Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Юные таланты"
рабочая программа

Уткина Людмила Павловна

   Программа «Юные таланты» составлена на основе программы  дополнительного художественного образования детей «Прикосновение» Коротеевой Е.И., интегрированной программы по изобразительному искусству и прикладному художественному творчеству «Радужный мир» Просняковой  Т.Н.,    методических рекомендаций Пастуховой Г. В. «Нетрадиционные техники рисования».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тыгдинской средней общеобразовательной школы

 имени Т.А. Бояринцева

Дополнительная

образовательная  общеразвивающая программа

«Юные таланты»

(краткосрочный модуль)

Направленность: художественная

Возраст обучающихся: 8-11 лет

Срок реализации: 12 недель - 24 часа

Уровень обучения: стартовый

РУКОВОДИТЕЛЬ:

Уткина Людмила Павловна,

учитель ИЗО,  высшая категория

с. Тыгда  2023год

Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования.

1.1Пояснительная записка (общая характеристика программы)…..3-6

1.2Цели и задачи программы…………………………………………6-7

1.3Содержание программы: учебный план,

 содержание учебного плана………………………………………….8-14

1.4Планируемые результаты…………………………………………14

Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий.

2.1Календарный учебный график……………………………………. 15-16

2.2Условия реализации программы (материально – техническое, кадровое, информационно-методическое обеспечение)………………………..17

2.3 Формы аттестации…………………………………………………18 2.4Оценочные материалы……………………………………………..18-22 2.5Методические материалы…………………………………………..22-23

2.6Рабочая программа воспитания ……………………………………24

2.7Календарный план воспитания……………………………………..24

Раздел   3.Список литературы………………………………………25-26

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования.

1.1 Пояснительная записка (общая характеристика программы)

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные таланты » составлена в соответствии с:

1. Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г . №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.43648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

3. Приказа Министерства просвещения РФ от 11 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».

   Программа «Юные таланты» составлена на основе учебного плана по дополнительному образованию МОБУ Тыгдинской СОШ имени Т.А. Бояринцева на период с 01.02.2022 по 28.04.2022 г.

   Программа «Юные таланты» составлена на основе программы  дополнительного художественного образования детей «Прикосновение» Коротеевой Е.И., интегрированной программы по изобразительному искусству и прикладному художественному творчеству «Радужный мир» Просняковой  Т.Н.,    методических рекомендаций Пастуховой Г. В. «Нетрадиционные техники рисования».

Направленность программы:художественная

Новизна программы

  Художественное образование – один из важнейших способов развития личности ребенка, его духовности, творческого потенциала. В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые нетрадиционные методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощено работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения.

Актуальность программы

 Актуальность данной программы заключается в том, что работа с различными материалами в разнообразных техниках будит фантазию, развивает эстетический вкус, творческую активность, мелкую моторику рук, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы направлена на развитие творческого потенциала личности ребенка, его творческих способностей. Методика работы по творческому развитию детей младшего школьного возраста ведется в совокупности с использованием методов проблемного обучения.

Начальная школа – это этап прикосновения ко всему понемногу. К художественным материалам и инструментам, культуре и природе, основам композиции и изобразительной грамотности. Программа для начальной школы учитывает естественные склонности ребенка, его живой ум, характер, интерес, открытость к исследованию всего нового. Занятия с младшими школьниками несут форму активного исследования окружающего мира. Для того, чтобы поддержать интерес к изобразительному искусству у детей, с которым, как правило, ребенок приходит в школу, требуется чаще менять темы, материалы, технологии, направления мыслей. Такой метод дает возможность сохранить у учащихся чувство внутренней свободы и положительную самооценку, свойственную возрасту младшего школьника.

Отличительные особенности

Особенностью рабочей программы является  выделение большего,  чем в других программах, количества часов на знакомство с нетрадиционными техниками рисования.  Использование различных нетрадиционных техник рисования и различных материалов обеспечивает развитие эмоционально-эстетического отношения к художественно-творческой деятельности.

Адресат программы

Форма обучения - очная

Уровень программы: стартовый

   Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учётом уровня развития детей.  Состав группы  постоянный,  особенности набора обучающихся  свободный.  Возраст обучающихся  8 -11 лет.

Численность группы — 14 человек. В объединении формируется 2 группы. Общее количество посещающих объединение 28 человек.

Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы – 12 недель, 24 часа

Особенности организации образовательного процесса.

Режим и периодичность занятий:

 Обучение предполагает 2 занятия в неделю, продолжительность  занятия – 2 часа.

Форма и типы  занятий

Форма детского образовательного объединения - творческое объединение.  

Чтобы решить основные учебные задачи, используются традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии, различные типы занятий: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие-игра, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.

1.2 Цель и задачи программы

Цель:Раскрытие творческого потенциала личности обучающегося посредством применения различных материалов и техник.

Задачи:

  • сформировать знания о применении нетрадиционных техник и материалов;
  • обучить детей комбинировать известные приёмы художественной деятельности;
  • научить грамотно и аккуратно работать со специальными материалами и инструментами;
  • развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление;
  • формировать нравственные основы личности, гуманистическое отношение к окружающему миру;
  • формировать потребность личности в непрерывном самосовершенствовании;
  • развивать фантазию, воображение, художественный вкус;
  • создать условия для поиска детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путём соединения личного опыта с реализацией заданных действий;
  • формировать самостоятельность  в результате экспериментирования с художественными материалами.

1.3. Содержание программы

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Разделы и темы

Количество

часов

В том числе:

Форма аттестации (контроля)

Практические

Теоретические

1.

Вводное занятие.

Монотипия.

Осенний пейзаж.

Печать растениями.

2

1,5

0,5

Текущий контроль

Творческая работа

2.

Диатипия.Знакомство с техникой диатипия.

Натюрморт.

Акватипия.

Знакомство с техникой акватипия.

Золотая рыбка.

2

1,5

0,5

Текущий контроль

Творческая работа

3.

Рисование манной крупой.

Зимний вечер

2

1.5

0,5

Текущий контроль

Творческая работа

4.

Тампонирование.

Медведь.

Тампонирование по трафарету  "Птичка".

Кошка.

Совы.

2

1,5

0,5

Текущий контроль

Творческая работа

5.

Набрызг.

Зимний лес вечером.

Рисуем дерево акварелью техникой набрызга.

Дельфины. Набрызг по трафарету.

Бабочки на поле. Набрызг по трафарету.

2

1,5

0,5

Текущий контроль

Творческая работа

6.

Техника «Тинга-тинга».

Рисуем африканских животных

2

3,5

0,5

Текущий контроль

Творческая работа

7.

Ниткография.

Цветы.

2

1,5

0,5

Текущий контроль

Творческая работа

8.

Рисование свечой или восковыми мелками. Граттаж.

Граттаж на белом фоне.

Граттаж на цветном фоне. Ночной город.

2

3,5

0,5

Текущий контроль

Творческая работа

9.

Рисование мыльными пузырями.

Получение изображений пузырей на бумаге.

Цветочная композиция.

2

1,5

0,5

Текущий контроль

Творческая работа

10.

Зентаглы. Знакомство с техникой.

Геометрические узоры.

2

1,5

0,5

Текущий контроль

Творческая работа

11.

Необычный способ рисования на пене для бритья.

Знакомство с техникой.

Сказочные цветы.

2

1,5

0,5

Текущий контроль

Творческая работа

12.

Подготовка экспозиции выставки. Выставка.

2

Итоговый

Выставка

Всего:

24

16,5

5,5

Содержание программы  обучения

Цель: Развивать важнейшее для  творчества умение изображать, видеть и понимать художественные образы через нетрадиционные техники рисования.

Основные задачи:

  • помочь овладеть нетрадиционными приемами рисования красками, мелками, карандашами и т.д.;
  • донести до понимания детей, о чем может  говорить искусство;
  • научить воспринимать художественные образы  и выражать цветом, линией передавать, настроение, состояние;

Раздел 1. Монотипия.- 2 часа.

Теория. Знакомство с техникой «Монотипия». Отпечаток на бумаге, стекле. Инструктаж по технике безопасности.

Занятие №1-2.Практика. Симметричная монотипия. Осенний пейзаж.

Этапы работы:

1. Лист бумаги согнуть пополам.

2. На одной из сторон сложенного листа расположить густые капли гуаши или туши нескольких цветов.

3. Другой стороной листа накрыть пятна и слегка прикоснуться к бумаге ладонью.

4. Развернуть лист. Рассматривая цветовые пятна со всех сторон, постараться найти в их сочетании образ.

