Семинар "Креативное мышление"
материал

Башкова Анастасия Юрьевна

Семинар "Креативное мышление у детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnoe_myshlenie.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и я очень надеюсь, что у нас с вами получится интересный и полезный разговор.

(СЛАЙД) Наш семинар я хочу начать вот с такой цитаты: «Главный принцип креативного мышления — не профессиональная деятельность, а способ создать и укрепить связь с жизнью» (Род Джадкинс).

Креативное мышление играет огромную роль в жизни человека. Оно является тем фактором, наличие которого просто необходимо для создания чего-то нового, ведь все современные изобретения являются результатом нестандартного подхода к привычным вещам. Начиная с тех времен, когда человек изобрел колесо, и, вплоть до современного века высоких технологий, лучшие умы мира работают над тем, чтобы сделать нашу жизнь проще.

Стиральная машина, пылесос и даже обычная лампочка сегодня являются знакомыми нам с детства предметами, доступными для каждого человека. Мы с трудом можем представить себе жизнь без различных полезных гаджетов, редко задумываемся о том, что все они когда-то были новаторскими идеями изобретателей прошлого.

(СЛАЙД) Всем нам еще со школьной скамьи известны имена великих деятелей науки: Никола Тесла, Томас Эдисон, Александр Белл – их труды опередили время и подтолкнули человечество к множеству современных открытий. Неизвестно, как выглядел бы наш быт, если бы не их вклад в мировую науку. Но не только в сфере технологий важно креативное мышление: существует множество профессий, неразрывно связанных с творчеством. Давайте вместе с вами приведем примеры профессий, которые связаны с творчеством (искусство, дизайн, реклама, маркетинг – в основе всех этих областей лежит умение специалистов нестандартно подходить к решению самых разных задач).

Современная система общего образования не уделяет должного внимания развитию творческого мышления у школьников: акцент делается на логику, а также на усвоение знаний по ряду точных и гуманитарных дисциплин. Малого количества часов, уделяемых изобразительному искусству, музыке, хореографии в современных школах, недостаточно детям для масштабного развития их потенциала. По этой причине многие родители отдают ребенка в различные кружки на базе школ или центров дополнительного образования, (СЛАЙД) ведь творческая деятельность является хорошим способом привить креативный подход к решению самых разных проблем.

Что же такое креативность, как вы думаете? (СЛАЙД)

Креативность — это способность мыслить и действовать оригинально, придумывать новые идеи, находить нестандартные решения проблем, выражать себя в творческом процессе.

Креативное мышление — это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественный объект или форма.

Существует мнение, что креативность – это естественная способность, изначально присущая каждому человеку, однако по мере взросления она постепенно теряется под влиянием воспитательных и учебных программ. Любые задатки необходимо развивать, и творчества это касается не в последнюю очередь. Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал. Некоторые ошибочно понимают под развитием творческих способностей детей лишь активные занятия различными видами искусства – рисованием, музыкой, танцами. На самом деле это направление куда шире, а различные секции и кружки – важная, но далеко не единственная его часть. Так что, если мы хотим, чтобы наши дети выросли способными к неожиданным и инновационным решениям – заниматься этим стоит начинать с дошкольного возраста. От трёх до семи — это лучший возраст для развития нестандартного мышления. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять ею.

Новые федеральные государственные стандарты предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, ребёнок должен обладать развитым воображением, инициативностью, самостоятельностью, любознательностью. Взрослые (педагоги, родители) обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этих качеств, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной. 

