Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «#ProБадминтон»Возраст обучающихся: 7-15 лет
рабочая программа
Программа разработана с учётом современных тенденций в образовании с применением технологии модульного обучения, что максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания ребёнком индивидуальной образовательной траектории. Программа обусловлена потребностью современного общества в приобретение специальных компетенций для достижения начальной спортивной подготовленности обучающихся, проявление индивидуальных особенностей, стремление к персонализации и успешной социализации по становлению морально-волевых и нравственно-этических качеств социально-активной личности. Темы и задания к ним выстроены в определенной последовательности от простого к сложному. Данная программа разработана с учётом интересов учащихся младшего и старшего школьного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«#ProБадминтон»
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации: 1 смена (14/21 день)
Автор-составитель:
Балакирева Алена Александровна,
Инструктор физической культуры
г. Екатеринбург
2024 г.
Аннотация
Программа разработана с учётом современных тенденций в образовании с применением технологии модульного обучения, что максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания ребёнком индивидуальной образовательной траектории. Программа обусловлена потребностью современного общества в приобретение специальных компетенций для достижения начальной спортивной подготовленности обучающихся, проявление индивидуальных особенностей, стремление к персонализации и успешной социализации по становлению морально-волевых и нравственно-этических качеств социально-активной личности. Темы и задания к ним выстроены в определенной последовательности от простого к сложному. Данная программа разработана с учётом интересов учащихся младшего и старшего школьного возраста.
Пояснительная записка
Нормативная база. Программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 9 ст.2);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
- Приказ Министерства спорта России от 23.12.2020 № 961 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «теннис» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2021 № 62345).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций».
Актуальность программы.
Программа «#ProБадминтон» нацелена на решение задач, определенных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (от 29 мая 2015 г. № 996-р г.), направленных на формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни, мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Всё это входит в приоритеты государственной политики в области воспитания. Воспитание будущего гражданина страны должно начинаться с воспитания дисциплинированности, ответственности, уважения к себе и своему здоровью. Спортивная деятельность в процессе обучения по программе является способом превентивного решения обозначенной проблематики через достижение удовлетворенности как на биолого-физиологическом (выработка эндорфинов) уровне, так и на уровне эмоционально-психологическом (чувства сопричастности), социальном (достижение результата), что является актуальным для целевой аудитории программы.
Новизна программы
Программа разработана по принципу блочно-модульного освоения материала, что максимально отвечает запросу социума на возможность выстраивания учащимся индивидуальной образовательной траектории с внедрением воспитательного компонента в процесс обучения. Особый акцент в программе сделан индивидуальный подход к ребёнку, развитию его личностных качеств, способствующие формированию культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двигательной активности. В настоящей Программе предусмотрены занятия с детьми разного уровня и физического развития. Данная Программа определяет оптимальное соотношение разносторонней спортивной подготовки, обеспечивающей оздоровительный эффект. Она представляет собой целостный комплекс воспитания, обучения и тренировки с элементами вида спорта «ProБадминтон».
Отличительной особенностью программы является
Программа «ProБадминтон» разработана на основе принципа разноуровневость. При проектировании программы используется линейный подход, при котором уровни синонимичны этапам/модулям. Обучение игре предполагает постепенное усложнение. Весь тренировочный процесс построен на изучении, закреплении и постоянном повторении изученного материала, расширении и углублении знаний в области игры, с последующим дополнением их за счёт изучения новых, более сложных форм и технических элементов. Освоение каждого последующего модуля является ступенькой к совершенствованию обучающимися умений и навыков в выбранном виде спорта.
Содержание, предлагаемые задания и предметный материал программы организованы в соответствии со следующими уровнями сложности:
«Стартовый уровень». Обучающемуся предлагается знакомство с основными представлениями, не требующими владения специализированными предметными знаниями и концепциями, участие в решении заданий и задач, обладающих минимальным уровнем сложности, необходимым для освоения содержания программы.
«Базовый уровень». Обучающемуся предлагается участие в решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных предметных знаний, концепций. Данный уровень предполагает также участие в соревнованиях.
Содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации в соответствии с уровнем сложности. Программа предусматривает последовательность изложения материала и выполнение постепенно усложняющихся заданий, построена по принципу «от простого к сложному», что учитывает возрастные особенности детей
Педагогическая целесообразность
Программа дополнительного образования «PrоБадминтон» является программой начального уровня обучения, относится к физкультурно-спортивной направленности.
