваться в городе; составить описание памятника, писать сочинения о городе, отзыв об экскурсии;
  • придумать и составить какую-либо форму работы: (кроссворд, тест, игру, викторину, экскурсию, урок Мужества или урок Памяти.);
  • создать выставку, напечатать этикетку, описать, предмет, составить Акт приёма;
  • рассказать о Дне Воинской Славы России;
  • уметь написать исследовательскую работу.

ВЫВОД: Развивается познавательный интерес к музейной деятельности.

  •  Механизм контроля и оценки результатов:

Задачи

Формы работы

Механизм оценивания

Фиксация результатов

1.

Формировать

и активизировать познавательные интересы учащихся

к истории края

и родного города.

Тематические конкурсные игры, викторины.

Диагностика качественных

и количественных показателей участия

в конкурсных программах.

Фиксация результатов

в конкурсной таблице.

2.

Формировать знания

о Днях Воинской Славы России.

Викторина с вопросами.

Самостоятельное составление вопросов.

Анализ

представленных ответов.

Фиксация результатов

в конкурсной таблице.

3.

Формировать знания

о выдающихся людях России.

Частичное самостоятельное изучение биографий великих людей.

Умение составить интересные вопросы для викторины о том или ином деятеле.

Фиксация результатов

в конкурсной таблице.

4.

Формировать

умения ребят

на основе своих знаний свободно излагать свою точку зрения, чтобы они могли рассказать

историю города,

о любом Дне Воинской Славы,

о великом

человеке страны.

Конкурс

на лучшую устную биографическую справку:

♦ «Предыстория Северска»,

♦ «Современный Северск»,

♦«День Воинской Славы России»,

♦ «Замечательные судьбы великих людей».

Анализ представленных рассказов.

И подведение итогов.

Фиксация результатов

в конкурсной таблице.

5.

Формировать эстетические взгляды ребят через прогулки

по городу.

Составление отзывов, описаний красивых

и памятных мест.

Написание сочинений

о посещении музеев. Эссе

Анализ представленных творческих работ.

И подведение итогов.

Фиксация результатов

в конкурсной таблице.

6.

Создавать благоприятные условия

для успешного предъявления результатов познавательно-поисковой деятельности.

Индивидуальные творческие задания.

Представление

в творческой форме результатов познавательной деятельности.

Рецензирование работ.

Оценка.

Выставление баллов

в итоговую таблицу.

Награждение

по итогам.

  • Режим занятий и основные формы работы:

Обычные образовательные занятия, на которых будут использоваться разные формы работы:

◘ в паре, групповая: выполнение конкретных заданий;

◘ коллективная: анкетирование, тренинги, КТД (коллективно-творческое дело), беседы, лекции, игровая деятельность (ролевые игры, викторины, конкурсы), познавательная и практическая деятельность;

◘ индивидуальная работа с педагогом: обсуждение конкретной темы, репетиции;

◘ самостоятельная: работа с книгой и источниками; составление отзыва, плана, конспекта, выступления, экскурсии; работа над проектом, исследованием.

Материал преподносится в доступной, занимательной форме с использованием музейно-педагогических методов и приёмов.

Предусмотрены пешеходные экскурсии в разные музеи и по городу.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Это позволяет учащимся хорошо подготовиться к следующему занятию, изучить тему, выполнить творческое задание и закрепить полученные знания.

Исходным материалом  для оценки эффективности деятельности служит непосредственная реакция товарищей, а также продукты творческой деятельности учащихся: ребусы, викторины, сочинения, выполнение творческих заданий, использование знаний и навыков на занятиях и по другим предметам тоже.

Музейная педагогика, претворяемая в реализации данной программы, направлена на повышение внимания старшеклассников к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии.

Всё это делает жизнь подростка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент для познания мира.

  • Разъяснение к тематическому планированию.

Программа занятий клуба основана на материалах по 4-м важным темам:

1). «Здесь Родины моей начало…»  – формирование знаний по краеведению – по истории края, города, страны. (Кр – краеведение).

 2). «Этих дней не смолкнет Слава!» – формирование знаний по боевой истории страны, чувства любви и уважения к ней через изучение Дней Воинской Славы России. (ДС –  Дни Воинской Славы России).

3). «Они прославляли Россию!» – формирование знаний о великих наших соотечественниках, внёсших значительный вклад в историю страны, достойных огромного уважения и любви. (ВЛ – великие люди России).

