Ученический проект "Русская Америка"
материал по географии (9 класс) на тему

Описание работы над  проектом "Русская Америка" . Основные этапы, работы, защита проекта, выступление на научно-практической конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferenciya_RTI.rar1.52 МБ

Предварительный просмотр:

    IV международная  научно-практическая конференция

«Наука и образование XXI века»    

Современный технический институт г. Рязань

  Проектная деятельность учащихся в школе.

Проект «Русская Америка»

                                                          Учитель географии

                                                          высшей квалификационной категории

                                                          МОУ «СОШ № 39» г.Рязани

                                                          Нехаева Екатерина Александровна

                                                          Ученицы 9 В класса

                                                          Алпатова Татьяна

                                                          Анпилогова Вера

                                                           Ерохина Дарья

                                                           Котова Юлияна

Рязань 2010, 29 октября

 Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития   такого типа мышления  при помощи   проектной деятельности.

Слайд 2

    Проектная деятельность - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров,  имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на   достижение общего результата по решению     какой-либо проблемы, значимой для  всех участников проекта.                                                                  

                                             Леонтович Александр.Владимирович., канд. психол. наук  
Слайд 3

Цели работы над проектом:

Научить:

-  самостоятельно достигать поставленной цели;

- предвидеть мини-проблемы,  и решить их;

Сформировать:

- умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;

-  умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;       - навыки совместной работы и делового общения в группе.

 Слайд 4   Предпроект.   Включает обмен знаниями по теме, интересами; высказывания пожеланий, вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление возможных тем проекта; формулирование темы проекта для   группы учащихся; формулирование тем для работы подгрупп. Получение базовых знаний на уроках географии, истории.  

В  2009-2010 учебном году в нашей школе начала работу   проектная группа, разрабатывающая  тему “Русская Америка”.

   Выбор  темы проекта был продиктован жизнью. На встречу с учениками пришел выпускник нашей школы,      Павел Филин,   историк, сотрудник Российского НИИ культурного и природного наследия им. Лихачева,  научный руководитель экспедиции «Юкон – 2009», по инициативе которого она во многом и состоялась. Павел с таким увлечением рассказывал об экспедиции, что вызвал у ребят не только интерес, но и множество вопросов  об истории, природе, населении территории Аляски, о нашем   земляке, Лаврентии Алексеевиче Загоскине,  который в 18 веке отправился исследовать эту далекую землю.

Даша: А ответы на эти вопросы мы решили найти сами,  поэтому и возникла идея проекта «Русская Америка». В этой работе участвовал весь наш класс.

Слайд 5

В проектной деятельности можно выделить несколько этапов.  

 Слайд  6 Основная цель этапа планирования:

- получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы.    - определение временных рамок, ограничивающих этапы работы;                                                           - обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе;                                      -  формулирование наиболее актуальных проблем                                                                        - определяются основные проблемы, относящиеся к проведению исследования:                  (Как работать с книгами и журналами? Как правильно оформлять реферат?Как проводить анкетирование и тестирование?)

На общем собрании класса мы выделили основные вопросы, разделились на 8 групп  по интересам..

 Участники проекта  разделились на   группы  и сформулировали задания:  

1.  Изучение  истории открытия  и исследований Русской Америки                                                                2.  Анкетирование среди учащихся 8 классов.                                                                                                   3. Сбор  информации о жизни Л.А. Загоскина и его экспедиции                                                                  4. Изучение  природы и географии мест исследования Л.А. Загоскина                                                      5. Характеристика населения Аляски                                                                                                             6.  Историческое прошлое  и современное православие на Аляске                                                               7. Сбор и обработка печатной информации российской и рязанской периодической печати об экспедиции «Юкон – 2009»                                                                                                         8  . Оформление результатов исследования в виде  учебной презентации о Русской Америке

Слайд 7  Этап теоретических исследований. Исследовательская работа учащихся и самостоя тельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета. Составление вопросов для проведение анкетирования среди учащихся 8 классов

На этом этапе мы занимались :

Подборкой  материалов из средств массовой информации, в сети Интернет.

Изучали     литературы по теме исследования.

 Составили вопросы для  анкетирования  учащихся 8 классов  и провели его.

   Слайд  8.   Обработка данных.  Систематизация, структурирование полученной инфор мации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций,   стенгазет, школьных журналов, презентации, веб- страницы в Интернете и т.д.).

Основная задача аналитического этапа: самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное по лучение и анализ информации

С результатами исследований мы выступили на  школьной научно-практической конференции. На уроках истории, географии,  основах православной культуры защитили  рефераты. Написание эссе в школьную газету.

Проанализировали   результаты    анкетирования

Слайд  9. Всего было опрошено 96 учащихся

1 вопрос. Знаете ли вы, что  территория Аляски принадлежала России?  Ответы:

да

58%

нет

35%

затрудняюсь ответить

7%

Слайд  10. 2 вопрос. Знакомо ли вам имя Лаврентия Алексеевича Загоскина?