(СЛАЙД) На cпоcобноcть мыcлить креативно влияют как внутренние факторы – знание предмета, любознательноcть, уверенноcть в cвоих cилах, нацеленноcть на доcтижение положительного результата, мотивирующая cила задачи, – так и внешние уcловия. Креативность может cтать результатом и индивидуальных, и cовмеcтных уcилий. Широко раcпроcтранено предcтавление о том, что креативноcть проявляетcя как уникальный творчеcкий прорыв, великое открытие или шедевр, которые неразрывно cвязаны как c глубоким знанием предмета, исполнительским мастерством, так и c одарённостью, выдающимися cпоcобноcтями или талантом. Это явление называют «большой креативностью». Вмеcте c тем креативноcть может проявлятьcя и в ежедневных делах, таких, например, как оформление подарка или фотоальбома, приготовление вкуcной еды из оcтатков продуктов или поиск отличного решения cложной логиcтичеcкой проблемы, вcтраивание в cложный график и т.п. Cпоcобноcть к продуктивному творчеcкому подходу в таком cлучае называют «малой креативноcтью». А вспомните, как вы проявляли свою креативность в ежедневных делах?

В начальной школе процеcc формирования cпоcобноcти креативно мыcлить только начинаетcя, поэтому уcпешноcть решения заданий должна завиcеть больше от организации мыcлительных процеccов, чем от глубины знания того или иного предмета. Задача учителя начальных клаccов – формировать у учащихcя именно «малую креативноcть», подбирая задания c учётом фактора личной заинтереcованноcти младшего школьника в cледующих важных cферах его жизни: – личной (учебная деятельноcть, доcуг, хобби, повcедневная жизнь); – cоциальной (отношения cо cверcтниками и взроcлыми, мораль и нравcтвенный выбор, личная безопаcноcть, cоциальные проекты, получение нового знания); – природы и технологий (проведение опытов и иccледований, cбор, обработка и интерпретация данных, укрепление здоровья,  экологичеcкие проблемы и защита окружающей cреды, техничеcкое творчеcтво).

Модель креативного мышления, иcпользуемая в иccледовании РISА, таким образом, охватывает внешние и внутренние факторы, влияющие на cпоcобноcть мыcлить креативно, и cпоcобы проявления креативного мышления в учебном процеccе.

Как cледует из предcтавленной модели, cформированноcть у учащихcя креативного мышления определяетcя в четырёх cодержательных (тематичеcких) облаcтях: 1) пиcьменное cамовыражение; 2) визуальное cамовыражение; 3) решение cоциальных проблем; 4) получение нового знания.

(СЛАЙД) А теперь предлагаю вам пройти тест Струпа. Есть желающий?) Вам необходимо прочитать текст, не обращая внимания на цвета. А потом наоборот, назвать цвета, не обращая внимания на слова.

(СЛАЙД) В первом случае была 1 система - Быстрое, автоматическое мышление. Такое мышление практически не требует затрат энергии и отвечает за наше выживание.

Во втором случае – 2 система - Медленное мышление, которое требует сознательных усилий и большого количества энергии. Это мышление включается в моменты когнитивного напряжения, например, при сложных математических расчетах.

(СЛАЙД) Также существуют методы стимулирования творческого процесса.

• Ведение творческого дневника. В нём можно записывать мысли, идеи, наблюдения и вдохновение.

 • Упражнения на развитие воображения. Например, можно придумать как можно больше способов использования обычной скрепки или представить, как бы решили проблему, если бы были супергероем.

 • Исследование новых областей. Нужно узнавать о различных областях искусства, науки и культуры, которые интересуют.

 • Общение с творческими людьми. Обмен опытом и идеями поможет расширить кругозор и получить новые взгляды на творчество.

 • Игра и экспериментирование. Можно играть и экспериментировать с новыми идеями и материалами.

 • Преодоление страхов и ограничений. Страх и ограничения могут сдерживать креативность. Нужно работать над их преодолением и освобождать свой потенциал.

 • Путешествование и изучение разных культур. Путешествия помогут получить новые впечатления, идеи и понимание мира.

 • Физическая активность. Физическая активность способствует улучшению кровообращения и притоку кислорода к мозгу, что может стимулировать творческое мышление.

 • Вдохновение природой. Природа может быть источником вдохновения и творческих идей.

 • Рефрейминг. Даже самое сложное и неприятное событие стоит пересматривать, чтобы найти в нём что-то позитивное.

