Информационное занятие на тему: "Методы и приемы для эффективного общения"
план-конспект

Коростина Алена Игоревна

В рамках занятия разобрали, что такое общение, методы и приемы и на практики их отработали. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnoe_zanyatie.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Информационное занятие на тему:

«Методы и приемы для эффективного общения»

Общение – это взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, умениями, являющееся необходимым условием развития и формирования личностей и групп. Общение удовлетворяет особую потребность человека в контактах с другими людьми.

Общение – это сложный процесс установления межличностных контактов между участниками совместной деятельности, включающей в себя обмен информацией, выработку целей и планов осуществления этих целей, взаимодействие в процессе выполнения действий. Для взаимодействия в процессе осуществления деятельности важно понимание участниками совместной деятельности, друг друга, постоянное восприятие друг друга с помощью речи, жестов, мимики, пантомимики, интонации речи, пауз. Этим достигается и влияние друг на друга партнеров совместной деятельности.

Общение удовлетворяет особую потребность человека в контактах с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной практической деятельности.

Ребенок почти сразу после рождения вступает в процесс общения с окружающими людьми, ибо в нем от природы заложена способность к общению, которая, под влиянием окружающих взрослых очень быстро развивается. Особенно интенсивно способность к общению развивается в подростковом возрасте. Это связано с тем, что общение можно считать ведущей деятельностью данного возраста.

Функции общения:

  • Удовлетворение потребности в общении (человек – существо социальное и он нуждается в социальных контактах)

Поддержка представлений и усовершенствование себя (с помощью общения человек узнает, что есть я, как относятся ко мне, как реагируют на наше поведение)

  • Выполнение социальных обязательств (ролей)
  • Выстраивание взаимоотношений (если отношения не выяснять они могут закончиться)
  • Обмен информацией (мы получаем информацию опосредованно, через телевизор, книги…, или непосредственно от человека, и сами передаем большое количество информации)
  • Воздействие на другого.
  • Эмоциональная поддержка.

Каналы общения:

  • Вербальный (с помощью слов)
  • Невербальный (мимика, жесты)

Средства общения:

  • Язык        (знаковый        механизм        общения,        система        знаковых        единиц        конкретного национального языка)
  • Интонация
  • Мимика, жесты, поза
  • Расстояние общения (межличностное общение, личная зона – 0,46 – 1,2; социальная зона 1,2 – 3,6; публичная зона больше 3,6.

Общение между людьми может возникнуть не только в процессе совместной деятельности, но и в процессе обмена какой-либо информацией о своем состоянии, о своих потребностях, о произошедших событиях и т.д. Такое общение является интимно- личностным, тогда как общение в процессе совместной деятельности является деловым.

Кроме этого различают общение функционально-ролевое и эмоционально- личностное. В функционально-ролевом общении участники выступают как носители социальной роли или функции (общение врача и пациента, продавца и покупателя, мамы и ребенка). Ролевое общение вынуждает людей следовать определенным правилам, нормам, использовать в речи специальные термины, обращения, речевые формы. В эмоционально- личностном общении участники могут проявить все свои индивидуальные и личностные качества, не ограничиваясь рамками роли.

Общение может быть специально организованным и стихийным. Специально организованное общение выступает либо как цель, либо как решающее средство реализации цели (производственное совещание, домашний совет, разговор с родителями с определенной целью). Все общение, которое специально не организовывается можно считать стихийным (встреча с другом, знакомым). Общение может быть непосредственным, когда участники контакта имеют возможность непосредственно воспринимать друг друга (соблюдается принцип единства времени и места) и опосредованным. Опосредованным может быть общение по телефону, с помощью письма.

В процессе непосредственного общения мы лучше узнаем, друг друга, интересы, увлечения, индивидуальные особенности, можем помочь, поддержать человека.

Общение может идти между двумя людьми, между одним человеком и группой (публичное выступление), между группой и одним человеком (собеседование).

Общение может быть вербальным, т.е. с помощью слов и невербальным – с помощью жестов, мимики, позы. До 80% информации от человека к человеку поступает по невербальным каналам.

Общение сложный процесс, оно включает в себя три основных блока:

  • Информационный блок общения;
  • Интерактивный блок;
  • Перцептивный блок.

Где бы не находился человек, всюду его окружает информационное поле. Но всегда ли мы готовы к тому, чтобы правильно принять, понять и передать информацию?

Психологи констатируют, что многие люди не умеют работать с поступающей информацией и потому страдают от переизбытка или недостатка получаемых впечатлений.

