Здоровьесберегающие технологии в работе по физическому развитию
учебно-методический материал

Левин Владимир Николаевич

На современном этапе проблемы формирования и сохранения здоровья детей стали особенно актуальными.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Здоровьесберегающие технологии22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в учреждении дополнительного спортивного образования (школа бокса)

Концептуальный подход

На современном этапе проблемы формирования и сохранения здоровья детей стали особенно актуальными.

Республика Саха (Якутия) является территорией Крайнего Севера с присущими ему экстремальными климатическими условиями для проживания. Недостаток солнечной активности, кислородное голодание, резкие колебания температуры и атмосферного давления, дефицит витаминов и многих жизненно необходимых микроэлементов неизбежно приводит к нарушению функционирования организма и развитию хронических заболеваний.

Основным направлением деятельности Министерства образования РС(Я) является работа по формированию здорового образа жизни детей. Использование ценностей физической культуры и спорта рассматривается как один из эффективных стимулов организации жизнедеятельности, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, высокий уровень эффективности их учебной деятельности. При этом учитывается факт, что процесс формирования здорового образа жизни неразрывно связан с вопросами духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, основным условием жизни, здоровья и развития детей в условиях Крайнего Севера является внедрение здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в учреждениях основного и дополнительного образования. Данные технологии безусловно должны внедряться в рамках программы Министерства образования республики по укреплению здоровья детей.

Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии дополнительного образования имеют принципиальное значение для формирования культуры здоровья детей и подростков. Только тогда, когда в спортивной школе будет создана такая среда (климат здоровья, культура доверия, личностного созидания), возможно полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

Кроме того, подготовка и воспитание спортсмена-боксера – это многогранный процесс, который невозможен без высококвалифицированных знаний и практических умений педагога-тренера. На современном этапе разработка новых методов тренировки, изыскание более эффективных средств повышения работоспособности является основой повышения спортивного мастерства.

В рамках концептуального подхода к разработке и внедрению здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в среде дополнительного спортивного образования, автор предлагает данные технологии структурировать следующим образом:

- Медико-гигиенические технологии. В рамках программ тренировок в учреждениях дополнительного образования должны реализовываться следующие технологии: техника безопасности на тренировках, регулярный контроль и диагностика физического здоровья занимающихся. Особенно это актуально при подготовке к различного вида спортивным соревнованиям. Кроме того, при составлении концепции и схемы тренировки, необходимо учитывать индивидуальные психофизиологические особенности юных спортсменов.

- Педагогические технологии, к которым можно отнести выработку у спортсмена интересов по формированию здорового образа жизни, интереса к боксу.

Для реализации данных технологий целесообразно проводить различные беседы, тренинги с занимающимися в рамках программы дополнительного образования. Примерная тематика бесед и семинаров может быть следующая:

1) Сущность и особенности бокса как вида спорта и жизненной концепции. Данная лекция может содержать методические особенности искусного бокса, тренировки физической силы, скорости и выносливости, влияние бокса на здоровье и образ жизни спортсмена.

2) Этические особенности бокса, которые прежде всего основываются на корректности поведения боксера в повседневной жизни.

3) Влияние вредных привычек на образ жизни населения, здоровье детей и подростков. Сущность данных лекций прежде всего направлена на обзорную характеристику наркомании, табакокурения, алкоголизма, их влияния на организм, характеристику внешней среды молодежи, которая может пагубно повлиять на здоровье, психологическое состояние ребенка и подростка.

4) Факторы, формирующие здоровый образ жизни детей и подростков. В рамках данных теоретических занятий могут быть рассмотрены различные направления – правильное питание, контроль физиологических данных спортсмена, индивидуальные тренировки, подготовка к соревнованиям и т.д.

5) Лекции о защите окружающей среды, экологической безопасности, семье, патриотизме и влиянии этих факторов на здоровый образ жизни воспитанников школы.

Таким образом, дополнительное спортивное образование должно способствовать формированию мотивации юных спортсменов – детей и подростков на самостоятельное поддержание и контроль поведения, формирование здорового образа жизни, охрану окружающей среды.

Крайний Север накладывает свой отпечаток на психологическое развитие подростков. На детей влияют резкие перепады атмосферного давления, нарушения обычной фотопериодичности, длительное пребывание при искусственном освещении, высокая влажность воздуха, сильные и частые ветры, длительная и жесткая зима с очень низкими температурами, дождливое и недостаточно теплое лето с заморозками, нерациональное питание, малоподвижный образ жизни.

