РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования ,вокальный кружок «Волшебный микрофон» для 1-9 класса на 2024-2025 учебный год
рабочая программа
Дополнительная образовательная программа «Волшебный микрофон» имеет художественно-эстетическую направленность. Настоящая программа предполагает создание условий для развития художественно-творческих способностей у детей, социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности детей через обладание практическими умениями и навыками.
Программа предусматривает освоение простого технического приема – эстрадного пения, развития голоса, развитие музыкальной памяти, чувство ритма, сценического мастерства, умение импровизировать.
В программу включены ознакомительные знания по охране голоса и голосового аппарата, типы и виды певческого дыхания, знакомство с творчеством композиторов, слушание классической музыки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 67.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа дополнительного образования учащихся младшей и средней группы
Направленность дополнительной образовательной программы:
Вокальный ансамбль, как особый вид музыкального искусства – в сфере музыкального образования является одним из самых эффективных способов эстетического воспитания и творческого развития личности. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система важно, чтобы голосообразование было правильно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием. Пение как основной вид музыкального искусства дает возможность и шанс каждому ребенку выразить себя, является средством эстетического и патриотического воспитания детей.
Дополнительная образовательная программа «Волшебный микрофон» имеет художественно-эстетическую направленность. Настоящая программа предполагает создание условий для развития художественно-творческих способностей у детей, социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности детей через обладание практическими умениями и навыками.
Программа предусматривает освоение простого технического приема – эстрадного пения, развития голоса, развитие музыкальной памяти, чувство ритма, сценического мастерства, умение импровизировать.
В программу включены ознакомительные знания по охране голоса и голосового аппарата, типы и виды певческого дыхания, знакомство с творчеством композиторов, слушание классической музыки.
При освоении данной программы у воспитанников формируется художественная и духовная культура, развивается творческая активность.
Эстрадно-воспитательная деятельность детей находит разнообразные формы выражения в конкурсах и выступлениях.
Актуальность Дополнительное образование - важный и неотъемлемый компонент системы общего образовательного процесса. Оно способствует углублению знаний, развитию
разносторонних интересов и способностей учащихся, выходящих за рамки образования. Влияние музыки на ребёнка велико. Музыка оказывает релаксирующее, оздоравливающее действие на учащихся.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в
эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Ведь не зря понятие «музыкотерапия» - лечение музыкой, сейчас встречается в практике медицинских, социальных и психологических служб.
Песня присутствует в жизни детей еще с младенчества, когда заботливые мамы поют им колыбельные. Даже первые попытки говорить (так называемое «гуление») больше напоминают пение. Так почему бы не использовать данный природой дар в целях творческого развития ребенка. Основная задача всех объединений учреждения дополнительного образования – социальное воспитание детей и подростков, осуществление социального воспитания посредством развития творческих музыкальных способностей ребят.
Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и
совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям;
слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).Учитывая то, что дети приходят в кружок вокально-хорового пения с разным уровнем стартовых вокальных способностей, в программе преобладает индивидуальный подход.
Адресат программы – портрет учащихся:
Возрастной диапазон программы широк. Освоение образовательного уровня по данной программе осуществляется с детьми 7 – 15 лет.
Учащиеся разделяются на 3 группы в зависимости от возраста и способностей:
- младшая (2 группы) (7-10 лет) – детские голоса;
- средняя (11-15 лет) - формирующиеся голоса.
Помимо ансамблевого исполнительства, наиболее способным детям, показавшим по результатам диагностики высокий уровень вокальных и музыкальных данных, предлагается параллельное индивидуальное обучение сольному пению.
Обучение в ансамбле направлено на подготовку выступлений в концертах на различных сценических площадках.
Особенности программы
Вокалом в наше время увлекаются многие, особенно с появлением таких
телевизионных проектов как «Х-фактор», «Голос», «Фабрика звёзд», «Народный
артист», «Наш выход» и т.д. Интерес к этому виду творчества постоянно растет, ведь у детей потребность в самовыражении на сцене довольно сильна. Проблема в том,
что далеко не у каждого из ребят, стремящихся научиться петь, есть ярко выраженные вокальные способности.
Данная программа универсальна и подходит для работы, как с одаренными детьми, так и с ребятами, имеющими стартовый уровень способностей, причем
образовательный процесс построен так, что самореализоваться сможет ребенок с любым уровнем вокальных способностей.
Если путь к достижению цели программы представить в виде уровней:
- первый уровень в обучении – это адаптация ребенка в творческой группе, где раскрывается голос ребёнка («Мой голос звучит»);
- второй уровень в обучении – Приобретаются основы вокальных навыков («Чтобы быть артистом, нужно…»);
- третий уровень в обучении – Приобретаются исполнительские навыки, повышается самооценка («Могу красиво петь уже»);
- четвертый уровень в обучении – преодоление барьеров («Хочу добиться большего»);
- пятый уровень в обучении – Участие в городских вокальных конкурсах, во всех школьных концертах и мероприятиях («Мы - артисты!»);
Каждый уровень приносит свой результат, на основании которого планируется дальнейшая работа.
