Дополнительная общеразвивающая программа "Секреты русской орфографии"
рабочая программа

Людмила Николаевна Путилина

Дополнительная общеразвивающая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_programma_sekrety_russkoy_orfografii.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 62 г Липецка

РАССМОТРЕНО                                                 УТВЕРЖДЕНО

                                                                                  Приказ № ______ от _________

на заседании        Директор МБОУ СШ №62

педагогического совета                                           г. Липецка

протокол № 1 от ______                                        ________ О.А. Жбанова

                                                                                 

                         

Дополнительная общеразвивающая программа

«Секреты русской орфографии»

Уровень - базовый

Направленность – социально-педагогическая

Возраст учащихся – 13-14 лет

Срок реализации - 1 год

                                                                       Составитель:  

                                                                     учитель русского языка

                                                                     Путилина Л.Н.

Липецк

2023-2024 учебный год

Пояснительная записка

Данная программа позволит семиклассникам не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомит учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.

Она расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелена на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.

Актуальность

Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что данный курс предлагает решить проблему «вопросов орфографии и пунктуации» через систему морфемико-словообразовательных упражнений.  Изучение словообразования и строения предложения является благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей. Задача данного курса - не только вооружить ученика определённым багажом знаний, но и научить самостоятельно приобретать знания, развивать умения, навыки.

Кроме того, в процессе ее реализации формируются навыки орфографической и пунктуационной зоркости, что способствует общему речевому развитию и устойчивому позитивному психологическому состоянию школьников, повышению заинтересованности в изучении предмета.

Проблема отсутствия «языкового чутья» сопровождает современного школьника вплоть до выпускных классов. Именно это заставляет учителей вновь и вновь обращаться к методикам, направленным на развитие навыков орфографической и пунктуационной «зоркости».

Данная программа закрепляет навыки грамотного письма, предполагает расширение словарного запаса, развития как устной, так и письменной речи, повышение мотивации в изучении языка.

Практика показывает, что наибольшие трудности у учащихся вызывают такие темы, как правописание сложных слов (в частности, сложных прилагательных), наречий, производных предлогов, частицы не, одного или двух н в суффиксах прилагательных и наречий. Поэтому в программе в качестве главных содержатся следующие темы:

«Иноязычные морфемы в качестве приставок», «Написание глаголов с приставкой недо-, частицей не  и приставкой до- », «Модели образования сложных прилагательных», «Правописание производных предлогов и предложных сочетаний», « -Н- и –НН- в  прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных, наречиях», «Слитное, дефисное и раздельное написание наречий», « Слитное и раздельное написание НЕ с  отглагольными прилагательными и причастиями на – мый».

Данный материал сопровождается лингвистическим и орфографическим, а также пунктуационным анализом текстов, а также другими упражнениями для закрепления материала.

Цель:

Обеспечение условий для успешного освоения учащимися трудных случаев пунктуации и орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.

Задачи:

  • способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
  • содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;
  • способствовать развитию метапредметных умений и навыков.
  • обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы– 13-14 лет

Сроки реализации дополнительной образовательной программы- 1 год

Программа рассчитана на 34 недели- 34 часа (1 час в неделю)

Методы, формы работы, используемые технологии

Методы:

  1. Объяснительно-иллюстративный
  2. Проблемное изложение изучаемого материала
  3. Исследовательский
  4. Частично-поисковый или эвристический

Используемые технологии:

  1. Технология личностно-ориентированного обучения
  2. Игровые технологии
  3. Информационно-коммуникационные технологии
  4. Здоровьесберегающие технологии.

