Консультация педагогов "Отличия ученического проекта от исследования"
консультация

Лапина Татьяна Петровна

Консультация молодых и вновь прибывших специалистов проводится с целью повышения компетентности педагогов в вопросах методологии проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_otlichiya_proekta_ot_issledovaniya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

«ОТЛИЧИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ОТ ИССЛЕДОВАНИЯ»

Цель консультации: информирование молодых и вновь прибывших специалистов об основных отличиях учебного проекта от ученического исследования.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира. В процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы, характерные для исследований в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории по выбранной проблематике, выдвижение гипотезы исследования, подбор методов проведения исследования, сбор экспериментальных данных, анализ, формулировка выводов, обобщение.

        Учебное исследование – это образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности.

        Метод проектов – способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, который позволяет спланировать деятельность для достижения результата оптимальным способом. Можно сказать, что любая сознательная деятельность является проектом, так как предполагает достижение этого результата, работу по планированию и шагам к достижению цели.

        Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению исследовательской работы под руководством педагога (научного руководителя). При проектировании исследовательской деятельности в качестве основы берется модель и методология, принятая в сфере науки. Развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования. Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении.

        Педагогический проект руководителя исследовательской работы – проект, направленный на организацию образовательного процесса с учащимися на основе применения учебного исследования. Главной целью этого проекта является достижение образовательного результата: развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы, занимать исследовательскую позицию. Педагог для достижения образовательных целей анализирует способности учащихся, возрастные особенности психического развития, адаптирует методики, создает условия для проявления познавательных способностей и инициативы учащихся.

        Исследовательские способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.

Исследовательская позиция − значимое личностное качество, при наличии которого человек испытывает потребность искать и находить ранее им неизведанное. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе ведения исследовательской деятельности.

Авторская позиция учащегося – позиция автора работы по отношению к окружающим явлениям. Авторская позиция проявляется в том случае, когда педагог создает условия для ее самовыражения через самостоятельный выбор объекта исследования, самостоятельно проведенного анализа собранных в ходе исследования экспериментальных данных. Учащемуся предоставляется возможность свободно выражать свою позицию при выполнении исследования в соответствии со своими интересами и склонностями. Педагогу необходимо на каждом этапе проведения исследований предоставить учащемуся определенную свободу в работе, иначе исследование неизбежно превратится в репродуктивный метод обучения с выполнением стандартных учебных этапов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В сфере образования имеется определенная путаница понятий «Исследование» и «проектирование».

Проект направлен на создание нового продукта, некоего действия, которое еще не существует (литературного произведения, танца, песни, компьютерной программы, игры, социальной акции). Проект всегда имеет проектный замысел, который реализуется в процессе работы над проектом. Цель проекта формулируется с использование таких слов, как создать, достичь, разработать.

Исследование не ставит своей целью изменение окружающего мира, оно стремится познать его. Проектирование – это создание новых, ранее не существовавших объектов и явлений или изменение уже существующих объектов с целью их модернизации и оптимизации, то есть с целью получения новых свойств у уже существующих объектов.

Любой проект направлен на решение конкретных задач: создание сайта, разработка модели, выработка определенного общественного мнения. Главным результатом учебного проектирования является практическая значимость для автора работа, возможность самостоятельно получить результат.

Проектирование и исследование тесно переплетены. Ни одна исследовательская задача не может быть решена без применения технологии проектирования как последовательного движения к поставленной цели. Структура исследования включает в себя типично проектные этапы: концептуализация (выделение нерешенной проблемы, актуализация недостающего знания); целеполагание (определение целей и задач исследования); подбор методов и средств достижения поставленных целей (разработка эксперимента, плана сбора информации и др.); планирование работы; оценка результатов исследования; окончательные выводы и их интерпретация. Исследовательскую работу часто называют исследовательским проектом.

На следующих примерах становится понятно, чем проектная работа отличается от исследовательской.