Используемые в программе методики позволяют выявить в детях не только явные вокальные способности, но и слабовыраженные музыкальные данные, - развить их и научить детей использовать свой потенциал. Активная концертная деятельность позволяет довольно быстро приобрести опыт поведения на сцене, найти свой имидж, научиться дарить радость людям.
Программа построена так, чтобы соблюдались все условия развития творческих способностей детей:
- создание среды, стимулирующей разнообразную творческую деятельность (обстановки, опережающей развитие детей);
- мотивация максимального напряжения сил для того, чтобы ребенок стремился не только добраться до «потолка» своих возможностей, но и старался поднимать его все выше и выше;
Объем программы:
Рабочая программа дополнительного образования по вокалу составлена в соответствии с учебным планом основного общего образования образовательной организации. Программа расчитана на 2 группы (для младшей -136 час(4 часа в неделю). и средней-170 час(5 часов в неделю. Основной организационной формой явялется занятие продолжительностью 45 минут.
Форма обучения:
Очная, дневная форма.
Методы обучения:
В основе лежит способ организации занятия в виде показа педагогом приемов исполнения, а также вокальные упражнения.
Тип занятий:
Комбинированный, практический.
Формы проведения:
Беседа, творческий отчет, тренинг.
Срок освоения:
Программа для каждой группы в отдельности рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий:
Режим занятий
Режим занятий определяется с учетом индивидуальных особенностей детей, а также их занятости в других сферах деятельности.
Общее количество учебных недель в год - 34:
В каникулярное время проводятся дополнительные занятия по индивидуальному плану педагога.
Для работы с вокалистами предусмотрены занятия:
- 2 раза в неделю по 1 часу;
- с ансамблем 2-3 раза в неделю по 1 часа.
Количество часов и занятий в неделю определяет педагог самостоятельно, в зависимости от стартовых способностей учащихся и уровней программы.
Цель программы:
Создание условий для творческой самореализации через развитие вокальных способностей детей, приобщение к сокровищнице казахстанского и мирового вокально-песенного искусства.
Задачи программы:
- Образовательные:
- познакомить детей с различными песенными жанрами; обучить правильному звуковедению и звукообразованию;
- расширить познания детей в области строения голосового аппарата;
- научить основам гигиены голоса.
Развивающие:
- способствовать развитию индивидуальности, творческой активности и импровизационных способностей обучающихся;
- развить музыкальный слух, чувство ритма и эстетическое восприятие окружающего мира;
- привить навыки сценического мастерства;
- развивать коммуникативные способности детей через элементарные групповые и индивидуальные тренинги.
Воспитательные:
- формировать устойчивую мотивацию к самовыражению, как на сцене, так и в жизни путем стимулирования творческой активности способствовать приобретению положительного социального опыта в процессе вокальных
занятий и творческой деятельности детей;
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к музыкальной культуре своего народа
- сформировать у обучающихся умение творческого взаимодействия со
сверстниками и взрослыми (включая их в активную совместную деятельность по подготовке программных мероприятий);
- воспитать серьезное вдумчивое отношение к подбору песенного репертуара.
Диагностические:
Используя практические вокальные упражнения:
- определить уровень стартовых вокальных умений и навыков детей, а также видимого диапазона их творческих способностей;
- выявить скрытый потенциал творческих способностей каждого ребенка.
- определить приоритетное направление в работе с каждым из ребят (сольное пение, дуэты, вокальные группы);
- сопоставить уровень способностей детей с задачами программы, сформировать творческие группы с учетом возрастных особенностей.
Механизмы реализации программы
Применяемые методики по кругу плавно переходят одна в другую, образуя
неразрывное пространство, позволяющее переходить на новый уровень реализации личностного творческого потенциала ребят. На каждом новом уровне программа усложняется, хотя этапы остаются прежними:
- Применение специальных вокальных упражнений при развитии вокальных данных (в первую очередь работаем не над песней, а над проблемами, возникающими при ее исполнении)
- Приоритетность индивидуального подхода (даже если ребенок стабильно проходит программу, - убедиться, нет ли в нем скрытого потенциала)
- Использование приемов внутреннего слушания (акцентировать внимание обучающегося на внутренних ощущениях, для закрепления положительного результата)
- Визуальное, аудиальное и кинестетическое восприятие музыки (хороший вокалист видит, слышит и может определить мягкость, шероховатость и другие Обязательная наработка сценического опыта (цепочка: страх – интерес – комфорт – кураж, при выходе на сцену)
- Вариативный подход (переход от одного этапа программы к другому, не придерживаясь четкой последовательности)
- кинестетические характеристики звука)
У данной схемы есть свои особенности. Каждый уровень – приобретение важного опыта. Все в руках ребят и педагога. После освоения всех навыков и умений,
предусмотренных программой, ребята совершенствуются в самостоятельном творчестве.