5. Дополнить, уточнить тонкой кистью увиденный образ необходимыми элементами.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, баночка с водой,стекло

Теория.Знакомство с техникой «Печать растениями».

 Практика.

Этапы работы:

1. Разложить на газетах листья растений.

2. С помощью валика нанести на них краску.

3. Аккуратно перенести сначала одну форму, а затем и другие на подготовленный лист  бумаги краской вниз.

4. Накрыть разложенные формы газетой и прокатать сверху валиком.

5. Эти же формы на одном листе отпечатать несколько раз.

Материалы: гуашь; 2 валика; бумага белая, газеты; растения: трава, листья, цветы.

Раздел 2. Диатипия. Акватипия.- 2 часа

Теория. Знакомство с техникой «Диатипия»

Занятие № 1-2.Практика.На черном фоне белой краской диатипия "Натюрморт".

Этапы работы:

1. Подготовить рисунок пейзажа в карандашной технике.

2. Нанести на пластину немного краски и раскатать её валиком по всей поверхности.

3. На закатанную пластину положить слегка влажную бумагу, а на неё – подготовительный рисунок.

4. Переводить, передавливать рисунок лучше шариковой ручкой, чтобы было видно, какие детали уже переведены, а какие нет.

5. В процессе работы использовать сочетание чётких, насыщенных контурных линий, штрихов, выполненных преимущественно на переднем плане с расплывчатыми серыми плоскостями, полученными от лёгкого прикосновения пальцев к поверхности бумаги (такие поверхности подойдут для изображения дальних планов).

6. Законченную работу снять с пластины и осторожно просушить.

Материалы: пластина из пластмассы, стекла;  валик; краска,  тонированная бумага, шариковая ручка.

Теория.Знакомство с техникой «Акватипия».

Практика.

Этапы работы:

1. Нарисовать красками на белой бумаге пейзаж (его размеры должны соответствовать будущему отпечатку).

2. Готовый рисунок накрыть стеклом, на котором ещё раз красками повторить изображение. Вместо чистой воды использовать пенящийся мыльный раствор.

3. На высохшее изображение, выполненное на стекле, положить слегка влажный лист белой бумаги.

4. Накрыть белую бумагу газетой и мягко, равномерно прикасаясь ладонью ко всей поверхности стекла, перевести рисунок на бумагу.

5. Отпечаток аккуратно снять и высушить на ровном месте.

Материалы: акварель или гуашь, мягкая кисть, акварельная или специальная бумага, стекло, мыло, газеты.

Практика.Золотая рыбка

На этом занятии закрепляются умения детей в использовании техники акватипии и выполняются работы на тему "Золотая рыбка".

Материалы: те же.

Раздел3. Рисование манной крупой. Зимний вечер.- 2 часа.

Занятие № 1-2.Теория.Знакомство с техникой рисования манной крупой

Практика.На черном картоне белым карандашом делаем набросок снежных холмов, елок, избы, луны. Покрываем поверхности изображений клеем ПВА, посыпаем манной крупой. После высыхания клея, остатки манки убираем. Получаем рисунок.

Материалы:черный матовый картон, белый карандаш, клей ПВА, манная крупа.

Раздел 4.  Тампонирование.- 2 часа.

Теория. Знакомство с техникой «Тампонирование»

Занятие № 1-2. Практика.Медведь

Этапы работы:

1. Сделать тампоны из марли, грубой ваты или сжатой бумаги.

2. Выложить палочкой или кистью порцию гуаши на блюдце.

3. Приготовленным для работы тампоном вертикальными движениями вверх-вниз (без использования воды) распределить по блюдцу краску, в результате чего тампон впитает в себя небольшое количество цвета.

4. Упражнение: такими же движениями вверх-вниз легко и отрывисто прикасаться тампоном к поверхности листа. Получившиеся пятна должны быть легкими и объемными, словно наполненные воздухом.

4. Работа над созданием образа: получившиеся пятна – объемы должны напоминать форму животного, птицы или цветка.

5. Тонкой кистью завершить образ, дорисовать детали, а также окружающее пространство.

Материалы: бумага,  гуашь, кусочки марли, ваты или бумаги для печатания; тонкие кисти.

Практика.Тампонирование по трафарету  "Птичка".

