Инновационная программа "Эко*Я"
проект

Лежава Майя Михайловна

Инновационная программа ОО, направленная на развитие экологического образования обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podprogramma_eko-ya.docx79.59 КБ

Предварительный просмотр:

Программа инновационной деятельности «Эко*Я» МБУ ДО «ДДТ» г. Губкинского

Пояснительная записка.

        Проблемы в современном обществе с каждым годом накапливаются и усугубляются.

И как показал 2020 год – это может происходить до тех пор, пока каждый человек не узнает, что такое почему важно жить разумно и заботиться о мире вокруг. Вышесказанное формулируется ЮНЕСКО как понятие устойчивого развития*.

* По данным ЮНЕСКО:

73% стран в образовании закладывают понятие устойчивого развития (живем так, чтобы будущие поколения тоже могли жить);

55% используют в учебных программах термин “экология” (ecology);

47% — “экологическое образование” (environmental education).

        

        Сколько бы чиновники не разрабатывали законов, программ, концепций экологического развития, если каждый человек ежедневно не принимает важные решения по развитию своей жизненной территорий, то все останется в точке разрушения.

        Чтобы решения чиновников и действия людей были разумными, в головах должны жить знания и ещё важнее убеждения.

Для того, чтобы «навести порядок в головах» людей в области проблем окружающей среды, законов существования и гармоничного развития человека в биосфере, необходима, прежде всего, эффективная система образования и просвещения. Именно образование, опирающееся на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека. Образованный человек может понять суть содеянного, оценить последствия, перебрать варианты выхода из неблагоприятной ситуации и предложить свою точку зрения. Духовно-нравственный человек – человек свободный, способный отречься от удовлетворения прагматических потребностей, способный проявить гражданское мужество, благодаря которому будут отвергнуты ставшие сомнительными ценности и придет освобождение от диктата потребления.

Новое звучание экологическое образование получает с начала 90-х годов. Построение системы экологического образования базировалось на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80-х годах такими учеными, как С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.С. Сластенина, И.Т. Суравегина. Исходными стали представления, что человечество связано с природой своим происхождением, существованием и своим будущим; человеческая история – часть истории природы; целостность природной среды выступает естественной основой жизни в биосфере; качество экологически здоровой окружающей среды наряду с социальными условиями – основа физического и духовного здоровья человека; труд – основа взаимодействия человека и общества с природой, фактор ее изменения; изменение природной среды неизбежно, но оно имеет пределы, поэтому цели разумной человеческой деятельности должны всесторонне учитывать проявление законов природы и др.

По определению И.Д. Зверева, экологическое образование - «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».

        Миссия программы «Эко*Я» состоит в формировании ответственного поведения каждого человека, направленного на развитие своей жизненной территории. Иными словами, проект направлен на получение экологической грамотности: образование=грамотность=знания + навыки + самостоятельные решения. И в этой формуле главным слагаемым является «самостоятельные решения». В данном случае подразумевается ответственное поведение человека, основанное на самостоятельных решениях.

        Человек может хорошо усвоить и даже осознавать, что какие-то вещи плохи, но это совсем не значит, что он будет поступать в соответствии со своим знанием. Поступать гораздо труднее, чем понимать. Следовательно, мы говорим об экологическом образовании и экологическом воспитании.

Современное экологическое образование должно быть нацелено на будущее, опираться на идеи эволюции природы и общества, устойчивого развития биосферы, должно быть направлено на преодоление сложившихся в обществе стереотипов через формирование духовно-нравственной, экологически грамотной личности и создание условий для ее развития, стать фактором социальной стабильности.

Экологическое воспитание – процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.

Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранную позицию. Основные цели экологического воспитания в современных условиях, провозглашенные в самых различных манифестах, кодексах, сводах могут быть сведены к следующим постулатам:

  • Всякая жизнь самоценна, уникальна и неповторима; человек ответственен за все живое;
  • Природа была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Основой взаимоотношения с Природой должна стать взаимопомощь, а не противоборство;
  • Чем более разнообразна биосфера, тем она устойчивее;
  • Если все оставить так, как есть (или слегка модернизировать), то «уже скоро – спустя всего лишь 20-50 лет, Земля ответит человечеству неотразимым ударом на уничтожение»;
  • Сложившийся в массовом сознании в течение многих лет антропоцентрический тип сознания должен быть вытеснен новым видением мира – экоцентрическим;
  • Люди должны быть ориентированы и готовы к радикальному изменению системы ценностей и поведения, а именно, к отказу от перепотребления (для развитых стран), от установки на многодетную семью (для развивающихся стран) и от экологической безответственности и вседозволенности.

        В настоящее время сущность экологического воспитания нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы – это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации. Поэтому экологическому воспитанию придается общественное значение.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждет вымирание или деградация с последующей мутацией. Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитие убежденности, а не страха за возможное наказание – осуждение со стороны окружающих.

        Цель Программы «Эко*Я»: распространение экологических знаний и убеждений, о том, что вести экологичный образ жизни - это норма.

Задачи:

  1. Формировать гармоничные отношения человека с природой, формировать потребность общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;
  2. Социализировать человека через погружение его в существующую культурную, техногенную и информационную среду, формировать убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;
  3. Создать условия для непрерывного самообразования и достижения им каждым нового уровня научной грамотности в области экологического образования, формировать потребность участия в практической деятельности по изучению и охране природы, пропаганде экологических знаний.

Для решения данных задач используются различные средства:

  • экологические десанты,
  • семинары,
  • дискуссии,
  • беседы,
  • конкурсы,
  • презентации,
  • исследовательские проекты,
  • практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники,
  • праздники для детей и взрослых в сотрудничестве с школами и средствами массовой информации.

Ведущие технологии развивающего обучения и воспитания учащихся, методы и методические приемы:

 ИКТ;

 Проблемно-развивающее обучение;

 Виртуальное проектирование и научное исследование;

 Уровневая дифференциация;

 Интеллектуальный марафон;

 Деловые, ролевые и дидактические игры, конкурсы, турниры;

 Творческие мастерские;

 Уроки-тренинги, тестирование, предметное лото.

Наиболее эффективные методы обучения:

эксперимент;

индивидуальный вклад и вовлеченность каждого, умение работать в команде;

проектный. подход.

У человека, который включается в инновационный проект должно сформироваться понимание:

🌍биологических и физических процессов состояния окружающей среды;

🌍сущности человека, как части природы, принимающей ОТВЕТСТВЕННЫЕ решения;

🌍конфликт интересов по поводу природных ресурсов;

🌍конфликт между экономической выгодой в краткосрочной перспективе и экологическим балансом в долгосрочной;

🌍красоты природы и биологического разнообразия, а не только утилитарного использования природных ресурсов.

Основные черты экологического школьного образования можно отразить в принципах:

  • Принцип прогностичности. Принцип предполагает формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции в общественной деятельности людей – повседневной заботы каждого о сохранении природной среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений.
  • Принцип системной дифференциации является одним из «новых» общепедагогических принципов экологического образования, вытекающих из современного нейрофизиологического и психолого-педагогического знания.
  • Принцип целенаправленности предполагает воспитание подлинно хозяйственного отношения к природе
  • Принцип интеграции различных аспектов экологических взаимодействий обеспечивает взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания и различных видов деятельности школьников. Вышеназванный принцип содействует формированию научно-познавательных отношений, установлению целостно-нормативных ориентаций к окружающей среде, развитию практических умений по защите и улучшению природной среды, созданию правил поведения в ней, а также способствует здоровому образу жизни.
  • Принцип природосообразности - один из старейших педагогических принципов, суть которого заключается в том, чтобы ведущим звеном любых воспитательных отношений и педагогических процессов сделать учащегося с его конкретными особенностями и уровнем развития.

