Внеурочная деятельность
рабочая программа (5 класс)

Маняпова Илюза Назиповна

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vmeste_veselo_igrat.docx121.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

 ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 ШКОЛЬНИКОВ С РАС

«Вместе весело играть»

https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2017/11/f5c0b85ee76835aadf62cfafa15e7849beb9954d.jpg

 

Составитель:

учитель-дефектолог

Маняпова Илюза Назиповна

Тип проекта:  краткосрочный
По времени проведения:
4 недели
Срок реализации:  июнь 2023 год
Участники проекта
: воспитанники  группы  с РАС компенсирующей направленности "Цыплёнок" (5 лет)


                                           Актуальность проекта.
Игровая деятельность детей с расстройством аутистического спектра развивается замедленно и искаженно. В наиболее тяжелых случаях всё сводится к стереотипным манипуляциям, которые не являются игрой. Нередко дети с РАС используют не игровые материалы, но даже если это игрушка, то, чаще всего, ребенок фиксируется на каком-то её элементе или использует её не по назначению (крутит колесо игрушечной машины, выдавливает глаза кукле, стучит рельсами от железной дороги по окружающим предметам и т.д.). Действия с игровыми и неигровыми предметами дети повторяют неоднократно для воспроизведения полученного однажды сенсорного эффекта. У детей с аутизмом естественным образом не формируется ориентировочная исследовательская деятельность, они испытывают трудности с имитацией и подражанием. В этой связи, ребенку необходима специальная коррекционно-обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности как основы развития игры.


                                           Цель проекта

-  формирование игровой деятельности детей с расстройством аутистического спектра


Задачи проекта:
1. Продолжать знакомство детей с игрушками, расширять представление об игрушках.
2. Развивать умение наблюдать за предметно-практическими действиями, воспроизводить их при поддержке, подражать действиям взрослого;
3. Расширять активный и пассивный словарь, развивать речевую активность,

4. Формировать умение играть рядом, не мешая друг другу
5. Воспитывать бережное отношение к игрушкам и привычку убирать их
на место.
6. Воспитывать эмоциональное отношение к обыгрываемому предмету.

                   Комплексно – тематическое планирование


                          Образовательные области проекта


Социально – коммуникативное развитие
Сюжетные  игры: «Возьми игрушку на прогулку»,  «Магазин игрушек», «Купание игрушек».

Наблюдения на прогулке за играми младших детей.
Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок, тематических альбомов по данной теме.

Хозяйственно – бытовой труд (мытье игрушек, стирка кукольного
белья).


Познавательное развитие
 Игры на развитие логического мышления «Кубики Никитина», «Сложи узор», «Магнитная мозаика». «Один - много», «Расположи игрушку», «Чего не хватает», «Чудесный мешочек», «Найди игрушку такого же цвета», «Узнай на ощупь», «Найди по описанию», «Что изменилось».



Художественно – эстетическое развитие
Лепка пирамидки; рисование игрушек; аппликации из цветной бумаги

Физическое развитие
Разучивание физкультминутки «Заводные игрушки»;
Подвижные игры: «Береги игрушку», «Кто скорее возьмет
игрушку», «Каждому по игрушке».

Пальчиковая гимнастика: «Игрушка», «У Антошки есть
игрушки», «Катины игрушки», «Есть у нас игрушки»
«Я с игрушками играю», «Мой мяч». Работа с родителями:
Консультации: «Осторожно, игрушка», «Игрушка в жизни ребенка»,

Продукт проекта:


                                   Приложение 1
Подвижная игра «Кто скорее возьмет игрушку»
Цель: Учить детей двигаться по кругу, ритмично, внимательно слушать
музыку и бежать в центр зала.
Описание игры: Дети двигаются по кругу в колонне по одному по
ритмическую музыку. В центре круга – в обруче кукла. По команде дети
выполняют подражательные движения (идем как куклы, идем как мишки,
прыгаем как петрушки). Музыка перестает звучать, дети бегут в центр зала к
       

            Подвижная игра «Береги игрушку»
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, интерес к подвижным
играм.
Описание игры: Дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит
кубик (или погремушка). Воспитатель находится в кругу, он старается взять
предмет то у одного, то у другого ребенка. Играющий, к которому
приближается воспитатель, приседает, закрывает кубик руками и не дает до
него дотронуться. Как только воспитатель отходит, малыш встает, оставляя
кубик на прежнем месте.

                          Пальчиковая гимнастика:
                            У Антошки есть игрушки.
У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с
большого)
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.


                                         
                                       Есть у нас игрушки
Есть у нас игрушки: (Хлопки)
Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки).
Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы).
Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев).
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный, (Руки сложить в круг перед собой)
Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой).
Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши)


                                           Я с игрушками играю.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы
обеих рук.)  
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг
на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки –
«катаем машинку».)
Мой мяч.
Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)
Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)
Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем
мяч.)
В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)


Оберегаем ребенка от конфликтных ситуаций.

Планирование работы

Коррекция поведенческих проблем, формирование эмоционально-положительного контакта.

Преодоление негативизма, крика, плача, стремления выбегать из группы.

Игры:  «Пришла курочка Ряба», «Спряталась – появилась», «Ку-ку», «Поймай мяч», «Догоню», «Иди ко мне», «Мыльные пузыри»,  «По кочкам, по кочкам», «Качели», «Покружимся», «Догони зайку», «Ручки», «Твоя ладошка, моя ладошка», «Курочка и цыплята», «Лови мячик», «Поиграй с игрушкой», «Спрячем мишку», «Ожидание игрушки», «Ушки слушают», «Где наш носик?..», «Наш дом», «Построим теремок», «Пожалей зайку», «Погладь кошку»

Формирование предпосылок учебного поведения.

