Занятие школы актива ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
проект

Григорьев Никита Андреевич

Занятие школы актива ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

сканирование0001
Администрация Московского района города Нижнего Новгорода

управление образования

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества Московского района»

(МБУ ДО «ЦДТ Московского района»)

Коминтерна ул., д. 20 А, г. Нижний Новгород, 603014

Тел./ факс (8312) 2 24-27-35, 2 24-02-47 DDT20A@mail.ru

л/с 0040754771 в УФК МФ РФ в г. Н.Новгороде

ОКПО 57843379, ОГРН 1025202838650, КПП 525901001

Занятие школы актива «Технология эффективного общения»

материал участника фестиваля организаторов

детского и молодежного общественного движения

Московского района «Бумеранг» в рамках проведения школы актива «Аист»

Занятие проводит: Григорьев Никита Андреевич
педагог-организатор,
руководитель РДОО «Апельсин»
МБОУ «Школа № 118 с углубленным
изучением отдельных предметов»

г. Нижний Новгород

2019 год


Цель: повышение коммуникативной компетенции обучающихся

Задачи:

— раскрытие понятия «общение»;

— познакомить с основными видами общения;

— формирование основных навыков эффективного общения;

— определить личные качества, важные для общения;

Участники: Актив детского объединения

Реквизит: памятки по упражнениям

Сценарный ход:

Ведущий:

Расположите себя мысленно на ступеньку лестницы. Самая первая – полный профан, верхняя – асс коммуникации. Думаю, немногие из вас поставили  себя на самую верхнюю ступеньку.

Да в наш век современных средств связи и коммуникаций остро стоит проблема умения общаться, как у детей, так и у взрослых.  Игры и упражнения, направленные на развитие навыков эффективного общения.

Прежде чем начать обсуждение по нашей теме, стоит привести пример разговора двух старушек:

А: А знаешь, мой внук заработал в армии еще одну "лычку"! Теперь он у меня сержант.

Б: А у меня в последнее время печень совсем разболелась - сил совсем нет.

А: Вот я и говорю, может быть теперь ему отпуск дадут.

Б: Да, отпуск - это хорошо. Видимо, придется теперь в больницу идти.

Умение слушать является одним из главных показателей культуры. Глядя на человека, который вас не слышит, вначале вы, пожалуй, почувствуете разочарование, затем гнев. Когда нас не слушают — это очень неприятно.

Техника слушания

Можно выделить следующие виды слушания:

  • нерефлексивное (пассивное),

Умение молчать и не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями. В процессе слушания может быть выражены понимание, одобрение, поддержка. Ответы минимальные: наклон головы, реплики: «ДА, да», «понимаю», «приятно это слышать»

  • эмпатическое.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать эти чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не морализируют, не критикуют, не поучают.

  • рефлексивное (активное),

Объективная обратная связь с говорящим. Используется с целью помочь говорящему выразить свои проблемы. Используют приемы:

Выяснения: Обращение к говорящему за уточнением.

Используются фразы:

- Пожалуйста, уточните это…

- Я не понял, что ты имеешь ввиду…

- Повторите еще раз… и др.

В процессе общения внимание фокусируется на сообщение, а не на личности говорящего.

Перефразирование: значит сформулировать ту же мысль, но иначе. Используются фразы:

- Как я понял вас..

- По- вашему мнению…

- Другими словами вы считаете… и др.

При перефразирование нас интересует смысл и идеи, а не чувство собеседника. Если его понимают не правильно, то вносится своевременно изменения в сообщение.

Отражение чувств. Акцент делается не на содержание сообщения, а на отражение чувств говорящего и его эмоциональное состояние. Мы показываем говорящему, что понимаем его состояние.

Фразы:

- Мне кажется вы себя чувствуете…

Вы чувствуете себя… и др.

Резюмирование. Резюмирующие ответы обобщают идеи и чувства говорящего. В резюме используют формулировки собеседника и добавляют свое видение. Фразы:

- То, что в данный момент сказали, может означать…

- Если подытожить сказанное вами, то … и др.

Когда мы проговариваем или кто-то нашу фразу проговорил, мы на проблему начинаем смотреть иначе. В человеческом контакте мы пытаемся выглядеть умными. Не надо этого делать.

Чувствуйте собеседника.

Внимательно слушайте, повторяйте в диалоге его фразы, пусть он повторит свою проблему, дайте возможность собеседнику почувствовать себя комфортно.