Подходы к экологизации образования:

- Естественнонаучный - обучение через знания по предметам: география, биология, химия, физика.

- Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.

- Этический - пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).

- Этнический - стремление использовать опыт этносов (хакасов), для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой.

- Гуманистический - решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.

Занятия по основам экологических знаний, реализуя системно - деятельностный и культурно-исторический подходы, должны строиться с   учетом основных принципов:

  • Принципа междисциплинарности экологического знания, которое базируются на комплексном подходе к развитию человека, общества, природы.
  • Педоцентрического принципа, который предполагает отбор наиболее актуальных знаний для учащихся разных типов образовательных учреждений, необходимых для индивидуального личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
  • Культурологического принципа, направленного на   воспитание ценностей в соответствии нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края.
  • Краеведческого принципа, связанного с изучением культурно-исторического наследия малой Родины.

Экологическое образование формирует следующие ключевые компетентности:

  • компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
  • компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
  • компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
  • компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и др. 

Научно-методическое сопровождение Проекта.

  • Изменение планов воспитательной работы объединений в направлении усиления экологического образования и воспитания;
  • Введение основ экологического образования в дополнительные общеобразовательные программы различных направленностей;
  • Совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;
  • Разработка бесед для учащихся, педагогов и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;
  • Осуществление отбора и подготовки одаренных и мотивированных воспитанников для участия в олимпиадах, конкурсах экологической направленности;
  • Разработка ежегодного плана воспитательной работы ОО с учетом КТД и мероприятий экологической направленности (экологические тропы, экскурсии, ролевые игры, эколого-краеведческая работа и т.д.).

 

Этапы реализации проекта.

2021-2022 учебный год – разработка и апробация Программы.

2022-2023 учебный год – внедрение инновационного Программы.

2023-2024 учебный год – анализ результатов внедрения Программы, внесение корректировки в проект по результатам анализа.

2024-2025 учебный год – обобщение опыта работы педагогического коллектива по внедрению и реализации Программы.

Для реализации запланированной деятельности используются различные формы работ:

  • массовые: участие в экологических акциях: «День птиц», «День Земли», «Марш парков», «День отказа от курения», «День воды», «День борьбы со СПИДом», «День борьбы с наркоманией», «День охраны окружающей среды»,
  • групповые: экскурсии в природу; туристические походы и соревнования,
  • тематические открытые эко-уроки: «Как сделать наш дом безопасным», «Экологический светофор», «В мире этикеток», «Полна чудес могучая природа», «Птицы - наши друзья», «Лесная аптека на службе человека» и другие;
  • игровые: устные журналы «Экологический бумеранг», КВН «Птичий калейдоскоп», ролевые игры «Значение зелёных растений», «Суд над сигаретой», «Три ступени, ведущие вниз», праздник «День Земли» и др.;
  • практическая деятельность: изготовление кормушек и организация подкормки птиц, проведение акций «Остановим мусорное нашествие», посадка деревьев, кустарников, оформление клумб, рабаток, озеленение кабинетов и коридоров ОО;
  • пропаганда и разъяснение идей охраны природы: выпуск листовок «Будущее нашей деревни», выпуск экологических газет: «Экологические проблемы нашей деревни», «Курильщик - сам себе могильщик», «Экологический календарь» и др., конкурсы плакатов, рисунков на природоохранную тему.

Проект включает следующие направления учебно-воспитательной деятельности:

  • Экология природы,
  • Экология здоровья,
  • Экология души,
  • Экологический отряд «Шанс».

Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.

Экология природы.

Цель направления: Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности.

Задачи направления:

  • Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека.
  • Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде.
  • Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
  • Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем.
  • Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера.

Примеры мероприятий данного направления:

  1. КТД «Сохранить природу - сохранить мир»
  2. Экологические игры. Экологическая олимпиада,
  3. Экологические проекты: Экологическая тропа. акция «Чистый двор», «Кормушечка»
  4. Экологические всеобучи: «Мы познаем мир», книжная выставка «Заповедные места России», Всероссийский конкурс «География Большой Страны».