Программой применяется деятельностный подход, ориентированный на целостное развитие личности обучающихся, на единство их физического, психического и нравственного развития. Реализация деятельностного подхода в организации обучения формирует у детей мотивацию к регулярным занятиям физической культурой, Приобретение обучающимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности и умения вести спортивный и здоровый образ жизни.
Реализация деятельностного подхода проводится через:
∙многообразие средств, методов и методических приемов обучения (применение подводящих и подготовительных упражнений, расчлененного и целостного методов обучения, интенсивных методов обучения и развития двигательных способностей, игровые и соревновательные методы, фронтальный, групповой и индивидуальный способы организации);
∙вариативновность выполнения физических упражнений (выполняются с изменением отдельных характеристик движения: пространственных, временных, силовых и др.)
∙разнообразие физических упражнений (базовые виды спорта, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов);
∙разноуровневые задания для обучающихся с учетом состояния их здоровья, физической подготовленности и индивидуальных особенностей.
При реализации индивидуальных форм работы дифференцируются выбранные комплексы методов и их содержательное наполнение в соответствии с теми или иными уровнями развития ученика и степенями сложности освоения содержания программы. Установление уместности того или иного метода определятся исходя из индивидуальных характеристик и способностей конкретного ученика, специфики содержательно-тематического материала программы.
В процессе реализации программы проводятся занятия с мультимедийной поддержкой. Физкультура и спорт охватывают безграничное множество движений, положений, упражнений, включая такие, которые не совсем характерны для повседневной жизни человека. Видеоматериалы помогают наглядно показать в движении и в статике то или иное положение со всех ракурсов. Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют оживить процесс обучения, сделать занятие наглядным, красочным, информативным, повысить эффективность усвоения, активизировать познавательную деятельность, разрядить эмоциональную напряженность.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа направлена на участников смены 7-15 лет оздоровительного лагеря «Прометей» в летний период 2024 года. Программа рассчитана на одну смену (9 академических часов). Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 академическому часу.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная-групповая, индивидуально-тренировочная, теория, соревнования, игра-эстафета, тестирование, контроль. Принципы обучения: индивидуальность, доступность, постепенность, преемственность, результативность
Средства обучения: общеразвивающие и специальные упражнения, подводящие, подготовительные;
Технические средства обучения: игровая площадка стол для игры в настольный теннис, сетка для настольного тенниса, ракетка теннисная, теннисные шарики.
Методы обучения: повторный, равномерный, интервальный, вариативный, метод расчлененного и целостного обучения, метод интенсивного обучения, игровые и соревновательные методы
Словесные: беседа, рассказ, объяснение, указание, сравнение.
Наглядные: показ, исполнение педагогом, Интернет-ресурс образования, наблюдение.
Практические: тренировочные упражнения, выполнение упражнений с помощью партнера, педагога, отработка приёмов, учебные и тренировочные схватки и пр.).
Методы контроля и управления образовательным процессом: тестирование, анализ результатов соревнований: текущий, итоговый.
Цель программы: гармоничное развитие личности и развитие у обучающихся двигательных способностей, навыков общечеловеческой культуры и социального самоопределения, устойчивой мотивации к формированию и развитию собственного здоровья, целостного развития физических и психических качеств, ведению здорового образа жизни через занятия спортивной игрой бадминтон.
Задачи:
Образовательные:
- Освоение знаний, истории развития, правил игры «ProБадминтон»
- Освоение техники безопасного поведения в игре
- Изучить комплексы ОРУ, приемы и способы игры;
- Обучение правилам игры
- Обучение техническим и тактическим приемам игры
- Освоение спортивно-соревновательной деятельности в игре
Развивающие:
- Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных способностей;
- Развитие физической подготовленности: развитие ориентирования в пространстве, быстроты реакции, силовых и временных параметров движения, способности к согласованию отдельных движений в целостные комбинации; выносливости;
- Комплексное развитие психомоторных способностей в игре;
- Развитие навыков самостоятельных занятий, умение организовать собственную тренировку.
Воспитательные:
- Воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в соревновательной деятельности;
- Воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности;
- Воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим;
- Приобщение к здоровому образу жизни.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы у воспитанников должно сложиться целостное представление о таком виде спорта, как «ProБадминтон», понимание значимости и гордость за спортивные успехи родной страны.