4). «Школьный музей «Истоки» – лаборатория исторического исследования!» – формирование теоретических и практических знаний, навыков и умений музейной деятельности и освоение этапов проектно-исследовательской работы. (ЛИ – лаборатория исторического исследования).

По каждой теме пройдёт 8 (восемь) занятий, которые предусмотрено чередовать, чтобы ребята на занятиях кружка занимались разнообразной деятельностью.

На 2-х (двух) занятиях пройдёт, возможно, в игровой форме, повторение, обобщение, закрепление пройденного материала, то есть будет подведён итог изучения данных тем по данной программе.

  • Учебно-тематическое планирование занятий

клуба «Россия и мы!»

по программе «Рождённые в России, мы – граждане великой страны!»

Дата проведения

Тема занятия

Примерные практические  

или трудовые действия

(Получение практических навыков)

Количество часов

теория

практика

№1.

(Кр)

07.09.2022

«Посмотри, как он хорош

край, в котором ты живёшь!»

(Демонстрация

30 достопримечательностей

Томской области).

 ▪ Решение кроссворда

или ответы на викторину.

▪ Задача – по устному описанию определить,

о чём идёт речь.

15 минут

30 минут

№2.

(ДС)

14.09.2022

«Память на все времена!»

(О днях Воинской Славы России: обо всех летних и сентябрьских).

▪ Соединить даты и события.

▪ Викторины:

♦ «Вехи русской истории»,

♦ «Ратное дело».

15 минут

30 минут

№3.

(ВЛ)

21.09.2022

«Великий Самоучка

и Мечтатель».

165-летие со дня рождения

 русского учёного, основоположника современной космонавтики

К. Э. Циолковского.

▪ Знакомство с биографией русского учёного

(17.09.1857 – 1930).

▪ Закрепление знаний –

решение викторины

«Российская космонавтика».

30 минут

15 минут

№4.

(ЛИ)

28.09.2022

«Весь мир – музей!»

 «Я – исследователь!»

Виды исследовательской работы:

научно-исследовательская;

проектная деятельность;

проектно-исследовательская.

▪ Составление

заповедей музееведов.

▪ Знакомство с видами исследовательской деятельности.

▪ На основе примеров определение вида исследовательской работы.

15 минут

30 минут

№5.

(Кр)

05.10.2022

«Страницы истории

земли томской!»

▪ Строительство томской крепости.

▪ Томские первожители.

▪ Кто чем промышлял.

▪ В Томске торгом жили...

▪ Повторение иль изучение материала

посредством игры.

▪ Сопоставить

имена и факты.

15 минут

30 минут

№6.

(ДС)

12.10.2022

«Кавказ,

как раскалённый уголёк!»

ДВСР –  (09.10) – день разгрома советскими войсками

немецко-фашистских войск

в битве за Кавказ (1943 г.)

▪ «Путешествие» в 1943 год, значение битвы за Кавказ.

▪ Составление викторины

из собственных вопросов.

▪  Закрепление знаний –

ответы на вопросы викторины.

20 минут

25 минут

№7.

(ВЛ)

19.10.2022

«Великий русский физик!»

А. Н. Лодыгин – создатель

лампы накаливания.

(18.10.1847 – 16.03. 1923)

▪ Знакомство с биографией А. Н. Лодыгина.

▪ Закрепление знаний –

работа по викторине.

35 минут

10 минут

№8.

(ЛИ)

26.10.2022

«Определение

научно-исследовательских способностей учеников».

▪ Знакомство школьников

с последовательными этапами работы над проектом

или исследованием.

15 минут

30 минут

№9.

(Кр)

09.11.2022

«Томск – одна

из исторических столиц Сибири!»

▪ Славный Томский городок,

на прекрасе он стоит...

▪ Томская губерния.

▪ Томская область.

▪ Символика Томска.

▪ Воскресенская гора – сердце города.

▪ Деревянное зодчество Томска – кружевные терема.

▪ Повторение

иль изучение материала

посредством игры.

▪ Сопоставить

даты и события.

▪ Самостоятельно приду мать любое задание: ребус, вопрос и т.д.

20 минут

25 минут

№10.

(ДС)

16.11.2022

«Память на все времена!»

ДВСР ноября:

04.11.1612 –  День освобождения Москвы от польских интервентов – День народного единства – «Сыны Отечества, освободившие Россию!»

07.11.1941– военный парад в Москве –

«Легендарный Парад!»

▪ Повторение

иль изучение материала

посредством игры.

▪ Выбор фактов

и построение

логических цепочек.