Объединив приобретаемые в процессе освоения программы умения и навыки в уровни сложности на каждом году обучения, достигаем цели программы:
- первый уровень в обучении – это адаптация ребенка в творческой группе, где раскрывается голос ребёнка («Мой голос звучит»);
- второй уровень в обучении – Приобретаются основы вокальных навыков («Чтобы быть артистом, нужно…»);
- третий уровень в обучении – Приобретаются исполнительские навыки, повышается самооценка («Могу красиво петь уже»);
- четвертый уровень в обучении – преодоление барьеров («Хочу добиться большего»);
- пятый уровень в обучении – Участие в городских вокальных конкурсах, во всех школьных концертах и мероприятиях («Мы - артисты!»);
Содержание программы
Введение – вводное занятие, включает знакомство с новыми детьми, обсуждение плана работы на год, краткий экскурс в историю вокального искусства (для детей 1- го года обучения). На 2-м и последующих годах обучения вводное занятие может включать в себя диагностику стартовых способностей, т.к. основную информацию о детях педагог уже имеет, ему лишь необходимо внести некоторые изменения, в
соответствии с новым уровнем способностей детей.
Распевание – обязательная процедура, предваряющая каждое занятие. Распевки проводятся на каждом году обучения и служат «подготовительной средой» для решения педагогических задач. На первом году обучения распевки представляют собой набор специфических несложных песен-игр, способствующих развитию
навыков правильного интонирования, расширению голосового диапазона, развитию музыкального слуха и т.д. На 2-м и последующих годах обучения распевание проводится по более сложной схеме (двухголосие, трехголосие и т.д.)
Развитие музыкального слуха. Особое внимание уделяется данной теме на 1-м году обучения. Затем элементы методик служат своеобразной основой, фундаментом тех музыкальных уровней, по которым мы идем. Практика показала, что у детей
младшего школьного возраста музыкальный слух может проявиться не сразу, в течение года или даже двух лет ребенок может не справляться с интонированием (петь «нечисто»), но ненавязчивое применение методик развития музыкального слуха постепенно дает свой результат.
Интонирование – неразрывно связано с развитием музыкального слуха и
достигается за счет специальных ассоциативных занятий, вокальных упражнений, изображения высоты звука жестикуляцией, графически и т.д.
Работа над техникой дыхания. Данная тема содержит теорию нижнереберно- диафрагмального дыхания, дыхательные упражнения без, и со звукоизвлечением, пение на опоре. Дыхание во время пения – это очень расслабленный процесс. В
дыхании участвуют мышцы живота, диафрагмы, спины и легкие. Берем дыхание до того, как исчерпан запас воздуха.
Развитие музыкальной памяти – достигается путем многочисленных игровых методик, например, игра «Эхо» - повторение детьми услышанных музыкальных
фраз. Эхо отражается 3-4 раза всей группой детей или поочередно каждым. Таким образом, дети запоминают мелодию. Постепенно музыкальные фразы становятся длиннее.
Звукоизвлечение. Ребята узнают о строении голосового аппарата, о работе голосовых связок, о рекомендациях в случае заболевания голосовых связок, запретах во время пения и т.д., овладевая техниками, учатся правильно петь, владеть голосом.
Адаптация в новом коллективе – воспитательная работа по развитию
коммуникативных навыков, направленных на взаимодействие со сверстниками и с новой средой.
Работа над песнями включает в себя знакомство с содержанием песни, ее
настроением, мелодией, ритмическим рисунком, композиционным построением, а также построчное разучивание песен. Во время работы над песнями происходит
закрепление приобретенных умений и навыков. Это одна из наиболее объемных тем, так как на ней базируется собственно обучение вокальному искусству, его
практическое применение.
Музыкальные игры – закрепление приобретенных вокальных навыков в ходе вокализации и других техник, создание творческой развивающей среды.
Музыкально-ритмические движения – это комплекс движений, способствующих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию
сценодвижения, умения чувствовать ритм. Дети разучивают движения к каждой песне (по сюжету и ритмическому рисунку).
Культура поведения на сцене – это ряд теоретических и практических занятий, на которых дети узнают, как правильно выходить на сцену, уходить за кулисы,
держаться на сцене во время песни; рассматриваются различные непредвиденные ситуации, которые могут произойти во время выступления и способы разрешения таких ситуаций.
Концертная деятельность – это выступления детей на различных мероприятиях, праздниках, концертах, конкурсах, фестивалях.
Язык жестов и пантомима – Во время работы над песней каждое слово должно
быть не только пропето, но и выражено с помощью жестов. Усложненный вариант – пантомима, когда дети не поют песню, а только изображают ее жестами. За счет
таких занятий достигается эмоционально-окрашенное исполнение песен, глубокое понимание содержания, внимательное изучение сюжета и построения песен. Приложение №3
Описание разделов и тем
- Основы вокального искусства.
Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание.
«Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».
Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные аэродинамическим путем.