Этапы работы:

1. Сначала вырезается трафарет птички.

2. Затем, прижав трафарет пальцами к листу бумаги, обвести по контуру частыми легкими прикосновениями тампона.

3. Осторожно приподнять трафарет, - какой чёткий и ясный остался след на бумаге.

Материалы: те же.

Практика.Кошка.

Этапы работы:

1. Сделать тампоны из марли, грубой ваты или сжатой бумаги.

2. Выложить палочкой или кистью порцию гуаши на блюдце.

3. Приготовленным для работы тампоном вертикальными движениями вверх-вниз (без использования воды) распределить по блюдцу краску, в результате чего тампон впитает в себя небольшое количество цвета.

4. Упражнение: такими же движениями вверх-вниз легко и отрывисто прикасаться тампоном к поверхности листа. Получившиеся пятна должны быть легкими и объемными, словно наполненные воздухом.

4. Работа над созданием образа: получившиеся пятна – объемы должны напоминать форму животного, птицы или цветка.

5. Тонкой кистью завершить образ, дорисовать детали, а также окружающее пространство.

Практика.Совы. Этапы те же.

Материалы: бумага,  гуашь, кусочки марли, ваты или бумаги для печатания; тонкие кисти.

Раздел 5. Набрызг.- 2 часа.

Теория. Знакомство с техникой «Набрызг».

Занятие № 1 -2.. Практика. Зимний лес вечером

Нарисовать пейзаж "Зимний лес" гуашью. В технике набрызг изобразить падающий снег.

Практика.Рисуем дерево акварелью техникой набрызга

Рисуем акварельными красками пятна, делаем с помощью щетки и красок набрызг, дорисовываем ствол и ветки.

Практика.Дельфины. Набрызг по трафарету

Этапы работы:

1. Выбрать тему для этой техники.

2. Вырезать трафарет или силуэт.

3. На щетку набирается краска, щетка в левой руке, а стекой проводить по поверхности щетки быстрыми движениями по направлению от себя.

4. Брызги полетят на бумагу, где расположен трафарет или силуэт.

5. Посмотреть что получилось, если надо чуть-чуть подрисовать смысловые элементы.

Материалы: щетки, стеки, гуашь, бумага, ножницы, газеты.

Практика.Бабочки на поле. Набрызг по трафарету

Материалы: те же.

Раздел 6.  Техника «Тинга-тинга». - 2 часа.

Занятие № 1-2.Теория.Дети знакомятся с африканской техникой тинга-тинга. Рассматриваем работы выполненные в данной технике.

Практика. Рисуем африканских животных (слон, бегемот, жираф, гепард, лев и т.д.), На цветном фоне раскрашиваем животных в черный цвет, белой краской делаем оживку.

Материалы: бумага для акварели, гуашь, кисти, баночка для воды

Раздел 7. Ниткография. 2 часа.

Теория. Знакомство с техникой «Ниткография».

Занятие № 1-2.Практика.Цветы

Этапы работы:

1. На бумагу наносят нити , предварительно смочив их в гушь.

2. Затем кладут сверху лист, плотно прижав.

3. Вытягивают нити.

Материалы: бумага,  нити, гушь

 Раздел 8. Рисование свечой или восковыми мелками. Граттаж. - 2 часа.

Теория. Знакомство с техникой «Граттаж».

Занятие № 1-2.Практика. Рисование свечой или восковыми мелками. Акварель. Ромашки на поле.

Материалы: свеча или восковые мелки, краска, кисть, простой карандаш, бумага.

Практика. Граттаж на белом фоне

Практика. Граттаж на цветном фоне. Ночной город.

Этапы работы:

1. Плотную бумагу раскрасить цветными пятнами или затонировать одним цветом, смотря, что задумали.

2. Цветную бумагу покрыть воском, свечой (затереть лист восковыми штрихами плотно друг к другу).

3. Широкой кистью или губкой нанести слой туши несколько раз. Для плотности закрашивания можно подготовить такую смесь: в гуашь или тушь добавить немного шампуня и тщательно всё перемешать в розетке.

4. Когда высохнет, наносится рисунок путём процарапывания спицей, острой палочкой до появления цвета бумаги. Получается очень похоже на гравюру.

Материалы: свеча или воск, гуашь или тушь, кисть, бумага, спица или острая палочка, шампунь.