В результате освоения программы, обучающиеся должны показать личностные, метапредметные и предметные результаты
Разноуровнесть программы | «Стартовый уровень» | «Базовый уровень» |
Метапредметные | - умение анализировать информацию; - умение планировать, контролировать и оценивать учебно-тренировочный процесс в соответствии с поставленной задачей и условием его реализации; - общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; - способность организовывать совместную деятельность со сверстниками | - способность преобразовывать познавательную задачу в практическую; - способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - способность выстраивать партнерские отношения - характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; - находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; - организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований еѐ безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; - технически правильно выполнять двигательные действия использовать их в игровой и соревновательной деятельности. |
Личностные | - проявление нравственных качеств личности; - проявление навыков сотрудничества; - наличие устойчивого познавательного интереса; - наличие знаний об основных моральных нормах | -характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; -находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; -общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; -организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований еѐ безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; -технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. |
Предметные | знать историю игры бадминтон; правила техники безопасности; правила игры Знают Методы тестирования Уровня развития физических качеств. Знают нормативные требования ВФСК ГТО. уметь: применяют правильную технику освоенных упражнений на развитие отдельных мышечных групп - свободно обращаться с ракеткой и воланом; -уверенно выполнять жонглирование волана на ракетке; - выполнять имитацию ударов справа и слева; навык: - техника короткой подачи слева; ударов с передней части корта; -техника отброса слева из передней части корта; и справа с уровня ниже уровня сетки в заднюю часть корта -излагают правила и условия эстафет и игр. | знать: выполнение требований безопасности на уроках физической культуры и самостоятельных занятиях бадминтоном, в условиях активного отдыха и досуга; основные правила игры, историю игры бадминтон в России. знать разминочные и общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие силовых качеств, прыгучести, гибкости, ловкости, быстроты и координации движений. технику выполнения упражнений приемов в игре уметь: демонстрация технических действий в бадминтоне: способы держания (хватки) ракетки, игровые стойки, передвижения по площадке, удары, подачи, передвижения в различные зоны площадки с выполнением ударов открытой, закрытой стороной ракетки; выполнение правил и навык: -технические действия в бадминтоне: передвижения по площадке, удары на сетке, подачи, техника передвижений с выполнением ударов на сетке; правил игры и игровой деятельности по правилам с использованием разученных технических приёмов; - удары в задней зоне площадки, защитные действия игрока, прием и выполнение атакующих ударов, использование разученных технических и тактических действий в условиях игровой деятельности особенностей средствами бадминтона. |
Критерии оценки знаний, умений и навыков при освоении программы
Контроль результативности обучения осуществляется в виде входного контроля (оценивается наличие/отсутствие навыков игры), промежуточного контроля в конце е обучения по программе.
К формам подведения итогов относятся:
Тестирование ОФП и СФП, участие команды в соревнованиях «ProБольшой теннис».
Отличные знания | Хорошие | Удовлетворительные | Недостаточные |
За выполнение, в котором: | За выполнение, если: | За выполнение, в котором: | За выполнение, в котором: |
движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно. чётко, уверенно, слитно, с правильным положением корпуса, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в соревновательных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; уверенно выполняет учебный | при выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок. | двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с занятием условиях. | движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка. |
Оценочные результаты нормативов ОФП и технической подготовки игрока
«Стартовый уровень»
№ п/п | Контрольные нормативы | Уровень подготовки | ||
Физическая подготовка | Высокий | Средний | Низкий | |
1 | Бег 30 м, сек | 5,4 | 6,5 | 8,2 |
2 | Подъем спины за 1 мин, кол. раз | 50 | 40 | 23 |
3 | Подтягивание, кол. раз | 12 | 8 | 3 |
4 | Прыжок в длину с места | 145 | 130 | 105 |
Техническая подготовка | ||||