Информационный блок общения включает три основные стороны, которые можно кратко охарактеризовать следующим образом:

  • Получение информации. Выделяют два основных пути получения информации: с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус…); и с помощью умозаключений. Часто два эти пути сливаются в одно целое, что необходимо для решения какой-либо задачи.
  • Сохранение информации. Под сохранением информации, прежде всего, понимают умение удерживать полученную информацию. В процессе сохранения и переработки информации включаются все компоненты познания: восприятие, память, воображение, мышление. Различают пассивное и активное сохранение. В первом случае информация воспроизводится в первоначальном виде, т.е. в том, в котором она была получена.
  • Успешное воспроизведение и передача информации зависит от тех средств, которыми пользуются люди, включенные в процесс общения. К таким средствам обмена информацией относят речь, письмо, жесты, мимику, пантомимику, пара- и экстралингвистические системы (интонация, неречевые вкрапления в речь, например, паузы…) и даже систему организации пространства общения (комфортность, степень доверия…)

Интерактивный блок общения. Любое наше действие всегда, так или иначе, отражается в ответных поступках людей окружающих нас. Человек постоянно находится в системе взаимных действий самых разных субъектов общения. Но грамотно выстроить общение удается тому, кто не только помнит об ответных реакциях, но и заранее планирует и просчитывает их. С этой точки зрения сам процесс человеческих взаимодействий напоминает гроссмейстерскую партию в шахматы.

Совместная деятельность, как правило, рассматривается как организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на освоение объектов материальной и духовной культуры.

Интерактивная сторона общения раскрывается как выработка участниками стратегии совместных действий. Однако, остановившись только на разработке стратегии, мы вряд ли достигнем желаемой цели. Дело в том, что любая стратегия предусматривает определенные действия, направленные на ее оптимальное осуществление.

Одним из важных условий успешности совместной деятельности является знание человеком себя, своих сильных и слабых сторон в сотрудничестве.

Ответьте на вопросы:

 - Кто я лидер или статист?

- Могу ли я отстоять свою точку зрения или спасую?

-  Имею ли я мужество признать свои ошибки?

- Готов ли я к взаимодействию или понесу груз единолично?

Перцептивный блок общения. Перцептивная сторона общения основана на формировании образа другого человека. Это достигается умением понять через внешние действия человека его внутренний мир, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении. Хорошо бы научиться, встречаясь с людьми, принимать их такими, какие они есть, а не такими, какими мы хоте ли бы их видеть – во всем согласными с нами.

Роджерс писал, что искренне принимать другого человека и его чувства вовсе не так просто, во всяком случае, не проще, чем понимать его. В перцептивной стороне общения важно выработать умение понять и принять сначала самого себя, а затем и других.

Основными приемами узнавания и принятия мира другого человека являются идентификация, или уподобление (делай как он, поймешь какой он), и рефлексия, т.е. стремление осознать, как воспринимается он, не только тобой, но другими людьми.

Давайте с Вами подумаем - Какие качества необходимы человеку для эффективного общения?

Для того, чтобы общение было эффективным, необходимо соблюдать правила общения:

  • Необходимо быть уверенным в себе. Принимать собеседника таким, какой он есть;
  • Учитывать особенности собеседника, в том числе возрастные;
  • Быть открытым, искренним;
  • Быть активным и инициативным;
  • Уважать собеседника, его права, мысли, чувства, быть к нему внимательным;
  • Необходимо настроиться на разговор, иметь положительные намерения, создать  атмосферу доверия (улыбка, позитивные жесты, вежливые слова);
  • При необходимости надо создать благоприятные условия для общения (освещение, дистанция, позиция – выше, ниже…);
  • Необходимо смотреть на собеседника, наблюдать за самочувствием партнера;

  • Надо уметь слушать (постараться услышать все сообщение целиком, дать собеседнику обратную связь о том, что вы его слышите и понимаете, использовать уточнения, повторение, визуальный контакт; слушание должно быть эмпатичным). Слушание требует сознательного усилия и концентрации внимания.
  • Необходимо попытаться встать на точку зрения собеседника, на его позицию, понять его мысли, намерения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме: Метод биоэнергопластики для дифференциации звуков (Ш)-(С).

МетКонспект открытого занятия по теме: Метод биоэнергопластики для дифференциации звуков (Ш)-(С)....

Занятие школы актива ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

Занятие школы актива ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ...

Презентация на тему : Методы, техники и приемы доверительных отношений

Методы, техники и приемы доверительных отношений...

Доклад на тему:«Методы и приемы , способствующие проведению эффективного урока»

Урок – неотъемлемая часть всего учебного процесса. А насколько успешно и познавательно пройдет сам урок, напрямую зависит от учителя. Перед тем, как провести урок, учителю нужно четко распланир...

Конспект занятия "Эффективное общение"

Конспект группового занятия "Эффективное общение" для обучающихся 1-2 курсов...