Соотношения работы органов дыхания и гортани.
Резонаторная функция трахеи.
Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос.
- Звуковедение
- Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.
- Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый.
- Регистровый порог. Механизм перевода регистра.
- Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.
- Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.
- Рупор. «Зевок» и полузевок».
- Регулировочный образ: место и роль в пении.
- Работа над дикцией и артикуляцией.
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека.
Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.
Тембр певческого и речевого голоса.
Дикция и механизм ее реализации.
Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот.
Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.
Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.
3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.
Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста.
Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.
- Сценическая культура и звукоусилительное оборудованием.
Жесты вокалиста (солиста и участника ансамбля): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.
Мимика. Выражение лица, улыбка
Владение собой, устранение волнения на сцене.
Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.
«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть и назначение.
- Классификация стилей и жанров музыки.
История вокальных стилей. Классическая музыка. Жанры вокального исполнения: романс, опера, авторская (бардовая) песня, блюз, рок-н-ролл, рок, хард-рок, глэм-рок, британский бит, джаз, арт-рок, увертюра, соул, госпел, гэггей, «новая волна» (пост-панк, син-поп, панк-джаз, никакая волна, новый романтизм, техно-поп, электро-поп, неомод- рок, пауэр-поп), современная городская музыка, поп-музыка, эстрада, диско, фольклор, фолк-рок, этническая музыка.
Хоровая музыка: Большой детский хор, хоровые коллективы Ульяновской области, Русский народный хор, академические хоры
Романс: Жанна Бичевская, Олег Погудин, Жанна Строенко.
Авторская песня: Юрий Визбор, Булат Окуджава, Александр Розенбаум.
Блюз: Бесси Смит, Роберт Джонсон, Лимон Джеферсон, Уилли Диксон.
Джаз: Этел Уотерз, Билли Холидей, Сэра Воэн, Бенни Гудман, Пегги Ли, ДайанаКрол, Луи Армстронг. Джо Уильямс, ЭлаЖаро, Леонид Утесов, Валентина Пономарева, Ф.И.Шаляпин, Сергей Лемешев, Татевик Оганесян, Ирина Отиева, Лариса Долина.
Кантри: Тоннесси Эрни, Хэнк Уильямс (1 и 2), ДжейКэйл, Крис Кристоферсон, Уилли Нелсон, Долли Партон, Билл Хэйли, Карл Перкинс, Элвис Пресли, Эдди Коррэн.
Рок: «Битлз» - Пол МарКартни, «РоллингСтоунз», «Кинс», «Ярдбердз», «Энималз», Эрик Берден, Саймон, Гарфакелл, «КриденсКликруотерРивайвл».
Поп-певцы: Фрэнк Синатра, Энди Уильямс, Дин Мартин.
Рок-н-ролл: «Статус кво». Арт-рок: «Дженезиз», Питер Гейбриел.
Хард-рок: Ху, «Лед Зеппелинг», «ДопПопл», «БлэкСэббет», «Куин».
Рок-опера: «Артур», «Томми», «Иисус Христос – Суперзвезда» (ИанГиллан, МюрейХе, Ивонн Эллимер).
Мюзикл: Барбара Стрейзанд, ЛайзаМинелли.
Глэм-рок: Род Стюарт, Гэрри Глиттер, Хаулин Вулф.
Стоул: Рэй Чарлз, Джеймс Браун, Этта Джеймс.
Городская музыка: АритаФрэнклин, РотисРеддинг, УилтонПикетт, Карла Томас, Соломон Берк, Сэм Кук, Билли Оушн, Уинли Хьюстон, Джо Коккер.
Регги: Джимми Клифф, Питер Тош, Бани Уэйлер, Боб Марли.
Эстрада: Фрэнк Синатра, Джуди Гарленд, БэттМидлер, Барбара Стрейзанд, ЛайзаМинелли, Хулио Иглесиас, Алла Пугачева.
Поп: Фрэнки Эвэлон, Клифф Ричард, София Ротару, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Юрий Антонов, Эдита Пьеха, группа «Самоцветы», «Ласковый май», «Мираж», выпускники «Фабрик звезд», Майкл Джексон, Мадонна, Принс, Уитни Хьюстон, Джорж Майкл, Мэрайа Кэрри, Кристина Агилера, Бритни Спирс.
Диско: Дона Саммер, Глория Гейнор, группа «АВВА», «Бони М», «Арабеск», «Чингис хан», Барбара Стрэйзанд, ДейвидБоун, Род Стюарт.
Поп-соул, поп-франк: Тина Тернер, Майкл Джексон, Принс и др.
Евродиско: «Модерн Токинг», Кайли Миноуг, РикЭстли, Сабрина, Дона Саммер.
Рэп: Кул-Ди-Джей Херк, Грэндмастер Флэш, группа «ФьюрносФайв», Эм Си Хэммер.
- Формирование чувства ансамбля.