Раздел 9. Рисование мыльными пузырями.- 2 часа.

Теория. Знакомство с техникой «Рисование мыльными пузырями».

Занятие № 1-2.Практика.   Получение изображений пузырей на бумаге.

Материалы: краска, шампунь, бумага, соломинка.

Цветочная композиция

Материалы: краска, шампунь, бумага, соломинка.

Раздел 10. Зентаглы. -2часа.

Теория.Знакомство с техникой «Зентагл»

Занятие № 1-2.Практика. Знакомство с зентаглами. Геометрические узоры.

Материалы: бумага, простой карандаш, фломастеры.

Раздел 11. Необычный способ рисования на пене для бритья.- 2 часа.

Теория.Знакомство с техникой рисования на пене для бритья

Занятие № 1-2.Практика.Знакомство с техникой.

Материалы: бумага, пена для бритья, гуашь

 Практика. Сказочные цветы.

Материалы: бумага, пена для бритья, гуашь

Раздел 12. Подготовка экспозиции выставки. Выставка.- 2 часа.

Теория.Подбор и обсуждение лучших работ.

Практика. Компоновка их по тематике или по техникам. Оформление выставки.

Смотрим вместе с родителями выставку лучших рисунков. Подводим итоги и поздравляем маленьких художников!

Материалы: оформленное помещение, книга отзывов, ручка.

1.4 Планируемые результаты :

  •  будут знать на практике, чем и как работать при использовании нетрадиционных техник рисования;
  • научатся изображать предметы, животных, человека, украшать, срисовывать;
  •  использовать в своих работах разные художественные материалы;
  •   пользоваться разными техниками нетрадиционного рисования;
  •   выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
  • смогут понимать, о чем говорит искусство

Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий.

Календарный учебный график

п/п

Число/месяц

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Раздел, тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

10.01(1 гр.)

12.01(2 гр.)

Понедельник 15.00ч.-17.00ч.

Четверг

15.00ч.-17.00ч.

Теоретическая,

практическая

2

Вводное занятие

Раздел 1.Монотипия.

Осенний пейзаж.

Печать растениями.

Учебный кабинет

Текущий контроль

Творческая работа

2.

16.01(1 гр.)

19.01(2 гр.)

Понедельник 15.00ч.-17.00ч.

Четверг

15.00ч.-17.00ч.

Теоретическая,

практическая

2

Раздел 2.Диатипия.

Натюрморт. Зимний лес.

Акватипия.

Знакомство с техникой акватипия. Золотая рыбка.

Учебный кабинет

Текущий контроль

Творческая работа

3.

23.01(1 гр.)

26.01(2 гр.)

Понедельник 15.00ч.-17.00ч.

Четверг

15.00ч.-17.00ч.

Теоретическая,

практическая

2

Раздел 3. Рисование манной крупой.

Зимний вечер

Учебный кабинет

Текущий контроль

Творческая работа

4.

30.01(1 гр.)

02.02(2 гр.)

Понедельник 15.00ч.-17.00ч.

Четверг

15.00ч.-17.00ч.

Теоретическая,

практическая

2

Раздел 4.Тампонирование.

Медведь.

Тампонирование по трафарету  "Птичка". Кошка.

Совы.

Учебный кабинет

Текущий контроль

Творческая работа

5.

06.02(1 гр.)

09.02(2 гр.)

Понедельник 15.00ч.-17.00ч.

Четверг

15.00ч.-17.00ч.

Теоретическая,

практическая

2

Раздел 5. Набрызг.

Зимний лес вечером.

Рисуем дерево акварелью техникой набрызга. «Дельфины». Набрызг по трафарету « Бабочки на поле». Набрызг по трафарету.

Учебный кабинет

Текущий контроль

Творческая работа

6.

13.02(1 гр.)

16.02.(2 гр.)

Понедельник 15.00ч.-17.00ч.

Четверг

15.00ч.-17.00ч.

Теоретическая,

практическая

2

Раздел 6.Техника «Тинга-тинга».

Рисуем африканских животных

Учебный кабинет

Текущий контроль

Творческая работа

7.

20.02(1 гр.)

23.02(2 гр.)

Понедельник 15.00ч.-17.00ч.

Четверг

15.00ч.-17.00ч.

Теоретическая,

практическая

2

Раздел 7. Ниткография.

Цветы.