15 минут

30 минут

№11.

(ВЛ)

23.11.2022

«Величайший хирург

и пламенный патриот

своей Родины!»

О русском хирурге,

основателе русской школы анестезии, 

Н. И. Пирогове

(25.11.1810 – 05.12.1881)

▪ Знакомство с биографией

Н. И. Пирогова,

рассказ о его деятельности.

▪ Закрепление знаний –

работа по викторине.

▪ Конкурс –

«Лучший устный портрет».

15 минут

30 минут

№12.

(ЛИ)

30.11.2022

«Алгоритм к действию!»

Характеристика

основных этапов исследования».

▪ Составление последовательности этапов

из предложенного набора.

15 минут

30 минут

№13.

(Кр)

07.12.2022

«Экскурс в историю

нашего города»:

Первые поселения на земле

будущего Северска.

▪ О строительстве трудовой колонии и

о жизни коммунаров на берегу Томи.

▪ О создании города – «Ядерный щит страна иметь обязана!»

▪ Выполнение определённых творческих заданий.

▪ Проведение игры

«Город, в котором живу!»

10 минут

35 минут

№14.

(ДС)

14.12.2022

«Память на все времена!» 

ДВСР декабря:

 01.12.1853 – день победы русской эскадры над турецкой у мыса Синоп под командованием  П.С. Нахимова – «Гордость русского флота – адмирал Нахимов!»

 05.12.1941 –   день контрнаступления советских войск под Москвой  «На огненных московских рубежах...»

 24.12. 1790 – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова  «Путешествие сквозь годы

по легендарному маршруту».

▪ Тематическая игра –

совместить конкретные данные

о сражении с именем,

с фотографией и с датами.

▪ Составление по 2 вопроса

для викторины о каждом ДВСР.

15 минут

30 минут

№15.

(ВЛ)

21.12.2022

«России есть, кем гордиться!»

«Рождённые побеждать!»

Г. К. Жуков (01.12.1896 – 18.06.1974) – выдающийся полководец, Маршал Победы, четырежды Герой СССР;

 ▪ К. К. Рокоссовский (21.12.1896 – 03.08.1968) – один из крупнейших полководцев 2-ой мировой войны.

Советский и польский военачальник, Маршал СССР и Польши, командующий Парадом Победы, дважды Герой СССР.

▪ Тематическая игра –

совместить данные

о каждом из  полководцев  

с битвами, событиями, фактами из их биографий.

15 минут

30 минут

№16.

(ЛИ)

11.01.2023

«Организация работы

по исследованию!»

Составление плана работы.

КТД –

совместная работа.

№17.

(Кр)

18.01.2023

 «Томск и знаменитости!» 

«Известные люди Северска». 

▪ Каждый участник клуба готовит информацию об одном из известном человеке Томска.

15 минут

30 минут

№18.

(ДС)

25.01.2023

«Память на все времена!» 

ДВСР января:

 27.01.1944 – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады  –  «Значимые события во время блокады».

▪ Каждый участник клуба готовит информацию об этом факте

из жизни ленинградцев

во время блокады.

▪ Обмен информацией.

 Проведение игры.

15 минут

30 минут

№19.

(ВЛ)

01.02.2023

«Жил да был на свете царь, Земли русской государь!»

На троне вечный был работник,

то академик, то герой,

то мореплаватель, то плотник...

император Пётр Великий

(09.06.1672 –  28.01.1725).

▪ Каждый участник клуба готовит информацию

об одном из преобразований Петра.

▪ Обмен информацией.

▪ Проведение игры.

№20.

(ЛИ)

08.02.2023

«Основы научно-исследовательской работы».

(Объект, предмет, источники).

▪ Разбираемся в теории написания исследования.

№21.

(Кр)

15.02.2023

«Томская дорога к Победе»:

▪ дивизии, сформированные в Томске, их боевые маршруты;

▪ Герои Томской области, их подвиги;

▪ мемориалы и монументы Томска и Северска.

▪ Каждый участник клуба готовит информацию по своему выбору или

по жребию: либо о дивизии,

либо о Герое-томиче,

либо заочною экскурсию к одному

из мемориалов, посвящённым событиям Великой Отечественной войны.

№22.

(ДС)

22.02.2023

«Память на все времена!» 

ДВСР февраля:

02.02.1943 – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве – «И даже снег здесь становился пеплом...»

23.02.1918  отряды Красной гвардии завоевали первые победы под Псковом и Нарвой над войсками кайзеровской Германии –  «Защитник Отечества – звучит гордо!»