- Концертно-исполнительская деятельность вокального ансамбля играет немаловажную роль в воспитании и развитии певца. Дети начинают понимать, что для успешного выступления нужно много работать, быть всегда в хорошей исполнительской форме. В процессе выхода на сцену перед публикой у детей формируются такие ценные качества характера как выдержка, появляется опыт общения с аудиторией, исчезает зажатость, вырабатывается артистизм.
- Ансамбль может считаться концертным, исходяизхудожественного впечатления, которое он производит на слушателей,высокогокачественного уровня вокального исполнения, артистизма и свободы музыкального выражения. Только систематические занятия учащихся ввокальномансамбле позволят выполнить эти задачи: формирование навыковансамблевогопения.
- Музыкальная грамота.Расширение музыкального кругозораи формирование музыкальной культуры.
Элементы сольфеджио – как основа пения по нотам.
Ноты – как точный и удобный способ записи высоты звуков. Изобретение нотоносца и нот Гвидо Аретинским (995-1050 гг.). Название нот. Ключи. Клавиатура и расположение на ней нот.
Длительность нот: целая, половина, четвертная, восьмая, шестнадцатая.
Музыкальный ритм. Сильные и слабые доли.
Тональность: мажорная и минорная.
Гамма. Устойчивые и неустойчивые ступени. Ступени. Тоника.
Музыкальный размер ; сложный размер .
Ноты в басовом ключе.
Паузы.
Записи песен.
Альтерация – повышение и понижение звуков: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль, бека. Разные звуки. Интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Интервалы чистые, большие и малые.
Хроматическая и целоторная гамма. Правильное пение по нотам.
Интонирование. Фальшь и пути ее устранения.
- Пение a’capello
А капелла – это пение без инструментального сопровождения. В современной музыке, в частности, в хип-хопе, так еще называют дорожку с записью голоса, которую можно скачать и использовать отдельно от всей песни.
Главная сложность исполнения без сопровождения – удерживание заданной тональности от начала и до конца произведения. Особым шиком считается исполнение а капелла в хоровом жанре, когда голоса красиво переливаются и каждый держит свою партию.
- Сценическая постановка произведения. Сценический имидж.
Ведущим фактором исследования является внимание к процессу, а не законченным продуктам композиторского творчества. Творческий процесс -явление динамическое, индивидуальное и малоизученное. Одним из важнейших его свойств является нацеленность на создание продукта, поэтому и в результатах композиторского творчества (завершённых произведениях) можно наблюдать черты творческой деятельности композитора. С этой позиции в диссертации рассматриваются, наряду с современными произведениями, вокальные шедевры прошлого - в их завершённости прослеживаются, как уже было сказано, инвариантные свойства, характерные для вокальной музыки в целом и определяющие особенности создания композитором вокальных произведений. Выявление этих свойств — не зависящих от эпохи и особенностей индивидуального стиля - представляет ценность как для исследования уже созданных произведений, так и для творческой практики молодого композитора. В этой связи затрагиваются некоторые вопросы психологии творчества, связанные со стадиальностью художественно-творческого процесса.
- Основы музыкального движения. Элементы хореографии.
Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности на занятиях
Данная программа позволяет развивать творческие музыкально-вокальные способности как в групповых формах организации занятий, так и через индивидуальные формы знаний.
Освоение программы отслеживается по трем компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую картину творческого развития учащихся.
Конечный результат - развить в детях профессиональные навыки, повысить культурный музыкальный уровень.
Предметные результаты:
- Отражают опыт обучающихся в музыкально-творческой деятельности;
- Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- Формирование основы музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуре родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- Формирование устойчивого интереса к вокально-хоровому искусству;
- Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- Уметь петь мягким округлым, полетным звуком, используя мягкую атаку;
- Владеть правильным певческим дыханием;
- Владеть навыком пения;
- Слышать себя в процессе пения, контролировать качество звука своего голоса;
- Петь чисто;
- Петь без сопровождения отдельные отрывки из песен;
- Принимать активное участие в творческой жизни школы, участвовать в различных конкурсах.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение обобщать, устанавливать аналогии, умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать музыкальные знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели, распределять функции и роли участников, например в дуэтах, трио, квартетах, квинтетах, взаимодействовать и работать в ансамблях;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, работа с аппаратурой, микрофонами; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- степень самостоятельности в их решении и выполнении.
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- целостный, социально ориентировочный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- уважительное отношение к иному мнению. Истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Календарно-тематическое планирование для младшей группы. Первое полугодие.
