«Мы – граждане великой России»
классный час (7 класс) по теме

Фролова Надежда Викторовна

Будущее России в руках подрастающего поколения. Это истина, но, к сожалению, в последнее время и избитая оскомина. Неверие в собственное Отечество – это трагедия нынешнего поколения. Нигилизм взрослых передается и нашим детям. Поэтому основной задачей школы, в стенах которой проходит детство, отрочество и юность подрастающего поколения, является гражданско-патриотическое воспитание, как важная часть жизни общества, основа стабильности и будущего, как залог сильной и непоколебимой России.

Поэтому основным направлением своей деятельности считаю формирование патриотического сознания и становление активной гражданской позиции школьников.

Проведение праздничного мероприятия, приуроченного ко дню конституции считаю одной из основных ступеней гражданско-патриотического воспитания.

12 декабря – исключительно важный и судьбоносный день в новейшей истории российской государственности. В этот день в 1993 году на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации, которая сыграла определяющую роль в развитии всего нашего общества.

Именно этому знаменательному событию было посвящёно торжественное мероприятие, которое состоялось в нашем училище на базе учащихся 6-7 класса

Ученики подготовили ко Дню Конституции России праздничный концерт, в ходе которого ребята узнали много нового о государственных символах России, об истории российского конституционного права и особенностях действующей конституции. Учащиеся зачитывали статьи конституции, читали стихи, исполняли песни. К этому они усиленно готовились, что помогло ещё больше сплочить коллектив. Закончилось выступление совместным исполнением Гимна РФ.

Любовь к Родине – это главное, составляющее патриотического воспитания, являющегося основным качеством нравственного стержня человека.

В ходе мероприятия были использованы разные методы: словесный, наглядный (использование технических средств, слайдов, аудипроигрывателя); практические (самостоятельные выступления ребят)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_-_grazhdane_velikoy_rossii.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы – граждане великой России»

Форма: коллективная творческая деятельность

Цель: познакомить учащихся с историей возникновения государственной символики, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны; способствовать принятию личностью государственной символики как общественной ценности.

Задачи:

Обучающие: повторение знаний российской символики и понятий «отечество» и «гражданин»; овладение технологией работы в группах.

Развивающие: развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы; развитие диалоговой формы общения внутри группы, творческих умений и коммуникаций.

Воспитательные: формирование навыка оценки политических событий и процессов в обществе, гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга; воспитание и развитие личностных компетенций.

Методы: рассказ, выступление учащихся, презентация, аудиозапись, исполнение песни солистами класса, совместное исполнение Гимна РФ.

Ход мероприятия.

Ученик:

О, Россия, с нелегкой судьбою страна,

У меня ты, Россия, как сердце, одна,

И я другу скажу, я скажу и врагу –

Без тебя, как без сердца, я прожить не смогу.       Ю. Друнина

Учитель: 12 декабря Россия отмечает День Конституции.

Вед 1: КОНСТИТУЦИЯ - Основной Закон государства, определяющий основы государственного и общественного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан.

В соответствии с Конституцией формируется все законодательство государства.

Вед.2: История Конституции России – это череда постоянных изменений, которые отображают определенные этапы в развитии страны. Конституция менялась несколько раз.  Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики  была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года.

Вед 1: После объединения республик в единое государство в январе 1924 года Вторым съездом Советов была принята Конституция Союза Советских Социалистических Республик

Вед 2: Новая Конституция СССР была принята в 1936 году.

Вед 1: На смену Конституции 1936 года 7 октября 1977 года пришла Конституция, официально закрепившая однопартийную политическую систему

Вед 2: В 1990—1991 годы произошёл распад Советского Союза.  Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своём государственном суверенитете. Встал вопрос о новой конституции, которая была принята Всенародным голосованием (референдумом)  12 декабря 1993 г. 

Она закрепила федеральный характер, демократические основы обновленной России.

Вед 1: Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Вед 2: Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок.

 

Вед 1:  Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Вед 2: В Конституции сказано: Во главе государства стоит президент.    В его руках находится особая власть – президентская;

    Его главные задачи: охранять конституционный строй России, поддерживать гражданский мир и национальное согласие.