Наиболее эффективным в формировании мотиваций учебной деятельности

 школьников является обучение, не ограничивающееся сообщением знаний, многократным повторением учебного материала, а направленное на развитие у них познавательных процессов и их творческой активности. Большую роль в этом играют нестандартные формы проведения занятий:

  • КВН
  • сказка
  • праздник
  • виртуальная экскурсия

Планируемые результаты:

В процессе обучения и воспитания личностных установок, потребностей в познавательной мотивации, в соблюдении норм современного русского языка, культуры речи у учащихся формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Личностные результаты:

  • понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности
  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом
  • проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры
  • оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • контролировать свою деятельность
  • принимать решения в проблемных ситуациях
  • оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
  • саморегулировать свою деятельность

Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала для выполнения учебных заданий
  • осуществлять запись указанной учителем информации
  • пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами
  • находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи.
  • воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков
  • осуществлять синтез
  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотеки, медиаресурсов

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • играть определенную роль в совместной деятельности
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать аргументы

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Письменные работы обучающихся, сопровождающие каждое занятие, проверяются индивидуально, содержат индивидуальные практические рекомендации, оцениваются в соответствии с критериями проверки и оценки выполнения заданий по русскому языку.

Оценка достижения планируемых результатов освоения программы осуществляется по трем уровням: высокий (от 80 до 100% освоения программного материала), средний (от 51 до 79% освоения программного материала), низкий (менее 50% освоения программного материала).

Формы подведения итогов

Для подведения итогов в программе используются следующие формы: викторина, кроссворд, дидактическая игра и т.д.

Учебно-тематический план.

 

Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма аттестации

1.

Введение.

1

входное тестирование

2.

Трудные орфограммы в наречиях.

4

викторина

3.

Орфограммы в причастиях.

6

групповая оценка работ

4.

Правописание деепричастий.

3

кроссворд

5.

Правописание производных предлогов

5

индивидуальные карточки с заданиями

6.

Написание союзов.

5

дидактическая игра

7.

Правописание частиц.

5

кроссворд

8.

Различение на письме частиц НЕ и НИ

5

Заключительное тестирование

Содержание программы:

  1. Введение -1 ч.

Тема 1. Введение. Принципы русской орфографии

  1. Трудные орфограммы в наречиях -4 ч.

Тема 2. Суффиксы О и А на конце наречий.

Тема 3. Слитные и раздельные написания наречий.

Тема 4. Слитные и раздельные написания наречий.

Тема 5. Дефис в наречиях.

  1. Орфограммы в причастиях- 6 ч.

Тема 6. Правописание падежных окончаний причастий.

Тема 7. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Тема 8. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.

Тема 9. НЕ с причастиями.

Тема 10. Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени

Тема 11. Правописание гласных перед Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени.

  1. Правописание деепричастий- 3 ч.

Тема 12. НЕ с деепричастиями.

Тема 13. Различение наречий и деепричастий типа стоя, лёжа.

Тема 14. Правописание гласных перед суффиксами деепричастий в и вши.

  1. Правописание производных предлогов -5 ч.

Тема 15. Дефис в предлогах.

Тема 16. Различение наречий и предлогов типа около, кругом.

Тема 17. Слитные и раздельные написания производных предлогов.

Тема 18. Слитные и раздельные написания производных предлогов.

Тема 19. Различение производных предлогов и существительных, от которых они образованы.

  1. Написание союзов-5 ч

Тема 20. Слитные и раздельные написания союзов.

Тема 21. Слитные и раздельные написания союзов.

Тема 22. Отличие на письме союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ЧТОБЫ от местоимений с предлогами и частицей же.

Тема 23. Отличие на письме союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ЧТОБЫ от местоимений с предлогами и частицей же.

Тема 24. Отличие союза ТАКЖЕ от наречия так с частицей же.

  1. Правописание частиц- 5 ч.

Тема 25. Правописание частицы не с существительными, прилагательными, наречиями на о и е.

Тема 26. НЕ и НИ в отрицательных местоимениях и наречиях.

Тема 27. Правописание частицы НЕ с числительными, местоимениями(кроме отрицательных), глаголами.

Тема 28. НЕ со словами на-мый.

Тема 29. НЕ со словами на-мый.

  1. Различение на письме частиц НЕ и НИ-5 ч.