▪ Конкурс –

решение викторины и ребусов

о Сталинградской битве.

▪ Проведение игры

«Защитник Отечества –

звучит гордо!»

№23.

(ВЛ)

01.03.2023

«Изобретение радио:

от идеи к воплощению!»
О русском физике, изобретателе в области радиосвязи А. С. Попове (16.03.1859 – 03.01.1906)

▪ Знакомство с биографией А. С. Попова.

▪ Игра, посвящённая

А. С. Попову.

▪ Составление вопросов

для общей викторины.

05 минут

40 минут

№24.

(ЛИ)

09.03.2023

«Методика

построения исследования».

Коллективная работа.

15 минут

30 минут

№25.

(Кр)

15.03.2023

«Томский Наукоград»:

«Первый в Сибири!» – о ТГУ;

«Научная библиотека ТГУ – жемчужина Сибири!»;

«Томские учёные –  во имя России!»

▪ Заочная экскурсия

в Томский Государственный Университет ,

в научную библиотеку,

в Ботанический сад.

15 минут

30 минут

№26.

(ДС)

29.03.2023

«Путешествие к истокам 

книгопечатания».

Памятная дата истории России – (14.03) – день православной книги

с 2010 г. В 1564 г. на Руси вышла

1ая печатная книга «Апостол»,

изданная И. Фёдоровым.

▪ Знакомство

с развитием книгопечатания 

на Руси и  его главным деятелем Иване Федорове  человеке, совершенно замечательном

по любви к книгопечатанию.

▪ Составление викторины.

15 минут

30 минут

№27.

(ВЛ)

05.04.2023

«Его песни

помогали побеждать!»

 ▪ 140-лет со дня рождения композитора, хорового дирижёра, народного артиста СССР, лауреата двух Сталинских премий,

генерал-майора А. Александрова 

(13.04.1883  08.07.1946)

«Его имя вписано

в историю!»

О величайшем мыслителе, руководителе Октябрьской революции 1917 г. в России, основателе КПСС и первого в мировой истории социалистического государства

В. И. Ленине (22.04.1870 – 21.01.1924)

▪ Знакомство с биографией

А. Александрова.

▪ Прослушивание его песен.

▪ Составление вопросов

для общей викторины.

▪ Информационный час

о В . И. Ленине.

▪ Демонстрация книг о Ильиче.

▪ Чтение стихов о Ленине.

20 минут

20 минут

№28.

(ЛИ)

12.04.2023

«Формулируем

цель и задачи работы».

▪ Тренировка –

называю название работы,

ребята формулируют цель и задачи.

15 минут

30 минут

№29.

(Кр)

19.04.2023

«Я – экскурсовод!»

Экскурсия по городу

по составленным ребятами маршруту. 

▪ Экскурсионный день.

▪ Каждый пишет отзыв

о понравившейся экскурсии.

▪ Подведение итогов.

№30.

(ДС)

26.04.2023

«Память на все времена!» 

ДВСР апреля:

▪ 18.04.1242 День победы русских воинов князя А. Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере Ледовое побоище «И была она

великой битвой!»

▪ 11.04.1945  памятная дата истории – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей –

«За колючей проволокой».

▪ Знакомство

с биографией А. Невского

и с ходом указанного события.

▪ Составление вопросов

для общей викторины.

▪ Знакомство

со страшной страницей

Великой Отечественной войны.

20 минут

25

минут

№31.

(ВЛ)

03.05.2023

«Русский Архимед».

Легендарный Иван Кулибин (21.04.1735 – 30.07.1818).

▪ Знакомство

с биографией Ивана Кулибина.

№32.

(ЛИ)

10.05.2023

«Мы – исследователи!»

Конкурс защиты своих работ.

▪ Демонстрация своего исследования и результата.

№33.

17.05.2023

«Рождение русского флота».

07.07.1770 – День победы русского флота над турецким в Чесменском сражении;

10.07.1709 – День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении;

09.09.1714 – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут.

▪ Тематическая игра –  сопоставление дат,

маршрутов, событий.

№34.

24.05.2023

Обобщающая тематическая игра

«Запомнилось, понравилось, научился, стал уметь…»

▪ Обмен мнениями.

  • Условия реализации программы.  

Методическое  обеспечение:

  • Наличие материалов для проведения  занятий кружка (разработки занятий, видеофрагменты и видеоролики соответствующих тем, разработки тематических игр, составленные карточки, тесты, стихи).
  • Наличие разработок  ролевых игр, творческих заданий, ситуаций.