Формирование зрительного контакта, умения сидеть за столом, концентрация внимания на педагоге и материале.

Игры: «Поиграй с  игрушкой», «Ожидание игрушки», «Покажи картинку», «Рисуем вместе», «Где наш носик?...», «Забей гвоздь молотком», «Нащупай в мешке», «Волшебный сундучок», «Кто в кулачке?», «Ты мне, я – тебе», «Поймай  зайку», «Постучим, погремим» (игра со звучащими игрушками), игра со шнуровкой, игра с вкладышами, «Подбери крышки к баночкам»

Развитие подражания

Подражание движениям взрослого с использованием физической подсказки: «Массаж ребенку, кукле», «Детка хлопать так умеет…», «Ручками тук-тук, ручками хлоп-хлоп», «Похлопаем по столу», «Ручки вверх, ручки вниз», «Ручками похлопали, ножками потопали», «Птички, зайчики, медведь», «Сделай так» (повторение движений за взрослым)

Подражание движениям с предметами (игра на музыкальных игрушках), игры с мячом, шарами, «Забей гвоздь молотком», «Ляля топ-топ, зайка прыг-скок».

Подражание артикуляционным движениям: «Открой рот», «Где язычок?», «Лопаточка», «Язычок прячется», «Хоботок», «Лягушка»

Соотнесение и различение

«Найди такой же предмет», «Дай такой же», «Выбери только шишки», «Покажи, где машинка», «Дай, что катится», «Возьми, что не катится».

Импрессивная речь

Выполнение инструкций: «Сделай так», «Дай предмет», «Покажи, где предмет».

Экспрессивная речь

Подражание вокализациям ребенка: игра «Перекличка».

Обыгрывание вокальных аутостимуляций, привнесение в них смысла. Игры: «Качаем Мишутку», «Медведь», «Маша идет», «Маша  пляшет».

Вызывание эхолалий (поощрение любых произвольно произнесенных звуков). Игры: «Курочка»,  «Собачка, кошечка, мишка»

Обучение жестам с произнесением: «На, дай».


Этапы осуществления проекта:
1. Подготовительный этап:
Постановка темы, цели и задач педагогического проекта. Работа с
методическим материалом, художественной литературой по данной теме.
Составление комплексно-тематического плана, подбор дидактических игр,
иллюстративного и игрового материала.
2. Основной этап:
Реализация проекта "Вместе весело играть"
3. Продукт проекта:

 1. Пополнение развивающей предметно – пространственной среды;
2. Картотека стихотворений Агнии Барто из цикла «Игрушки»;
3.Подборка раскрасок – игрушек для детей;

5. Фоторепортаж «Вместе весело играть»

Перспективное планирование  коррекционно-развивающей работы. Этапы  работы

Название игры

Цель

Материал, оборудование

1. «Дай, на», «Слушай-выполняй», «Дай мне куклу», «Где кружка?», «Дай ложку»

1 Развивать понимание словесной инструкции, указательного жеста

Развивать невербальные средства коммуникации, понимание речи

Игрушки, предметы быта

2. «Рисуем вместе»

Развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику

Краски, кисточка, карандаши, листы бумаги

3. «Кукла Катя хочет спать», «Кукла Катя обедает», «Кукла Катя пошла гулять», «Где собачка (кошка)?», «Кто в домике живет?», «Кто так кричит?», «Едет машина», «Зайка заболел», «Барабан бом-бом»

Развивать внимание, восприятие

Учить соотносить игровые действия со звукоподражанием,

Учить воспроизводить звукоподражания, соотносить их с игрушкой

Кукла, машина, барабан, собака, кошка, домик

4. «Строим дом», «Строим гараж», «Строим мост»

Развивать понимание речи, обогащать пассивный словарный запас

2.Закреплять умение действовать по подражанию, по образцу

Строительный материал

5. «Где игрушка?», «Дай мне …», «Покажи, что назову», «Покажи, что назову», «Покажи (овощи-фрукты)», «Части тела», «Ножки топ-топ», «Ручки хлоп-хлоп»

Обогащать активный и пассивный словарный запас, учить воспроизводить звукоподражания

Игрушки, овощи и фрукты (муляжи)

6. «Поем песенку», «Играем на пианино», «Ножками потопаем-ручками похлопаем», «Едем на поезде», «Поехали-поехали», «Попалась птичка»

Использовать вокальную аутостимуляцию для обыгрывания звуковых реакций

Музыкальные инструменты

7. «Играем вместе» (выдувание мыльных пузырей, раскручивание волчка, бросание шарика в воду, строительство башни и др.)

Учить звуковому и словесному подражанию (действие, мимика, интонация)

Мыльные пузыри, волчок, шарик, строительный материал

 Планируемые результаты освоения Проекта

   Проведенная коррекционно-развивающая работа приводит к положительным результатам в социальном и познавательном развитии ребенка с РДА:

- у ребенка появляется зрительный контакт: смотрит непродолжительное время в глаза взрослому,  фиксирует взор на интересующей вещи;

- в группе ведет себя гораздо спокойнее, ощущает потребность во взрослом: подходит, протягивает руку, проявляет положительную эмоциональную реакцию на занятие;

- повышается устойчивость внимания, усидчивость;

- сидя за столом, может выполнить несколько действий для выполнения заданий педагога;

- проявляет интерес к игрушкам, может самостоятельно выполнить ряд предметно-игровых действий;

- принимает участие в групповых занятиях и в совместной деятельности с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...