1 | Метание волана, м | 6 | 4 | 2 |
2 | Техника высокой подачи с приземлением на заднюю линию 5 воланов из 10 | 5 | 4 | 3 |
3 | Прием игры подставкой открытой, закрытой стороной ракетки из 10 попыток | 6 | 4 | 1 |
4 | Короткая подача открытой, закрытой стороной ракетки из 10 попыток | 6 | 4 | 1 |
«Базовый уровень»
№ п/п | Контрольные нормативы | Уровень подготовки | ||
Физическая подготовка | Высокий | Средний | Низкий | |
1 | Бег 30 м, сек | 4.9 | 5.1 | 6,5 |
2 | Подъем спины за 1 мин, кол. раз | 55 | 45 | 30 |
3 | Подтягивание, кол. раз | 15 | 10 | 4 |
4 | Прыжок в длину с места | 185 | 165 | 120 |
Техническая подготовка | ||||
1 | Метание волана, м | 8 | 6 | 3 |
2 | Техника высокой подачи с приземлением на заднюю линию 8 воланов из 10 | 8 | 6 | 4 |
3 | Прием игры подставкой открытой, закрытой стороной ракетки из 10 попыток | 8 | 5 | 2 |
4 | Короткая подача открытой, закрытой стороной ракетки из 10 попыток | 8 | 5 | 2 |
- Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел/Тема | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Практика | Теория | |||
1 | Инструктаж техники безопасности в игре бадминтон. Оборудование спортивной игры бадминтон. Хват ракетки. Упражнения с воланом. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа Опрос Наблюдение Текущий |
2 | История бадминтона. Индивидуальные упражнения с воланом – жонглирование. Упражнения стойки игрока. Подвижная игра. | 1 | 0,9 | 0,1 | Наблюдение Исправление ошибок Текущий |
3 | Основные понятия игры. Передвижения игрока. Обучение короткой подаче закрытой стороной ракетки. | 1 | 0,9 | 0,1 | Сообщение Исправление ошибок Текущий |
4 | Правила игры в бадминтон. Обучение высокодалёкой подаче. Игра «Эстафета с воланом» | 1 | 0,9 | 0,1 | Беседа Текущий |
5 | Физические качества и физическая подготовка. Высокий удар сверху открытой стороной ракетки. Подача. Подвижная игра «Вратарь» | 1 | 0,9 | 0,1 | Беседа Наблюдение Текущий |
6 | Правила подачи. Обучение подставке открытой и закрытой стороной ракетки в передней зоне площадки. Плоская подача. Подвижная игра «Волан навстречу волану» | 1 | 0,9 | 0,1 | Сообщение Наблюдение, исправление ошибок Текущий |
7 | Развитие координационных и силовых качеств. Добивание волана на сетке справа открытой стороной ракетки и слева закрытой стороной ракетки. Обучение короткой подаче. | 1 | 0,9 | 0,1 | Сообщение Наблюдение, исправление ошибок Текущий |
8 | Выполнение контрольно-измерительных тестов. Обучение удару-смэш. Учебная игра. | 1 | 0,9 | 0,1 | КонрольныйОценка действий |
9 | Прием смэша. Откидка волана от сетки справа и слева. Соревнования по бадминтону по правилам игры. | 1 | 0,9 | 0,1 | Итоговый Анализ результатов игры |
II. Содержание программы
Учебно-тренировочное занятие-1
Теория: Техника безопасности в игре бадминтон. Понятие спортивной дисциплины и поведения на тренировке. Травматизм в занятиях бадминтоном, оказание первой помощи при несчастных случаях. Оборудование спортивной игры бадминтон.
Практика: Хват ракетки. Упражнения с воланом. Упражнения по сигналу. Подвижная игра «Салки с воланами»
Учебно-тренировочное занятие-2
Теория: История развития бадминтона в мире с 1991 года и в России до настоящего времени. Успехи и достижения российских бадминтонистов. Значение занятий бадминтоном для укрепления здоровья, физического развития.
Практика: Жонглирование открытой и закрытой стороной ракетки. Поочередно. Жонглирование в сочетании с перемещением. Ловля волана ракеткой. Стойка игрока (высокая, средняя, низкая): ноги - на ширине плеч, слегка согните их в коленях. Старайтесь сохранять равновесие. Рука с ракеткой слегка приподнята. Левая рука либо поддерживает ракетку, либо также для баланса приподнята, как и правая. Подвижная игра «Очисти свою площадку от воланов»
Учебно-тренировочное занятие-3
Теория: Для обучения в бадминтоне применяется специальная терминология: понятия зон и половина площадки: передняя зона, средняя зона, задняя зона, половина площадки (левая, правая); удары и подачи в игре.
Практика: Передвижения игрока в стойке. Перемещение в правый, левый угол сетки. Перемещение в правый, левый угол задней линии площадки. Перемещение вправо, влево в центре площадки. Ученики с центра поля по команде: передвигаться переднею, среднею и заднею зоны при этом, подходя к воланам широким выпадам, одним за другим сбивают воланы кончиком пальцев. То же самое упражнение по переносу воланов с одного угла в последующий угол. Учитель ракеткой посылает воланы по всей площадке. Игрок, передвигаясь по площадке, старается поймать волан и перебросить его через сетку. Обучение короткой подаче закрытой стороной ракетки. Имитация упражнений. Подводящие упражнения. Игра – эстафета «Метко в цель»
Учебно-тренировочное занятие-4
Теория: Правила игры в бадминтон. Основные определения. Волан. Жеребьёвка. Система счета. Смена сторон. Подача и приѐм волана. Судейство соревнований.