Большое воспитательное значение имеют отношения взаимной требовательности: боксеры следят за тем, чтобы товарищи соблюдали установленный порядок, дисциплину, режим дня и гигиены, выполняя задания и указания тренера. Отношение высокой требовательности ценятся в коллективе лишь в том случае, если они основаны на высокой требовательности каждого члена к самому себе. В сплочении коллектива большую роль играют полезные традиции: чувствование победителей соревновании, проведение показательных тренировок, организация досуга, корпоративная культура и этика.

Для формирования мотивации на успех в юного спортсмена педагогу школы бокса необходим индивидуальный подход к каждому ребенку или подростку. В индивидуальных беседах педагог должен интересоваться образом жизни воспитанника, его семейной ситуацией, уровнем развития, учебой, состоянием физиологического и психологического здоровья. Кроме того, с каждым из воспитанников педагог должен обсуждать перспективы его спортивного роста, спортивные достижения, пути совершенствования в спорте.

Особенности внедрения психологических здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в отношения педагога и юных спортсменов-боксеров складываются в процессе группового взаимодействия. К ним можно прежде отнести творческий подход к тренировкам, избежание однообразия, постановку достижимых целей для всей группы и индивидуального спортсмена. Кроме того, большое внимание должно уделяться поддержанию индивидуального совершенствования, инициативности каждого занимающегося, будь то направлено на развитие и совершенствование техники бокса, физической силы, скорости и выносливость, или психологического подхода к занятиям, поддержания психологического климата в коллективе.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Таким образом, негативное влияние природно-климатических и социальных условий проживания детей в районах Крайнего Севера является неоспоримым фактором, влияющим на физическое и психическое развитие ребенка. Следовательно, «северные» дети нуждаются в методически обоснованных и специально подобранных оздоровительных мероприятия. Одним из успешных и эффективных средств, обусловленных природно-климатическими факторами, является применение здоровьесберегающих технологий в дополнительном спортивном образовании.

В рамках данного исследования был разработан концептуальный подход к внедрению здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в школе бокса, функционирующей в г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия). Для формирования и укрепления здорового образа жизни воспитанников школы была предложена структура здоровьесберегающих технологий, разделенная на медико-гигиенические технологии и педагогические технологии. Внедрение данной концепции с первых дней занятий позволит воспитанникам сформировать правильное представление о здоровом образе жизни, критериях, от которых зависит здоровье.

Одна из важнейших задач создания и поддержания психологического климата на тренировках в спортивных учреждениях дополнительного образования, в частности, школах бокса, - в том, чтобы формировать правильную социальную и нравственную направленность личности спортсмена, т.е его мировоззрение, мотивы, интересы. Для поддержания психологического климата в коллективе, необходимо работать с каждым спортсменом индивидуально, поддерживая инициативность, мотивированность на успех, а также групповыми методами, развивая корпоративный дух.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдуллаева О.Н. К вопросу о здоровьесберегающих технологиях в образовательном процессе // Формирование физической культуры и культуры здоровья, учащихся в условиях модернизации образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2008. – с. 11-12.
  2. Вандышева Л.В. Роль детских общественных объединений в формировании ЗОЖ: Статья. Электронный ресурс. Режим доступа: http://do.teleclinica.ru/375076/.
  3. Зотова Ф.Р., Садыкова С.В. Исследование знаний и отношения младших подростков к здоровью и факторам, его формирующим // Формирование физической культуры и культуры здоровья, учащихся в условиях модернизации образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции.- Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2008. – с. 84-85.
  4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
  5. http://sakha.gov.ru/node/124435.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры

Привлечь ребенка к самостоятельным занятиям спортом, отвлечь от пагубных привычек....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры

Аналитические материалы по реализации программы "Укрепление и сохранение здоровья школьников"...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя физической культуры в соответствии с ФГОС»

Статья раскрывает актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в ОУ и описать механизмы осуществления этой деятельности....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры аспекты реализации требований ФГОС

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, осо...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: аспекты реализации требований ФГОС

Главная задача учителя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: аспекты реализации требований ФГОС.

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, осо...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: аспекты реализации требований ФГОС.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)?Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации ...