Дополнительная общеразвивающая программа «Выбор профессии – дело серьезное»
проект (8 класс)

Актуальность данной программы состоит в том, что мир профессий широк и многообразен. Некоторые профессии перестают быть актуальными, востребованными, появляется множество новых профессий, расширяются функции существующих. Целевая направленность данной программы в оказании помощи несовершеннолетним сориентироваться в сложном мире профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2023-24_programma_vybor_professii.docx42.8 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

«Выбор профессии – дело серьезное»

Возраст обучающихся – 14-17 лет

Срок реализации – 3 месяца

Объем программы – 14 часов

Составитель:

Приходина Ольга Александровна

должность: социальный педагог

  1. Комплекс основных характеристик дополнительной

общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

Профессиональное ориентирование является основой в воспитании детей и подростков, предусматривает знакомство воспитанников с разнообразием мира профессий, даёт направления при выборе. Несовершеннолетние, поступающие в социально-реабилитационные центры, отличаются низким уровнем мотивации к учебной деятельности, что приводит к неуспешной учебе и отсутствию знаний. Это, в свою очередь, является серьезной причиной, ограничивающей профессиональный выбор. Еще одним фактором, влияющим на ограничение выбора профессии, является социальная дезадаптация детей и подростков из неблагополучных семей, выражающаяся в неумении приспособиться к новой социальной среде, незнании современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм, и низкий уровень осведомленности в существующих профессиях. Зачастую у детей отсутствует потребность в профессиональном выборе, а также имеет место негативное отношение к любому виду трудовой деятельности. Программа представляет целостную систему профориентационной работы с воспитанниками в реабилитационном центре с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Дополнительная общеразвивающая программа «Выбор профессии – дело серьезное» имеет социально-гуманитарную направленность и ориентирована на правильный профессиональный выбор. Обучение именно в этом направлении даст возможность несовершеннолетним приобрести дополнительные навыки, знания о себе и о мире профессионального труда, сознательно и самостоятельно сделать свой профессиональный выбор.

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепция развития дополнительного образования на 2022-2030 годы от 31 марта 2022 года № 678-р;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 августа 2015 года «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;

СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 года № 41);

Методические рекомендации «Структурирование программы дополнительного образования», разработанные ГКУ КК «Краевой методический центр» (г. Краснодар, 2022 год);

Лицензия на осуществление образовательной деятельности ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» № 07136 от 02 октября 2015 года;

Устав ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН».

Новизна программы состоит в том, что работа по профессиональной ориентации подростков направлена на формирование личности нового типа. Современному обществу требуется деловой, инициативный, предприимчивый человек, способный реализовать себя и в профессиональной сфере и межличностных отношениях. Очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем несовершеннолетний мог анализировать профессиональное разнообразие более осмысленно и чувствовать себя уверенно. Данная программа является новой формой работы в рамках профориентационной деятельности учреждения и способствует оказанию помощи воспитанникам в формировании определённых качеств личности, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными и профессионально мобильными.

Актуальность данной программы состоит в том, что мир профессий широк и многообразен. Некоторые профессии перестают быть актуальными, востребованными, появляется множество новых профессий, расширяются функции существующих. Целевая направленность данной программы в оказании помощи несовершеннолетним сориентироваться в сложном мире профессий.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Программа «Выбор профессии – дело серьезное» помогает расширить представления воспитанников о мире профессий, научить их оценивать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Совместная деятельность несовершеннолетних с педагогом позволит им сделать правильный профессиональный выбор.

Отличительные особенности программы заключается в применении современных эффективных форм работы – профессионального анкетирования и онлайн-тестирования, которые позволяют несовершеннолетним соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет их будущая профессия.

Адресат программы: данная программа разработана для несовершеннолетних, находящихся в социально-реабилитационном центре, возрастной категории от 14 до17 лет.

Объем программы: 14 часов.

Срок освоения программы: 3 месяца.

Формы работы: индивидуальная и групповая.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.


1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.

Задачи программы:

Обучающие:

формировать у несовершеннолетних:

интерес к планированию своего будущего;

понимание в содержании профессиональной деятельности;

соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

знакомить несовершеннолетних с миром профессий и профессиями, востребованными сегодня;

познакомить с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиями к выпускникам школы.

развивающие:

развивать у подростков:

активность, успешность, способность реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

самостоятельность, ответственность, мобильность в принятии решений;

расширять знания о производственной деятельности людей рабочих профессий.

