РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования учащихся «Ритмика и танцы» для 1-5 класса на 2024-2025 учебный год
рабочая программа

Гандюрина Людмила Петровна- лайф

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.

Главный принцип, заложенный в Программу – создание творческого образатанце на основе индивидуальности самого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_programma_ritmika_i_tanets_vosstanovlen.docx179.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа «Ритмика и танцы» 1-5 классы составлена на основе программы «Ритмика и танец» 1-5 классы, утвержденная Министерством образования 06.03.2001г. и авторской программы по учебному предмету ритмика для учащихся 1-5 классов Беляевой Веры Николаевны "Ритмика и танец"

Данная программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и с учетом межпредметных и внутрипредметных связей и логики учебного процесса, программ по хореографии для общеобразовательных школ: программа «Ритмика и танец» 1-5 классы, утвержденная Министерством образования 06.03.2001 г.

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.

Главный принцип, заложенный в Программу – создание творческого образа

  • танце на основе индивидуальности самого ребенка.

  • процессе обучения педагогами выявляются, такие особенности учащихся как характер, темперамент, пристрастия и склонности.

Цель программы – раскрытие творческой личности ребенка средствами хореографического искусства.

  • процессе  обучения  педагогом  определены  и  решаются  следующие

задачи:

  • развитие интереса и приобщение учащихся к мировой танцевальной культуре;

  • развитие танцевальных, музыкальных, артистических и других творческих способностей каждого учащегося;

  • формирование у учащихся внимательного отношения к собственным возможностям, к манере танцевального исполнения, к пластическому разнообразию, анализа собственной творческой деятельности;

  • развитие мышечных ощущений, моторно-двигательной памяти, чувственно-образного мышления, пластической подвижности;

  • привитие ребенку культуры общения между собой и окружающими и оказание помощи учащемуся в адаптации его в современных условиях жизни.

Программа ориентирована на интересы и потребности ребенка, направлена на формирование его мыслительного потенциала, на становление творческой личности, способной художественно осмыслить окружающий мир и явления жизни в искусстве.

  • процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается тенденция к наклону головы.

На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.

Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся путем последовательного прохождения по годам обучения за четыре курса с учетом возрастных и психических особенностей детей 1-4 классов.

  • зависимости от результатов наблюдений может быть перефор-мирование класса, исходя из различных задач, особенностей межличностных контактов детей.

Предмет «Ритмика» изучается в 1 - 5 классах. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Максимальная продолжительность занятия - 1 час.

Форма одежды определяется педагогом исходя из специфики занятий. Целью музыкально - ритмического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формированию музыкально -

ритмического воспитания. Слагаемыми музыкально - ритмического воспитания являются: крепкое здоровье, хорошее физическое и музыкально - ритмическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знание и навыки в области музыкально - ритмической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять музыкально - ритмическую и танцевальную деятельность.

Достижение цели музыкально - ритмического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач:

  • укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия, содействие гармоничному музыкально - ритмическому развитию;

  • овладение танцевальн6ыми движениями;

  • развитие координационных (точности воспроизведения и ориентации движений в пространстве) и кондиционных (выносливости и гибкости) способностей.

  • формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии музыкально - ритмических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

  • отработку танцевальных движений, соблюдение техники безопасности во время занятий;

приобщение к танцевальному искусству, выявление предрасположенности к определенным жанрам танца;

  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к одноклассникам, умения взаимодействовать с ними в процессе общения, на занятиях, уверенность во время исполнения музыкально - ритмического этюда, содействие развитию психических процессов

(памяти, внимания) в ходе двигательной деятельности.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения значительная роль принадлежит танцу.

Такие предметы как хореография и ритмика способствуют гармоничному развитию детей, учат красоте и выразительности движения, формируют их фигуру, развивают физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.

Известно, что первые впечатления обычно оставляют наиболее яркий след в психике учащихся и оказывают сильное воздействие на их отношение к занятиям и поведение на уроках.

  • силу этого, организация и проведение уроков первого года обучения может стать фактором, определяющим весь дальнейший ход занятий, а следовательно, и решающим для успеха в учебе.

Если на первом уроке допустить несобранность внимания, нарушения правил поведения, то серьезное отношение, с которым пришли дети, пропадет и восстановить его будет трудно: игры и упражнения превратятся в беспорядочную беготню, дети будут возбуждаться и занятия потеряют всякий смысл.

С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением.

Они должны понять и уяснить те простые правила, которые необходимы на уроках ритмики и хореографии:

а) музыка - хозяйка на занятиях, без нее не может быть музыкальной игры, онаруководит музыкальными упражнениями и самостоятельной работой;

 б)  музыку  надо  «беречь»,  во  время  звучания  музыки  нельзя  шуметь,

говорить, смеяться, без музыки не разрешается двигаться;

в)        музыку        надо        слушать        от        начала        до        конца,        начинать        двигаться        с

началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания.

  • каждом уроке проходятся все разделы программы – слушание музыки, учебно - тренировочная и постановочная работа, импровизация. С этой целью составляется учебная программа изучаемого танцевального репертуара и тренировочных упражнений по возрастам. Продолжительность каждой части урока и распределение учебного материала должна изменяться в зависимости от степени подготовленности, возраста, сложности материала.

Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.

Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.

  • программу ритмики включены упражнения и движения классического, народного и бального танцев, доступные детям 7-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.

Цели и задачи обучения.

Образовательная цель программы: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля.

Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство.

Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

Задачи:

  • дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и
  • способности;

  • способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;

  • привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;

  • гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;

  • дать представление о танцевальном образе;

  • развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;

  • воспитание культуры поведения и общения;

  • развитие творческих способностей;

  • воспитание умений работать в коллективе;

  • развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;
  • организация здорового и содержательного досуга.

Организация образовательного процесса.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.

Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о хореографическом искусстве.

Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.

Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми 3 и 4 классов проводятся беседы — диалоги, обсуждения, которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию

  • хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.

Программой обучения предусматривается ведение тетрадей, в которых

дети записывают музыкальные и танцевальные термины, изучаемые танцевальные жанры названия балетов, имена известных исполнителей, слушаемую музыку и другую необходимую информацию.

Программа по «Ритмике» ведется в рамках школьного компонента и не предусматривает оценивание учащихся.

Принципы обучения.

Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на реализацию дидактических принципов.

Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность

  • отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.

Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.

Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:

  • безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;

  • глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;

  • создание  условий  для  максимального  раскрытия  индивидуальности

каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.

Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.

УУД в процессе освоения предмета «Ритмика и танец»

  • составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить ключевые блоки: личностные действия, познавательные действия,

регулятивные действия, коммуникативные действия, знаковосимвалические действия.

Личностные действия – обеспечивают ценностно  смысловую ориентацию учащегося (знание моральных норм, умение соотносить и события

  • принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения).

Включает в себя 3 понятия:

1. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

2. Смыслообразование – установление связи между целью учебы и ее мотивом, т.е. ради чего осуществляется учебная деятельность;

3. Нравственно – этическая обеспечивающего личностный моральный выбор.

Личностные учебные действия по предмету «Ритмика и танец» выражается в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно – смысловых ориентаций и духовно – нравственных оснований, развития самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Регулятивные действия  обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил, к определению препятствий.

