РП_Азбука профориентации_7 класс
рабочая программа (7 класс)

Курманбакиева Любовь Алексеевна

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации  ФГОС ООО «Азбука профориентации» для 7 класса.

В связи с тем, что регион проживания учащихся МКОУ «Панаевской школы-интернат» обладает определенными географическими и экономическими особенностями, автором были введены занятия, направленные на выявление социально-экономической ситуации в Ямало-Ненецком Автономном округе, востребованность профессий в Ямало-Ненецком Автономном округе, а также на выявление образовательных возможностей городов Салехард, Лабытнанги, Надым, Новый Уренгой и Тюмень. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_azbuke_proforientatsii_7a_kl_19-20_uch.god_.docx37.23 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации  ФГОС ООО «Азбука профориентации» для 7 класса составлена на основании:

  • Приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897».
  • Авторской программы «Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в профильной подготовке школьников» / Под редакцией С.Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 2007.
  • Основной образовательной программы ФГОС основного общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» (приказ от 31.08.2015 №   251-од);
  • Учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» (приказ от 29.08.2019г. №363).

Автор/Авторский коллектив

Название учебника

Класс

Издатель учебника

С.Н.Чистякова

Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в профильной подготовке школьников

Просвещение

В связи с тем, что регион проживания учащихся МКОУ «Панаевской школы-интернат» обладает определенными географическими и экономическими особенностями, автором были введены занятия, направленные на выявление социально-экономической ситуации в Ямало-Ненецком Автономном округе, востребованность профессий в Ямало-Ненецком Автономном округе, а также на выявление образовательных возможностей городов Салехард, Лабытнанги, Надым, Новый Уренгой и Тюмень.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука профориентации» для 7 класса призвана обеспечить достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами обучения учащихся являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных упражнений и заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — важных качеств в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости и ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • выраженное стремление учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих жизненных планов;
  • самостоятельность в организации и выполнении различных работ.

Метапредметными результатами обучения являются универсальные учебные действия:

  • планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач;
  • приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию своего выбора и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками;
  • диагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателям;
  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором пути продолжения образования;
  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
  • ставить цели и планировать действия для их достижения;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Предметными результатами обучения являются:

  • рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора профессии;
  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  • знание классификации видов профессий;
  • планирование деятельности по выбору профессии;
  • адекватное оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
  • понимание значения профессионального самоопределения и его роли в самореализации личности;
  • умение анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
  • представление о том, как составлять личное резюме.

Содержание учебного предмета  

Введение. История профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Первый раздел «Понятие о профессии и специальности». Общий обзор классификаций профессий. Определение профессии. Определение специальности. Определение классификации. Различные виды классификаций профессий. Классификация профессий Е. А. Климова. Типы профессий (построение таблицы): Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-ХО, Ч-Э. Классы, отделы и группы профессий. Построение таблицы классификационных признаков.

Второй раздел «Профориентация в условиях ЯНАО». Социально-экономическая ситуации в Ямало-Ненецком Автономном округе. Востребованные профессии в Ямало-Ненецком Автономном округе. Образовательные возможности городов Салехард, Лабытнанги, Надым, Новый Уренгой и Тюмень.

Третий раздел «Познавательная деятельность личности». 

  1. Внимание. Понятие о внимании. Виды внимания: произвольное, непроизвольное. Основные свойства внимания (колебания, устойчивость, объем, распределение, переключаемость, концентрация). Способы развития внимания. 
  2. Память. Понятие о памяти. Качества памяти. Виды памяти: двигательная, слуховая, зрительная, эмоциональная; образная, логическая, произвольная, непроизвольная; механическая, смысловая. Правила обращения с памятью. Способы развития памяти (смысловые части, эмоциональная окраска, тренировка всех видов памяти, нагрузка, повторение, установление ассоциаций). 
  3. Мышление и воображение. Понятие о мышлении. Асимметрия мозга. Когнитивные познавательные стили: аналитический, синтетический, поленезависимый. Мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Индивидуальные особенности мышления: самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота, критичность. Приемы развития мышления. Мышление и речь. Понятие и виды воображения: непроизвольное и произвольное, воссоздающее (репродуктивное) и творческое (продуктивное). Воображение и фантазия. Воображение и творчество. Творческая личность и ее особенности. Приемы развития воображения. 
  4. Координация движений. Понятие о координации движений: статическая координация, динамическая координация, соразмерность движений, скорость движений, сила движений, излишние сопровождающие движения. Приемы и упражнения по развитию координации движений.