Предполагаемый результат.

Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Экология здоровья.

Цель направления: Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи направления:

  • Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду.
  • Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда.
  • Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций.

Примеры мероприятий данного направления:

  1. КТД: «Город спортивных детей»
  2. Экологические игры: Аукцион экологических знаний.
  3. Экологические проекты: Операция «УЮТ».
  4. Экологические всеобучи: онлайн-кинозал – фильмы о ЗОЖ.

Предполагаемый результат.

Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения.

Положительная динамика состояния здоровья учащихся, отсутствие утомляемости учащихся.

Повышение интереса воспитанников к спортивным мероприятиям, спорту.

Экология души.

Цель направления. Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника.

Задачи:

  • Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению.
  • Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру.
  • Выявлять и развивать творческие наклонности детей.
  • Осознавать собственную значимость в окружающем мире.

Примеры мероприятий данного направления:

  1. КТД: «Нам здорово вместе!», «Изюминка»
  2. Экологические игры: Экологический калейдоскоп.
  3. Экологические проекты: «Зов джунглей», Всероссийский конкурс «На старт, эко-отряд!»
  4. Экологические всеобучи: социально-психологические тренинги, молодежный конкурс социальной экологической рекламы «Сохраним будущее!».

Предполагаемый результат.

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, умение совершенствовать и применять свои знания.

Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу.

Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность.

Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности.

Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.

Экологический отряд «Шанс» ( https://vk.com/public208025883)

Цель направления: создание широких возможностей для формирования природоохранной компетенции и воспитания экологической культуры учащихся.

Задачи:

1. Помочь детям освоить новую систему ценностей во взаимоотношении с природой.

2.Способствовать росту экологического сознания подростков через формирование нравственных качеств личности.

3. Способствовать развитию лидерских качеств личности.

Предполагаемый результат.

Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных

интересов, интеллектуальных и творческих результатов.

Обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и улучшению экологического состояния окружающей среды поселка.

Организация работы воспитанников ДДТ по экологическому и природоохранному просвещению населения.

Воспитание любви к родному краю, воспитание патриотизма, бережного отношения к природе, ответственности за судьбу малой родины.

Формирование у воспитанников интереса к истории родного края, уважение к местным традициям, обычаям.

Оценка результативности Программы «Эко*Я».

Показателями результативности могут служить:

    Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ;

   Участие воспитанников в экологических олимпиадах и конкурсах;

    Динамика участия воспитанников в экологических олимпиадах и конкурсах;

    Практическая включенность детей в экологическую деятельность образовательного учреждения.

Литература:

  1. Акимова Т. А. Экология. Человек - Экономика – Биота - Среда: Учебник для вузов -2-ое изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 - 566 с.
  2. Дзятковская Е. Н. Ключевые противоречия экологического сознания как критерий отбора содержания экологического образования. //Экологическое образование - № 2, 2010 – с. 24 – 30
  3. Дзятковская Е. Н. План–конспект развивающего занятия экологической направленности. //Экологическое образование - № 4, 2010 – с. 9– 13.
  4. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009 – с. 6 - 10
  5. Либеров А. Ю. Экодидактика. Экосистемная методология проектирования обучения: Практико - ориентир. Монография. – М.: Ин-т экономических стратегий, 2007 – 160 с.
  6. О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование - №1, 2011 – с. 1- 15
  7. О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. - №4, 2010 – с. 3 – 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная программа «Создание инновационной модели школы с целью адаптации, индивидуализации и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»

Программа позволяет создатьинновационную модель школы 1 ступени для обеспечения качества обучения,успешной адаптации и всестороннего развития учащихся через предшкольную подготовку  и индиви...

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Инновационное образование как основной ресурс инновационного развития государства

Инновация– это любая новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится в систему традиционного образования.•Во-первых, инновация начинается там, где болит.•Во-вторых, мы создаем усл...

Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...