Учебный кабинет

Текущий контроль

Творческая работа

8.

27.02(1 гр.)

02.03(2 гр.)

Понедельник 15.00ч.-17.00ч.

Четверг

15.00ч.-17.00ч.

Теоретическая,

практическая

2

Раздел 8. Рисование свечой или восковыми мелками. Граттаж.

«Ромашки на поле». Граттаж на белом фоне.Граттаж на цветном фоне. «Ночной город».

Учебный кабинет

Текущий контроль

Творческая работа

9.

06.03(1 гр.)

09.03(2 гр.)

Понедельник 15.00ч.-17.00ч.

Четверг

15.00ч.-17.00ч.

Теоретическая,

практическая

2

Раздел 9. Рисование мыльными пузырями.

Получение изображений пузырей на бумаге. Цветочная композиция.

Учебный кабинет

Текущий контроль

Творческая работа

10.

13.03(1 гр.)

16.03(2 гр.)

Понедельник 15.00ч.-17.00ч.

Четверг

15.00ч.-17.00ч.

Теоретическая,

практическая

2

Раздел 10.Зентаглы.

Геометрические узоры.

Учебный кабинет

Текущий контроль

Творческая работа

11.

20.03(1 гр.)

23.03(2 гр.)

Понедельник 15.00ч.-17.00ч.

Четверг

15.00ч.-17.00ч.

Теоретическая,

практическая

2

Раздел 11. Необычный способ рисования на пене для бритья.

Знакомство с техникой. «Сказочные цветы».

Учебный кабинет

Текущий контроль

Творческая работа

12.

27.03(1 гр.)

30.03.(2 гр.)

Понедельник 15.00ч.-17.00ч.

Четверг

15.00ч.-17.00ч.

Практическая

2

Раздел 12. Подготовка экспозиции выставки. Оформление выставки.

Учебный кабинет

Итоговый контроль

Выставка

2.2. Условия реализации программы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Техническое оснащение

  • Ноутбук;
  • Видеопроектор;
  • Интерактивная доска

Цифровые образовательные ресурсы

Интернет- ресурсы

  1. Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

  1. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher

  1. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=6753&oll.ob_no_to=

  1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fcior.edu.ru/search.page

Медиаресурсы:

  1. В помощь учителю "Изобразительное искусство. 1-4 классы";
  2. Издательство "Дрофа" медиаресурсы по программе В.С. Кузина;
  3. Интерактивныемультимедиапродукты "Учимся рисовать";
  4. Практический курс "Учимся понимать живопись";
  5. Серия дисков с презентациями по программе Б. М. Неменского. 1-4 кл.;
  6. Современная мультимедиа - энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007;
  7. Художественная энциклопедия "Раскрашивай шедевры";
  8. Художественное творчество "Рисуем сказку"

2.3. Формы аттестации

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы

Основными формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Юные таланты» являются открытые занятия, выставки работ. Результаты работ могут быть предоставлены в форме коллективных и персональных выставок творческих работ обучающихся.

На занятиях используются разные виды контроля:

- Текущий – во время занятия следить за творческим процессом;

-Промежуточный –конкурсы, выставки детских поделок, участие в праздничных мероприятиях.

- Итоговый – выставка работ проводится в конце учебного года. Участие в конкурсах детского творчества.

 Как  итог  реализации программы по окончании учебного года в каждой группе проводится просмотр и анализ работ детей с приглашением других педагогов и родителей.

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме итоговой работы, техникой исполнения и темой на выбор.  В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных приемов и техник. На последних занятиях каждый ребенок делает персональную выставкусвоих творческих работ выполненных по данной программе.

2.4. Оценочные материалы

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются по следующим критериям:

- качество выполнения изучаемых на занятии приемов и операций и работы в целом;

- степень самостоятельности в выполнении работы;

- уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Оценка носит только качественный характер деятельности каждого ребенка на занятии: его творческим находкам в процессе наблюдений,  размышлений и самореализации (исключая балльное оценивание).

Критерии определения уровня освоения программы

Диагностические методики: тест Э. Торенса

Цель: выявление особенностей художественно-эстетического развития школьников.

Задачи диагностики связаны с выявлением особенностей проявления эстетического отношения у детей младшего школьного возраста к предметам изобразительного искусства – пейзаж, натюрморт, портрет.