Вед 1: Первый президент России – Борис Николаевич Ельцин.

Вед 2: Второй президент  РФ – Владимир Владимирович Путин.

Вед 1: Третий президент РФ – Дмитрий Анатольевич  Медведев.

Вед 2: Действующий президент РФ – Владимир Владимирович Путин. Избран на пост всенародным голосованием в мае 2012 года.

   

Учитель: В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Гражданство – это устойчивая правовая и политическая связь человека с государством. (Учащиеся выходят и каждый читает свою статью конституции)

В Конституции сказано:

 -  Каждый имеет право на жизнь.

 –Достоинство личности охраняется государством.

– Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

– Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

– Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность

- Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

- Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания.

- Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

- Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства

- Право частной собственности охраняется законом.

- Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

- Материнство и детство, семья находятся под защитой государства

- Каждому гарантируется социальное обеспечение. Государственные пенсии и социальные пособия    устанавливаются законом.

- Каждый имеет право на жилище.

- Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

- Каждый имеет право на образование. Основное общее образование обязательно.

Учитель: В Конституции прописаны обязанности граждан РФ:

- Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

- Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы 

- Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

- Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Учитель: Родина, Отечество самое драгоценное и святое, что есть в жизни человека. Трудно рассказать о величии и красоте родной страны, любви к ней обыкновенными словами. Не потому ли такое множество прекрасных стихотворений посвятили ей поэты, так много песен сложил народ.

Исполнение песни солистами класса:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля:

Это – русское раздолье,

Это – русская земля!

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря:

Это – русские картины,

Это – родина моя!

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья:

Это – русская сторонка,

Это – родина моя!

Учитель: На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. 

Вед.1. В Конституции Российской Федерации закреплены  символы государственной власти: государственный флаг, государственный герб, государственный гимн, столица государства. В данной статье говорится: «Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом». Столицей Российской Федерации  является город Москва.

Учитель: Эти символы объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции.

Вед.2. Флагу России уже более 300 лет. В далёком 1705 году по приказу царя Петра I все корабли стали выходить в море под бело-сине-красным флагом. Этот флаг признано считать единым флагом всей России.

Вед.1.  Почему для флага России выбраны именно эти цвета? (Белый цвет – мир, чистота совести.  Синий – небо, верность, воля к миру. Красный – это энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

Словно крылья полотнище плещется,

Отражая ветра напор,

Символ нашего государства –

Флаг соцветия триколор.

Белый цвет – символ чистоты,

И свобода – полоской неба,

И все это, как знаешь ты,

Обрамляет кровью победа.

Я горжусь тобой, символ Родины,

Что сумел в себя ты вобрать

И просторы свои, и историю,

И любовь, что дала нам мать!

Учитель:   22 августа 1991 года, чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила считать "полотнище из... белой, лазоревой, алой полос" официальным национальным флагом России.

Ученик:

Спокоен за наше Отечество,

Его охраняет не год –

Двуглавый орёл человечество

России на крыльях несёт.

В когтях его скипетр с державой,

Корона венчает его.

Увенчан он русскою славой

Единством народа всего.

Как символ Европы и Азии,

Украшен медалью златой,

Копьем поражает дракона

Георгий – наш всадник святой.

Наш герб – крепленье Отечества,

Оплот он богатства его.

Пусть помнит Руси человечество –

 Святыня дороже всего!

Вед.2.       В положении о Государственном гербе РФ записано, что герб представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Он символизирует государственность Российской Федерации, её суверенитет (независимость), единение народов европейской и азиатской частей России.

Вед1.         Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединёнными лентой. Короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной и судебной.

Вед.2.       В правой лапе орла – скипетр. Он символизирует на гербе защиту суверенитета. В левой - держава. На груди орла в красном щите - всадник в синем плаще, поражающий копьём чёрного, опрокинутого навзничь, дракона. Это символ борьбы добра со злом, символ защиты Отечества.

Ученик:

Упал снаряд, и совершилось чудо:
На опаленной порохом стене
Возник в дыму неведомо откуда
Святой Георгий на лихом коне.