У собеседника начнут рождаться свои выводы, решения, свой путь поиска.

Слушая, старайтесь понять, а не искать поводов для раздражений.

Слушая, чаще улыбайтесь, кивайте головой, смотрите собеседнику в глаза и все время поддакивайте.

Задавайте вопросы и постоянно уточняйте. Это подбадривает говорящего и показывает ему, что вы слушаете.

Всегда выслушивайте собеседника до конца. Слушать с должным вниманием то, что вам хочет сообщить собеседник, — это не только знак внимания к нему,  но и наша профессиональная обязанность.

Чтобы люди лучше чувствовали и понимали друг друга, не менее важны и другие способы общения: мимика, жесты, позы и т. п. У вас на столах представлена таблица значений некоторых из них.

Задание:

Используя технику слушания  вы,  разбившись в группах на пары, подробно  расскажите друг другу, как у вас прошел день ( с утра и до сегодняшнего момента).

(На это 6 минут)

Вопрос:

Что вы чувствовали во время разговора, какие трудности испытывали?

Упражнение формирует способность слушать и слышать друг друга, лучше понимать другого человека и воспринимать то, что он говорит.

Задание:

Возьмите интервью друг у друга по памятке.

Памятка для интервью

  1. Ф.И.О.
  2. Биография:
  • Имена родителей
  • Профессия родителей
  • Наличие и кол-во сестер и братьев
  • Место рождения
  • Школьная активность
  • Хобби
  • Интересные места, где он побывал
  • Награды и поощрения за работу
  • Что раздражает
  • Планы на будущее
  1. Интересы партнера:

А сейчас в пункте И.Ф.О. вы уточните профессию, или род занятия . Это может быть вымысел, ваша мечта, даже самая невероятная ( президент, космонавт и т.д.)

Когда вы отработали в парах интервью, в группе вы представляете друг друга, выступая в роли  телеведущего, который должен познакомить зрителей со своим героем.

Ставиться вопрос:

Какие чувства, ощущение вы испытывали  в роли героя передачи и в роли телеведущего. В какой роли комфортнее и почему?  Обсудите и обобщите мнение всей группы и делегируйте одного для озвучивания.

Притча: «Как важно правильно слушать».

В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки: «Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему… голубую лошадь с чёрным хвостом… а если вы не дадите такой лошади, то…». «Не желаю больше слушать!» — перебил царь запыхавшегося гонца. — «Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»

Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она — много крови было пролито, много земель опустошено — и дорого обошлась обеим сторонам.

Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:

— Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то…»? — «…пошли лошадь другой масти». Вот и всё. А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»? — «…непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу». Вот и всё.

А теперь попробуйте выразить свое отношение друг другу в парах и в группе при помощи невербальных методов (жесты, позы и т.д.)

На этом наше занятие подошло к концу. Вместе с вами мы выяснили, что общение является неотъемлемой частью нашей жизни. Сделали выводы о том, как же важно научиться общаться с друг другом и как сделать это правильно, ведь результат нашего общения может зависеть от каждой незначительной на первый взгляд мелочи.

Подведение итогов занятия. В результате были отмечены позитивные изменения коммуникативных навыков подростков. Полученные в процессе занятия навыки используются подростками в повседневной жизни. Используемая для диагностики методика «Лестница коммуникативного мастерства» показала положительную динамику изменения самооценки подростков. Многие ребята стали более открытыми в общении, достаточно легко идут на контакт, сами активно пытаются завязать новые знакомства, и большинству это удается. Те, кто в начале занятия были зажаты, боялись проявить себя, в конце стали смелее проявлять свою индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие Школы актива для среднего звена "Игра собирает друзей"

Конспект занятия Школы актива для среднего звена...

Занятие школы актива

Тема: "Технология организации и рекламы мероприятия"...

Занятие школы актива "Основы самоуправления"

Конспект занятия "Основы самоуправления", который  поможет сформировать представления об основах классного самоуправления...

Занятие с активом школы Тема : «Лидер. Кто он?»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение“Бердниковская основная школа”   Занятие с активом школыТема : «Лидер. Кто он?»...

Занятие школы актива РЕКЛАМА

Занятие школы актива РЕКЛАМА...

Занятие школы актива Я - ЛИДЕР

Занятие школы актива Я - ЛИДЕР...

Конспект занятия "Эффективное общение"

Конспект группового занятия "Эффективное общение" для обучающихся 1-2 курсов...