№ | Тема занятия | Часы | Дата | Основные виды дея-ти уч-ся | Планируемые результаты Предметные Метапредметные Личностные | ||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Основы вокального искусства. Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя, стоя, бегом. Различные характеры дыхания. Смена дыхания в процессе пения. | 20ч | Общие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя, стоя, бегом. Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. | Владеть навыками пения сидя, стоя, бегом. Владеть навыками певческого дыхания. Проделывать все манипуляции за руководителем. | Воспринимать учебный материал небольшого объема со слов руководителя, умение внимательно слушать, добиваться целей. | Проявлять отношение при исполнении музыкальных произведений. | |
2 | Звуковедение.Высота звука. Образование правильного звучания голоса. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение. | 20ч | Правильное формирование классных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округленным и ровным звуком. | Извлекать музыкальный звук. Работать над чистотой интонирования. | Воспринимать учебный материал небольшого объема со слов руководителя, умение внимательно слушать, добиваться поставленной задачи на практике. | Проявлять личностное отношение при исполнение музыкальных произведений. | |
3 | Работа над дикцией и артикуляцией. Артикуляционный аппарат и его рабочее положение. Музыкальнаяраспевка в пределах терции в мажоре и миноре. | 14ч | Это качество приобретается на основе раннее усвоенных навыков связного пения и четкой дикции. Подвижность или гибкость голоса. | Умение владеть открывать рот, правильно положение губ, освобождение от зажатости и напряжение нижней челюсти, положение языка во рту. | Воспринимать учебный материал небольшого объема со слов руководителя, умение внимательно слушать, добиваться поставленной задачи на практике. | Развитие согласованности артикуляционных органов. | |
4 | Сценическая культура и звукоусилительноеоборудованием.Сценическая этика, сценический образ, мимика, грим, фонограмма. Ритмическая, тембровая основа аккомпанемента. Критерии выбора правильной фонограммы. Микрофон и его технические параметры. | 13ч | Обучение ребенка пользованию фонограммой. Задача педагога – подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. | Формировать культуру поведения на сцене и за пределами сцены. | Продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. | Проявлять личностное отношение при исполнении музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. Участвовать в коллективной творческой деятельности, оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. | |
5 | Классификация стилей и жанров музыки. Музыкальные инструменты. Академический вокал, джаз, народное пение, музыка в театре, эстрадный вокал. Великие композиторы, музыкальные инструменты. | 10ч | Детям необходимо знать стили и жанры музыки, чтобы отчетливо видеть разницу между разными музыкальными произведениями, чувствовать характер музыки. | Учащийся должен уметь различать композиторов, музыкальные инструменты. | Умение определять со сверстниками музыкальные стили и их обороты в музыке. | Умение преподать себя как лидирующего артиста и показывать это остальным учащимся. | |
Календарно-тематическое планирование для младшей группы. Второе полугодие.
№ | Тема занятия | Часы | Дата | Основные виды дея-ти уч-ся | Планируемые результаты Предметные МетапредметныеЛичностные | |||
1 | Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона, устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию. | 10ч | В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг к другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. | Чувство ансамбля воспитывается путем решения задач одновременно начала и окончания пения. | Чувство ансамбля воспитывается путем решения задач одновременно начала и окончания пения. | Обогащение индивидуального музыкального опыта. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. | ||
2 | Музыкальная грамота. Основные музыкальные термины, перевод с итальянского. Нотная грамота. Музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма. Расширение музыкального кругозораи формирование музыкальной культуры. Понятие вокального слуха, умение слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализ качества исполнителя. | 12ч | Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы. | Выполнение упражнений с определенными сложностями. | Чувство ансамбля воспитывается путем решения задач одновременно начала и окончания пения. | Обогащение индивидуального музыкального опыта. | ||
3 | Пение a’capello. Многоголосное ансамблевое пение без музыкального сопровождения. | 10ч | Пение упражнений без сопровождения музыкальные произведения разного характера. | Умение петь музыкальные сопровождения без ансамблевого сопровождения. | Умение петь на два и более голосов песни без музыкального сопровождения. | Умение делиться со сверстниками ролями в пении музыкальных произведений. | ||
4 | Сценическая постановка произведения. Правила поведения на сцене. Алгоритм подготовки и выступления на конкурсах. Сценический имидж. Раскрытие темы. Что такое «имидж» Как он влияет на человека. Индивидуальный имидж. Эстрадный имидж. | 13ч | Раскрытие темы на примерах известных певцов. Формирование сценической культуры. Анализ выступлений (как подается произведение, как раскрывается художественный образ). | Умение двигаться на сцене с артистизмом и харизмой. | Умение работать в парах или в группе. | Выделять себя как артиста, показывая это внешним видом и действиями. | ||
5 | Основы музыкального движения. Просмотр видео записи-примераэстрадно-вокальной композиции с включением хореографических элементов. Раскрытие понятия «пластическое пение» т.е пение с движением. Элементы хореографии. Понятие о хореографии. Основные ритмические движения. Варианты движения по залу. Ориентировка в пространстве. Позиции и движения головы, рук, ног. Сюжетные движения. | 14ч | Выполнение ритмических упражнений под музыку. Упражнения с мячами, обручами, лентами, флажками. Имитационные упражнения. Разучивание хореографических элементов при пении репертуарной песни. | Уметь с помощью различных пособий выполнять действия танцевального характера. | Уметь работать в паре или в группе. | Выявление таких качеств, как артистизм, яркость и харизма. | ||
ИТОГО-136 часов в год
Календарно-тематическое планирование для средней группы. Первое полугодие.