От сотрясенья обнажилась фреска,
Упала штукатурка поздних лет, -
И он возник торжественно и дерзко,
Как древний знак сражений и побед.

В сиянии возвышенного лика
Простер десницу грозную свою.
И острая карающая пика
Пронзила ядовитую зме

   Вед1.  Государственный герб РФ помещается на бланках федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, на зданиях Правительства, суда РФ, Прокуратуры, Центрального банка, на пограничных знаках, на знаменах и флагах Вооруженных Сил России, на денежных знаках, орденах и медалях, на паспортах граждан Российской Федерации.

Учитель: Одним из главных государственных символов России, наряду с флагом и гербом является Гимн России. Гимн – это торжественная песня или мелодия, восхваляющая или прославляющая кого-либо, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Вед.2.       В царствование Петра I неизвестным композитором был создан «Преображенский марш». Он очень часто исполнялся на различных церемониях и, не являясь по сути своей государственным гимном – ассоциировался у иностранцев именно с Россией. ( исполнение гимна)

Вед1.  В царствование императрицы Екатерины II композитором  Козловским на стихи Державина был написан полонез «Гром победы, раздавайся», впервые исполненный   28 апреля 1791 года в Петербурге на торжествах в честь взятия крепости Измаил. Впечатление было столь велико, что его решили повторять в важнейшие моменты государственных церемоний и стали называть «русским победным гимном». (звучит гимн)

Вед.2.      В 1816 году на параде в Варшаве для встречи императора Александра I был впервые исполнен английский гимн. Мелодия была несколько искажена, а хор пел на русском языке.  Александру I гимн понравился и за ним был закреплен статус государственного гимна.  Название было дано «Молитва русских», а слова написал поэт В.А. Жуковский. (звучит гимн).

Вед1.    В 1833 г. император Николай I сообщил свое патриотическое желание заменить английскую музыку новым гимном.   В 1833 году  в честь празднования Рождества и годовщины освобождения от французов прозвучал гимн «Боже, царя храни!».   Он был объявлен государственным и оставался единственным и официальным гимном  вплоть до    2 марта 1917 года,  дня отречения императора     Николая 2 от престола. (звучит гимн)

Вед.2.   В 1917 г.  Ленин предложил использовать «Интернационал». (звучит гимн)

Вед1.   В ночь на 1 января 1944 по радио впервые прозвучал гимн Советского Союза, музыку которого написал А.В. Александров, слова – С.В.Михалков (звучит гимн)

Вед2.   После распада СССР в 1991 году гимном России стала «Патриотическая песня» композитора М.И. Глинки.

Учитель:  После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решение утвердить гимн России на слова Михалкова и муз. Александрова. Этот гимн действует и в наше время. Сейчас мы все вместе его исполним.

(Слова текста гимна на слайде)

Ученик:

Россия… Как из песни слово,

 Берёзок юная листва

Кругом леса, поля и реки,

  Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

 За ясный свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

 Степей задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называют

 Одним широким словом Русь!

Учитель: Дорогие друзья, на этом наше торжественное мероприятие, посвящённое празднованию Дня конституции объявляется закрытым.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы граждане великой России

Открытый классный касс...

программа профильной смены «МЫ ГРАЖДАНЕ ТВОИ, РОССИЯ»

Общественное развитие современной России все отчетливее показывает возрастающее значение молодежи в политической жизни страны. Именно в молодости...

Классный час-беседа: "Мы граждане-великой России"

Презентация к классному часу о России....

Мы граждане великой России

Мероприятие гражданско-патриотической направленности...

Презентация "Мы граждане Великой России"

презентация" Мы граждане Великой России" позволяет закрепить знания обучающихся о символах РФ, о подвигах великого русского народа, воспитывает любовь к своей стране....

Мы - граждане великой России.

Внеклассное мероприятие....

Дополнительная образовательная программа "Рождённые в России, мы - граждане великой страны!"

Выпускники школ должны иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви как к малой Родине, так и к России. Необходимо воспитывать у них чувс...