  • изучении предмета «Ритмика и танец» важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкально – ритмические движения, представляющие танцевальное искусство, - это мысль, выраженная в виде движений, которые провозглашают духовно – нравственные ценности человечества.

Познавательные универсальные действия включает в себя:

  • общеуниверсальные действия (выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, выбор наиболее

эффективного способа решения задач, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование);

  • логические универсальные действия (анализ объектов выделения признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно - следственных связей, логическая цель рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);

  • постановка и решение проблемы (формирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

Приобщение к шедеврам мирового танцевального искусства – классическому, народному бальному танцу – способствуют формированию целостной художественной культуры мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

Коммуникативные учебные действия  обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество.

Коммуникативные учебные действия предмета «Ритмика и танец» - формируют умения слушать, способность встать на позицию другого человека, участвовать в обсуждении, значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Моделирование, как учебное действие (знаково  символические действия).

Моделирование  преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно

– графические или знаково – символические).

  • точки зрения предмета «Ритмика» является понятие моделирование как универсальное учебное действие. Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и творчески мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально – экономических и культурных условий жизни. Используя возможности и средства искусства, можно достаточно успешно влиять на формирование личности младшего школьника, его нравственных представлений, чувств, эмоций. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, сказываются на нашем здоровье. От них во многом зависит наше отношение к людям, к окружающей действительности.

Цель программы  создание детского танцевального коллектива, являющегося основой музыкально – эстетического воспитания его участников, инструментов развития их творческих задатков и личностных качество

Танцевальная деятельность является, прежде всего, средством развития эстетического вкуса, интеллекта и творческих сил, т.е. общего развития ребенка. Это и есть основная цель данного учебного курса.

Задачи программы

Программой предусматривается решение следующих задач:

научить учащихся правильно и красиво исполнять танцы;

привить учащимся любовь к танцу;

выявить и развить творческие способности каждого ребенка;

воспитать гуманные чувства: отзывчивость, сопереживание, умение

радоваться успехам товарищам и огорчаться их неудачам, воспитать

исполнительскую культуру;

вести в процессе учебных занятий эстетического воспитания учащихся;

содействовать всестороннему, гармоническому развитию учащихся,

укреплению их здоровья, поддержать желание детей участвовать в

праздниках и развлечениях, чувствовать себя свободно и раскованно в

любой обстановке;

развить устойчивый интерес к танцевальной деятельности;

воспитать комплекс музыкально – двигательных качеств, обеспечивающих основу всестороннего физического развития учащихся;

 совершенствовать репертуар, включающий в себя произведения народного творчества, русских и зарубежных авторов;  обогатить словарный запас детей.

Общая характеристика учебного предмета

Для решения поставленных задач на уроках ритмики планируется реализация системно – деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС через ряд деятельностного – ориентированных принципов, а именно:

  • принцип обучения деятельности. В соответствии с этой технологией ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе сформулированной самими учениками цели урока. У детей развиваются умения определять цель своей деятельности, планировать работу по ее осуществлению

  • оценивать в соответствии с планом;

  • принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации от совместно учебно – познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. На первых порах совместно с учителем ученики выполняют репродуктивные задания, позволяющие им понять тему, затем наступает черед продуктивных заданий, в рамках которых ученики пробуют применить полученные знания в новой ситуации. Наконец, в конце изучения тем, учащиеся решают жизненные задачи (имитирующие ситуации из жизни) и участвуют в работе над проектами. Таким образом, осуществляется переход от чисто предметных заданий к заданиям, нацеленным, прежде всего, на формирование универсальных учебных действий.

ФГОС предусматривает проблемный характер изложения и изучения материала, требующих деятельностного подхода. На уроках это поддерживается специальным методическим аппаратом, реализующим технологии проблемного диалога. Этому способствует постепенное введение проблемных ситуаций, стимулирующих учеников к постановке целей, задаются вопросы для актуализации необходимых знаний, поводящих к выводу, к которому ученики должны прийти на уроке.

Уроки ритмики нацелены на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Описание места учебного предмета в учебном плане

  • соответствии с Федеральным базисным учебным планом (ФБГУП) учебный предмет «Ритмика и танец » вводится как обязательный предмет в начальной школе и на его преподавание отводится 34 часа в год (один час в неделю). В школы 34 часа отводится на преподавание предмета «Ритмика и танец » и 33 часа (в первых классах в связи с дополнительными каникулами) непосредственно на предмет «Ритмика и танец».

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни  признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально – нравственного здоровья.

Ценность добро  направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человеком.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по музыкально – ритмическому воспитанию является:

1.        умение организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

2.        умение активно включаться а коллективную деятельность, взаимодействовать со средствами в достижении общих целей;

  1. умение доносить информацию в доступной, эмоционально – яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программ музыкально – ритмическому воспитанию являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными        результатами        освоения        учащимися        содержания

программы по музыкально – ритмическому воспитанию являются следующие умения:

  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

  • организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

  • оценивать красоту телосложения и осанку, сравнивать их с эталонными образцами;

  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность и рассудительность.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по предмету «Ритмика» являются следующие умения:

  • представлять музыкально – ритмические движения как средство укрепления здоровья и физического развития;

  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснить ошибки и способы их устранения;

  • бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных, изменяющихся, вариативных условиях.

Планируемые результаты

Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность

Сформирована и сохранена правильная осанка, укреплен мышечный корсет средствами классического, народного и бального танцев, воспитана культура движения. Развита потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.

Привитие начальных навыков в искусстве танца

Освоены азы ритмики, азбуки классического танца, изучены танцевальные элементы, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитана способность к танцевально – музыкальной импровизации.

Формирование первоначальных представлений

о значении хореографической культуры

Имеет общее представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством

  • настроением музыки. Разбирается в том танцевальном материале, который может встретиться в жизненной практике. Знает танцевальный этикет. Умеет переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни.

Содержание учебного предмета, курса

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по

разделам учебных предметов:

«Музыка», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями.

«Литературное чтение», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки ритмопластического действия.

«Окружающий мир», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений.

Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель - тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия физической культурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.

  • течение всего курса обучающиеся знакомятся со следующими общими понятиями:
  • позиции ног;
  • позиции рук;
  • позиции в паре;
  • рисунок танца;

  • линия танца;
  • направление движения;
  • углы поворотов.

Предмет «Ритмика» включает разминку, общеразвивающие упражнения, танцевальные элементы и детские танцы.

РАЗМИНКА (ТРЕНАЖ)

Проводится в начале каждого урока на середине зала стоя, либо лежа на гимнастических ковриках на полу. Порядок упражнений выстраивается по принципу от простого к сложному и с головы заканчивая стопами. Разминка (тренаж) выполняется под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям. С первого занятия учащиеся приобретают опыт музыкального восприятия. Задача

  • создать у детей эмоциональный настрой во время занятий.

  • связи с этим, выдвигаются следующие требования к музыкальному оформлению занятия:

- правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполняемым движением, т.е. с соблюдением принципа «музыка-движение»;

- художественное или выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приемом преподавания.