да

1%

нет

95%

затрудняюсь ответить

4%

Слайд  11.  3 вопрос.   Во время правления, какого императора Аляска была продана США?

Екатерина

32%

Александр II

11%

Затрудняюсь ответить

57%

Слайд  12. 4 вопрос.     Какую религию исповедует большая часть коренного населения Аляски?

Христианство

35

Православие

20

Ислам

1

Затрудняюсь ответить

44

Слайд 13       Получение и  оформление проекта.

  Осмысление полученных данных и способ достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и совме стная презентация участниками результатов работы надо проектом; сов местная презентация результатов на уровне школы, города, округа и т.д.   

Наши исследования нашли отражение в проекте «Русская Америка»

Гиперссылка на проект «Русская Америка»

Слайд 1-6    

                     

       

     

                                                 Русская Америка

Аляска была единственной заморской территории России, приобретенной в продолжении нашего евразийского расширения на восток. Ее называли Русской Америкой, причем русское присутствие в ней доходило до Калифорнии

 К середине ХVII века русские землепроходцы достигли Тихоокеанского побережья Азии, а  Семен Дежнев открыл пролив, отделяющий Евразию от Америки. Побережье ее было затем обследовано Витусом  Берингом .  

С 1740-х гг. начались промышленные плавания русских купцов и мореходов в эти края, русские заселяли Алеутские острова и тихоокеанское побережье Северной Америки. Григория Ивановича Шелихова, основавшего первое русское поселение в Америке на острове Кадьяк в 1784 г., современники называли русским Колумбом. Однако     Шелихов начинал освоение новых земель не с резни местного населения, а с устройства школ для туземцев и их крещения.

Одним из исследователей Русской Америки был наш земляк Лаврентий Алексеевич Загоскин, родился 21 мая 1808  в селе Николаевка, Пензенская губерния. Русский морской офицер, исследователь Русской Америки — Аляски, Алеутских островов, Северной Калифорнии.

Итоги  путешествия  нашли отражение в книге  «Пешеходная опись русских владений в Америке, произведенная лейтенантом Лаврентием Загоскиным в 1842, 1843 и 1844 гг. с меркарторскою картою, гравированную на меди».  В  ней Л.А.Загоскин  дал первое подробное описание глубинных территорий полуострова.   Рассказал об обычаях, условиях жизни, занятиях  коренных жителей  Аляски, указал   районы  их расселения, составил карту нижней части бассейна рек Юкона , побережья Берингова моря. Выйдя в отставку после двадцатилетней службы в Российском флоте, поселился в селе Абакумово,  Пронского уезда Рязанской губернии. А затем в Рязани на Вознесенской улице.

 

Слайд 7-9    

   

                 

                                     Природа Аляски

Откуда взялось такое название "Аляска"? Аляска - По названию полуострова  «по-алеутски» означает «большая земля». 

Природа Аляски очень похожа на природу Дальнего Востока России. Здесь те же сопки, красная рыба, морозы, чуть повыше на север по карте - тундра. Много лосей, медведей, карибу. Чуть вглубь материковой части горы становятся повыше, с заснеженными вершинами, зимой бывают крепкие морозы (до 60 градусов Цельсия), но в сухом материковом климате морозы переносятся легче. Природа - основная достопримечательность Аляски. Леса, полные дичи, озера и заливы, полные рыбы, горы и равнины, заполненные снегом, как будто специально для гонок на снегоходах (это хобби многих местных жителей), ледники, фьорды. Охота  , рыбалка, грибы, ягоды, отсутствие змей и клещей - все это здесь создано для того чтобы радовать  глаз.    
    Климат Аляски - разнообразен, поскольку территория необъятна. Для примера Анкоридж температура:
        - январь (-6.9) - (-15,4) градусов Цельсия
        - июль (+10.2) - (+18.9) градусов Цельсия.
    Поскольку климат Анкориджа - влажный, холода и жара тут ощущаются сильнее, поэтому летом местные жители ходят в шортах, майках (тем более, что все перемещаются на автомобилях), а зимой кутаются основательно. Материковый климат еще контрастнее, а за полярным кругом и в высокогорье холода вас ждут нешуточные.
    В целом, климат и природа Аляски и Анкориджа похожи на климат Дальнего Востока России и Магадана соответственно.
 

Слайд 10-12    

             

   

                                                     Население Аляски

Аляска – самый малозаселенный штат США

2007 год — 690 955 жителей. Из них   88 тыс. коренных жителей )13% — индейцы (атапаски, хайда, тлинкиты, симшиане), эскимосы и алеуты. В штате живёт также небольшое число потомков русских. Коренные жители, алеуты и эскимосы, то по большей части они живут в деревнях и среди них большинство православных Около 75 процентов населения белые, уроженцы США. В штате около.  Среди основных религиозных групп — католики, православные, пресвитериане, баптисты и методисты.