 Периоды: с сентября  по  май.

Диагностическое обследование в образовательной области "Художественно- эстетическое развитие " необходимо для того, чтобы выявить уровень сформированности умений и навыков каждого ребенка, правильно спланировать коррекционно-развивающую работу, оказать ему адресную помощь. Без подобного обследования трудно оценить степень готовности каждого ребенка к обучению в его возрастной группе. 

Диагностическое обследование проводится два раза в год. В сентябре, когда дети поступает или переходят в следующую возрастную группу, с целью выявления уровня освоения программы по продуктивным творческим видам деятельности,  в мае, с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка. При определении уровня развития изобразительных навыков детей ориентируюсь на возрастные нормы.

Способы обработки и анализа материалов.

Все данные, полученные в результате проведённой диагностики будут зафиксированы в таблице, где:

Н – низкий уровень (синий)

-ребёнок не интересуется и не любит заниматься художественной деятельностью;

-не знает и не называет жанры изобразительного искусства – портрет, пейзаж, натюрморт;

-не проявляет интереса при рассматривании эстетически привлекательных объектов;

-не отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах) ;

-не реагирует на проявление эстетического характера (красоту) ;

-не наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности;

-не использует в речи слова – эстетические категории, эстетические оценки;

-не использует образные сравнения при рассматривании предметов;

-не выражает собственного мнения по отношению к произведениям изобразительного искусства.

С – средний уровень (зелёный)

-ребёнок проявляет незначительный интерес к занятиям художественной деятельностью;

-знания о жанрах изобразительного искусства сформированы недостаточно;

бегло рассматривает эстетически привлекательные объекты;

частично отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах) ;

-недостаточно эмоционально реагирует на проявление эстетического характера (красоту) ;

-наблюдаются незначительные позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности;

-частично использует в речи слова – эстетические категории, эстетические оценки;

-частично использует образные сравнения при рассматривании предметов;

испытывает затруднения при выражении собственного мнения.

В - высокий (красный)

-ребёнок интересуется и любит заниматься художественной деятельностью: в самостоятельной и совместной деятельности часто рисует;

знает и называет жанры изобразительного искусства – портрет, пейзаж, натюрморт;

-продолжительно рассматривает эстетически привлекательные объекты – «созерцание», повторное рассматривание;

-отвечает на вопросы эстетической направленности (об искусстве, эстетических объектах, эстетических терминах, изобразительных техниках и инструментах) ;

-эмоционально реагирует на проявление эстетического характера (красоту) ;

наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по изобразительной деятельности;

и-спользует в речи слова – эстетические категории, эстетические оценки, формулирует эстетические суждения;

-использует образные сравнения при рассматривании предметов;

выражает собственного мнения и проявляет отношение («Я думаю художник неспроста так нарисовал», «Я бы здесь жил и любовался», «очень люблю такие красивые картинки»)

Ф.И. ученика

Уровни освоения программы

В        

        С

        Н

1. Иванов Женя

2. Петров Игорь

…………………

…………………

12. Сидорова Соня

Итого:

6

4

2

2.5. Методические материалы

Методическая и учебная литература, иллюстративный материал, методические разработки из опыта работы объединения, презентации.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно- иллюстративный, игровой, проектный

Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация и др.

Педагогические технологии: индивидуального обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, дифференцированного обучения, игровой деятельности, здоровьесберегающие технологии.

Перечень дидактических материалов: раздаточные материалы, инструкционные, образцы изделий.

2.6 Рабочая программа воспитания

Цель программы воспитания:   формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении

Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих основных задач:

  1. Реализовывать воспитательные возможности объединения «Юные таланты» в школьном сообществе;
  2. Реализовывать потенциал руководителя объединения, поддерживать активное участие обучающихся в жизни школы;
  3. Организовывать художественно- творческую  работу со школьниками;
  4. Развивать предметно-эстетическую среду школы;
  5. Организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей

Результатами рабочей программы воспитания могут стать:

  • приобщение обучающихся к  искусству;
  • формирование у обучающихся  эстетического отношения к действительности;
  • формирование способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве;

 развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;

  • формирование эстетического идеала;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

2.7Календарный план воспитательной работы

Дата

Название мероприятия

Уровень

Вторая неделя  февраля

Выставка «Зимние картины»