Задача данного этапа – развитие координации, памяти и внимания, умения воспроизводить движения показанные педагогом, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Движения  на  развитие  координации,  элементы  асимметричной  гимнастики,

движения по линии танцев:

  • на носках, каблуках,
  • перекаты стопы,

  • высоко поднимая колени,
  • выпады,
  • ход лицом и спиной,
  • бег с подскоками,
  • галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.

Перестроения для танцев:

  • “линии”,
  • “хоровод”,
  • “шахматы”,
  • “змейка”,
  • “круг”.

Задача данного этапа – через образное восприятие обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале, выполнять команды.

Программа обучения выдвигает следующие задачи музыкально-ритмической деятельности детей:

  • научить ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо, громче, тише), регистрами (высокий, средний, низкий);
  • переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу;

  • отмечать в движении метр (сильную долю такта), метрическую пульсацию и простейший ритмический рисунок в хлопках, притопах;

  • менять движения в соответствии с двух-, трех частной формой и музыкальными фразами;

  • закреплять понятия о трех основных жанрах музыки (песня-танец-марш).

Музыкально-ритмическая деятельность включает в себя различные задания, упражнения, игровое творчество является составной частью обучения.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ДЕТСКИЕ ТАНЦЫ Изучаются основные движения и вариации из них, а также некоторые

популярные танцы, которые развивают чувство ритма, координацию движений, умение двигаться под музыку, коммуникабельность. Улучшается память, внимание, внутренняя организация.

Задача данного этапа – обучить отдельным танцам, задача которых – отработка корпусного движения, правильного и полного переноса тела, точной работы стопы.

Содержание программы обучения

1-2 КЛАСС

Задача: научить слушать музыку и понимать команды, разнообразить набор привычных движений, развивать координацию, чувство ритма, память, внимание, заинтересовать.

Ритмико-гимнастические упражнения

Совершенствование навыков правильного выполнения основных движений под музыку преимущественно на 2\4 и 4\4 – ходьбы, бега, прыжков, поскоков. Движения и упражнения, требующие внимания и координации движения ног и рук. Ходьба и бег в колонне по одному, парами, по четыре – с соблюдением дистанции, врассыпную. Перестроение на ходу в колонне, изменение направления движения с изменением движения мелодии, нахождение определенного места в помещении. Четкое и ритмичное выполнение под музыку общеразвивающих упражнений (основная стойка; стойка ноги на ширине плеч; положения рук вниз, вверх, в стороны; движения пальцев и кистей рук; наклоны туловища вперед, вправо, влево; повороты туловища направо, налево; приседания).

Ритмические упражнения

Включение в движение одновременно с началом звучания музыки и прекращение движения с окончанием музыки. Сохранение и быстрое изменение темпа и характера движения с изменением темпа или характера музыкального сопровождения. Передача сильной и слабых долей такта притопами, хлопками и другими формами движения. Повторение заданного ритмического рисунка.

Танцевальные движения, танцы

Танцевальные движения, отработанные в предыдущем учебном году. Знакомство с новыми элементами танца и движениями: мягкий бег, перекатный, острый, с высоким подниманием бедра, пружинные шаг и бег, полуприседание, шаг с носка на пятку, скользящий шаг, поскок. Поочередное выставление ноги на пятку вперед и в сторону. Повороты кистей, плавное поднимание и опускание рук вперед, вверх, в стороны. Шаг польки вперед. Кружение по одному и парами. Танцевальные композиции русского танца, круговые танцы, движения под современные ритмы. Основные шаги местных народных танцев.

Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку Подбор свободных движений под музыку разного характера после

объяснения темы («Прогулка» на основе 2 мелодий, «Времена года»). Подражательные движения «Не теряй пушинку», «Полет птиц», «Игры зимой» и т.п. Музыкальные игры на внимание, ловкость. Инсценировка песен и сказок.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся Обучающиеся должны знать:

термины, определяющие характер музыки (4-5 определений)

термины, связанные с различными перестроениями;

названия различных танцевальных шагов (4-5 наименований).

Обучающиеся должны уметь:

 начать  и  закончить  движения  одновременно  с  началом  и  окончанием

музыкальной фразы;

передавать движением сильную и слабые доли такта; свободно двигаться под музыку различного характера; участвовать в 3-4 новых танцах.

4-5 КЛАСС (третий год обучения)

Задача: продолжение развития чувства ритма, музыкальности, пластики, координации, развитие памяти, разнообразить набор привычных движений. В ходе урока решаются воспитательные задачи поведения в паре.

Ритмико-гимнастические упражнения

Совершенствование навыков правильного выполнения основных движений под музыку преимущественно 2\4 и 4\4 – ходьбы, прыжков, бега, поскоков. Движения и упражнения, требующие внимания и координации движений рук и ног. Упражнения на расслабление мышц. Ходьба и бег в колонне по одному, парами, по четыре – с соблюдением дистанции, врассыпную. Перестроения на ходу в колонне, изменение направления движения с изменением движения мелодии, нахождение определенного места в помещении. Четкое и ритмичное выполнение под музыку общеразвивающих упражнений.

Ритмические упражнения

Сохранение и быстрое изменение темпа и характера движения с изменением темпа или характера музыкального сопровождения. Включение в движение одновременно с началом звучания музыки и прекращение движения с окончанием музыки. Передача сильных и слабых долей в музыкальных произведениях. Знакомство музыкальными размерами 2\4, 3\4, 4\4; определение их характера. Составление простых ритмических рисунков.

Танцевальные движения, танцы

Совершенствование танцевальных движений, отработанных в предыдущем году: поскоки, галоп, полька, различные виды ходьбы и бега. Сочетание движений между собой. Знакомство с новыми элементами танца и движениями: поочередное выставление и выбрасывание ноги на пятку вперед и

  • сторону, на носок вперед, в сторону, назад; «гармошка», присядка и полуприсядка, различные движения рук, эстрадные движения. Танцевальные

композиции        русского        танца.        Изучение        таких        детских        бальных        танцев.

Основные шаги местных народных танцев.

Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку Подбор с помощью учителя свободных движений под музыку разного

характера после объяснения темы. Подражательные движения «Зоопарк», «Кем быть?». Музыкальные игры на основе 2-3-х мелодий «Паровоз», «Цветы и бабочки» и другие. Инсценировка известных песен и сказок «Репка» и т.п.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся Обучающиеся должны знать:

термины, определяющие характер музыки (5-6 определений); термины, связанные с различными перестроениями; названия различных танцевальных шагов.

Обучающиеся должны уметь:

 начать  и  закончить  движения  одновременно  с  началом  и  окончанием

музыкальной фразы;

передавать движением сильную и слабые доли такта;

ритмично и четко выполнять ритмико-гимнастические упражнения под

музыку разного размера;

свободно двигаться под музыку различного характера;

участвовать в 3-4 новых танцах.

Осваиваются танцы с более сложной координацией, и ведением в паре. Улучшаются позиции в паре, развивается память логическая и мышечная. Отрабатывается техника движений, достигается музыкальность и ритмичность

 Ритмико-гимнастические упражнения

Исполнение общеразвивающих упражнений на выработку красивой осанки, на развитие ловкости, равновесия – с подниманием на полупальцы, с поднимание ноги, с закрытыми глазами. Расслабление определенной группы мышц. Наклоны туловища вперед с различными положениями рук вправо, влево, со скольжением рук вдоль туловища. Упражнения на разные сложности перестроения.