№ | Тема занятия | Часы | Дата | Основные виды дея-ти уч-ся | Планируемые результаты Предметные Метапредметные Личностные | ||
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Основы вокального искусства. Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя, стоя, бегом. Различные характеры дыхания. Смена дыхания в процессе пения. | 18ч | Общие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя, стоя, бегом. Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. | Владеть навыками пениясидя, стоя, бегом. Владеть навыками певческого дыхания. Проделывать все манипуляции за руководителем. | Воспринимать учебный материал небольшого объема со слов руководителя, умение внимательно слушать, добиваться целей. | Проявлять отношение при исполнении музыкальных произведений. | |
2 | Звуковедение. Высота звука. Образование правильного звучания голоса. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение. | 20 ч | Правильное формирование классных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округленным и ровным звуком. | Извлекать музыкальный звук. Работать над чистотой интонирования. | Воспринимать учебный материал небольшого объема со слов руководителя, умение внимательно слушать, добиваться поставленной задачи на практике. | Проявлять личностное отношение при исполнение музыкальных произведений. | |
3 | Работа над дикцией и артикуляцией.Артикуляционный аппарат и его рабочее положение. Музыкальнаяраспевка в пределах терции в мажоре и миноре. | 26 ч | Это качество приобретается на основе раннее усвоенных навыков связного пения и четкой дикции. Подвижность или гибкость голоса. | Умение владеть открывать рот, правильно положение губ, освобождение от зажатости и напряжение нижней челюсти, положение языка во рту. | Воспринимать учебный материал небольшого объема со слов руководителя, умение внимательно слушать, добиваться поставленной задачи на практике. | Развитие согласованности артикуляционных органов. | |
4 | Сценическая культура и звукоусилительное оборудованием.Сценическая этика, сценический образ, мимика, грим, фонограмма. Ритмическая, тембровая основа аккомпанемента. Критерии выбора правильной фонограммы. Микрофон и его технические параметры. | 16ч | Обучение ребенка пользованию фонограммой. Задача педагога – подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. | Формировать культуру поведения на сцене и за пределами сцены. | Продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. | Проявлять личностное отношение при исполнении музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. Участвовать в коллективной творческой деятельности, оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. | |
5 | Классификация стилей и жанров музыки. Музыкальные инструменты. Академический вокал, джаз, народное пение, музыка в театре, эстрадный вокал. Великие композиторы, музыкальные инструменты. | 16ч | Детям необходимо знать стили и жанры музыки, чтобы отчетливо видеть разницу между разными музыкальными произведениями, чувствовать характер музыки. | Учащийся должен уметь различать композиторов, музыкальные инструменты. | Умение определять со сверстниками музыкальные стили и их обороты в музыке. | Умение преподать себя как лидирующего артиста и показывать это остальным учащимся. | |
Календарно-тематическое планирование для средней группы. Второе полугодие.
№ | Тема занятия | Часы | Дата | Основные виды дея-ти уч-ся | Планируемые результаты Предметные Метапредметные Личностные | |||
1 | Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона, устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию. | 19ч | В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг к другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. | Чувство ансамбля воспитывается путем решения задач одновременно начала и окончания пения. | Чувство ансамбля воспитывается путем решения задач одновременно начала и окончания пения. | Обогащение индивидуального музыкального опыта. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. | ||
2 | Музыкальная грамота. Основные музыкальные термины, перевод с итальянского. Нотная грамота. Музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма. Расширение музыкального кругозораи формирование музыкальной культуры. Понятие вокального слуха, умение слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализ качества исполнителя. | 14ч | Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы. | Выполнение упражнений с определенными сложностями. | Чувство ансамбля воспитывается путем решения задач одновременно начала и окончания пения. | Обогащение индивидуального музыкального опыта. | ||
3 | Пение a’capello. Многоголосное ансамблевое пение без музыкального сопровождения. | 14ч | Пение упражнений без сопровождения музыкальные произведения разного характера. | Умение петь музыкальные сопровождения без ансамблевого сопровождения. | Умение петь на два и более голосов песни без музыкального сопровождения. | Умение делиться со сверстниками ролями в пении музыкальных произведений. | ||
4 | Сценическая постановка произведения. Правила поведения на сцене. Алгоритм подготовки и выступления на конкурсах. Сценический имидж. Раскрытие темы. Что такое «имидж» Как он влияет на человека. Индивидуальный имидж. Эстрадный имидж. | 14 ч | Раскрытие темы на примерах известных певцов. Формирование сценической культуры. Анализ выступлений (как подается произведение, как раскрывается художественный образ). | Умение двигаться на сцене с артистизмом и харизмой. | Умение работать в парах или в группе. | Выделять себя как артиста, показывая это внешним видом и действиями. | ||
5 | Основы музыкального движения. Просмотр видео записи-примераэстрадно-вокальной композиции с включением хореографических элементов. Раскрытие понятия «пластическое пение» т.е пение с движением. Элементы хореографии. Понятие о хореографии. Основные ритмические движения. Варианты движения по залу. Ориентировка в пространстве. Позиции и движения головы, рук, ног. Сюжетные движения. | 13ч | Выполнение ритмических упражнений под музыку. Упражнения с мячами, обручами, лентами, флажками. Имитационные упражнения. Разучивание хореографических элементов при пении репертуарной песни. | Уметь с помощью различных пособий выполнять действия танцевального характера. | Уметь работать в паре или в группе. | Выявление таких качеств, как артистизм, яркость и харизма. | ||
ИТОГО -170 часов в год
Итого -306 часов в год две группы.