Воспитательные:

воспитывать у обучающихся:

любовь к труду, уважение к людям рабочих профессий;

осознанность, ответственность за выбор будущей профессии;

формировать навыки культурного поведения в коллективе.


1.3. Учебный план

дополнительной общеразвивающей программы

«Выбор профессии – дело серьезное»

№п/п

Название разделов

Кол-во часов

Всего

Теорети-

ческие занятия

Практи-ческие

занятия

1.

Модуль 1. «Мотивы выбора профессий»

4

1

3

2.

Модуль 2 «Мир профессий»

8

4

4

3.

Модуль 3. «Мое определение»

2

1

1

ВСЕГО

14

6

8


1.5. Планируемые результаты

Обучающиеся будут знать:

сферы трудовой деятельности, особенности современного рынка труда;

информацию об учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, требованиях к выпускникам школы;

возможности осознанного выбора профессии с учётом своих способностей и интересов;

основы трудового законодательства.

Воспитанники будут уметь:

самостоятельно описывать специфику профессии и знания для проверки своих способностей;

пользоваться Интернет ресурсами и справочной литературой для получения информации о профессиях;

практически применять полученные знания при выборе профессии.

У несовершеннолетних будут развиты:

потребность в трудовой деятельности, саморазвитии и самореализации;

самостоятельность, ответственность в принятии решений;

стремление к получению непрерывного образования и готовность к труду с учётом требований современного общества;

уверенность в собственных знаниях и умениях;

навыки культурного поведения и общения, умение работать в коллективе;

понимание значения труда в жизни человека.


2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

дополнительной общеразвивающей предпрофессиональной программы

«Выбор профессии – дело серьезное»

№ п/п

Название разделов и тем

Количество часов

Раздел

Дата проведения

Всего

Теорети

ческие

занятия

Практи

ческие

занятия

1.

Модуль 1. «Мотивы выбора

профессий»

4

1

3

1.1

«Введение в мир профессий»

1

0,5

0,5

1.2

«Методика определения типа будущей профессии»

1

1

1.3

«Какую профессию выбрать»

1

1

1.4

«Мотивы выбора профессии»

1

0,5

0,5

2.

Модуль 2 «Мир профессий»

8

4

4

2.1

«Калейдоскоп профессии»

1

0,5

0,5

2.2

«Я и мир профессий»

1

0,5

0,5

2.3

«Формула профессии»

1

0,5

0,5

2.4

«Выбор профессии – выбор судьбы»

1

0,5

0,5

2.5

«Путешествие в город профессии»

1

0,5

0,5

2.6

«Кто есть, кто?»

1

0,5

0,5

2.7

«Лабиринт профессий»

1

0,5

0,5

2.8

«Учебные заведения Краснодарского края»

1

0,5

0,5

3.

Модуль 3. «Мое определение»

2

1

1

3.1

«Родителям о профориентации»

1

0,5

0,5

3.2

«Выбор профессии подростков»

1

0,5

0,5

ВСЕГО

14

6

8


2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение

Просторное, светлое помещение;

художественные материалы и канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, фломастеры, бумага);

обучающие презентации и видеоролики

технические средства обучения: компьютер-ноутбук, колонки, экран, мультимедиа проектор, доступ к сети Интернет.

2.3. Формы контроля планируемых результатов

Усвоение программы является итоговая диагностика, проводимая в форме онлайн – тестирования «Моя будущая профессия», участие в олимпиадах, тематических семинарах.

2.4. Оценочные материалы

Исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной общеразвивающей программы: педагогические наблюдения за детьми в процессе работы; педагогический анализ работы внутри коллектива; мониторинг образовательной деятельности детей (самооценка обучающегося), диагностика, контрольные задания, анкеты и тесты по профориентации.

2.5. Методическое обеспечение программы

Реализация программы основывается на следующих принципах:

единства диагностики и коррекции, которые обеспечивают целостность педагогического процесса;

единства коррекционных и развивающих задач;

учета индивидуальных и возрастных особенностей несовершеннолетних;

интегративности программы заключается во взаимосвязи различных видов деятельности воспитанников;

доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному;

деятельностного подхода – любые знания приобретаются обучающимися во время активной деятельности.

Формы работы:

Занятие – это обобщенное название форм обучения воспитанников в составе группы. Это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованный педагогом процесс передачи знаний, умений и навыков по конкретной теме.