Школьный

Первая  неделя

марта

Выставка детского творчества ко Дню 8 марта

Сельский

Март  

Выставка « Весенняя палитра»

Школьный

Список литературы

Литература для педагогов

  1. Агапова И. А. Поделки из природных материалов. – М.: ЛАДА, 2008.
  2. Агапова И. А. Аппликация. - М.: ЛАДА, 2008.
  3. Аллахвердова Е. Э. Батик. Глина. Дерево.- М: Астрель, 2001.
  4. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто.- М: Астрель, 2004.
  5. Величко Н. К. Роспись: техники, приемы, изделия.- М., 1999
  6. Дрезнина М.Г. Каждый ребёнок – художник.- М., 2002
  7. Зайцева А. А. Идеи для праздника. – М.: ЗАО «Росмэн – пресс», 2008.
  8. Кастерман Ж. Живопись: рисуй и самовыражайся. – М.,  2002 .
  9. Козак О. Н. Игры с карандашом и бумагой. – СПб.: Союз, 2000.
  10. Конева Г.М. Бумага: играем, вырезаем, клеим. – М.,  2001.
  11. Конышева Н. М. Наш рукотворный мир. – М.: Линка-ПРЕСС, 1997.
  12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. М., 2006
  13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа. М., 2006
  14. Пастухова Г. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 1 часть.

Екб., 1996.

15. Проснякова Т. Н. Радужный мир: Учебное пособие по внеурочной деятельности для 1 класса: В 2 частях. - Самара: Издательство "Учебная литература", 2013.

16. Чибрикова О.В. Прикольные подарки к любому празднику.-  М.: Эксмо, 2007

Литература для воспитанников

1. Никологорская О. А. Волшебные краски. Книга для детей и родителей. М.:

    АСТ-ПРЕСС, 1997.

2.  Кастерман Ж.  Живопись: рисуй и самовыражайся  / Пер. с англ. – М.:

     Издательство «Ниола- Пресс», 2002.

3. Конева Г.М. Бумага: играем, вырезаем, клеим.- М.: АСТ- ПРЕСС, 2001.

4. Проснякова Т. Н. Кошки. - Самара: Издательство "Учебная литература", 2007.

5. Соколова О.В. Коллаж и ассамбляж. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014.

6. Утробина К. К. Увлекательное рисование методом тычка. – М., 2007

7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.

8. Ханова И. Н. Соленое тесто. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2007.

9. Чиотти, Донателла. Оригинальные поделки из бумаги / Пер. с итал. Г.В.    

    Кирсановой. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.

10. Юртакова А. Э. Объемные фигурки животных из бумаги. – М.: Эксмо, 2009.

11. Яхнин Л.Л. Воздушные узоры. – М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс талантов.

Конкурс талантов на ТНТ-Новомосковск, " Почти Мадонна"...

Образовательная программа дополнительного образования " Радуга талантов"

  В современных условиях программа является актуальной. Используя богатый потенциал, заложенный в детской игрушке, она предполагает формирование у детей интереса к творческой деятельности ...

Сценарий внеклассного мероприятия с элементами сингапурской системы:"Образование как пространство для развития способностей и талантов,или чему нужно учиться.Талант на благо Родины:красивые слова или реальность?"

Развитие в учащихся осознанного, ответственного отношения к учёбе как основному виду деятельности школьника. Дать понятие о таланте как основном элементе труда....

Невская Образовательная Ассамблея 2022 Обмен опытом. "Поддержка одаренных и талантливых детей. Вариативность форм работы ГБНОУ "Академия талантов" СПб" Выступление на круглом столе "Построение образовательных траекторий в дополнительном образовании"

С 24 по 27 ноября  2022 года у нас в Санкт-Петербурге прошла ежегодная Невская Образовательная АссамблеяVI Всероссийская конференция "Парадигма инновационной системы образования: будущее рож...

Программа внеурочной деятельности педагога дополнительного образования "Радуга талантов"

Программа внеурочной деятельности педагога дополнительного образования"Радуга талантов"...

Программа внеурочной деятельности педагога дополнительного образования "Радуга талантов"

Программа внеурочной деятельности педагога дополнительного образования "Радуга талантов"...

Рабочая программа объединения дополнительного образования школы мюзикла "Фейерверк талантов"

Программа по музыкальному театру для школьников младшего школьного возраста...