Условия реализации программы:
Для реализации данной программы необходимы:
- Актовый зал;
- Музыкальная система, микрофоны, колонки, стойка;
- Цифровые носители. Методические пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей и сольных номеров;
- Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, игры, беседы, концерты;
- Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные.
Формы аттестации:
Формой аттестации в данной образовательной программе является творческая работа учащихся .
Метод отслеживания успешности овладения обучающимися содержанием программы:
- мониторинг в виде портфолио учащихся;
- педагогическое наблюдение.
Методы диагностики успешности овладения обучающимися содержанием программы:
Оценивание учащихся производится основании следующих знаний:
-знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
Выполнение всех этих условий гарантирует ЗАЧЕТ по данному направлению.
Ученику ставится НЕЗАЧЕТ, если:
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
-пение невыразительное.
Методические материалы:
Методические пособия:
- «Методика постановки голоса» (О. Павлищева);
- «Специальные методики музыкально-певческого воспитания» (М. Рудзик)
Список использованной литературы
1. Багадуров В.А. Воспитание и охрана детского голоса. Сб. статей. - М., 1999.
2. Варламов А.Е.. Вокальная педагогика. - М., 1989.
3. Вербов А.М. Техника постановки голоса.- М., 1961.
4. Вербовая Н.П., Головина О.М. Искусство речи. - М., 1977.
5. Виноградов К.П. Работа над дикцией // Витт Ф. Практические советы обучающимся пению.-Л., 1968.
6. Гарсия М. Школа пения. - М., 1987.
7. Гембицкая Е.Я. Обучение мальчиков в хоре. - М., 2002.
8. Глинка М.И. Управления для усовершенствования голоса. - М., 1999. 9. Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. - М., 1992.
10. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики - М., 2007.
11. Другова А.Е. Эстрадный вокал. - Ек., 1998. 982
12 . Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в общеобразовательной школе. - М ,
13. Клип О.Я. Постановка голоса эстрадного певца - М., 2003
14. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. - М., 1989.
15. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. - М., 1987.
16. Назаренко И.К. Искусство пения. - М., 1978.
17. Подольская В. О Неждановой Антонине Васильевне. - М.. 1964.
18. Палашкина Г.В. Эстрадное пение. - М., 2002.
19. Пашкова А.С. программа вокального ансамбля «Ассорти».Ек., 2006. 20. Поляков А.С. Методика преподавания эстрадно - джазового пения - М., 2008.
21. Садовников И. Орфоэпия в пении. - М., 1988.
22. Стулова Г.П. Развитие детского голоса. - М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе дополнительного образования по по ОФП 1 ступень 1-2 класс
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе дополнительного образования по по ОФП 1 ступень 1-2 класс разработано в соответствии с требованиями ФГОС...

Программа дополнительного образования по физической культуре для учащихся 5-7 классов на 2012-2013 учебный год «Общая физическая подготовка»
Внеклассной работе по физической культуре в настоящее время придается большое значение. На занятиях в секциях ОФП школьники занимаются с основами: легкой атлетики, гимнастики, спорт...

Рабочая программа дополнительного образования внеурочной деетельности "Художественная обработка древесины "5-6 класса
Образовательная дополнительная программа «Художественная обработка древесины» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год обучения, носит как индивидуальный, так и груп...

Рабочая программа дополнительного курса английского языка "Волшебный мир английского языка" 5 класс
Рабочая программа по дополнительному курсу «Волшебный мир английского языка» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012, № 273 – ФЗ «Об образовании в Россий...

Рабочая программа социализации личности обучающихся (воспитанников) группы продленного дня 9«А» класса на 2024-2025 учебный год
Аннотация к рабочей программе Название программыРабочая программа социализации личности обучающихся (воспитанников) группы продленного дня 9«А» классана 2024-2025 учебный годОсновная ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по цветоводству и декоративному садоводству для 9 специального (коррекционного) класса на 2024-2025 учебный год.
Рабочая программа по учебному курсу «Цветоводство и декоративное садоводство 9 класса разработана на основе :Программы для 5-9 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования учащихся «Ритмика и танцы» для 1-5 класса на 2024-2025 учебный год
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему прису...