Практика: Подача волана через сетку в переднюю (дальнюю) часть площадки. Приём подачи подставкой и добиванием (многократный повтор). Имитация движений. Упражнения с подвесным воланом. Упражнения с подбрасыванием волана партнером. Упражнения для отработки удара с места (в движении) в парах. Выполнение подачи после ускорения. Игра-эстафета «Эстафета с воланом»
Учебно-тренировочное занятие-5
Теория: Воспитание скоростных и силовых качеств. Понятие быстроты и формы ее проявления. Понятие о ловкости как комплексной способности к освоению техники движений.
Практика: Высокий удар сверху открытой стороной ракетки. Хватка ракетки - универсальная. Имитация удара на месте. Упражнения в парах на расстоянии 2-3 метра. Упражнения с набрасыванием волана – удар по волану. Выполнение приемов игры в сочетании с приемами развития скоростных и координационных качеств.
Подача. Имитация упражнений. Подводящие упражнения. Основное двигательное действие. Подвижная игра «Вратарь», «Унеси волан».
Учебно-тренировочное занятие-6
Теория: Правила подачи: нельзя задерживать подачу; нельзя наступать на линию площадки; начинать движение в момент касания ракетки волана; волан должен находиться ниже талии подающего в момент удара по нему ракеткой; подача считается совершенной, если волан был ударен ракеткой подающего или подающий промахнулся по волану.
Практика: Обучение подставке открытой и закрытой стороной ракетки в передней зоне площадки. Имитационное упражнение без волана (перемещение с центра площадки в правый и левый угол сетки с выполнением подставки, по очереди в каждый угол по 15 повторений). Работа в парах. Упражнения с воланом через сетку: у одного ученика ракетка, а у другого по 5-10 воланов; по команде один набрасывает воланы, другой выполняет поставку, затем смена (10-15 подходов на пару). Плоская подача. Подвижная игра «Волан навстречу волану»
Учебно-тренировочное занятие-7
Теория: Добивание - это атакующий удар, выполняемый открытой и закрытой стороной ракетки по волану, находящемуся выше уровня кромки сетки, который летит затем по нисходящей траектории.
Практика: Развитие координационных и силовых качеств. Ускорения с поворотами по сигналу. Ускорения с остановками и выполнением заранее заданного упражнения по сигналу. Старты из различных положений по сигналу. Передача волана, стоя спиной к партнеру, с разворотом. Прыжки. Упражнение «тележка». Добивание волана на сетке справа открытой стороной ракетки и слева закрытой стороной ракетки. При ударе ракетка удерживается свободным хватом пальцев. Волан ударяется над кромкой сетки ракеткой в руке, полностью выпрямленной вверх. Упражнения для обучения добивание волана на сетке: воланы набрасывает над кромкой сетки на расстоянии 30-50 см, игрок поочередно отбивает волан с выходом влево и вправо у сетки. Обучение короткой подаче. Имитация упражнений. Упражнения с подвесным воланом. Упражнения с подбрасыванием волана партнером. Выполнение техники подачи.
Учебно-тренировочное занятие-8
Теория: Основные понятия контрольно-измерительных тестов общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП). Соблюдение правил техники безопасности во время выполнения контрольных упражнений. Основные понятия техники нападающего удара – смэш в игре бадминтон.
Практика: Выполнение контрольных упражнений ОФП и СФП. Определение уровня физической подготовленности игрока. Обучение нападению в игре: наращивание скорости, быстрая остановка поступательного движения правого плеча вперёд и быстрое сгибание, и скручивание кисти с ракеткой вовнутрь. Ударное движение выполняет движением «хлыст». Подводящие упражнения: имитация упражнений по фазам, целиком; в сочетании с перемещением по площадке. Упражнения в группах: набрасывание волана – удар – подбор воланов. Игра «Охота на волка». Учебная игра в бадминтон по правилам игры.
Учебно-тренировочное занятие-9
Теория: Прием игры – откидка. Этот технический приём выполняется в передней части площадки. При замахе ракеткой выполняется шаг правой ногой вперёд или в сторону, рукой сделать петлю, кисть всегда обгоняет головку ракетки. Удар выполняется движением навстречу волану. Кисть с ускорением разгибается в конечной фазе к моменту встречи с воланом образует с ракеткой прямую линию.
Практика: Прием смэша. Плоские и быстрые удары в полполя. Упражнение для обучения приёму смеша. Имитация защитного удара. Упражнения в группах: один атакует, двое по очереди принимают; отработка упражнения: подача – смэш –прием удара на сетку – прием подставкой – прием откидка назад – пробивание; Откидка волана от сетки справа и слева. Упражнения в группах: игрок набрасывает воланы по очереди вправо и влево, первый производит откидку открытой и закрытой сторонами ракетки, третий собирает, затем смена. Соревнования по бадминтону по правилам игры.