Тематическое планирование

Наименование раздела, темы

Всего часов

В том числе

проверочных,

практических

работ

контрольных

работ

Введение. 1 час.

История профессиональной ориентации и профессионального отбора.

1

1

1. Понятие о профессии и специальности. 7 часов.

Понятие о профессии и специальности.

1

1

Классификации профессий.

1

1

Определение профессии.

1

1

Определение специальности.

1

1

Определение классификации.

1

1

Классификация профессий Е. А. Климова.

1

1

Классы, отделы и группы профессий.

1

1

2. Профориентация в условиях ЯНАО. 3 часа.

Социально-экономическая ситуация в ЯНАО.

1

1

Востребованные профессии в ЯНАО.

1

1

Образовательные возможности близлежащих городов.

1

1

3. Познавательная деятельность личности. 24 часа.

Внимание. Понятие о внимании.

1

1

Виды внимания: произвольное, непроизвольное.

1

1

Основные свойства внимания.

1

1

Способы развития внимания.

1

1

Память. Понятие о памяти.

1

1

Качества памяти.

1

1

Виды памяти.

1

1

Правила обращения с памятью.

1

1

Способы развития памяти.

1

1

Мышление и воображение. Понятие о мышлении.

1

1

Асимметрия мозга.

1

1

Когнитивные познавательные стили.

1

1

Мыслительные операции.

1

1

Индивидуальные особенности мышления.

1

1

Приемы развития мышления.

1

1

Мышление и речь.

1

1

Понятие и виды воображения.

1

1

Воображение и фантазия.

1

1

Воображение и творчество.

1

1

Творческая личность и ее особенности.

1

1

Приемы развития воображения.

1

1

Координация движений. Понятие о координации движений.

1

1

Приемы и упражнения по развитию координации движений.

1

1

Личное резюме.

1

1

Итого:

35

35

0

Календарно-тематическое планирование

урока

Дата проведения

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты

Виды/

формы

контроля

по плану

по факту

Введение. 1 час.

03.09

История профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Урок изучения нового материала

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости;
  • выраженное стремление учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих жизненных планов.

Метапредметные результаты:

  • планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • приведение примеров, подбор аргументов;
  • ставить цели и планировать действия для их достижения.

Предметные результаты:

  • знание истории профессиональной ориентации и профессионального отбора;
  • уметь отвечать на вопросы об истории профессиональной ориентации и профессионального отбора.

1. Понятие о профессии и специальности. 7 часов.

10.09

Понятие о профессии и специальности.

Урок изучения нового материала

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных упражнений и заданий проблемного и эвристического характера;
  • воспитание чувства справедливости и ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • выраженное стремление учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих жизненных планов;
  • самостоятельность в организации и выполнении различных работ.

Метапредметные результаты:

  • планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач;
  • приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию своего выбора и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками;
  • ставить цели и планировать действия для их достижения.

Предметные результаты:

  • рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора профессии;
  • знание классификации видов профессий;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • понимание значения профессионального самоопределения и его роли в самореализации личности;
  • умение анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка.

17.09

Классификации профессий.

Урок изучения нового материала

24.09

Определение профессии.

Урок изучения нового материала

01.10

Определение специальности.

Урок изучения нового материала

08.10

Определение классификации.

Урок изучения нового материала

15.10

Классификация профессий Е. А. Климова.

Урок изучения нового материала

22.10

Классы, отделы и группы профессий.

Урок изучения нового материала

2. Профориентация в условиях ЯНАО. 3 часа.

29.10

Социально-экономическая ситуация в ЯНАО.