Ритмичные упражнения

Определение на слух двух-, трех- и четырехдольных размеров. Совершенствование движений под музыку со сменой метроритма, узнавание чередования размеров в музыкальных произведениях. Ходьба и бег под музыку

  • изменением темпа, с переходом от умеренного к быстрому или медленному темпу. Отражение хлопками, притопами, различными видами ходьбы ритмического рисунка мелодии. Составление простых ритмических рисунков. Определение регистра звучания и подбор движения соответственно нижнему, среднему и высокому регистру. Дирижирование.

Танцевальные движения, танцы

Совершенствование движений, отработанных ранее. Знакомство с новыми элементами танца и движениями: присядка и полу присядка на месте и

  • продвижением, "ковырялочка". Разнообразные сочетания отработанных шагов с движениями рук и хлопками. Шаг вальса прямой и с поворотом. Различные композиции движений из русских и местных народных танцев, танцев других народов («Сиртаки»), современных массовых танцев. Хороводы и парные танцы. Исполнение разученных танцев.

Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку

Самостоятельный подбор свободных естественных движений под музыку разного характера на определенную тему. Подражательные движения, инсценировка русских сказок, игры под музыку на развитие пространственной ориентировки, памяти, внимания.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся Обучающиеся должны знать:

все изученные термины и названия;

правую и левую стороны тела, пространства; виды танцевального искусства;

Обучающиеся должны уметь:

 выполнять любые ритмико-гимнастические упражнения под музыку различного характера и темпа;

 начинать и заканчивать движение вместе с началом и окончанием звучания музыки;

 отражать  изменением  движения  любые  изменения  в  характере,  темпе,

метроритме, регистре звучания музыки;

участвовать в сценических изображениях музыкальных сказок;

участвовать в различных композициях движений из разученных плясок и танцев.

. Общеразвивающие упражнения. Диско-танцы: “Зимний вальс”, «Сударушка», “Душа моя кадриль».

Виды контроля

Педагогическое наблюдение.

Индивидуальные и групповые беседы с учащимися.

Итоговые занятия, концерты.

Критерии оценки полученных результатов:

  1. баллов - правильное исполнение движений, упражнений, заданий;

  1. балла - исполнение движений, упражнений, заданий с 1 - 3 ошибками и их самостоятельным исправлением;

  1. балла - исполнение движений, упражнений, заданий с 2 - 4 ошибками и их исправление с помощью педагога;

  1. балла - неумение выполнить движения, упражнения, задания.

Ожидаемые результаты

Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике будут способствовать общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности. Дети научатся слушать музыку, выполнить под музыку различные движения, танцевать, импровизировать.

Этот вид деятельности поможет укрепить мышечную силу рук, ног, спины, плечевого пояса, выработать правильную осанку, развить мелкую моторику, вызовет живой эмоциональный интерес, расширит их знания, разовьет слуховое восприятие.

Движения под музыку создадут благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание. Задания на самостоятельный выбор движений будут способствовать развитию у ребенка воображения, координации движений.

Концертная деятельность расширит кругозор, круг общения, создаст ситуацию успеха.

Ученикам необходимо для урока ритмики иметь чешки и спортивную форму. Уроки должны проводиться в специальном или приспособленном

просторном помещении, отвечающем по санитарно-гигиеническим характеристикам тем требованиям, которые предъявляются к помещениям для подобных занятий. В помещении должны находиться музыкальный инструмент, скамейки для отдыха детей.

 Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2024/2025 Ритмика и танец/1 – 3 класс Общее количество часов: 136

№ урока

Тема и тип урока

Планируемый результат

Вид деятельности, формы работы

Форма контроля

Кол-во часов

Дата

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

Раздел 1: Ритмика (элементы музыкальной грамоты) - 30 ч

1.

Беседа о правилах поведения на уроках ритмики, о форме одежды на занятии. В.Шаинский "Чебурашка".

Техника безопасности в занимательной форме; позиции ног: 1,6. "Чебурашка".

Умеют исполнять простой поклон по 6-й позиции, положение рук на талии.

исполняют простой поклон по 6-й позиции, положение рук на талии.

Представление результатов индивидуально й или групповой деятельности

в форме творческих

работ.

3

2.

Характер музыкального произведения, его темп, динамические оттенки, легато -стаккато. М. Легран из к/ф «Шербуржские зонтики» упражне.ния с осенними листьями

Учимся в игровой форме (правильное положение рук на талии), «Шербуржские зонтики» упражне.ния с осенними листьями

Могут правильно поставить руки на талию, и сохраняя это положение выполнять различные движения; соблюдают правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;

выполняют эсте-тически красиво различные упражнения

с положением рук на талии.

выполняют различные движения; соблюдают правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;

выполняют эсте-тически красиво различные упражнения

с положением рук на талии.

3

3.

Упражнение на напряжение и расслабление мышц тела. Танцевальные движения. Диско танец. «Танец маленьких утят». Игра «Жуки».

Упражнения на выработку правильной осанки; в игровой форме выполняем простое задание с помощью «волшебных ниточек» расправляем спинку и растем до потолка. Диско танец. «Танец маленьких утят». Игра «Жуки».

Умеют сохранять правильную осанку во время исполнения танцевальных элементов.

исполняют танцевальные элементы

Групповое и индиви-дуальное выполнение разученного материала. Представление результатов индиви-дуальной или групповой

деятельности в форме

творческих работ.

3

4.

Поклон реверанс. Сценический шаг. Повороты головой. Упражнение на развитие мышц шеи. В. Шаинский "Кузнечик".

В игровой форме разучиваем упражнение "Кузнечик".

Умеют выполнять беговую разминку; соблюдать

правила поведения и предупреждения травматизма во

время занятий. Знают понятие

«правильная осанка»; умеют выполнять

упражнения на выработку сильной спины.

выполняют упражнения на

выработку сильной спины.

3

5.

Танцевальные шаги: голоп, подскоки, пружинка, притоп, полька. М. Старокодомской. Веселые путешественники.

Жанры музыки, ее формы, стилевые особенности. Слушаем и слышим музыку.

Умеют определять жанр музыки; определяют, где заканчивается вступление в музыке; выделяем хлопком начало и конец музыкальной фразы.

определяют жанр музыки; определяют, где заканчивается вступление в музыке; выделяют хлопком начало и конец музыкальной фразы.

Групповое и индиви дуальное выполнение разученного материала.

3

6.

Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава. В. Шайнского «Чунга-чанга».

Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений для подвижности локтевого сустава «Чунга-чанга»

танцевальные комбинации с

музыкальным сопровождением; умеют использовать двигательный опыт в организации активного отдыха и досуга; проявляют готовность к преодолению трудностей, мобилизации своих личностных и физических ресурсов; умеют поддерживать друг друга в игре.

выполняют различные танцевальные

комбинации с музыкальным сопровождением

Групповое и индии-видуальное выполнение разученного материала.

3

7.

День здоровья. Упражнения на ориентировку в пространстве. Логоритм «В лесу».

Марш на месте высоко поднимая колени, марш с носка с продвижением по заданной траектории; простой сценический шаг; сочетание марша с работой рук; простые танцевальные комбинации с использованием марша. Игры с пением и речевым сопровождением. Логоритм «В лесу».