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Спортивный инвентарь | Количество шт |
1 | Волан для бадминтона (перьевой) | 100 |
2 | Ракетка для бадминтона | 20 |
3 | Обмотка для ракеток | 20 |
4 | Мяч набивной (1-2 кг) | 10 |
5 | Сетка для бадминтона | 1 |
6 | Стойки для бадминтона | 1 |
7 | Координационная лесенка для бега | 2 |
8 | Утяжелители для ног | 20 пар |
9 | Фишка (конус) | 20 |
10 | Чехол для ракетки | 20 |
11 | Корзина для ракеток | 2 |
12 | Мячи теннисные | 30 |
13 | Мячи поролоновые. | 30 |
14 | Эспандер кистевой | 20 |
15 | Скакалки гимнастические | 30 |
16 | Эспандер резиновый ленточный | 10 |
17 | Приспособление «удочка» для обучения ударам | 5 |
Литература
1 Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика.-М.: Академия,2006
2 Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.-М.: Физкультура и спорт, 1983
3 Гуревич. И. А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: Практ. Пособие. -2-е изд.- Минск.: Высшая школа, 1994
4 Лившиц В. Галицкий А. Бадминтон-М.: Физкультура и спорт,1984
5 Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания.-М.: Физкультура и спорт, 1976
6 РыбаковД.П. Штильман М.И. Основы спортивного бадминтона-М.: Физкультура и спорт,1982
7 Смирнов Ю.Н. бадминтон. Учебник для институтов физической культуры-М.: Физкультура и спорт,2011
8 Талага Е. Энциклопедия физических упражнений.-М.: Физкультура и спорт,1998
9 Щербаков А.В. Щербакова Н.И. Бадминтон. Спортивная игра-ООО «Гражданский альянс»,2009
10 Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта бадминтон утверждённый приказом Министерства физической культуры и спорта Российской Федерации от 19.01.2018 № 37;
11.Филин В.П., Воспитание физических качеств у юных спортсменов.-М.: Физкультура и спорт,1974
12 Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта.-М.: Физкультура и спорт,1980
Интернет-ресурсы
- Правила бадминтона Международной федерации бадминтона
https://cdn.paralymp.ru/upload/iblock/8b3/8b39d2e6bd9d459d9b860526bbd9edcd.pdf
- Программа «Время волана». Пособие для учителей
https://badminton.lv/faili/shuttletime_skolotaja_rokasgramata_rus.pdf
- Сайт Всемирной федерации бадминтона https://bwfbadminton.com/
- Сайт Национальной федерации бадминтона России http://www.badm.ru/
- Терминология и основные понятия в бадминтоне
https://badmintonika.ru/terminologiya-v-badmintone/
- Учительский портал https://www.uchportal.ru/
Приложение 1
Календарно-учебный график
«ProБадминтон»
№ п/п | Дата | Время | Кол-во часов | Тема | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Июнь 2024 | С 11.00 до 12.00 | 1 | Инструктаж техники безопасности в игре бадминтон. Оборудование спортивной игры бадминтон. Хват ракетки. Упражнения с воланом. | Фронтальная Индивидуально-групповая Групповая | Спортивный зал | Беседа Опрос Наблюдение Текущий |
2 | Июнь 2024 | С 11.00 до 12.00 | 1 | История бадминтона. Индивидуальные упражнения с воланом – жонглирование. Упражнения стойки игрока. Подвижная игра. | Фронтальная Индивидуально-групповая Групповая | Спортивный зал | Наблюдение Исправление ошибок Текущий |
3 | Июнь 2024 | С 11.00 до 12.00 | 1 | Основные понятия игры. Передвижения игрока. Обучение короткой подаче закрытой стороной ракетки. | Фронтальная Индивидуально-групповая Групповая | Спортивный зал | Сообщение Исправление ошибок Текущий |
4 | Июнь 2024 | С 11.00 до 12.00 | 1 | Правила игры в бадминтон. Обучение высокодалёкой подаче. Игра «Эстафета с воланом» | Фронтальная Индивидуально-групповая Групповая | Спортивный зал | Беседа Текущий |
5 | Июнь 2024 | С 11.00 до 12.00 | 1 | Физические качества и физическая подготовка. Высокий удар сверху открытой стороной ракетки. Подача. Подвижная игра «Вратарь» | Фронтальная Индивидуально-групповая Групповая | Спортивный зал | Беседа Наблюдение Текущий |
6 | Июнь 2024 | С 11.00 до 12.00 | 1 | Правила подачи. Обучение подставке открытой и закрытой стороной ракетки в передней зоне площадки. Плоская подача. Подвижная игра «Волан навстречу волану» | Фронтальная Индивидуально-групповая Групповая | Спортивный зал | Сообщение Наблюдение, исправление ошибок Текущий |