1) Учащийся исследует загрязнение водоема. Руководитель ставит перед ним цель – определить концентрацию тяжелых металлов в пробах воды из данного водоема. Учащийся выполняет исследование корректно, получает достоверные результаты, анализирует их, формулирует общие выводы. Это пример исследовательской работы.

Критерием качества исследовательских работ является логическая стройность структурных элементов: постановка цели, выбор методов проведения эксперимента, анализ результатов и обоснование выводов.

2) Учащийся в своей проектной работе пытается добиться улучшения экологического состояния водоема. Для достижения этой цели он проводит социологический опрос жителей близлежащего населенного пункта и выясняет, что по мнению большинства жителей, причиной загрязнения водоема являются экологически вредные выбросы местного завода. Учащийся опубликовал результаты социологического исследования в средствах массовой информации, посетил депутата Государственной Думы. Учащийся под руководством педагога сумел сформировать общественное мнение, создать инициативную группу и добиться усовершенствования системы очистки промышленных выбросов на местном заводе. Такая работа является ярким примером хорошего ученического проекта.

         Критерием качества проектных работ является их актуальность и практическая значимость. Проектные работы могут включать в себя этап исследования.

        Учебное исследование несет различный смысл для разных участников исследовательской деятельности. Для учащего выполнение исследования – это учебная задача. Для педагога учебное исследование является педагогическим проектом, при выполнении которого необходимо не только контролировать содержательную часть исследования, но и адаптировать процесс к конкретной личности учащегося. Руководитель проекта занимается педагогическим проектированием: разработкой средств (образовательная программа, индивидуальный план работы с учащимся), конкретных мероприятий и экспериментов. При тщательном планировании и последовательной реализации педагогического проекта по организации исследовательской деятельности учащихся обязательно будут достигнуты положительные образовательные результаты. Разделение функционала педагога и учащегося – это дидактическая схема образовательного процесса. Образовательный эффект наиболее высок в случае, когда педагог является активным сторонником педагоги сотрудничества.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы. / Под редакцией А. В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2016.
  2. Нинбург Е. А. Технология научного исследования: метод. рекомендации / Е. А. Нинбург. – М.: Лев Толстой, 2006. – 28 с.
  3. Новожилова М. М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию / М. М. Новожилова, С. Г. Воровщиков, И. В. Таврель. Науч. ред. Т. И. Шамова. – М.: 5 за знания, 2007. – 160 с.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М., 2006. – 944 с.
  5. Петрова Э. А. Исследовательская деятельность учащихся / Э. А. Петрова. – Тамбов: ИПК РО, 2007. – 36 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ученический проект "Справочное пособие к теме "Электрический ток"9 класс "

Полное название проекта "Жизнь человека и электричество".Это начало нашего пути по внедрению проектных технологий....

Ученический проект "Система Земля-Луна".11 класс

Ученический проект в рамках проектно-исследовательской деятельности учащихся....

Ученический проект "Русская Америка"

Описание работы над  проектом "Русская Америка" . Основные этапы, работы, защита проекта, выступление на научно-практической конференции....

Социально-ученический проект «Экологический марафон»

Ученики МБОУ СОШ № 15 ведут внеурочную проектную деятельность экологической направленности. Результатами их работы является этот проект. В проекте «Экологический марафон» описаны выявленные и исследов...

Исследование проекта. Методы исследования.

Технологическая карта и подробный конспект урока технологии для учащихся 5 класса. Урок занимает одно из центральных мест в рамках нового подхода к технологическому образованию и реализуется в соответ...

Исследование проекта. Методы исследования.

Презентация к  уроку технологии для учащихся 5 класса. Урок занимает одно из центральных мест в рамках нового подхода к технологическому образованию и реализуется в соответствии с содержанием при...

Рекомендации по работе с учащимися над индивидуальным проектом. Структура ученического проекта.

В данной презентации  представлена структура  ученического проекта. Дается краткое описание обязательных структурных элементов индивидуального проекта. Данный материал был подготовлен  ...