Беседа – это общение людей, передача друг другу словесных сообщений, обмен мыслями и чувствами.

Мини-лекция – это один из самых распространенных способов донесения информации до целевого слушателя, особенно популярен при групповых занятиях.

Игровое занятие - форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованный педагогом процесс передачи знаний, умений и навыков по конкретной теме в игровой форме.

Методы работы:

словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправлении и предупреждении ошибок);

игровой (использование упражнений в игровой форме);

наглядный (показ презентации, видеороликов). 

Кадровое обеспечение: реализацию программы осуществляют социальный педагог, имеющий высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию.

Курсы повышения квалификации, 2021 год;

профессиональная переподготовка по программе «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых», 2019 год.


3. Список используемой литературы

Основная

1. Ерегина Т., Гриднева Т., Егорова М., выпуск № 5. Журнал «Беспризорник», 2020.

2. Золотарёва А.В. Методика преподавания по программам дополнительного образования детей: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ А.В. Золотарева, Г.М. Криницкая, А.Л. Пикина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Изд. Юрайт, 2020.

3. Кумачев А.И., Жук Л.И. выпуск № 1 «Школьному психологу и социальному педагогу», 2020.

4. Кумачев А.И., Жук Л.И. выпуск № 2 «Школьному психологу и социальному педагогу», 2020.

5. Кумачев А.И., Жук Л.И. выпуск № 5 «Школьному психологу и социальному педагогу», 2020.

6. Павлова М.А. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми / авт.-сост.– Изд.2-е – Волгоград: Учитель – 2018.

8. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – Москва: Вако, 2015.

9. Швад Е.Д. Психологическая профилактика и корреционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.сост.– Изд.3-е. – Волгоград: Учитель. 2018.

Дополнительная

10. Гиппенрейтер Ю. Б. О воспитании ребенка: беседы и ответы на вопросы /Ю.Б. Гиппенрейтер.  – Москва: Издательство АСТ, 2020.

11. Кумачев А.И., Жук Л.И. выпуск № 2 «Школьному психологу и социальному педагогу», 2021.

12. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – 8-е изд. –М.: Генезис, 2019.

13. Ульева Елена. Уроки вежливости и хорошего поведения/ – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.

14. Шматков В.В., Ионина Н.А. выпуск №11. Журнал «Инспектор по делам несовершеннолетних», 2019.

Интернет источники

1. Каталог «Атлас новых профессий» //Электронный ресурс// https://new.atlas100.ru/ 2020г.

2. Конспекты уроков, презентации, тесты, видеоуроки и другие материалы по предметам школьной программы. // Электронный ресурс// https://infourok.ru./

3. Учебно-методический кабинет. //Электронный ресурс// http://ped-kopilka.ru.

4. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» //Электронный ресурс// http://festival.1september.ru

5. Презентации для детей. //Электронный ресурс// http://www.tvoyrebenok.ru.

6. Сайт //Электронный ресурс//

www.otradnaya/ru.

7. You Tube https://www.youtube.com/watch?v=XSuh5ZOtd0g

8. Тестирование по профориентации: //Электронный ресурс// https://www.profguide.io/proforientation-school/

9. Методика определения типа будущей профессии //Электронный ресурс// http://prevolio.com/tests/test-klimova


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выбор профессии - дело серьезное.

Урок -  беседа для учащихся 9 класса....

Классный час в 9 классе на тему: "Выбор профессии - дело серьезное".

классный час  в выпускном классе 8 вида коррекционной школы. Цель - помочь детям с выбором будующей профессии....

"Выбор профессии - дело серьезное!"

Мир профессий не является чем-то застывшим. Он изменчив. Каждый год появляются новые профессии, исчезают старые, стираются границы между некоторыми профессиями. Ориентироваться в этом огромном и динам...

"Выбор профессии-дело серьезное!"

Презентация относится к занятию «Выбор профессии – дело серьезное!» Содержит в себе интересную информацию для детей. Презентация поможет педагогу наиболее эффективно провести занятие....

Классный час "Выбор профессии - дело серьезное"

Классный час нацелен на  представление учащихся об основах профессионального самоопределения; активизвцию самопознания, побуждение к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию....

Проектная работа "Выбор профессии-дело серьезное. Мотивы выбора профессии"

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социальн...