7 | Июнь 2024 | С 11.00 до 12.00 | 1 | Развитие координационных и силовых качеств. Добивание волана на сетке справа открытой стороной ракетки и слева закрытой стороной ракетки. Обучение короткой подаче. | Фронтальная Индивидуально-групповая Групповая | Спортивный зал | Сообщение Наблюдение, исправление ошибок Текущий |
8 | Июнь 2024 | С 11.00 до 12.00 | 1 | Выполнение контрольно-измерительных тестов. Обучение удару-смэш. Учебная игра. | Фронтальная Индивидуально-групповая Групповая | Спортивный зал | КонрольныйОценка действий |
9 | Июнь 2024 | С 11.00 до 12.00 | 1 | Прием смэша. Откидка волана от сетки справа и слева. Соревнования по бадминтону по правилам игры. | Фронтальная Индивидуально-групповая Групповая | Спортивный зал | Итоговый Анализ результатов игры |
Приложение 2
Правила игры бадминтон
Начало встречи.
Прежде чем начинается матч, необходимо определить, кто из игроков будет подавать первым. В этом случае используется волан или монета. Производится бросок волана или монеты, после чего выигравший игрок должен сделать выбор: подавать или принимать первым; начинать игру на одной или другой стороне корта. Игрок, проигравший бросок, должен осуществить выбор из оставшихся вариантов.
Система счёта очков в матче.
Матч состоит максимум из трёх геймов. Игрок, выигравший розыгрыш, должен добавить к своему счёту очко. Игрок, который первым набирает 21 очко, выигрывает гейм, если счёт в гейме становится 20:20. Игрок, который первым набирает разницу в 2 очка, выигрывает гейм. Если счёт в гейме становится 29:29, игрок, выигравший 30-е очко, выигрывает гейм. Игрок, выигравший гейм, должен подавать в начале следующего гейма.
Смена сторон во время матча.
Игроки должны поменяться сторонами после окончания первого гейма и до начала третьего гейма (если таковой будет), а также в третьем гейме, в состязании одного матча, когда один из игроков первым набирает 11 очков. Если игроки забывают поменяться сторонами, то они должны сделать это сразу же, как только ошибка будет замечена и волан будет находиться вне игры. Счёт остаётся без изменений.
Подача во время игры.
При правильной подаче игроки (подающий и принимающий) должны стоять в подающих пределах по диагонали противоположных сторон корта, не касаясь линий границ этих кортов; никакая сторона не должна причинять неуместную задержку при подаче, как только подающий и принимающий игроки - готовы к подаче. Первое поступательное движение ракетки подающего должно считаться началом подачи. Любая задержка при возвратном движении ракетки во время подачи будет считаться неуместной задержкой; какая-либо часть обеих ног подающего и принимающего игрока должна оставаться в контакте с поверхностью корта в постоянном положении от начала до конца подачи.
Ракетка подающего должна сначала ударить головку волана, который должен быть ниже талии подающего в момент подачи (талией считается воображаемая линия вокруг уровня тела с самой низкой частью ребра подающего игрока). Обод ракетки подающего игрока в момент удара по волану должен быть направлен в нисходящем направлении. Движение ракетки подающего игрока должно происходить в непрерывном движении только вперёд, от начала подачи до её конца. Подающий игрок не должен подавать прежде, чем принимающий готов к приёму подачи.
При подаче полёт волана должен идти по восходящей линии от ракетки подающего до пересечения им сетки так, чтобы, если он не будет отражён, упал в пределах принимающей границы корта.
Подача считается завершённой, как только подающий игрок ударит ракеткой по волану или в своей попытке промахнётся по волану.
Приём и подача в одиночных играх.
Игроки должны подавать и принимать в соответствующих правых сторонах своих кортов, если счёт не открыт подающим игроком или подающий заработал чётное количество очков. Игроки должны подавать и принимать в соответствующих левых сторонах своих кортов, если подающий игрок заработал нечётное количество очков.
После того, как произведена подача, волан должен отбиваться поочерёдно подающим и принимающим игроками в любом месте на соответствующих им сторонах корта, пока волан будет находиться в игре.