Доля православных, составляющая по разным оценкам 8-10 %, является самой высокой в стране

Русскими,были освоены  в основном - Кадьяк и побережье Тихого океана. Тамошние жители очень гордятся своим русским прошлым.
В 1795 году Екатерина II направила на Аляску группу монахов-миссионеров из Валаамского монастыря. Они прибыли на остров Кадьяк, где русские основали колонию под названием Гавань святого Павла. Теперь этот город тоже называется Кадьяк. Некоторые из этих миссионеров были священниками и крестили тысячи людей И до сих пор местные жители твердо держатся православия и не хотят от него отступать. До сих пор еще остается много людей, которые говорят на русском языке. И славянский язык используется на богослужениях по всей Аляске. Храмы на Аляске почти все деревянные, и не потому, что не хватает средств на возведение каменных: просто на Аляске нередко бывают землетрясения,  каменные здания дают трещины, а древесина выдерживает. Внутреннее убранство православных храмов на Аляске не отличается от наших.
    Аляска существенно отличается от всех других штатов Америки. Сказывается российское прошлое. Даже в Анкоридже, население которого составляет 250 тысяч человек, возникает ощущение маленькой деревни, где все люди друг друга знают, очень доброжелательны и здороваются даже с незнакомыми. А храм святого Иннокентия, построенный в восьмидесятые годы теперь уже прошлого столетия и расположенный в одном из тихих спальных районов города, многие обоснованно считают знаковым местом. Деревянный, типично русской архитектуры, словно парящий над окружающими его деревьями на фоне высоких гор вдали, он являет собой своеобразный символ возрождения Православия на Американской земле.По сей день и на карте Северной Америке сохранились русские имена: остров Баранова, несколько Русских речек, названия улиц в Анкоридже, Кадьяке и других поселениях. Усилиями позднейших русских эмигрантов крепость Форт Росс ныне восстановлена как исторический парк. Ежегодно в последнюю субботу июля там отмечается "День Живой Истории", который по-существу является праздником русской культуры и предметом гордости потомков русских переселенцев.

Ссылка на 1 презентацию

Слайд 14.      Защита проекта.

Первыми слушателями были наши родители, мы  представили им наш проект»Русская Америка» на родильском собрании. Затем в рамках научно-практической конференции  выступили перед  учащимися 8 классов и провели викторину в начальной школе.  

Слайд 15.     Результаты проекта.

Повторное анкетирование показало, что все ученики параллели 8 классов узнали, что  территория Аляски принадлежала России,   что Аляска была продана США при Александре 2, что большая часть коренного населения Аляски исповедует православие, которое было привнесено сюда русскими. Что исследователь Аляски Л.А.Загоскин, наш земляк  

Слайд 16.      Перспективы дальнейшей работы

Мы представили вашему вниманию наш проект «Русская Америка», но видя заинтересованность ребят, я думаю, что это не последняя наша исследовательская работа.. Мы планирует в сети-Интернет разместить информацию о проекте, поучаствовать в школьном конкурсе проектов.

 Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего, поэтому темами нашей дальнейшей работы будет воскрешение памяти о наших известных земляках, Василии Михайловиче Головнине, Александре Павловиче Авинове, Адольфе Петровиче Берже, Константине Дмитриевиче Носилове, Петре Петровиче Семенове-Тянь-Шанском.

 

 

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Население Южной Америки. Практическая работа № 7 «Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки». География, 7 класс

Цели и задачи урока: Сформировать представление о современной политической карте  Южной Америки, народах материка.Оборудование: Политическая карта Южной Америки, контуры стран Южной Америки, разд...

Контрольная работа "Северная Америка. Южная Америка" (11 класс)

Итоговая контрольная работа по теме: "Северная Америка. Южная Америка"...

ПОЛОЖЕНИЕ о выборах Совета ученического самоуправления, председателя Совета ученического самоуправления Токурской средней общеобразовательной школы

В форме деловой игры проходят выборы  ученического самоуправления, избирательная комиссия состоит из 11-ти классников, подсчет голосов и объявление итогов выборов  в этот же день. Написан по...

Авторская разработка урока географии 10 класс, «Страны Северной Америки. Соединённые Штаты Америки»

Поурочная разработка урока для 11 классов по изучению стран Северной Америки. Дается общая характеристика США и Канады и анализ особенностей этих стран....

Обобщающий урок географии в 7 классе по теме: Южная Америка Творческое название: Экспедиция в Южную Америку.

Обобщающий урок географии в 7 классе по теме: Южная АмерикаТворческое название: Экспедиция в Южную Америку....

КАК СДЕЛАТЬ УЧЕНИЧЕСКИЙ РЕФЕРАТ ИЛИ ТЕХНОЛОГИИ НАПИСАНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО РЕФЕРАТА.

Данная статья содержит рекомандации по работе над рефератом по историии в старших классах....

Мастер-класс "Ученическое самоуправление. Варианты структур органов ученического самоуправления»

Тема: «Ученическое самоуправление. Варианты структур органов  ученического самоуправления».Цель: формирование представления об ученическом самоуправлении, вариантах структур ученическ...