Урок изучения нового материала

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности;
  • воспитание чувства справедливости и ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • выраженное стремление учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих жизненных планов.

Метапредметные результаты:

  • планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

Предметные результаты:

  • рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора профессии;
  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  • адекватное оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии;
  • понимание значения профессионального самоопределения и его роли в самореализации личности;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

12.11

Востребованные профессии в ЯНАО.

Урок изучения нового материала

19.11

Образовательные возможности близлежащих городов.

Урок изучения нового материала

3. Познавательная деятельность личности. 24 часа.

26.11

Внимание. Понятие о внимании.

Урок изучения нового материала

Личностные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных упражнений и заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — важных качеств в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости и ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • выраженное стремление учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих жизненных планов;
  • самостоятельность в организации и выполнении различных работ.

Метапредметные результаты:

  • планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач;
  • приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию своего выбора и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками;
  • диагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателям;
  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором пути продолжения образования;
  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
  • ставить цели и планировать действия для их достижения;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Предметные результаты:

  • рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора профессии;
  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  • знание классификации видов профессий;
  • планирование деятельности по выбору профессии;
  • адекватное оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
  • понимание значения профессионального самоопределения и его роли в самореализации личности;
  • умение анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
  • представление о том, как составлять личное резюме.

03.12

Виды внимания: произвольное, непроизвольное.

Урок изучения нового материала

10.12

Основные свойства внимания.

Урок изучения нового материала

17.12

Способы развития внимания.

Урок изучения нового материала

24.12

Память. Понятие о памяти.

Урок изучения нового материала

14.01

Качества памяти.

Урок изучения нового материала

21.01

Виды памяти.

Урок изучения нового материала

28.01

Правила обращения с памятью.

Урок изучения нового материала

04.02

Способы развития памяти.

Урок изучения нового материала

11.02

Мышление и воображение. Понятие о мышлении.

Урок изучения нового материала

18.02

Асимметрия мозга.

Урок изучения нового материала

25.02

Когнитивные познавательные стили.

Урок изучения нового материала

03.03

Мыслительные операции.

Урок изучения нового материала

10.03

Индивидуальные особенности мышления.

Урок изучения нового материала

17.03

Приемы развития мышления.

Урок изучения нового материала

31.03

Мышление и речь.

Урок изучения нового материала

07.04

Понятие и виды воображения.

Урок изучения нового материала

14.04

Воображение и фантазия.

Урок изучения нового материала

21.04

Воображение и творчество.

Урок изучения нового материала

28.04

Творческая личность и ее особенности.

Урок изучения нового материала

05.05

Приемы развития воображения.

Урок изучения нового материала

12.05

Координация движений. Понятие о координации движений.

Урок изучения нового материала

19.05

Приемы и упражнения по развитию координации движений.

Урок изучения нового материала

26.05

Личное резюме.

Урок изучения нового материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Азбука профориентации

Урок-игра по профориентации для учащихся 7-8 классов ...

Классный час для уч-ся 9 классов "Азбука профориентации"

Классный час для уч-ся 9-х классов нашей школы по выбору профессии "Азбука профориентации". Прилагается список использованной литературы....

Программа факультативного курса "Азбука профориентации XXI века"

Цель программы – создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества...

Программа по профориентации "Азбука профориентации XXI века" для 8 - 9 классов.

Данная курс программы «Азбука профориентации XXI века» ставит целью помочь подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить  разбираться в мире проф...

Рабочая программа элективного курса по профориентации для 9 класса "Азбука профориентации"

Программа содержит планируемые результаты освоения курса, содержание, тематическое планирование....

Урок-игра "Азбука профориентации" для 6-7 классов

Проблема выбора профессии в небольших городах носит специфический характер. Доход у населения  зачастую не велик, и родители боясь больших материальных затрат не решаются детей отправлять в город...

РП_Азбука профориентации_8 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО «Азбука профориентации» для 8 класса.В связи с тем, что регион проживания учащихся МКОУ «Панаевской школы-интер...