Подача и выигрыш очка.
Если принимающий игрок делает «ошибку» или волан прекращает находиться в игре из-за того, что касается поверхности корта на стороне принимающего, подающий должен выиграть очко. Подающий игрок в этом случае должен подавать снова с другой смежной стороны своего корта. Если подающий игрок делает «ошибку» или волан прекращает находиться в игре из-за того, что касается поверхности корта на стороне подающего, принимающий игрок должен выиграть очко. В этом случае подающий игрок теряет право подавать, а принимающий становится подающим.
Подача и приём в парных играх.
Игрок от подающей стороны должен подавать с правой стороны своего корта, если подающими игроками не был открыт счёт или было заработано чётное количество очков. Игрок от подающей стороны должен подавать с левой стороны своего корта, если подающими игроками было заработано нечётное количество очков. Оппоненты должны действовать также, нонаоборот. Игрок от принимающей стороны, стоящий диагонально противоположной стороне корта, должен быть принимающим, и только он должен возвращать подачу на противоположную сторону корта. Если за него это делает партнёр, то это считается ошибкой при приёме подачи. Подача должна производиться с противоположных сторон корта. Принимающие игроки не должны изменять их соответствующие положения на корте, пока они не выиграют очко на их подаче.
Порядок игры и положение на корте.
После того как подача возвращена, волан должен поочерёдно отбиваться любым из игроков подающей и принимающей сторон, пока он не выйдет из игры.
Выигрыш очка.
Если принимающая сторона делает ошибку или волан перестает находиться в игре из-за того, что касается корта принимающей стороны, подающая сторона выигрывает очко. Подающая сторона должна снова подавать, но со смежной стороны своего корта; если подающая сторона делает ошибку или волан перестает находиться в игре из-за того, что касается корта подающей стороны, принимающая сторона выигрывает очко. Подающая сторона лишается права подавать, а принимающая сторона становится подающей.
Подача во время игры.
В любой игре право подавать подачу должно переходить последовательно:
1) от начального подающего, который начал игру с правой стороны корта;
2) к партнеру, начально принимающему (также производится подача из левой части корта);
3) к игроку стороны, начинавшей подавать, стоящему на корте соответственно счёту этой
стороны;
4) к игроку стороны, начинавшей принимать, стоящему на корте соответственно счёту этой
стороны; и т. д.
Во время игры никакой игрок не должен подавать вне очереди, принимать вне очереди или принимать две последовательные подачи водной и той же игре. Любой игрок стороны, выигравшей игру, может подавать в начале следующей игры, и любой игрок проигравшей стороны может принимать.
Ошибки при подаче.
Ошибка при подаче, когда игрок:
1) подавал или принимал вне очереди;
2) принимал или подавал с неправильной стороны корта.
Если была допущена ошибка при подаче, она должна быть исправлена, и игра должна
продолжаться, не меняя нового положения игроков для подачи на корте.
Перерывы в игре.
Во время игры, когда одна из сторон достигает 11 очков, оба игрока получают право на 60 секундный перерыв.
Обе стороны получают 2-минутный перерыв между первым и вторым геймами, и еще один 2 минутный перерыв между вторым и третьим геймами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/23/picture-760315-1456245719.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Путь к здоровью"
Программа "Путь к здоровью" разработана на 1 год. Расчитана на обучающихся начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-843687-1478346138.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Волейбол"
Особенности программы:1. Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего возраста;2. Дости...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/21/picture-860764-1692625089.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «СПОРТИВНАЯ ПЛАНЕТА «ОЛИМП»
Программа разработана на основании дополнительных общеобразовательных программ «Фитнес для детей», автор Резвова В.В., педагог дополнительного образования, программа «Развитие», автор Казак С.А., педа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/07/picture-954913-1507373287.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивные игры»
Общеразвивающая программа “Спортивные игры” направлена на формирование мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, потребности сохранения физического и психического здоровья к...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/23/picture-963177-1508769038.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Пауэрлифтинг (спортивная дисциплина - жим)"
Прорамма по пауэрлифтингу (дисцилина - жим) для ДЮСШ...
Программа ШСК «Движение» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – спортивной направленности Возраст учащихся 12-17 лет
нотация Занятия волейболом в полной мере обеспечивает: укрепление здоровья и всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов, их физической подготовленности, формирование жизненно – важных двигат...
Мониторинг освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Волейбол»
Ежегодно администрацией МАУ ДО «Хоринская СОШ» проводится мониторинг качества реализации дополнительное общеобразовательной общеразвивающей программы «Волейбол»....