Сотрудничество и социальное обучение в школе
презентация к уроку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Доклад на тему: "Сотрудничество и социальное обучение в школе"

Введение

Система образования РФ в настоящее время переживает период модернизации, сопровождающей непрерывным поиском новых подходов к повышению качества обучения. Одним из направлений развития системы образования в современных условиях является реализация принципа социального партнерства, которое понимается как целенаправленно организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. Создается оно и по той причине, что для решения некоторых проблем в образовании требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих – школы.

Сотрудничество и социальное обучение

Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Она отражает сегодня характерные признаки нашего времени – широкие возможности для индивидуального выбора человека, реализации его профессиональных и других потребностей; возрастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и возможностей, разнообразие моделей деятельности.

Важнейшей задачей современной школы становится формирование мировоззрения личности – широкой системы ее взглядов на мир людей и явлений – как основа внешней и внутренней культуры. Мировоззрение формируется не столько путём передачи культурного опыта от одного поколения к другому, сколько посредством приобретения растущим человеком социального и нравственного опыта. Решение этой задачи зависит от многих факторов, в частности от развития способности к активной социокультурной адаптации [1].

В современном социальном обучении начало обучения задаст объект, содержание процесса обучения определяют его социальные потребности, социальные способности и социальные ценности, а роль субъекта сводится до уровня путеводителя, наставника, консультанта, проводника в огромном мире знаний и источников их приобретения. Приоритет отводится личности обучающегося, его индивидуальной траектории обучения, которая определяет всю педагогическую деятельность субъекта обучения.

Таким образом, личность обучающегося для освоения социального опыта и решения проблем социализации выходит в социум, вначале при помощи учителя, выполняющего роль посредника между объектом обучения и педагогическим потенциалом социума, а впоследствии самостоятельно, делая выбор согласно уровню своей подготовленности между педагогическими ресурсами и возможностями социума и своими потребностями, и способностями. Поэтому процесс обучения становится социальным, а личность обучающегося со своим педагогическим потенциалом одним из элементов социума.

Важно отметить, что сотрудничество – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Школьное ученическое самоуправление способствует эффективной социализации подрастающего поколения, накоплению им социального опыта, подготовке к жизни, к решению социальных проблем различной сложности.

В целях повышения эффективности воспитательного процесса определены направления воспитания и социализации обучающихся, а также организовано взаимодействие школы с учреждениями образовательной, профориентационной, культурной, профилактической, спортивно-оздоровительной направленности.

Основные направления воспитания и социализации обучающихся школы, следующие [3]:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания.
  • Воспитание трудолюбия, ответственного отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.
  • Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
  • Воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде.
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, основ эстетической культуры.
  • Стимулирование инициативы самостоятельности, чувства ответственности обучающихся и воспитанников через дальнейшее развитие системы ученического самоуправления.

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных, духовных, нравственных и культурных традиций.

Самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений. В условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения.

При этом вырабатываются необходимые навыки социального партнёрства, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. 

Социальное партнёрство в рамках сотрудничества в школе – это такая совместно распределённая деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. При этом указанная деятельность может осуществляться как постоянно, так и ситуативно, через специально планируемые в рамках социального партнёрства акции.   

Социальное партнёрство по отношению к ученическому самоуправлению следует понимать как:

  • партнёрство ученических органов самоуправления с различными социальными группами (педагогическим коллективом, родителями, учащимися и т.п.);
  • партнёрство, в которое вступают работники образовательного учреждения и представители ученического самоуправления, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;
  • партнёрство, которое инициирует образовательное учреждение как особую сферу социальной жизни, делающую вклад в становление гражданского общества.    

Грамотно выстроенные отношения между школой и обществом (социальным окружением), действительно, позволяют создавать более комфортное пространство, в котором ориентируется и развивается ученик. Это также способствуют тому, чтобы учащийся имел возможность реализовывать свою индивидуальную образовательную программу для осуществления собственной творческой, проектировочной, научно-исследовательской деятельности, охватывая при этом определенные, необходимые ему, виды познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественной, спортивной деятельности. Такие отношения решают проблему личностного самоопределения школьника, которая является одной из главных в условиях введения ФГОС.

Социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.

Институционально организованная деятельность в образовании имеет отличия в зависимости от исторического периода и особенностей данного конкретного общества. Это имеет отражение в институциональной реализации образования в зависимости от того, в каком обществе данные аспекты реализуются.

Формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков.

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникаций. Это значит, что необходимо регулярное изучение мнения потенциальных партнёров о качестве и результатах этой деятельности [2].

Развивая систему непрерывного образования (дошкольное учреждение-школа-вуз), школы должны осуществлять сотрудничество с детскими садами города, ССУЗами и ВУЗами города для создания системы, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся. На третьей ступени общего образования, развиваем систему профильного обучения с учетом реальных потребностей рынка труда, запросов родителей, отработки гибкой системы профилей и кооперации с учреждениями высшего образования.