Тема 30. Ни как отрицательная частица.

Тема 31. Ни как усиливающая отрицание частица.

Тема 32. Ни как утвердительная частица

Тема 33. Различение на письме частиц Не и НИ.

Тема 34. Различение на письме частиц НЕ и НИ.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1.

Введение. Принципы русской орфографии.

2.

Суффиксы О и А на конце наречий.

3.

Слитные и раздельные написания наречий.

4.

Слитные и раздельные написания наречий.

5.

Дефис в наречиях.

6.

Правописание падежных окончаний причастий.

7.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.

8.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.

9.

НЕ с причастиями.

10.

Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени

11.

Правописание гласных перед Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени.

12.

НЕ с деепричастиями.

13.

Различение наречий и деепричастий типа стоя, лёжа.

14.

Правописание гласных перед суффиксами деепричастий в и вши.

15.

Дефис в предлогах.

16.

Различение наречий и предлогов типа около, кругом.

17.

Слитные и раздельные написания производных предлогов.

18.

Слитные и раздельные написания производных предлогов.

19.

Различение производных предлогов и существительных, от которых они образованы.

20.

Слитные и раздельные написания союзов.

21.

Слитные и раздельные написания союзов.

22.

Отличие на письме союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ЧТОБЫ от местоимений с предлогами и частицей же.

23.

Отличие на письме союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ЧТОБЫ от местоимений с предлогами и частицей же.

24.

Отличие союза ТАКЖЕ от наречия так с частицей же.

25.

Правописание частицы не с существительными, прилагательными, наречиями на о и е.

26.

НЕ и НИ в отрицательных местоимениях и наречиях.

27.

Правописание частицы НЕ с числительными, местоимениями(кроме отрицательных), глаголами.

28.

НЕ со словами на-мый.

29.

НЕ со словами на-мый.

30.

Ни как отрицательная частица.

31.

Ни как усиливающая отрицание частица.

32.

Ни как утвердительная частица

33.

Различение на письме частиц Не и НИ.

34.

Различение на письме частиц НЕ и НИ.

Ресурсное обеспечение программы

  1. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс.
  2. Янченко, Михайлова, Латфуллина: Скорая помощь по русскому языку. 7 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. 
  3. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку 5-9 класс: книга для учителя.-М.: Просвящение, 2019г.

Учебно-практическое оборудование:

  1. Раздаточный материал по разделам курса русского языка
  2. Демонстрационные карточки
  3. Таблицы и схемы по разделам курса русского языка

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru/

https://banktestov.ru/test/3674

https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main»

https://media.prosv.ru/fg/#what

http://www.gumfak.ru/russian.shtml/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Рождество Христово» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"

Цель: Познакомить детей с зимним праздником Рождество Христово, с историей праздника и значимостью события....

«Зимние колядки» - учебное занятие по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Русская мозаика"

В ходе занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования Рождества на Руси,  с русским фольклором (колядки, песни).Мероприятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танц...

программа дополнительного курса для 9 класса "Углубленное изучение русской орфографии"

тематическое планирование дополнительного курса пи орфографии 9 класс...

Рабочая программа дополнительного образования "Секреты русской орфографии и пунктуации"

Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих ...

Рабочая (дополнительная общеразвивающая) программа для 7 класса «За страницами учебника русского языка»

Данная образовательная программа носит интеллектуально-познавательную направленность. Программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, замечать много слов в одном и одно во многих, ра...

Русская орфография: трудные случаи русской орфографии (элективный курс 10 класс)

Актуальность введения курса " Трудные случаи русской орфоргафии" обусловна необходимостью решать проблему повышения грамотности учеников из-за недостаточности времени на уроке для орфографич...

Дополнительная общеразвивающая программа "Русский народный танец"

В настоящее время система патриотического воспитания подрастающего поколения требует совершенствования и системности, для соответствия новым реалиям. Танец имеет огромное значение как средство воспита...