Знают простой сценический шаг,

марш на месте высоко поднимая колени, марш с носка с продвижением по заданной траектории; умеют выполнять круговую разминку; организовывать собственную деятельность,

выбирать и использовать средства для достижения её цели; активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; умеют сохранять правильную осанку,

выполняют простой сценический шаг,

марш на месте высоко поднимая колени, марш с носка с продвижением по заданной траектории; выполняют круговую разминку

Групповое и индиви-дуальное выполнение разученного материала.

3

8.

Движение плеч и корпуса: подъем плеч в разном темпе и характере.

Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов. Наклоны и повороты туловища вправо, влево. Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.

Умеют подбирать наиболее удобный для себя ритм и темп бега; выполнять

различные виды прыжков, упражнения

на расслабление рук, строевые упражнения; организовывать

собственную деятельность,

выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; знакомимся с понятием графический рисунок танца

( круг, линия )

подбирают наиболее удобный для себя ритм и темп бега; выполняют различные виды прыжков, упражнения на расслабление рук, строевые упражнения;

Групповое и индиви-дуальное выполнение разученного материала.

Представление результатов индивидуа-льной или групповой

деятельности в форме

творческих работ.

9

Раздел 2: Танцевальная азбука - 50 ч

1.

Движение головы: поворот направо – налево, в разном характере, вверх

Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений; знакомимся с

Умеют использовать двигательный опыт в организации активного отдыха и досуга; проявляют готовность к

выполняют упражнения

Групповое и индиви-дуальное выполнение разученного

5

вниз с различной амплитудой, наклон вправо – влево с различной амплитудой.

движениями с помощью которых можно передать образы лесных животных; импровизации на заданную тему.

преодолению трудностей, мобилизации своих личностных и физических ресурсов; владеют способами взаимодействия с окружающими людьми (сверстниками и взрослыми.

материала. Представление результатов индивиду-

альной или групповой деятельности

в форме творческих

работ.

2.

Путешествие в мир музыки и движения. «Игра капли».

Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в

Умеют выполнять разминку с упражнениями на внимание; импровизировать на заданную тему;

сохраняют правильную осанку, оптимальное телосложение, быстро ориентируются в пространстве и перестраивают графические

рисунки.

выполняют разминку с упражнениями на внимание; импровизируют на заданную тему; сохраняют правильную осанку, быстро ориентируются в пространстве и перестраивают графические

рисунки.

Групповое и индиви-дуальное выполнение разученного материала.

Представление результатов индивиду-альной или групповой

деятельности в форме творческих

работ.

5

несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Музыкальные игры«Игра капли».

3.

Вытягивание, разворачивание и скрещивание стопы «Птичка польку танцевала».

Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передача в движении разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. «Птичка польку танцевала».

Умеют использовать двигательный опыт в организации активного отдыха и досуга; играть в подвижные игры; организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми; соблюдать

правила взаимодействия с игроками; организовывать собственную деятельность,

выбирать и использовать средства для достижения её цели; активно включаться в коллективную

деятельность, взаимодействовать со сверстниками В достижении общих целей;

проявляют готовность к преодолению трудностей, мобилизации своих личностных и физических ресурсов; владеют способами взаимодействия с окружающими

людьми (сверстниками и взрослыми)

играют в подвижные игры; организуют места занятий физическими упражнениями и подвижными играми; соблюдают правила взаимодействия с игроками; организуют собственную деятельность,

Групповая деятельность.

5

4.

Упражнения на ориентировку в пространстве. Различие правой, левой ноги, руки, плеч.

Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов. Наклоны и повороты туловища вправо, влево. Приседания с опорой и без опоры. Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.

Умеют подбирать наиболее удобный для себя ритм и темп бега;

выполнять различные виды

прыжков, упражнения

на расслабление рук, строевые упражнения; организовывать собственную деятельность, выбирать и

использовать средства для достижения её цели; активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками

в достижении

выполняют упражнения

Групповое и индиви-дуальное выполнение разученного материала.

Представление результатов индивиду-альной или групповой

деятельности в форме

творческих работ.

5

общих целей; сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение.

5.

Перестроение из колонны в шеренгу и обратно.

Различные ритмические движения под музыку; развивать, плавность, выразительность движений, координацию с помощью разученных комбинаций, развить умение выполнять движения в определенном, соответствующем звучанию музыки, ритме, темпе; учить чувствовать сильную долю такта (метр) при звучании музыки в размере две четверти.

Умеют использовать двигательный опыт в организации активного отдыха и досуга; умеют выполнять упражнения на внимание и на координацию движений, на слух; умеют сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение.

выполняют упражнения на внимание и на координацию движений, на слух;

сохраняют правильную осанку

Групповое и индиви-дуальное выполнение разученного материала.

Представление результатов индивидуа-льной или групповой

деятельности в форме

творческих работ.

5

6.

Танцевальные этюды и танцы построенные на танцевальном шаге в разном характере и ритме.

Понятие «гибкость»; выполняем упражнения «стойка на лопатках» и «мост»; общеразвивающие упражнения: разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения; наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени; наклоны и повороты туловища в сочетании с затылок, на пояс.движениями рук вверх, в стороны, на

Умеют организовывать собственную деятельность,

выбирать и использовать

средства для достижения её цели; активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать

со сверстниками в достижении общих целей; сохраняют правильную осанку, оптимальное телосложение; выполняют эстетически красиво гимнастические элементы («стойка на лопатках» и «мост»)

выполняют упражнения

Групповое и индиви-дуальное выполнение разученного материала.

Представление результатов индивиду-

альной или групповой

деятельности в форме творческих работ.

5

7.

Партерный экзерсис на полу.

Различные ритмические движения под музыку: развивать, плавность, выразительность движений, координацию с помощью разученных комбинаций, развить умение выполнять движения в определенном, соответствующем звучанию музыки, ритме, темпе; учить чувствовать сильную долю такта (метр) при звучании музыки в размере две четверти.

Умеют использовать двигательный опыт для тренировки дыхательной

системы организма; умеют

расслабляться, восстанавливаясь после урока;

выполняют упражнения на внимание и на координацию движений, на слух; выполняют в нужном темпе и ритме различные танцевальные элементы;

соблюдают правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий; активно включаются в коллективную деятельность.

выполняют упражнения на внимание и на координацию движений, на слух; выполняют в нужном темпе и ритме различные танцевальные элементы; соблюдают правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий; активно включаются в коллективную деятельность.

Групповое и индиви-дуальное выполнение разученного материала.

Представление результатов индивидуа-льной или групповой

деятельности в форме

творческих работ.

5

8.

Элементы классического танца.

Игры развивающие воображение: мы встретили в лесу медведя, лису, зайца. Упражнения для развития пластики

Умеют выполнять разминку с подражательными движениями; играть в музыкальную игру «совушка»; умеют импровизировать на заданную тему.

выполняют упражнения

Групповое и индиви- дуальное выполнение разученного материала. Представл-ение результатов индиви-дуальной или групповой

деятельно-сти в форме

творческих работ.

5

9.

Элементы народного танца.

Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

Умеют играть в подвижные игры; организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми; соблюдать

правила взаимодействия с игроками;

организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для до-стижения её цели; активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей.

играют в подвижные игры, организуют место занятий

Групповое и индиви-дуальное выполнение разученного материала.