 Расширяются возможности социализации учащихся, обеспечивается преемственность между общим и профессиональным образованием, появляется возможность более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Основным итогом второго этапа должно стать умение потенциальных партнёров участвовать в совместной деятельности, т.е. их определённая компетентность, основанная на доверии друг другу. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретных партнёров [3].

 

Заключение

Хочу подвести итог, что, вовлекая учащихся в социально-активную деятельность, во взаимодействии с общественностью, создаются условия для адаптации, социализации и развития личности учащегося. Совместное сотрудничество школы с общественностью позволяет ей стать открытой системой.

 

 

 

Литература:

  1. Алешина, Е. В. Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся / Е. В. Алешина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5851/ (дата обращения: 22.03.2021).
  2. Седова Н.В., Седов В.А. Социальное партнерство в образовательном процессе школы // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partn... (дата обращения: 22.03.2021).
  3. Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7-5. – С. 888-890; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9981 (дата обращения: 22.03.2021).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots_shkola.docx24.46 КБ
Файл prez_doklad.pptx2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: "Сотрудничество и социальное обучение в школе"

Введение

Система образования РФ в настоящее время переживает период модернизации, сопровождающей непрерывным поиском новых подходов к повышению качества обучения. Одним из направлений развития системы образования в современных условиях является реализация принципа социального партнерства, которое понимается как целенаправленно организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. Создается оно и по той причине, что для решения некоторых проблем в образовании требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих – школы.

Сотрудничество и социальное обучение

Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Она отражает сегодня характерные признаки нашего времени – широкие возможности для индивидуального выбора человека, реализации его профессиональных и других потребностей; возрастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и возможностей, разнообразие моделей деятельности.

Важнейшей задачей современной школы становится формирование мировоззрения личности – широкой системы ее взглядов на мир людей и явлений – как основа внешней и внутренней культуры. Мировоззрение формируется не столько путём передачи культурного опыта от одного поколения к другому, сколько посредством приобретения растущим человеком социального и нравственного опыта. Решение этой задачи зависит от многих факторов, в частности от развития способности к активной социокультурной адаптации [1].

В современном социальном обучении начало обучения задаст объект, содержание процесса обучения определяют его социальные потребности, социальные способности и социальные ценности, а роль субъекта сводится до уровня путеводителя, наставника, консультанта, проводника в огромном мире знаний и источников их приобретения. Приоритет отводится личности обучающегося, его индивидуальной траектории обучения, которая определяет всю педагогическую деятельность субъекта обучения.

Таким образом, личность обучающегося для освоения социального опыта и решения проблем социализации выходит в социум, вначале при помощи учителя, выполняющего роль посредника между объектом обучения и педагогическим потенциалом социума, а впоследствии самостоятельно, делая выбор согласно уровню своей подготовленности между педагогическими ресурсами и возможностями социума и своими потребностями, и способностями. Поэтому процесс обучения становится социальным, а личность обучающегося со своим педагогическим потенциалом одним из элементов социума.

Важно отметить, что сотрудничество – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Школьное ученическое самоуправление способствует эффективной социализации подрастающего поколения, накоплению им социального опыта, подготовке к жизни, к решению социальных проблем различной сложности.

В целях повышения эффективности воспитательного процесса определены направления воспитания и социализации обучающихся, а также организовано взаимодействие школы с учреждениями образовательной, профориентационной, культурной, профилактической, спортивно-оздоровительной направленности.

Основные направления воспитания и социализации обучающихся школы, следующие [3]:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  • Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания.
  • Воспитание трудолюбия, ответственного отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.
  • Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
  • Воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде.
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, основ эстетической культуры.
  • Стимулирование инициативы самостоятельности, чувства ответственности обучающихся и воспитанников через дальнейшее развитие системы ученического самоуправления.

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных, духовных, нравственных и культурных традиций.

Самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений. В условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения.

При этом вырабатываются необходимые навыки социального партнёрства, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. 

Социальное партнёрство в рамках сотрудничества в школе – это такая совместно распределённая деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. При этом указанная деятельность может осуществляться как постоянно, так и ситуативно, через специально планируемые в рамках социального партнёрства акции.   

Социальное партнёрство по отношению к ученическому самоуправлению следует понимать как:

  • партнёрство ученических органов самоуправления с различными социальными группами (педагогическим коллективом, родителями, учащимися и т.п.);
  • партнёрство, в которое вступают работники образовательного учреждения и представители ученического самоуправления, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;
  • партнёрство, которое инициирует образовательное учреждение как особую сферу социальной жизни, делающую вклад в становление гражданского общества.    

Грамотно выстроенные отношения между школой и обществом (социальным окружением), действительно, позволяют создавать более комфортное пространство, в котором ориентируется и развивается ученик. Это также способствуют тому, чтобы учащийся имел возможность реализовывать свою индивидуальную образовательную программу для осуществления собственной творческой, проектировочной, научно-исследовательской деятельности, охватывая при этом определенные, необходимые ему, виды познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественной, спортивной деятельности. Такие отношения решают проблему личностного самоопределения школьника, которая является одной из главных в условиях введения ФГОС.