(СЛАЙД) Использование игровых технологий для развития воображения предполагает ряд мероприятий:

 1. Создание развивающей предметно-пространственной среды. Она должна быть многофункциональной и неоднозначной, чтобы у детей была возможность придавать предметам разный смысл. Например, деревянный брусок может превращаться в автомобиль, утюг или телефон, а палочка — в ключ, молоток, термометр, стрелу или волшебную палочку.

 2. Расширение представлений детей об окружающем. Для этого нужно знакомить их с произведениями детской художественной литературы, посещать спектакли, обсуждать сюжеты и характеры персонажей мультфильмов, сказок, рассказов.

 3. Использование специальных игр. Например:

 • «Загадывание предмета с помощью пары других предметов». Называется всем известный предмет (живое существо, природное явление). Нужно назвать два других предмета, похожих на него по признакам, совокупность которых по возможности однозначно бы его определяла.

• «Поиск ассоциаций». За основу берётся словосочетание или фраза, например: «Самолёт взлетает — пристегните ремни». Необходимо за ограниченное количество времени написать в столбик наибольшее количество ассоциаций, которые вызывает фраза.

(СЛАЙД) Для развития нестандартного подхода к решению задач можно следовать таким рекомендациям:

 • Развивать творческое мышление. Регулярное чтение литературы, просмотр художественных фильмов, посещение музеев и выставок, а также творческие хобби (рисование, музыка, танцы или писательская деятельность) способствуют этому.

 • Улучшать аналитические навыки. Регулярные упражнения по анализу информации, формулированию гипотез и выработке выводов на основе имеющихся данных помогут эффективно разбираться с нестандартными ситуациями.

 • Использовать методики решения проблем. Например, методика TRIZ (теория решения изобретательских задач) базируется на систематическом анализе проблемы, выявлении противоречий и поиске инновационных способов их разрешения.

 • Обращаться к коллегам и экспертам. Чужой взгляд может пролить свет на проблему с новой стороны и помочь найти неожиданные решения.

 • Практиковаться и не бояться экспериментировать. Чем больше практики в решении различных типов задач, тем более опытным и уверенным можно становиться в поиске креативных решений.

 • Практиковать рефраминг. Это переформулирование проблемы или ситуации таким образом, чтобы изменить её восприятие. Нужно учить себя искать положительные аспекты даже в сложных ситуациях.

(СЛАЙД) А как научить ребенка нестандартно мыслить, это вы можете увидеть на экране.

Существует множество методов, подходящих для развития творческого и креативного мышления. Когда речь идет о детях, идеальной формой образовательной деятельности является игра. Именно она позволяет одновременно сохранять мотивацию ребенка к процессу и обучать его полезным навыкам. На сегодняшний день существует огромное множество разновидностей настольных игр для всей семьи, которые задействуют воображение и творческий подход участников.

Лучше всего подойдут те игры, в которых на ведущего возложена задача объяснить игрокам с помощью рисунков, слов или жестов какое-либо загаданное слово. Подобная деятельность не только позволит весело провести время в компании близких людей, но и даст проявить творческий потенциал детей.

Нельзя забывать и про то, что развитие креативного мышления невозможно без расширения кругозора. Чтение художественной литературы, увлеченность различными головоломками, познавательный интерес ко всему новому отлично этому способствуют.

Прием сингапурской методики:

Nambe Ap

Педагог определяет «Магическое число» - (3) для упражнения. Члены команды считают вслух, начиная с 1. Каждый раз, когда новое число делится на «Магическое число» или содержит его, вы не проговариваете его, а проговариваете ответ на вопрос из изучаемой темы. Следующий участник продолжает отсчет со следующего числа.

Итак, прошу ответить вас на вопрос: Для чего нужна креативность?

- чтобы придумывать оригинальные идеи.

- чтобы выходить за рамки обыденного, расширять сознание.

- чтобы развивать, масштабировать и совершенствовать свою продуктивность.

Наш семинар подошел к концу. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник задач для учащихся 5-6 классов на развитие мышления, логики и пространственного мышления.

Сборник  задач для учащихся 5-6 классов на развитие мышления, логики и пространственного мышления....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...