Представление результатов индивиду-альной или групповой

деятельности в форме

творческих работ.

5

10.

Диско танцы.

Прыжки, бег, подскоки, галопы (выполняем на месте, с продвижением и с перестроением рисунка).

Умеют подбирать наиболее удобный для себя ритм и темп бега; выполнять различные виды

прыжков, упражнения

на расслабление рук, строевые упражнения; организовывать собственную

деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; активно включаться в коллективную

деятельность, взаимодействовать

со сверстниками

в достижении общих целей.

выполняют танцевальные движения

Групповое и индиви-дуальное выполнение разученного маериала.

Представле-ние результатов индиви-дуальной или групповой

деятельности в форме

творческих работ.

3

11.

Партерный экзерсис на полу. Упражнения на укрепление мышц пресса, спины, поясничного отдела позвоночника.

Упражнения для развития пластики (складка, бабочка, катушка, мостик, березка, велосипед);

Умеют выполнять разминку

направленную на развитие коорди-

нации движений; гимнастические

движения на полу («колечко», «змейка», «мост»); упражнения

для растяжки («бабочка», «лягушка»);

умеют расслабляться, знают расслабляющие движения; умеют

восстанавливаться после урока.

выполняют танцевальные движения

Групповое и индиви-дуальное выполнение разученного материала.

Представление результатов индивиду-альной или

групповой деятельности в форме

творческих работ

2

Раздел 3: Танцевальные движения -30 ч

1.

Упражнения на улучшение гибкости позвоночника.

Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг; неторопливый танцевальный бег, стремительный бег; подскоки с ноги на ногу, легкие подскоки; переменные притопы; прыжки с выбрасыванием ноги вперед.

Умеют подбирать наиболее удобный для себя ритм и темп бега;

выполнять различные виды прыжков, упражнения на расслабление

рук, строевые упражнения; познакомятся с позициями

рук и ног; органи-зовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать

со сверстниками

в достижении общих целей; сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение.

выполняют упражнения

Групповое и индиви-дуальное выполнение разученного материала.

4

2.

Упражнения на улучшение подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра.

Научимся исполнять различные этюды используя знакомые

танцевальные элементы; импровизировать на заданную тему.

Умеют использовать двигательный опыт в организации активного отдыха и досуга; проявляют готовность к преодолению трудностей, мобилизации своих личностных и физических ресурсов;

владеют способами взаимодействия с окружающими людьми (сверстниками и взрослыми)

выполняют упражнения

Групповое и индиви-дуальное выполнение разученного материала. Представлен-ие результатов индиви-дуальной

или групповой

деятельности в форме

творческих работ.

4

3.

Упражнения на улучшение гибкости коленного сустава.

Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки.

Умеют соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;

выполнять различные танцевальные

комбинации с музыкальным сопровождением; умеют использовать двигательный опыт в

организации активного отдыха и досуга; проявляют готовность к преодолению трудностей, мобилизации своих

личностных и физических ресурсов

выполняют упражнения

Групповое и индии-видуальное выполнение разученного материала.

4

4.

Упражнения на исправления осанки.

Упражнения на выработку правильной осанки; в игровой форме выполняем простое задание с помощью «волшебных ниточек» расправляем спинку и растем до потолка.

Умеют сохранять правильную осанку во время исполнения танцевальных элементов.

выполняют упражнения

Групповое

и индиви-дуальное выполнение разученного материала. Представление результатов индиви-дуальной или групповой

деятельности в форме

творческих работ.

4

5.

Построение в колонну по одному, по два, в пары.

Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре.

Умеют выполнять разминку с упражнениями на внимание; импровизировать на заданную тему;

сохраняют правильную осанку, оптимальное телосложение, быстро ориентируются в пространстве и перестраивают графические

рисунки.

выполнят упражне

ния

Групповое и индиви-дуальное выполнение разученного материала.

Представление результатов индивиду-альной или групповой

деятельности в форме творческих

работ.

4

Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол.

6.

Круг, сужение и расширение круга.

Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки.

Умеют соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;

выполнять различные танцевальные

комбинации с музыкальным сопровождением; умеют использовать двигательный опыт в

организации активного отдыха и досуга; проявляют готовность к преодолению трудностей, мобилизации своих

личностных и физических ресурсов

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

Групповое и индии-видуальное выполнение разученного материала.

5

7.

Упражнения на ориентиру в пространствеположение рук в танцах

Ориентировка в направлении движений вперед,

назад, направо, налево, в круг, из круга.

травматизма во время занятий;

выполнять различные танцевальные

комбинации с музыкальным сопровождением; умеют использовать двигательный опыт в

организации активного отдыха и досуга; проявляют готовность к преодолению трудностей, мобилизации своих личностных и физических ресурсов; умеют поддерживать друг друга в игре.

выполнят упражнения выполняют танцевальные движения

Групповое и индии-видуальное выполнение разученного материала.

5

Раздел 4: Танцевальный репертуар - 26 ч

1.

Свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу, круг.

Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки.

Умеют соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;

выполнять различные танцевальные

комбинации с музыкальным сопровождением; умеют использовать двигательный опыт в

организации активного отдыха и

досуга; проявляют готовность к преодолению

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

Групповое и индии-видуальное выполнение разученного материала.

10

2

Положение рук в танцах.

налево, в круг, из круга.

травматизма во время занятий;

выполнять различные танцевальные

комбинации с музыкальным сопровождением; умеют использовать двигательный опыт в

организации активного отдыха и досуга; проявляют готовность к преодолению трудностей, мобилизации своих личностных и физических ресурсов; умеют поддерживать друг друга в игре.

танцевальные движения

выполнение разученного материала.

9

3.

Танцевальные этюды и танцы построенные на танцевальном шаге в разном характере и ритме.

Научимся исполнять различные этюды используя знакомые

танцевальные элементы; импровизировать на заданную тему.

Умеют использовать двигательный опыт в организации активного отдыха и досуга; проявляют готовность к преодолению трудностей, мобилизации своих личностных и физических ресурсов;

владеют способами взаимодействия с окружающими людьми (сверстниками

и взрослыми)

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

Групповое и индиви-дуальное выполнение разученного материала.

Представлен-ие результатов индиви-дуальной

или групповой

7

Итого -136 час

Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2024/2025

Ритмика и танец/4-5класс Общее количество часов:170

 урока

Планируемый результат

Вид деятельности, формы работы

Форма контроля

Кол-во часов

Дата

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные

действия

Раздел 1: Ритмика (элементы музыкальной грамоты) - 40 ч

1.

Беседа о правилах поведения на уроках ритмики, о форме одежды на занятии. (А. Петров -песенка о дружбе. Маршируем. – П. Чайковского соч. 40 №2 Грустная песенка.

Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга; сохранение правильной дистанции во всех видах построенй; бодрый, спокойный, топающий шаг.

Умеют выполнять (бег, танцевальный шаг, галоп) сохраняя правильное построение, безопасные интервалы; выполнять различные танцевальные комбинации с музыкальным сопровождением. умеют использовать двигательный опыт в организации активного

отдыха и досуга; проявляют готовность

к преодолению трудностей, мобилизации своих личностных и физических ресурсов.

выполняют упражнения

Групповое и индиви-дуальное выполнение разученного материала.

9

2

Рисунок танца

Движение по линии танца.

