Нейрологопедический подход, оптимизирующий коррекционную работу учителя - логопеда с младшими школьниками с ОВЗ (ТНР, ЗПР) в общеобразовательной школе.
методическая разработка

Обухова Татьяна Владимировна

В современных условиях, необходимо использовать в своей работе знания из смежных профессиональных областей (психологии, нейропсихологии, лингвистики, психолингвистики, неврологии и др.) для того, чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить результативность своей коррекционной работы. Особенность детского развития мозга состоит в том, что он очень пластичен до 11 лет. На раннем этапе проще решить проблемы, а если их оставить «как есть», то они будут только ускоряться и наслаиваться одна на другую.

Новизна опыта заключается в  совершенствовании диагностики и пропедевтики нарушений устной и письменной речи на основе использования традиционных и нейрологопедических методик.

Использование нейрологопедических упражнений является дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Учитель - логопед в структуре логопедических занятий для их большей эффективности может применять различные упражнения нейрологопедической направленности. На сегодняшний день доказана польза  от применения этой методики, упражнения помогают скорректировать работу двух полушарий и снизить риск развития проблем речевых и высших психических функций.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧЕРЕМХОВСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 П. МИХАЙЛОВКА Нейрологопедический подход, оптимизирующий коррекционную работу учителя - логопеда с младшими школьниками с ОВЗ (ТНР, ЗПР) в общеобразовательной школе

Слайд 2

«Обычная логопедия уже изживает себя, человек, который работает с высшими функциями, должен осознавать, как они организованы мозгом. Когда мы пытаемся проникнуть за черепные своды, то начинаем понимать, что мы делаем и для чего». Т.Г. Визель .

Слайд 3

Трудности обучения вызываются парциальной слабостью отдельных ВПФ или их компонентов (Т.В. Ахутина , 2000). Ребенок с сохранным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из - за незрелости различных отделов головного мозга вследствие нарушения любого из функциональных компонентов письма: операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно - пространственной информации; серийной организации движений и речи, программирования и контроля деятельности, избирательной активации.

Слайд 4

По данным Н.М. Пылаевой (1998) трудности обучения вызываются следующими причинами: Недостаточность произвольной регуляции и контроля поведения. Несформированность системы пространственных и квазипространственных представлений, фонетического, фонематического и кинестетического анализа и синтеза, логического мышления, навыков коммуникации. Недостаточный объём и прочность восприятия и запоминания вербальных и зрительных стимулов.

Слайд 5

Коррекционная работа учителя - логопеда с нейрологопедическим подходом имеет три направления: Нацеленное на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций; Ориентированное на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в них компонентов. На развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.

Слайд 6

А.Р. Лурия разделил (условно) мозг человека на 3 функциональные блока, взаимодействия которых необходимо для любой психической деятельности. Он изучил, какие зоны мозга отвечают за ту или иную функцию. Какие зоны работают, когда человек читает или говорит. Для осуществления процессов чтения или письма требуется участия таких компонентов, как программирование действий , переработка информации и поддержание рабочего состояния. Взаимодействия блоков необходимо, формирования которого похоже на строительство дома.

Слайд 7

1-й функциональный блок мозга - энергетический блок , или блок регуляции уровня активности мозга. Незрелость структур первого блока может привести к колебаниям в работоспособности, а также к быстрой утомляемости ребенка, особенно во время познавательной деятельности. Первый блок - это фундамент мозга , он закладывается во время беременности и первого года жизни. Всё, что происходит с мамой в это время, оказывает на «фундамент дома» Это уровень непроизвольной саморегуляции , «девиз» этого уровня: « Я ХОЧУ ».

Слайд 8

Нарушения в развитии I блока мозга: Физиологических процессов : снижение уровня активности; быстрая истощаемость, утомляемость, вялость; нестабильная работоспособность, гипо / гипертонус / дистония скелетной мускулатуры, моторная неловкость, дизартрии. Психических функций : эмоциональная неуравновешенность, снижение объема памяти, трудности длительной концентрации внимания, трудности автоматизации любого сложного навыка. Письма : различные виды дисграфии , различные виды синкинезий (например: движение языком во время письма). Чтения: сужение полей зрения, потеря строки, монотонность чтения, сниженный темп чтения, резкое колебание темпа и качества чтения, непонимание смысла прочитанного.

Слайд 10

В структуре логопедического занятия для коррекции нарушений 1 блока мозга упражнения должны быть направлены на стимуляцию активности через двигательную, эмоциональную и сенсорную, тактильную, слуховую и зрительные области. - Дыхательные упражнения - Массаж, самомасаж ; - Упражнений «Здоровые глазки» - Тренировка мышц речевого аппарата Межполушарные доски, нейроалфавит Упражнение «Письмо на спине» и др.

Слайд 11

2-й функциональный блок мозга - блок приема, переработки и хранения экстероцептивный (т.е. исходящий из внешней среды), от органов чувств информации. 2-й блок - это стены дома , на плохом фундаменте они будут плыть, оседать и не будут прочными. Второй блок формируется от 1 до 7 лет. Всё чему учат родители и педагоги в это время, и будет укреплением стен. Девиз этого уровня: « Я МОГУ ».

Слайд 12

Признаки несформированности II блока: Физиологических процессов : отставание в развитии крупной, мелкой и речевой моторики, нечеткость речи, трудности автоматизации поставленных звуков, трудности понимания обращенной речи. Психических функций : несформированность пространственных представлений, снижение объема памяти, трудности опознания предметов в зашумленных картинках, замедленность восприятия речи. Письма : снижение объема слухоречевой памяти, трудности формирования фонематического восприятия, смешения и замены букв, пропуски согласных при письме под диктовку, слитное написание слов, трудности запоминания букв и их искажение, зеркальное написание букв, раздельное написание букв внутри слова, трудности написания слов сложной слоговой структуры, трудности овладения словарными словами. Чтения : трудности запоминания букв и их искажение, трудности переключения с буквы на букву, трудности дифференциации фонем, пропуски слов, трудности чтения и понимания слов сложной слоговой структуры, ошибки в постановке ударения, потеря строки, монотонность чтения, сниженная скорость чтения, трудности понимания смысла прочитанного, трудности пересказа.

Слайд 14

В структуре логопедического занятия для коррекции нарушений II блока мозга комплекс нейрологопедических упражнений должен быть направлен на развитие: кинестетических процессов, артикуляции; зрительного гнозиса ; пространственных представлений и « квазипространственных » речевых конструкций; развития навыков копирования; развития слухового гнозиса и фонетико - фонематических процессов; развития мнестических процессов; номинативных процессов для стабилизации межполушарных взаимодействий левого и правого полушария

Слайд 15

- Нейропрописи - Найди слова - Скопируй фигуру - Зашумленные рисунки, буквы - Таблица Шульте - Клиновидные таблицы - Составь слово - Струп тест - Упражнение «1+1» - Графические диктанты - Упражнение «Яблочная карусель» (предлоги) - Разгадай ребус - Запомни словарные слова - Упражнение «Волшебный диктант» - Упражнение «Арабское письмо» - Упражнение «Древнерусское письмо» - Упражнение «Хлопни - топни» - Слоговые таблицы - Определи позицию звука в начале, середине и в конце слова»

Слайд 16

3-й функциональный блок мозга - блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. III блок - это крыша , собственно психическая деятельность. Здесь происходят процессы, связанные со сложной психической деятельностью: речь, память и многое. Поэтому третий блок и называют блоком программирования, регуляции и контроля. Для данной работы задействованы передние отделы больших полушарий (преимущественно лобные доли). Девиз этого уровня: « Я ДОЛЖЕН ». (Созревает от 7 до 15 лет, полное созревание лобных долей до 20 - 21 лет).

Слайд 17

Признаки недостаточной сформированности III блока: Физиологических процессов : полевое поведение, трудности вхождение в задание, трудности контроля за выполнением задания, трудности переключения на новое задание Психических функций : импульсивность, отвлекаемость, инертность, трудности ориентировки в пространстве, трудности действовать по образцу, трудности построения программы, ее упрощение, не доделывание заданий. Письма : пропуски букв, слогов, слов, недописывание элементов букв, слов, трудности выделения предложений, многочисленные орфографические ошибки. Чтения : угадывающее чтение, трудности в интонационном оформлении границ предложения, непонимание скрытого смысла, устойчивое нежелание читать, отсутствие или трудности в использовании межфразовых связей при пересказе, пропуск значимых частей текста при пересказе.

Слайд 18

В структуре логопедического занятия для коррекции нарушений III блока мозга комплекс упражнений направлен на выполнение инструкций и алгоритмов деятельности, на соблюдение правил и поддержание действий в течение выполнения задания. Кто больше придумает слов; Придумывание слов на определенный звук; Назови последнюю букву в слове; Переписать слова, начиная с самой большой буквы (и наоборот) Вставь пропущенную букву; Звукобуквенный анализ и синтез; «Пишем вслух» с подчеркиванием выделенных голосом букв, в которых можно сделать ошибку; Графическое изображение слов; Составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картинок.

Слайд 19

Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Результатом логопедической работы, основанной на нейрологопедическом подходе, является выраженная положительная динамика в речевом развитии у детей с нарушениями речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с нарушениями зрения

Применение  работе здоровьесберегающих  технологий помогает организовать коррекционный  процесс с учетом  интересов ребенка и отклонений его развития, поддержать его активность, са...

Советы логопеда родителям младших школьников.

Советы логопеда родителям  младших школьников....

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР» для обучающихся 2 класса .

     Программа коррекционного курса составлена согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограничен...

НОВЫЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ. КОМПЬЮТЕР В РУКАХ ДЕФЕКТОЛОГА Использование обучающей компьютерной программы «Море Словесности» в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Аннотация: В статье представлен опыт применения компьютерной программы «Море Словесности» в работе по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с умственной...

Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 4 класс»

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, коррекционно-развивающая область: логопедия...

Коррекционный курс «Коррекционно - развивающая программа для младших школьников, имеющих общее недоразвитие речи (и другие речевые нарушения, входящие в структуру ОНР) и ЗПР 3 класс».

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у учащихся с общим недоразвитием речи. По результатам логопедического обследования детей, поступающих в 1-е...

Рекомендации учителя-логопеда родителям младших школьников с ограниченными возможностями здоровья

Инициативы по развитию взаимодействия с родителями направлены на просвещение родителей об особенностях речевого развития обучающихся...