Доклад на тему «Обновлённый ФГОС 3-го поколения»
методическая разработка

Милая Анна Куантаевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_nesudimova.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Обновлённый ФГОС 3-го поколения»

Мы с вами все находимся в начале большого, непростого, но очень важного пути – пути по воссозданию единого образовательного  пространства в РФ. 31 мая 2021 года были утверждены Федеральные государственные стандарты начального общего и основного общего образования. Эти стандарты имеют по отношению к прежним ряд особенностей.

Главное это то, что в стандарте появилось содержание образования. Все вы знаете, как непросто двигался этот вопрос: были очень разные точки зрения и оживлённые дискуссии. Но тем не менее нельзя не признать, что конструкция, когда стандарты не содержат четких содержательных ориентиров, примерные основные образовательные программы, не задавала достаточно жесткой рамки для того, чтобы мы все понимали, чему и как мы учим детей. И можно много говорить о вариативности образовательного процесса, но в первую очередь нельзя забывать о равном доступе всех детей к качественному образованию.

И в этом 2022 году нагрянули очередные перемены. В связи с этим вспоминаются слова китайской народной мудрости, которые также приписываются Конфуцию, философу Китая: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Но в преломлении к сегодняшнему дню продолжить ее можно так: «Если вы не сможете воспользоваться ПРЕИМУЩЕСТВАМИ этих перемен».

На мой взгляд, время действительно интересное, потому что в мире перемен делаются новые научные открытия, появляются новые технологии, новое производство, новая экономика и, конечно, новое образование, которое призвано обучать и воспитывать человека нового мира. Именно это должны сделать ФГОС, новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые вступили в силу с 1 сентября этого учебного года.

По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.

Основная задача ФГОС  - создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.

ФГОС обеспечивает преемственность образовательных программ. Предполагается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания, необходимые для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в пятый класс, не владея знаниями и умениями начальной школы.

ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону «Об образовании в Российской Федерации».

Какие бывают ФГОС?

• На каждой ступени образования — свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами:

• ФГОС начального общего образования (1-4 классы),

• ФГОС основного общего образования (5-9 классы),

• ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),

• ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись.

Главной задачей обновлённых ФГОС (третьего поколения) заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

В новой версии всё очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике.

В документах отмечается, что ФГОС обеспечивают единство образовательного пространства России, вариативность содержания образовательных программ, благоприятные условия воспитания и обучения, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями.

Новые ФГОС начали действовать с 1 сентября 2022 года в каждой школе, а ребята, которые приняты в 1 и 5 классы в 2022 году, начали учиться по обновленным ФГОС. Другим учащимся продолжить обучение по ним возможно будет только при согласии родителей.

Сегодняшние ФГОС содержат общие, размытые формулировки.

Главным отличием обновленных стандартов станет следующее: весь учебный процесс будет описан очень подробно. В документе будут максимально точно сформулированы требования к предметам всей школьной программы, по каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам, конкретизировано, какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Также упор сделан на применении знаний на практике.

Позитивные моменты:

- повышается прозрачность системы образования;

- любой родитель сможет ознакомиться с документом и понимать, чему именно учат в школе их ребенка, а значит, повышается вероятность включения в процесс образования родителей;

- качество образования повысится за счет единства содержания;

- достижение личностных результатов, которые также детализированы и конкретизированы в обновленном документе , будет направлено на реализацию программы воспитания;

- определена система требований к тому, как должна реализовываться образовательная программа, что позволит создать равные возможности для того, чтобы ребята получили качественное образование.

Другие грядущие изменения.

Шахматы в начальной школе

Увеличится количество школ, в которых занятия шахматами станут обязательными для начальных классов по новому стандарту образования. Они заменят третий урок физкультуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Учителя проходят дополнительную подготовку.

Второй иностранный язык.

Помимо шахмат, обязательным предметом во многих школах станет второй иностранный — он вводится в рамках реализации новых ФГОС.

В новых образовательных стандартах написано: «Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей … и при наличии в организации необходимых условий», -эта норма стала правилом с 1 сентября 2022 года. Сейчас школы решают эту задачу поэтапно. За один день повсеместно ввести второй иностранный не получится.

По новому стандарту образования его включили в перечень обязательных предметов с 2022 года. Экзамен будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Скорее всего, обязательным иностранным станет английский — язык международного общения.

Финансовая грамотность

С младших классов школьники теперь начнут изучать финансовую грамотность. Министерство просвещения поясняет, что о введении нового предмета речь не идет, так как это повысит нагрузку на учащихся. Изучать финансовую грамотность школьники будут в рамках предметов «Окружающий мир», «Математика», «Обществознание», «Информатика», «География» и др.

«Школьные программы должны давать максимально актуальные знания , которые бы учащиеся могли применять в реальной жизни», -подчеркнули в Минпросвещения. –Поэтому новые стандарты позволяют обновить содержание программ и в части гуманитарных направлений, и в части предметов научно-технического цикла, расширить знания школьников о здоровом образе жизни, экологии, задействовать интерактивные программы, формирующие патриотическое воспитание».

Патриотическое воспитание также включено в обновленные ФГОС, где акцент сделан на формирование российской гражданской идентичности.

Что это значит? Когда девятиклассник завершает уровень образования, он должен быть готов выполнять свои гражданские обязанности, иметь системные знания о месте РФ в мире, её исторической роли, территориальной целостности.

Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:

• Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.

• Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.

• Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).

• Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).

• Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).

• Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).

• Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов.

Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Основные «мягкие» навыки человека.

  1. Способность работать в команде.
  2. Способность принимать решения и решать проблемы (лидерство).
  3. Способность общаться с людьми в организации и вне её.
  4. Способность планировать, организовывать и выделять приоритеты.
  5. Способность искать и обрабатывать информацию.

ВАЖНО

ФГОС важны как для педагогов, так и для школьников. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России: выдвигают требования к содержанию программ, условиям реализации и ожидаемым результатам учеников.

Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Смородинка Перелюбского муниципальнго района Саратовской области»

Сообщение на тему:

«Обмен мнением по ФГОС 3-го поколения»

Выполнила: учитель Милая А.К.

2023 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения».

Подготовил:  Дарбинян Арам Генрикович, учитель математики, руководитель МО учителей математики....

Выступление на школьном педсовете с докладом по теме «Внедрение ФГОС на уроках русского языка и литературы: успехи и неудачи».

Текст доклада по теме «Внедрение ФГОС на уроках русского языка и литературы: успехи и неудачи» ....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ доклад по теме: « Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов»

конкурс «Учитель года 2016» I тур (заочный) «Методическое портфолио»...

Доклад на тему:"Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы."

Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы: проблемы и перспективы....

Выступление на районном методическом объединении учителей математики на тему «Обновлённые ФГОС третьего поколения по математике».2022г.

Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. ...

Доклад к педсовету на тему "Обновлённые ФГОС как вектор развития образовании"

Материал можно использовать для педсоветов, ГМО и ШМО....