Новые подходы по вовлечению школьников в деятельность отрядов ЮИД
статья

Соболев Иван Иванович

Новые подходы по вовлечению школьников в деятельность отрядов ЮИД

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОВЫЕ ПОДХОДЫ ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТРЯДОВ ЮИД

Движение юных инспекторов движение существует уже более 40 лет. Активное участие в работе отрядов ЮИД создает для детей и подростков условия для изучения вопросов организации дорожного движения и воспитания культуры поведения на дорогах.

Сегодня ЮИДовцы углубленно изучают основы Правил дорожного движения (далее – ПДД), оказания первой медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП), методы и приемы пропаганды безопасного поведения на дорогах. Пропагандистскую деятельность, которую проводят сами ЮИДовцы - это эффективный инструмент деятельности с потенциальными нарушителями ПДД. Кроме того, ЮИДовское движение можно рассматривать как один из инструментов профилактики детской безнадзорности и правонарушений, а также формирования установки на здоровый образ жизни и гражданскую позицию законопослушного поведения.

Несмотря на системный и комплексный подход в организации деятельности ЮИДовского движения, проведенный анализ работы за 2021-2023 гг. показал низкую вовлеченность детей в деятельность отрядов ЮИД.

Причинами такой ситуации можно назвать:

- устаревшую материально-техническую, методическую базу;

- недостаточность мотивирующих факторов для развития движения;

- отсутствие распространения положительного опыта между участниками отрядов ЮИД.

С учетом изложенного возникает необходимость поддержки существующих отрядов ЮИД, а также мотивирования детей к вступлению в отряды ЮИД.

Для решения данной задачи в рамках Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы Министерством внутренних дел совместно с Министерством Просвещения РФ была разработана концепция информационно-пропагандистского проекта по организации работы по привитию детям навыков безопасного участия в дорожном движении и вовлечению их в деятельность отрядов ЮИД.

Основными принципами, которым можно руководствоваться для привлечения участников в отряды ЮИД, являются:

«принцип непрерывного общего и профессионального развития личности». Обеспечивает возможность каждому ребенку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой. Предполагает обеспечение индивидуальной траектории развития каждого члена движения ЮИД, с учетом его психофизиологических и возрастных особенностей, сотрудничество наставника и несовершеннолетнего, способствующее самореализации и гармоничному развитию личности.

«принцип культуросообразности воспитания» предполагает максимальное использование в воспитательном процессе культуры той среды, в которой находится конкретная образовательная организация. Принцип определяет отношение между воспитанием и культурой как средой, в которой воспитывается ученик, а также отношение между воспитанием и учеником как участником этой культурной среды.

«принцип социального воспитания», позволяющий создать комфортное, современное, технологичное пространство, позволяющее несовершеннолетнему активно включаться в деятельность в соответствии с целями, задачами, принципами и общей миссией движения ЮИД, формировать личную социальную ответственность, социальную активность.

Деятельность по вовлечению детей и подростков в движение ЮИД предполагает реализацию задач:

- разработка и реализация механизмов мотивации обучающихся принимать участие в пропагандистских мероприятиях по профилактике ДДТТ;

- разработка и реализация механизмов мотивации обучающихся в участии в отрядах ЮИД на протяжении всего периода обучения (8-9 лет — «Юный инспектор движения», 10-12 лет — «Лидер ЮИД», 13-14 лет — «Волонтер ЮИД», 15-16 лет — «Наставник ЮИД», 17-18 лет «Профессия ЮИД»);

- взаимодействие отрядов ЮИД с органами государственной власти, местного самоуправления, родительского сообщества, средствами массовой информации, другими институтами гражданского общества по вопросам, связанным с развитием движения ЮИД и профилактикой ДДТТ;

- реализация мероприятий по формированию общественной активности и социальной ответственности участников отряда ЮИД, а также развитию их творческого потенциала и инициативы, вовлечение в коллективную деятельность.

- разработка и системная поддержка тематических сайтов, групп (аккаунтов) в социальных сетях, прочее использование возможностей сети интернет;

- проведение мониторинга, отбор и тиражирование методик, технологий, другого обучающего инструментария, применяемого для работы с отрядами ЮИД;

- содействие в организации и проведении занятий, семинаров, презентаций, выставок, культурно-массовых мероприятий, поддержка развития различных форм обучения основам безопасности жизнедеятельности детей и подростков;

- участие во всероссийских мероприятиях.

Остановимся подробнее на введении, которое обеспечит непрерывное развитие движения ЮИД в соответствии с категориями, которые обозначены в Концепции проекта, кроме этого способствует ранней профориентации.

В зависимости от возраста участники отрядов ЮИД относятся к одной из следующих категорий (групп) ЮИДовцев:

8-9 лет — «Юный инспектор движения»;

10-12 лет — «Лидер ЮИД»;

13-14 лет — «Волонтер ЮИД»;

15-16 лет — «Наставник ЮИД»

17-18 лет — «Профессия ЮИД».

Данные изменения необходимо внести в положение, которое регламентирует деятельность отрядов ЮИД вашей общеобразовательной организации.

Мы надеемся, что при реализации вышеуказанных задач можно достичь результатов, а именно:

- вовлечение большего количества участников в движении ЮИД;

- повышение уровня компетентности несовершеннолетних как участников дорожного движения;

- снижение уровня детской смертности и травматизма в ДТП.

Уверены, что развитие движения ЮИД оказывает «отложенный» эффект, поскольку способствует воспитанию нового поколения участников дорожного движения, взаимоотношения которых будут строиться на взаимном уважении, осознанной необходимости безопасного поведения, приоритете ценности жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация новых подходов формирования и укрепления социальных жизненных навыков школьников в воспитательном процессе.»

В данной статье говорится о новых подходах  в формировании социальных навыков детей- сирот. живущих в школе-интернате....

Статья «Развитие артистизма у школьников как новый подход в современном музыкальном образовании»

В статье раскрывается понятие "артистизм" и условия развития артистизма у младших школьников....

Критическое мышление - новый подход в обучении школьников

Рассуждение о том, как развивать критическое мышление у школьников...

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ в общеобразовательных организациях Российской Федерации Единого урока по вовлечению школьников в предпринимательскую деятельность «Ты - предприниматель»

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ в общеобразовательных организациях Российской Федерации Единого урока по вовлечению школьников в предпринимательскую деятельность «Ты - предприниматель»Материалы пре...

Формы и способы внеурочной работы, направленной на вовлечение школьников в активную спортивную деятельность

Презентация из опыта работы на тему:  «Формы и способы внеурочной работы, направленной на вовлечение школьников в активную спортивную деятельность». Внеклассная работа спосо...

Вовлечение школьников в добровольческую деятельность в рамках Российского движения школьников

Волонтёрство способствует формированию социальной компетенции школьников. В современном обществе существует потребность в социально активных членах, способных принимать ответственные решения и ...

ВОВЛЕЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТОВ ОБ ИННОКЕНТИИ ВЕНИАМИНОВЕ

Сегодня молодёжь мало интересуется историей родного края и людьми, которые прославили его. В статье авторы делятся опытом вовлечения школьников в проектно-исследовательскую деятельность с целью устано...