Социальное партнерство в образовании – примета нового времени. Современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые разделили между собой ответственность за их обучение и воспитание.

Институционально организованная деятельность в образовании имеет отличия в зависимости от исторического периода и особенностей данного конкретного общества. Это имеет отражение в институциональной реализации образования в зависимости от того, в каком обществе данные аспекты реализуются.

Формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков.

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникаций. Это значит, что необходимо регулярное изучение мнения потенциальных партнёров о качестве и результатах этой деятельности [2].

Развивая систему непрерывного образования (дошкольное учреждение-школа-вуз), школы должны осуществлять сотрудничество с детскими садами города, ССУЗами и ВУЗами города для создания системы, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся. На третьей ступени общего образования, развиваем систему профильного обучения с учетом реальных потребностей рынка труда, запросов родителей, отработки гибкой системы профилей и кооперации с учреждениями высшего образования.

 Расширяются возможности социализации учащихся, обеспечивается преемственность между общим и профессиональным образованием, появляется возможность более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Основным итогом второго этапа должно стать умение потенциальных партнёров участвовать в совместной деятельности, т.е. их определённая компетентность, основанная на доверии друг другу. Доверие, в свою очередь, порождает и желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретных партнёров [3].

Заключение

Хочу подвести итог, что, вовлекая учащихся в социально-активную деятельность, во взаимодействии с общественностью, создаются условия для адаптации, социализации и развития личности учащегося. Совместное сотрудничество школы с общественностью позволяет ей стать открытой системой.

Литература:

  1. Алешина, Е. В. Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся / Е. В. Алешина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5851/ (дата обращения: 22.03.2021).
  2. Седова Н.В., Седов В.А. Социальное партнерство в образовательном процессе школы // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-partnerstvo-v-obrazovatelnom-protsesse-shkoly (дата обращения: 22.03.2021).
  3. Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7-5. – С. 888-890; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9981 (дата обращения: 22.03.2021).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сотрудничество и социальное обучение в школе ПРЕЗЕНТАЦИЯ Подготовлено: Тимофеев Андрей Михайлович, МОБУ « Центр Образования»

Слайд 2

2 Система образования РФ в настоящее время переживает период модернизации, сопровождающей непрерывным поиском новых подходов к повышению качества обучения. В современных условиях является важным реализация принципа социального партнерства (сотрудничества), которое понимается как целенаправленно организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. ВВЕДЕНИЕ

Слайд 3

3 Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Она отражает сегодня характерные признаки нашего времени – широкие возможности для индивидуального выбора человека , реализации его профессиональных и других потребностей ; возрастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и возможностей, разнообразие моделей деятельности. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 4

4 Сотрудничество – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Школьное ученическое самоуправление способствует эффективной социализации подрастающего поколения, накоплению им социального опыта, подготовке к жизни, к решению социальных проблем различной сложности.

Слайд 5

5 Основные направления воспитания и социализации обучающихся школы следующие : Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека . Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания . Воспитание трудолюбия, ответственного отношения к образованию, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. Формирование ценностного отношения к семье , здоровью и здоровому образу жизни . Стимулирование инициативы самостоятельности , чувства ответственности обучающихся и воспитанников через дальнейшее развитие системы ученического самоуправления.

Слайд 6

6 Грамотно выстроенные отношения между школой и обществом (социальным окружением), действительно, позволяют создавать более комфортное пространство, в котором ориентируется и развивается ученик. Это также способствуют тому, чтобы учащийся имел возможность реализовывать свою индивидуальную образовательную программу для осуществления собственной творческой, проектировочной, научно-исследовательской деятельности, охватывая при этом определенные, необходимые ему, виды познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественной, спортивной деятельности .

Слайд 7

7 Современная школа находится в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Образовательное учреждение должно стать открытой системой, расширяющей сотрудничество с различными социальными институтами. Вовлекая учащихся в социально-активную деятельность , во взаимодействии с общественностью создаются условия для адаптации, социализации и развития личности учащегося. Совместное сотрудничество школы с общественностью позволяет ей стать открытой системой. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слайд 8

8 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество с социальными партнерами и работодателями расширяет границы профессионального обучения

Статья подготовлена для выступления на Городских Педагогических чтениях 2011 года, содержит обобщающий материал и положительный опыт сотрудничества с социальными партнерами лицея и работодателями....

Сотрудничество с социальными партнерами и работодателями расширяет границы профессионального обучения

Статья подготовлена для выступления на Городских Педагогических чтениях 2011 года, содержит обобщающий материал и положительный опыт сотрудничества с социальными партнерами лицея и работодателями....

Статья по теме "Трудовое обучение как фактор социальной адаптации учащихся школы-интерната 8 вида"

Главным направлением  профориентационной работы в   школе – интернатеVIII вида   является воспитание  у   детей интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при у...

Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранному языку Языковое портфолио как дидактический стимул для реализации идей педагогики сотрудничества в практике обучения иностранно

Создание дидактических условий для перехода от авторитарной к демократической модели педагогического общения в школе относится к одной из актуальнейших проблем современной языковой педагогики. Использ...