Рисунок танца "Круг" (рассказ из истории):

замкнутый круг; раскрытый круг (полукруг); круг в круге; сплетенный круг (корзиночка);

лицом в круг, лицом из круга; в круг парами.

 Передача в движении разницы в двухчастной музыке.

Учебно трениро-вочная работа.

Представление результатов

индивидуальной или групповой

деятельности в форме

творческих работ.

9

3.

Ритмический рисунок с триолями.

Слушаем музыку, создаем музыкальные образы; эмоции музыки в движениях; умеем выполнять разминку

направленную на развитие координации движения; сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение.

Умеют выполнениять движения в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передача в движении разницы в двухчастной музыке.

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

Представление результатов индивиду альной или групповой

деятельности в форме

творческих работ.

9

4.

Упражнения с различными видами синкоп.

Прыжки, бег, подскоки, галопы (выполняем на месте, с продвижением и с перестроением рисунка).

Умеют использовать приобритенные навыки и знания в само-

стоятельной работе; выполнять упражнения ритмично, под музыку; ускорять и замедлять движения в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения;

правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий; развивают координацию слуховых и

двигательных навыков.

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

Групповое и индиви-дуальное выполнение разученного материала.

9

5.

Переменный счет.

Слушаем музыку, создаем музыкальные образы; эмоции музыки

в движениях; умеем выполнять разминку

направленную на развитие координации

движения;

сохранять правильную осанку, опти-

мальное телосложение.

Умеют        выполнять движения в заданном темпе и после остановки музыки; построение круга из шеренги и из движения врассыпную; выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий ; умеют выполнять упражнения сохраняя

«правильную осанка»; соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во

время занятий; владеют способами взаимодействия с окружающими людьми (сверстниками и взрослыми)

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

Групповое

и индивидуальное выполнение разученного материала. Представление результатов индивидуальной или групповой деятельности в форме

творческих работ

4

Раздел 2: Танцевальная азбука - 60 ч

6.

Экзерсис. Demi-plie, Grand-plie по 1,2,5 позиции (усложняется ритмически, введение паралельных позиций).

Упражнения на укрепление суставно-мышечного аппарата упражнения для развития пласти с помощью элементарных форм растяжек эластичность мышц и связок.

Умеют        выполнять движения в заданном темпе и после остановки музыки; умеют выполнять упражнения сохраняя

«правильную осанка»; соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во

время занятий; владеют способами взаимодействия с окружающими людьми (сверстниками

и взрослыми)

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

Групповое

и индивидуальное выполнение разученного материала. Представление результатов индивидуальной или групповой

деятельности в форме

творческих работ.

6

7.

Battementstendu s.

Знакомимся с понятием Battementstendus. ; понятие синхронность; научатся общаться в танце; исполнять танцевальные элементы с музыкальным сопровождением; приобритаем

координацию слуховых и

двигательных навыков.

Умеют использовать двигательный опыт в организации активного

отдыха и досуга; проявляют готовность

к преодолению трудностей, мобилизации своих личностных и физических ресурсов;

владеют способами взаимодействия с окружающими людьми (сверстниками

и взрослыми)

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

Групповое

и индивидуальное выполнение разученного материала. Представление результатов индивидуальной или групповой

деятельности в форме

творческих работ.

6

8.

Bat. tendus с работой пятки опорной ноги.

Bat. tendus с работой пятки опорной ноги

Умеют выполнять упражнения ритмично, под музыку; умеют ускорять и замедлять движения в соответствии с изменением

выполняют упражнения, выполняют танцевальные

Групповое

и индивидуальное выполнение разученного

6

темпа музыкального сопровождения; соблюдают правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий. преобритают координацию слуховых и

двигательных навыков. проявляют готовность

к преодолению трудностей, мобилизации своих личностных и физических ресурсов; умеют поддерживать друг друга в игре.

движения

материала.

9.

Bat. Tendus первод стопы с носка на каблук.

Bat. Tendus первод стопы с носка на каблук.

Проявляют готовность к преодолению трудностей, мобилизации своих личностных и физических ресурсов; осваивают правила здорового образа жизни; умеют ориентироваться в основных понятиях и терминах (позиции рук, позиции ног).

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

Представление результатов индивидуа- льной или групповой деятельности

в форме творческих

работ.

6

10.

Battements tendus jetes на demi-plie.

Battements tendus на demi-plies вперед, в сторону, назад (муз размер 2т 4/4, 1т 4/4

Проявляют готовность к преодолению трудностей, мобилизации своих личностных и физических ресурсов; осваивают правила здорового образа жизни; умеют ориентироваться

основных понятиях и терминах (позиции рук, позиции ног).

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

Представление результатов индивидуальной или групповой деятельности

в форме творческих

работ.

6

11.

Battements fondus (муз.раз. 2/2).

Battements fondus (муз.раз. 2/2).

Проявляют готовность к преодолению трудностей, мобилизации своих личностных и физических ресурсов; осваивают правила здорового образа жизни; умеют ориентироваться в основных понятиях и терминах (позиции рук, позиции ног).

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

Представление результатов индивидуа- льной или

групповой деятельности в форме творческих

работ.

6

12.

Подготовка к "веревочке".

Элементы русской пляски: с продвижением, с поскоками, руки подбоченившись.

Умеют выполнять движения в соответствии с изменением характера музыки (быстро — медленно): бодро, свободно, подняв голову и не сутулясь, останавливаться, затем по музыкальному сигналу опять начинать движение; умеют

выполнять различные виды прыжков; умеют сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; познакомиться с простыми элементами различных народных танцев

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

Индиви-дуальное выполнение разученного материала.

6

13.

"Веревочка" с поворот омиз открытого в закрытое положение и обратно.

Элементы русской пляски: с продвижением, с поскоками, руки подбоченившись.

Умеют выполнять движения в соответствии с изменением характера музыки (быстро — медленно): бодро, свободно, подняв голову и не сутулясь, останавливаться, затем по музыкальному сигналу опять начинать движение; умеют

выполнять различные виды прыжков; умеют сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; познакомиться с простыми элементами различных народных танцев

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

Групповое и индиви-дуальное выполнение разученного материала.

Представление результатов индивидуа-льной или групповой

деятельности в форме

творческих работ.

6

14.

Battements devoloppe на 90° с одним ударом каблуком опорной ноги в

Разучиваем Bettementsdeveloppes на 90° вперед, в сторону и назад, на вытянутой ноге и полуприседании с одним ударом каблуком опорной ноги

Умеют ориентироваться в понятиях и терминах.

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

Групповое

и индивидуальное выполнение разученного материала. Представление

4

полуприседани и вперед, в сторону и назад.

в полуприседании

результатов индивидуальной или групповой

деятельности в форме

творческих работ

15.

Выстукивание в русском характере.

Элементы русской пляски дробь на месте, с поворотом и с продвижением вперед

Умеют гармонично сочетать работу рук, ног, головы; передавать в танцевальных движениях манеру и характер упражнения; умеют

сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; владеют способами взаимодействия с окружающими людьми (сверстниками

и взрослыми)

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

Групповое

и индивидуальное выполнение разученного материала. Представление результатов индивидуальной или групповой

деятельности в форме

творческих работ.

4

16.

Grand battements.