Ресурсное обеспечение:

  • Телевизор и видеомагнитофон.
  • Слайд-проектор, видеопроектор, экран.
  • Музыкальный центр,  аудио и видео записи, фотоаппарат, диктофон.

  • ЛИТЕРАТУРА:

Для педагогов:

1. Ванслова Е. Г., Музейная педагогика//Воспитание школьников. – 2000.  –  №5. – с. 27 – 42;

2. Каменкова  Л.,  Как    воспитать   патриота//Народное   образование. – 1999. – № 5. – С.249);

3. Касимова  Т. А.,  Яковлев  Д. Е.,  Патриотическое  воспитание  школьников.  Методическое  пособие. Москва.  Айрес-пресс. 2005;

4. Культурно-образовательная деятельность музеев. – М., 1997 .  

5. Курашкина Р. А., Программа  воспитания школьников  «Я гражданин России»//Классный руководитель.– 2006.– №3.– С.64 – 76;

6. Липина Е., Три   сюжета  для   одной    выставки: методические рекомендации//Библиополе.– 2004.–№2.– С.20 – 21;

7. Ломунова А.К. Воспитание музейной культуры посетителя. – М., 1988.

8. Михайлова Н. Б. Щедрое дерево. Томск 1998.

9. Музей в школе: практикум: Сб. статей//Под общей редакцией Е. В. Алексеевой,  – М., 2006;

10. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы: сборник нормативно-правовых и методических материалов//Автор-составитель Орлова В. А. Новосибирск. Изд-во  НИПКиПРО, 2004;

11.Неизвестный Северск: Сборник статей пол редакцией В. П. Зиновьева, И. М. Рудой, В. О. Эльблауса .  Томск: Издательство ТГУ, 1996 г.

12. Новорусский М. В., Музеи и их образовательное значение. В помощь семье и школе. – М., 1911;

13. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Воспитание и дополнительное образование детей.

14. Северск. История и современность: Сборник статей под редакцией Л. М. Плетнёвой, П. Е. Бардиной, И. М. Рудой.  Томск: Издательство ТГУ, 1994 г.

15. Юхневич М. Ю., Педагогические, учебные и детские музеи России. – М.: Просвещение, 1991;

16. Фришман И. И., Методика работы педагога дополнительного образования. Москва 2001.

Для учащихся:

1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.

2. Берёзка. Литературно-художественный альманах. 1963 г.

3. Волкогонов Д. А., О героях и героическом. – М., 1977;

4. Город на Томи. Общественная редакция Ермакова Г. В., Коняхин Н.Ф., Крылов.

5. Еськов Г. С., Ратный подвиг во имя Родины. – М., 1999;

6. Зуев М. Н., История России с древнейших времён до конца XX века: справочник по истории для школьников и поступающих в вузы. – М., 2000;

7. История происхождения загадки [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.smekalka.pp.ru/;

8. История России в лицах и датах: словарь-справочник. – СПб., 1995;

9. Кацва Л. А., История Отечества: справочник для школьников и поступающих в вузы. – М., 2001;

10. Ликум, А. Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. – М.: Компания «Ключ С», том 1, том 3, том 5, 1997;

11. Михайлова Н. Б. Щедрое дерево. Томск 1998.;

12. Степанищев А. Т., 300 задач по истории России с древнейших времён до наших дней. – М., 2000;

13. Шалаева, Г. Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. – М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14,  1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы граждане великой России

Открытый классный касс...

Классный час-беседа: "Мы граждане-великой России"

Презентация к классному часу о России....

Мы граждане великой России

Мероприятие гражданско-патриотической направленности...

Разработка урока по английскому языку на тему: «Великая страна – Россия» (Урок – мужества)

Задачи урока: Учебные:повторение и закрепление активной лексики по теме «Победы Российской армии»;формирование навыков чтения;формирование навыков аудирования;Развивающие:развитие коммуникабельности, ...

«Мы – граждане великой России»

Будущее России в руках подрастающего поколения. Это истина, но, к сожалению, в последнее время и избитая оскомина. Неверие в собственное Отечество – это трагедия нынешнего поколения. Нигилизм взрослых...

Презентация "Мы граждане Великой России"

презентация" Мы граждане Великой России" позволяет закрепить знания обучающихся о символах РФ, о подвигах великого русского народа, воспитывает любовь к своей стране....

Мы - граждане великой России.

Внеклассное мероприятие....