Разучиваем вперед, в сторону и назад, на вытянутой ноге и полуприседании Grand battements.

Умеют ориентироваться в понятиях и терминах.

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

Групповое

и индивидуальное выполнение разученного материала. Представление результатов индивидуальной или групповой

деятельности в форме

творческих работ.

4

Раздел 3: Танцевальные движения – 40  ч

17.

Веревочка двойная.

Элементы русской пляски: веревочка двойная на месте и с продвижением, шаг с поскоками.

Умеют выполнять движения в соответствии с изменением характера музыки (быстро — медленно): бодро, свободно, подняв голову и не сутулясь, останавливаться, затем по музыкальному сигналу опять начинать движение; умеют

выполнять различные виды прыжков; умеют сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; выполнять движения подскоки; познакомиться с простыми элементами различных народных танцев

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

разученного материала. Представление результатов индивидуальной или групповой

деятельности в форме

творческих работ.

8

18.

Разножка на полу, в сторону.

Разучиваем разножка на полу, в сторону.

Умеют выполнять упражнения ритмично, под музыку; умеют ускорять и замедлять движения в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения; соблюдают правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий. преобретают координацию слуховых и

двигательных навыков. проявляют готовность

к преодолению трудностей, мобилизации своих личностных и физических ресурсов; умеют поддерживать друг друга в игре.

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

Групповое и индиви-дуальное выполнение разученного материала.

8

19.

Разножка вперед на каблук одной ноги и на носок другой.

Разучиваем разножка вперед на каблук одной ноги и на носок другой.

Умеют выполнять упражнения ритмично, под музыку; умеют ускорять и замедлять движения в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения;

соблюдают правила поведения и

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

Групповое и индиви-дуальное выполнение разученного материала.

8

предупреждения

травматизма во время занятий. преобритают координацию слуховых и двигательных навыков. проявляют готовность к преодолению трудностей, мобилизации своих личностных и физических ресурсов; умеют поддерживать друг друга в игре.

20.

Хлопушка из ударов только в ладоши.

Хлопушка из ударов только в ладоши.

Умеют использовать двигательный опыт в организации отдыха и досуга; работают в парах (вежливое обращение к партнеру); соблюдают правила поведения и предупреждения

травматизма во время занятий; выполняют эстетически красиво различные упражнения

с положением рук на талии; умеют взаимодействовать друг с другом.

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

Представление результатов индивидуа льной или

групповой деятельности

в форме творческих

работ.

8

21.

Сочетание ударов в ладоши с ударами по ногам, корпусу и полу.

Сочетание ударов в ладоши с ударами по ногам, корпусу и полу

Умеют использовать двигательный опыт в организации отдыха и досуга; работают в парах (вежливое обращение к партнеру); соблюдают правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий; выполняют эстетически красиво различные упражнения с положением рук на талии; умеют взаимодействовать друг с другом.

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

Представление результатов индивидуальной или

групповой деятельности

в форме творческих

работ.

4

22.

Дробные выстукивания.

Элементы русской пляски двойная дробь на месте, с поворотом и с продвижением вперед

передавать в танцевальных движениях манеру и характер упражнения; умеют

сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение; владеют способами взаимодействия с окружающими людьми (сверстниками

и взрослыми)

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

выполнение разученного материала. Представление результатов индивидуа-ьной или групповой

деятельности в форме

творческих работ.

4

Раздел 4: Танцевальный репертуар - 30 ч

23.

Русский пляс, перепляс -свободной композиции.

Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений; выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен; самостоятельное создание музыкально-двигательного образа; игры с пением и речевым сопровождением; инсценирование доступных песен; прохлопывание

ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

Умеют передавать в движениях развернутый сюжет музыкального рассказа; смена ролей в импровизации; придумывать варианты к пляскам; выполнять

круговую разминку; соблюдать правила взаимодействия с игроками; организовывать собственную деятельность,

выбирать и использовать средства для достижения её цели; активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение.

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

Групповое

и индивидуальное выполнение разученного материала. Представление результатов индивидуальной или групповой

деятельности в форме

творческих работ.

15

24.

Вальс "Дружба".

Разучиваем танцевальные комбинации; постановка танца; самостоятельное исполнение с музыкальным сопровождением.

Умеют выполнять упражнения ритмично, под музыку; умеют ускорять и замедлять движения в соответствии с изменением темпа музыкального правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий Приобретают координацию слуховых и

двигательных навыков. проявляют готовность

к преодолению трудностей, мобилизации своих личностных и физических ресурсов; умеют поддерживать друг друга в игре.  сопровождения; соблюдают

выполняют упражнения, выполняют танцевальные движения

15

Итого 170 час

Итого 2 группы -306 часов

СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материальные средства:

- учебный кабинет, актовый зал;

- магнитофон;

- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

- фонотека; диски DVD, диски DVD – караоке

- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);

- наглядные демонстрационные пособия;

- коврики для выполнения упражнений;

- мячи, гимнастические палки, спортивные ленты. 

ЛИТЕРАТУРА

Андреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981.

Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.

Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.

Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980.

Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский композитор, 1984.

Бычаренко  Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1984.

Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. – М.: Музыка, 1980.

Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971.

Дубянская Е. Подарок нашим малышам. – Л.: Музыка, 1975.

Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение, 1971.

Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. – М.: Музыка, 1969.

Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей младшего возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981.

Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. – М.: Советский композитор, 1979.

Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская народная сказка. – В сб.: Гори, гори ясно. – М.: Музыка, 1984.

Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор, 1989.

Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский композитор, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе дополнительного образования по по ОФП 1 ступень 1-2 класс

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе дополнительного образования по по ОФП 1 ступень 1-2 класс разработано в соответствии с требованиями ФГОС...

Программа дополнительного образования по физической культуре для учащихся 5-7 классов на 2012-2013 учебный год «Общая физическая подготовка»

Внеклассной работе по физической культуре в настоящее время придается большое значение. На занятиях в секциях ОФП школьники занимаются с основами: легкой атлетики, гимнастики, спорт...

Рабочая программа дополнительного образования внеурочной деетельности "Художественная обработка древесины "5-6 класса

Образовательная  дополнительная программа «Художественная обработка древесины» - художественно - эстетического направления рассчитана на 1 год обучения,  носит как индивидуальный, так и груп...

Рабочая программа дополнительного образования по курсу: оздоровительная гимнастика для 5-9 классов (количество часов в год - 68 часов)

Программа составлена с учетом психо-физиологических особенностей обучающихся 5-9 классов...

Рабочая программа социализации личности обучающихся (воспитанников) группы продленного дня 9«А» класса на 2024-2025 учебный год

Аннотация к рабочей программе Название программыРабочая программа социализации личности обучающихся (воспитанников) группы продленного дня 9«А» классана 2024-2025 учебный годОсновная ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по цветоводству и декоративному садоводству для 9 специального (коррекционного) класса на 2024-2025 учебный год.

Рабочая программа  по  учебному  курсу «Цветоводство  и декоративное  садоводство  9  класса    разработана на основе :Программы для 5-9 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования ,вокальный кружок «Волшебный микрофон» для 1-9 класса на 2024-2025 учебный год

Дополнительная образовательная программа «Волшебный микрофон» имеет художественно-эстетическую направленность. Настоящая программа предполагает создание условий для развития художественно-...